Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В. Золотое амальгамирование в оформлении художественного металла сросткинской культуры*

В эпоху средневековья для декоративного оформления различных категорий художественного металла применялись разнообразные технологии, среди которых гравировка, инкрустация, золочение как холодное, так и горячее. При золочении менее ценные виды металла (бронза, латунь и др., которые покрываются золотом) приобретают вид золота. Существует несколько способов золочения: холодным путем, путем амальгамирования, листовое золочение и другие (Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2004, с. 60). Иными словами, одним из средств придания металлическим вещам эстетического, привлекательного вида было их покрытие благородным металлом, одним из которых являлось золото (Au) - химический элемент, металл желтого цвета, пластичный и тягучий. В природе золото встречается в самородном состоянии в виде песка, мельчайшей пыли или более или менее крупных кусков-самородков.

Особым свойством золота является его способность растворяться в ртути, образуя амальгаму. В качестве синонимов амальгамирования используются такие понятия, как наводка, огневое золочение, золочение «через огонь». Для приготовления золотой амальгамы золото предварительно измельчали, затем нагревали и погружали в ртуть, нагретую до 300 °С. Отношение металлов обычно составляло 6:1 или 8:1. Смесь непрерывно размешивали до полного растворения золота.

После растворения золота, чтобы избежать его кристаллизации, амальгаму выливали в холодную воду, затем просушивали и удаляли из нее избыток ртути, для чего помещали в замшевый мешочек и отжимали. Приготовленную амальгаму наносили на обезжиренную, протравленную и высушенную поверхность металла. Металл перед нанесением амальгамы иногда серебрили натиранием или покрывали его поверхность нитратом ртути, при этом тщательно контролировалось качество подготовляемой поверхности. После тщательного натирания амальгамой изделие нагревали, чтобы улетучилась ртуть. Обычно нагрев производили не более пяти минут, так как при сильном и длительном нагревании часть золота улетучивалась вместе с ртутью (Одноралов Н.В., 1989, с. 11; Флеров А.В., 1981, с. 243-244).

В конце I тыс. н.э. в Сибири, в том числе на Алтае, используются приемы холодного и горячего золочения и серебрения. В зависимости от уровня развития технологии в регионе, производящем украшения, и сырьевой базы могли использоваться разные варианты этих приемов: от опускания изделия в расплавленный драгоценный металл до амальгамирования. Золочение и серебрение с помощью амальгамирования позволяло получить очень тонкое, но прочное покрытие на основе малого количества драгоценных металлов. Л.В. Конькова и Г.Г. Король (1999, с. 61) отмечают, что распространение золочения и серебрения на рубеже I-II тыс. н.э. являлось важным аспектом развития экономной технологии.

Позолоченные изделия кроме того, что лучше сохранялись, выглядели нарядней, богаче, орнаменты «играли» при движении, так как свет по-разному отражался от блестящих поверхностей. Пояса воинов и снаряжение лошадей с такими украшениями были особенно хороши и на солнце заметны издалека. Все это создавало на них повышенный спрос.

Для выявления и уточнения наличия золотой амальгамы на декоративном металле из средневековых памятников Алтая была отобрана серия украшений конского снаряжения из фондов Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ. Для получения информации о составе металла предметов был осуществлен рентгенофлюоресцентный анализ (РФА) поверхности на приборе ArtTAX в Лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа (Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2005, с. 153-157; Горбунова Т.Г., Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2007, с. 199-202).

Среди вещей отобранной серии с помощью обозначенной методики зафиксировано присутствие золотой амальгамы на 24 изделиях. Также отмечено семь украшений со следами холодного золочения. К амальгамированным с помощью золота изделиям относятся следующие предметы:

1) наконечник ремня из памятника Белый Камень (курган №1) - овально-прямоугольное изделие с фигурноскобчатыми сторонами и основанием, украшенное симметричным растительным орнаментом (Тишкин А.А., 1993, с. 239, рис. 3.-13) (рис. 1.-14);
2) наконечники ремня из памятника Щепчиха-I (курган №4) - овально-прямоугольной формы украшения с V-образным и волнообразным основанием и растительным орнаментом в виде побегов и завитков или виноградных кистей, расположенных симметрично по длине предметов (Тишкин А.А., 1993, с. 96, рис. 4) (рис. 1.-7-8);
3) сердцевидные накладки из памятника Щепчиха-I (курган №4) с ровными или фигурноскобчатыми бортиками, украшенные растительным орнаментом (Тишкин А.А., 1993, с. 96, рис. 4) (рис. 1.-5);
4) прямоугольные накладки из памятника Щепчиха-I (курган №4) со всеми ровными сторонами, полукруглым сплошным выступом и геометрическим орнаментом (Тишкин А.А., 1993, с. 96, рис. 4) (рис. 1.-4);
5) распределитель ремней из комплекса Екатериновка-3 (курган №3) - изделие с V-образными окончаниями лопастей, полусферическим центром и геометрическим декором, оформленным с помощью нервюр (Удодов В.С., Тишкин А.А., Горбунова Т.Г., 2006, с. 296) (рис. 1.-10);
6) втулка наносного султанчика из памятника Шадринцево-1 (курган №1, могила-4) - коническая, цельнолитая, с нервюрой у верхнего края (Неверов С.В., Горбунов В.В., 1996, рис. 6) (рис. 1.-11);
7) наконечники ремня из кургана Грань, имеющие килевидную вытянутую форму, ровные бортики, обратнофигурноскобчатое основание и нервюрный декор, проходящий по краям и в центре по длине изделия (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2000, с. 409) (рис. 1.-1);
8) бляха-накладка из кургана Грань - украшение сердцевиной формы с растительным орнаментом (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2000, с. 409) (рис. 1.-2-3);
9) накладка из памятника Рогозиха-I (курган №10, могила-3) - прямоугольное украшение с фигурноскобчатыми сторонами и растительным декором (Неверов С.В., 1990, с. 114; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2000, с. 59) (рис. 1.-13);
10) наконечник ремня из с. Чесноково - оригинальное вкладышевое изделие, декорировано имитацией зерни по длине украшения (Кунгуров А.Л., Горбунов В.В., 2001, с. 119, рис. 5.-4) (рис. 1.-15).

Проанализированный художественный металл с амальгамой происходит из погребений конца IX - начала XI вв. Значительная часть предметов с амальгамой (наконечник ремня из памятника Белый Камень, распределитель и накладка из Екатериновки-3, накладка из одиночного кургана Грань) изготовлены из сплава, основу которого составляет серебро (Ag). Такие сплавы называют сплавами на серебряной основе или «биллонами» (Конькова Л.В., Король Г.Г., 2005, с. 120). Также сплавы украшений конского снаряжения сросткинской культуры включают медь (Cu) (от 25% до 50%), свинец (Pb), цинк (Zn). Отметим, что в предметах без золочения серебро в таких больших количествах не присутствует.

Отдельное внимание следует акцентировать на наконечнике ремня из с. Чесноково, имеющем в отличие от прочих украшений конской амуниции оригинальный состав сплава. Если другие амальгамированные изделия содержат медь, серебро, свинец, олово, в некоторых случаях - следы цинка, никеля, то указанный наконечник имеет иное соотношение металлов в сплаве - цинк (16-20%), никель (12-16%) и свинец в небольшом процентном количестве. Такой состав сплава соответствует китайскому сплаву Пактонг (Пактунг/Paktong или Pakfong). Кроме того, наконечник декорирован не только при помощи золотой амальгамы, но и путем технологии чернения.

Рис. 1. Украшения конского снаряжения с золотым амальгированием
Рис. 1. Украшения конского снаряжения с золотым амальгированием

Количество амальгамированных украшений конского снаряжения в целом невелико - около 19% от общего объема изделий, исследованных рентгенофлюоресцентным анализом. Вещи, декорированные золотой амальгамой, происходят из погребений представителей знатных слоев сросткинского общества, о чем свидетельствует не только технология, но и инвентарный набор погребальных комплексов в целом.



*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №08-01-00355а («Комплексное изучение предметов торевтики для реконструкции этногенетических и социокультурных процессов на территории Южной Сибири в древности и средневековье»).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом
e-mail: historylib@yandex.ru