Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Чигаева В.Ю. Птицы в искусстве эпохи бронзы народов Сибири (основные сюжеты в духовной и материальной культуре, параллели)

Изображения птиц в мелкой пластике, наскальном искусстве, мифологии и обрядовой практике народов Сибири довольно часты, что является свидетельством популярности этого образа на данной территории. Для эпохи бронзы характерен приоритет изображения птиц в наскальном искусстве перед изображениями в пластике и литье. К этим немногочисленным изображениям относятся, например, скульптурки летящих птиц из погребения младенца с могильника Бельтыры на р. Абакан (III-II тыс. до н.э.) (Хлобыстина М.Д., 1987, с. 84); подвеска в виде сидящей хищной птицы со сложенными крыльями из поселения Березовая Лука (ранняя бронза), случайная находка из кости или рога - Г-образное орнаментированное навершие в виде головы птицы с массивным загнутым клювом и аналогичное данному навершие из памятника Сопка-2 (Новосибирская обл.), которое имеет более реалистичные черты птицы (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., Тишкин А.А., 2002, с. 17-18); бронзовый предмет (литое пустотелое изделие) в виде головы птицы с небольшим клювом - часть навершия (голова каменного глухаря) с памятника Сук-Пак в степном распадке к югу от г. Кызыла (Кубарев В.Д., Забелин В.И., 2006, с. 96-97).

В итоге мы видим лишь одиночные фигуры, не собранные в композиции, не относящиеся к какой-либо композиции и интерпретировать их кроме как предметы, указывающие на культ птиц, по большому счету весьма сомнительно.

Другой «плоскостью» интерпретации этих предметов материальной культуры является рассмотрение областей проявления культа птиц, разнообразие семантических выкладок по данным фигуркам. Например, скульптурки летящих птиц в погребении младенца могут интерпретироваться как переносчики душ в загробный мир и указывать на некий обряд, связанный с переходом человека из одного мира в другой. Представления о переносе душ людей при помощи птиц в иной мир нашли отражение и в наскальном искусстве (Гачурт - Алтай). Кроме того, образ птицы сам имеет связи с детской символикой. Старые нганасанские крюки для подвески котла наверху имеют вырезанное изображение птички, иногда двойной птички, одной над другой, символизирующей ребенка, детей, а сам крюк как бы выманивает детей из утробы Земли-матери или моделирует их дорогу (Фольклор и этнография, 1990, с. 100).

Г-образные навершия, учитывая видородовую принадлежность изображений птичьих голов, могли являться предметами шаманской атрибутики. Головы птиц по форме клювов напоминают вороньи, а вороны, как известно, были помощниками шаманов. Композиция с подобной семантикой имеется и в наскальном искусстве эпохи бронзы (Шишкино - Бурятия) и среди наскальных композиций других эпох (писаница у дер. Комарковой - Хакасия, этнографическая современность), и среди наскальных рисунков эпохи бронзы других регионов (Средняя Нюкжа - Амурская обл.). Также ворон в мифологии тюркских народов играл роль демиурга, в связи с чем данные предметы материальной культуры могли также служить при исполнении различных обрядовых действий, связанных с так называемым творением (например, какого-то чуда), и также принадлежать шаманам. С другой стороны, это могли быть и предметы, принадлежащие старейшинам рода и указывающие на тотема данного рода. Такова же, вероятно, семантика навершия в виде головы каменного глухаря, согласно определению В.Д. Кубарева и В.И. Забелина (2006, с. 96-97). Г-образная птичья символика встречается и в наскальном искусстве в виде рисунков головы птицы (Оннею - Якутия, Мугур-Саргол - Тува). Подобная неполнота и парциальность рисунков связана с передачей образа знаковостью и символичностью мышления.

Если обратиться непосредственно к наскальным изображениям народов Сибири в эпоху бронзы, то здесь мы, во-первых, можем отметить гораздо более полную и конкретизированную картину видородовых единиц. Наряду с вороном (Шишкино - Бурятия), хищной птицей и глухарем (Сень - Якутия), можно отметить гуся (Каменка - Иркутская обл.), уткку («Часовня» - Якутия), лебедя (Саган-Заба - Бурятия), пеликана (II Новоромановская писаница - Кемеровская обл.), баклана («Часовня» - Якутия), цаплю (Бараун-Чулутай - Читинская обл.), журавля (Калбак-Таш-I - Алтай), выпь (Рисунки за мельницей - Бурятия), кулика (Аскиз - Хакасия), чайку (III Каменный остров - Иркутская обл.), сокола (Тас-Хазаа - Хакасия), ястреба (Тапхар Иволгинский - Бурятия), коршуна (Душелан - Бурятия), канюка (Тойон-Ары - Якутия), орла (Бижиктиг-Хая - Тува), грифа (Цаган-Салаа-IV - Алтай), куропатку (Висящий камень - Кемеровская обл.), тетерева (Бутрахты - Хакасия), дрофу (Мугур-Саргол - Тува), сороку (Оглахты-I - Хакасия).

По композиционному составу среди наскальных композиций с птицами в эпоху бронзы можно выделить:
1) изображения 2-3 птиц, идущих друг за другом;
2) стая птиц, идущих друг за другом;
3) несколько летящих/парящих рядом птиц (стая);
4) две парящие рядом птицы;
5) две летящих одна за другой птицы;
6) две птицы, стоящие друг напротив друга;
7) птица вблизи пятен;
8) птица/ы вблизи животных;
9) птицы вблизи животных и людей;
10) птица вблизи животных и пятен;
11) птица/ы вблизи солярной символики (рядом или держащая в лапах диск - Солнце);
12) птица вблизи неидентифицирующейся символики.

Также среди наскальных рисунков нами отмечены одиночные фасовые изображения птиц с расправленными крыльями и повернутой в сторону головой, одиночные фасовые изображения летящих/парящих птиц с расправленными крыльями, одиночные профильные изображения птиц, стоящих на одной/двух ногах или плывущих (ныряющих), и одиночные изображения головы птиц.

Исходя из вышеотмеченного можно выделить следующие сюжеты-сцены представленных композиций, которые также пересекаются с семантикой предметов материальной культуры с орнитоморфным наполнением: поклонение божествам - покровителям рода; сюжет противостояния; трехчленная вертикальная структура мира, где птица выступает представителем верхнего мира; поклонение Небу как верховному божеству; вереница птиц или «птичьи базары» во время перелетов; охота хищной птицы на животное; сцена двух миров (земного и потустороннего, птицы - переносчики душ); бытовые сцены; «небесная пара»; небесное животное (либо птица - покровитель); космогоническая сцена - «птица-демиург»; шаманское действо; неопределенная сцена; одиночное изображение птицы. Важным моментом является то, что одна и та же композиция может соответствовать одновременно нескольким сюжетам. Например, композиция «птица вблизи животных и/или людей» имеет сюжетное определение как бытовая сцена и как передача идеи связи двух миров.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Евгений Черненко.
Скифские лучники
e-mail: historylib@yandex.ru