Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Тишкин А.А., Горбунов В.В., Серегин Н.Н. Металлические зеркала в коллекциях Музея археологии и этнографии Алтая АлтГУ*

В Музее археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета (МАЭА АлтГУ; г. Барнаул) хранятся коллекции, которые относятся к разным историческим этапам: от палеолита до этнографической современности. Обнаруженные свидетельства жизнедеятельности разных народов являются важными источниками для реконструкции этногенетических процессов, происходивших на Алтае и сопредельных территориях.

Среди всех находок особую группу представляют металлические зеркала, датируемые периодом поздней древности и эпохой средневековья. Такие изделия являются яркими показателями материальной культуры скотоводческих племен. Часть из них относится к предметам торевтики и требует специального изучения. Это обстоятельство определило подготовку данной публикации.

Рассмотрению металлических зеркал, обнаруженных в памятниках древних и средневековых кочевников Алтая, посвящены разделы некоторых монографий (Овчинникова Б.Б., 1990; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004; Шульга П.И., 2004; и др.) и специальные статьи (Тишкин А.А., 2006а-б, 2008; Серегин Н.Н., 2007, 2008а; и др.). Имеются многочисленные работы, в которых отражены частные аспекты обозначенной тематики. Металлические зеркала, хранящиеся в МАЭА АлтГУ и представленные ниже, были получены в ходе проведения экспедиций в Горном и Лесостепном Алтае под руководством Ю.Ф. Кирюшина, А.Л. Кунгурова, Ю.Т. Мамадакова, С.В. Неверова, А.А. Тишкина, М.Т. Абдулганеева, В.В. Горбунова, А.Б. Шамшина и др. Общий фонд таких изделий в настоящее время составляет более 35 экз., а процесс накопления материалов продолжается.

Самая многочисленная группа рассматриваемых находок может быть определена периодом поздней древности (конец IX в. до н.э. - V в. н.э.). Семь бронзовых зеркал (колл. №26/298-303 и колл. №101/74) получены в результате раскопок и сборов подъемного материала на археологическом комплексе Малый Гоньбинский Кордон (МГК), расположенном в Барнаульском Приобье. Один из исследованных некрополей (МГК-У1) датирован раннескифским временем (Кунгуров А.Л., 1999). Позднее (VIII вв. до н.э.) была сооружена могила 35 памятника Староалейка-II, откуда происходит целое зеркало (Кирюшин Ю.Ф., Кунгуров А.Л., 1996, рис. 9.-13; колл. №35/487). Редкая для Лесостепного Алтая находка получена в ходе изучения комплекса Фирсово-XIV, расположенного около г. Барнаула (на правом берегу Оби). На территории памятника обнаружен фрагмент китайского зеркала, датируемого концом IV-III вв. до н.э. Это подтверждает состав сплава изделия, типичный для подобных экземпляров и имеющийся круг аналогий (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, с. 78, рис. 2).

Отдельная группа металлических зеркал из МАЭА АлтГУ, относящихся к скифо-сакскому времени, демонстрирует развитие пазырыкской культуры. Племена этой общности занимали обширную территорию. Одним из памятников, который маркирует ее северо-западную границу, является могильник Ханкаринский дол, расположенный в Краснощековском районе Алтайского края (Дашковский П.К., Тишкин А.А., 2006). В ходе работ на некрополе получены материалы, отражающие процессы взаимодействия различных этнических групп в контактной зоне предгорий Алтая. Погребальный инвентарь, в том числе и несколько бронзовых зеркал, позволяет датировать памятник 2-й половиной V-III вв. до н.э. (Дашковский П.К., Тишкин А.А., 2006, с. 21).

Серия металлических зеркал получена в ходе работ экспедиции Алтайского госуниверситета на могильнике Тыткескень-VI (Чемальский район Республики Алтай) (Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003), являющемся «классическим» памятником тыткескенского варианта пазырыкской культуры. Большая часть раскопанных курганов датирована в пределах таких хронологических рамок: от середины VI до IV вв. до н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, с. 106). В настоящее время одно из найденных зеркал (колл. №121/731) выставлено в экспозиции МАЭА АлтГУ. В разделе, посвященном истории Алтая в скифо-сакское время, находится целое зеркало из кургана №28 могильника Кастахта (колл. №41/128). Некрополь, исследованный археологическим отрядом Алтайского госуниверситета, находился в Усть-Коксинском районе Республики Алтай (Степанова Н.Ф., 1987; Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., 2004, рис. 36.-10). Датировка памятника определяется концом VI-IV вв. до н.э. (Кирюшин Ю.Ф., Степанова Н.Ф., Тишкин А.А., 2003).

Помимо представленных экземпляров в коллекциях МАЭА АлтГУ имеются случайные находки, которые могут быть датированы периодом поздней древности. В 1960-х гг. на площади Первомайского курганного могильника (Целинный район Алтайского края) П.Ф. Рыженко обнаружил бронзовое зеркало (колл. №188/1). Особенностью данного изделия, отличающей его от подобных вещей из памятников пазырыкской и быстрянской культур, является сочетание отверстия и петли (Кунгуров А.Л., Горбунов В.В., 2001, с. 120, рис. 3). Фрагмент зеркала (колл. №28/209) найден на территории археологического комплекса Павловка-I (Угловский район Алтайского края) (Кирюшин Ю.Ф., Кунгурова Н.Ю., 1984, с. 26). Культурную принадлежность этого неопубликованного предмета еще предстоит выполнить.

Сложные этногенетические и историко-культурные процессы, происходившие в центрально-азиатском регионе в «гунно-сарматское» время, применительно к территории Горного Алтая рассматриваются в контексте существования булан-кобинской культуры. Одним из хронологических показателей, маркирующих рамки раннего усть-эдиганского этапа в развитии данной общности, являются металлические зеркала. Серия подобных находок (колл. №181/663, 680, 916, 918, 1312) зафиксирована при раскопках могильника Яломан-II в Онгудайском районе Республики Алтай (Тишкин А.А., 2006а; Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2006, рис 3 и 4). Изучение изделий с применением метода рентгенофлюоресцентного анализа позволило прийти к выводу о том, что все экземпляры зеркал, которые были представленны в погребениях фрагментами, произведены на территории Китая. Выявлен и случай качественной подделки целого зеркала под китайский образец (Тишкин А.А., Хаврин С.В., 2004).

Дальнейшее развитие торговых и политических контактов центрально-азиатских номадов с оседло-земледельческими центрами происходило в период раннего средневековья. Середина I тыс. н.э. связана с бурными политическими и этнокультурными процессами. Памятники данного времени в Лесостепном Алтае (одинцовская культура) изучены сравнительно слабо (Казаков А.А., 1996). В МАЭА АлтГУ представлено только одно металлическое зеркало, относящееся к этому периоду. Фрагмент изделия (колл. №157/221) обнаружен в ходе раскопок могилы 9 на памятнике Ближние Елбаны-XVI, датированной V-VII вв. н.э. (Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А., 1995, рис. 2.-8).

Расцвет культуры кочевников степных и лесостепных районов Алтая связан с существованием на этой территории сросткинской культуры. Достаточно представительная серия зеркал обнаружена при исследовании памятников грязновского (2-я половина IX - 1-я половина X вв.) и шадринцевского (2-я половина X - 1-я половина XI вв.) этапов существования данной общности. Это было время, когда происходило завершение консолидации общества номадов и расширение территории сросткинского объединения (Неверов С.В., Горбунов В.В., 2001). В МАЭА АлтГУ хранятся изделия из следующих могильников: Ближние Елбаны-XVI (Абдулганеев М.Т., Горбунов В.В., Казаков А.А., 1995, рис. 2.-12); Екатериновка-III (The Altai culture, 1995; Тишкин А.А., 2008); Поповская Дача (Горбунов В.В., Тишкин А.А., 2001, рис. 1.-25); Рогозиха-I (Неверов С.В., 1990; Тишкин А.А., Горбунов В.В., 2000; Уманский А.П., Шамшин А.Б., Шульга П.И., 2005, рис. 34.-12); Тараскина Гора-V (Грушин С.П., Тишкин А.А., 2004, рис. 1.-1; Грушин С.П., 2005, рис. 1.-2); Усть-Шамониха-I (Горбунов В.В., 1992, рис. 3); Шадринцево-I (Неверов С.В., Горбунов В.В., 1996, рис. 5.-5); Яровское-III (Тишкин А.А., Горбунов В.В., 1998, рис. 1.-12). Кроме того, известна одна случайная находка с территории Алтайского края, относящаяся к рассматриваемому периоду (Тишкин А.А., 2008). Почти все изделия, за единственным исключением, представлены фрагментами. Данное обстоятельство, с одной стороны, связано с их переиспользованием и длительным бытованием (Тишкин А.А., 2008, с. 79), а с другой - может свидетельствовать о сложности получения предметов импорта с отдаленных территорий (Серегин Н.Н., 2007). Изучение химического состава сплава металлических зеркал позволяет утверждать, что изделия произведены по единой технологии, характерной для средневековых ремесленных центров Китая. Рассматриваемая группа находок демонстрирует одно из направлений контактов номадов на периферии кочевых империй центрально-азиатского региона.

Более тесные экономические и политические связи с Китаем отмечены у кочевников тюркской культуры. В ходе раскопок памятников указанной общности зафиксировано значительное количество изделий, произведенных в ремесленных центрах оседлых земледельцев (Серегин Н.Н., 2008б). Что касается зеркал, то по сравнению с находками из курганов сросткинской культуры, отмечено значительно большее количество целых экземпляров. Китайские зеркала из памятников раннесредневековых тюрок Горного Алтая представлены в МАЭА АлтГУ двумя находками, полученными в ходе аварийных работ на могильнике Шибе-II. Памятник находится в Онгудайском районе Республики Алтай. В 1986 г. на некрополе было исследовано 10 курганов тюркской культуры (Мама-даков Ю.Т., Цыб С.В., 1993). Материалы раскопок не опубликованы, однако фотографии зеркал размещены в каталоге выставки, проведенной Институтом археологии и этнографии СО РАН в Корее (The Altai culture, 1995). Результаты рентгенофлюоресцентного анализа сплава находок схожи с рассмотренными выше и также позволяют утверждать, что изделия произведены китайскими ремесленниками (Тишкин А.А., 2008).

Новый импульс в развитии этнокультурных традиций был получен в монгольский период. Несмотря на ограниченное количество исследованных памятников, на сегодняшний день представлена общая характеристика процессов, происходивших на Алтае в то время (Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А., 2002). Важными хронологическими маркерами, социально значимыми предметами, а также показателями, связанными с определенными мировоззренческими представлениями номадов Алтая в XIII-XIV вв., выступают немногочисленные металлические зеркала (Тишкин А.А., 2006б). В МАЭА АлтГУ находится фрагмент подобного изделия из кургана №1 могильника Телеутский Взвоз-I. Свинцово-оловянисто-цинковый сплав изделия, определенный в ходе спектрального анализа находки, является редким для Алтая. На основе круга аналогий, а также учитывая хронологию погребального инвентаря, зеркало может быть датировано 2-й половиной XIII - 1-й половиной XIV вв. (Тишкин А.А., Горбунов В.В., Казаков А.А., 2002, с. 100).

Итак, в коллекциях МАЭА АлтГУ в настоящее время находится серия разновременных металлических зеркал, которые являются отражением процесса развития кочевых культур Горного и Лесостепного Алтая в раннем железном веке и средневековье. Изучение обозначенной группы находок позволяет рассматривать вопросы, связанные с датировкой памятников, направлениями военно-политических и торговых контактов кочевников, сложными социальными процессами в обществе номадов, а также отдельные аспекты мировоззренческих представлений скотоводов. Наряду с характеристикой внешних признаков металлических зеркал (морфология, система орнаментации и др.), важным направлением исследований остается анализ химического состава сплава изделий. Реализация комплексного подхода в изучении предметов торевтики позволит на новом уровне рассматривать специфику процессов, происходивших на Алтае на протяжении двух тысячелетий.



*Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Комплексное изучение предметов торевтики для реконструкции этногенетических и социокультурных процессов на территории Южной Сибири в древности и средневековье» (№08-01-00355а).
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифский доспех

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии
e-mail: historylib@yandex.ru