Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама



под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Марсадолов Л.С. Селеутасская мегалитическая цивилизация в центре Евразии

Почему именно новая цивилизация, а не новая археологическая культура или новый тип памятников?

Археологическая культура - служебное понятие, используемое археологами при изучении памятников древности. Археологическая культура - совокупность остатков древней культуры, объединенных тесно связанными территориальными, хронологическими, типологическими, стилистическими и другими признаками (Марсадолов Л.С., 2004).

Цивилизация - высокий культурно-технологический уровень самодостаточного развития общества, осознавшего свои связи и различия с природной средой. Цивилизации отличаются одна от другой разным уровнем развития культуры; обладают отчетливой спецификой и необычностью, особыми способами овладения сложной суммой новых для своего времени знаний, технологий и формами общественных отношений (шумерская, египетская, греческая, китайская, византийская, советская и другие цивилизации древности и современности).

Сфинкс и пирамиды обычно ассоциируются с египетской цивилизацией. До недавних пор никто и не предполагал, что похожие памятники могут находиться на Алтае. Селеутасский комплекс мегалитических объектов был открыт автором на рубеже нового тысячелетия в 2000 г. на Западном Алтае (Марсадолов Л.С., 2007). У горы Селеутас найдены гранитные «сфинкс», пирамиды, гигантские плиты, каменоломня и другие интересные объекты.

Памятники Алтая и Египта имеют много общих признаков, которые предварительно можно классифицировать по нижеследующим группам для более детального выявления их сходства и различия:

1. Природно-географические - они расположены в контактных регионах, на границе ряда природных зон и континентов. Гиза - на стыке Африки и Евразии, в пограничье Средиземного и Красного морей, плодородных почв Нила на севере и пустынь на юге. Селеутас расположен в географическом центре Евразийского континента, в пограничье лесов на севере; степей, гор и полупустынь на юге; в бассейне крупной и быстрой реки Иртыш. Западный Алтай уникален - это один из самых богатых регионов мира по залежам полиметаллических руд и цветных пород камня. Если встать под головой «сфинкса» в Селеутасе, то проходящая через него линия направлена на Ю-З, на лежащие вдали горы и далее - .. .в Египет.

2. Ландшафтные - это широкие открытые долины с невысокими горными выходами. Межгорные долины и находящиеся там объекты хорошо просматриваются со всех сторон.

3. Геологические (породообразующие) - для объектов с расчетом не на сиюминутность, а на последующие тысячелетия были выбраны участки с твердым скальным основанием, а не мягким грунтом, в который могли бы провалиться гигантские «скульптуры» и плиты. Одним из основных условий прочности материалов также является многослойность. Например, состоящее из нескольких слоев стекло гораздо труднее разбить, чем однослойное. Многослойные геологические породы разрушаются гораздо медленнее, чем однородные и однослойные. Для сфинксов на Алтае и в Египте выбраны местные твердые, слоистые породы камня, лежащие горизонтальными пластами. Позднее египетского сфинкса люди дополнительно облицевали небольшими каменными блоками-плитками, что придало ему больше выразительности и искусственности.

4. Планиграфические - общее сходство в расположении объектов: сфинкс находится на юге, а пирамиды - на севере. Как и в Египте, где от середины спины сфинкса на север к пирамиде Хефрена ведет закрытый проход = коридор из каменных плит, так и в Селеутасе от спины сфинкса на север к «пирамиде» ведет «естественная» дорожка из плашмя лежащих каменных плит.

5. Гидрологические - в Египте и на Алтае на туловищах сфинксов можно проследить следы от больших потоков воды, которые омывали эти объекты. На основании египетского сфинкса найдены следы от водной эрозии. В Селеутасе на поверхности гранита также хорошо различимы глубокие «следы» эрозии от воды и ветра.

6. Технические - сфинксы сделаны «путем доработки» естественных массивных скальных выходов, «отсечения лишнего» для получения нужной формы. Гранитный «сфинкс» из Селеутаса имеет высоту около 50 м, а длину - не менее 100 м. По размерам он почти в 2 раза больше египетского сфинкса, высота которого 20 м, а длина -около 60 м. Нам пока неизвестна техника изготовления «сфинкса» и гигантских плит из Селеутаса, так же как и египетского сфинкса. Когда все обломки плит у подножья «сфинкса» в Селеутасе будут тщательно зафиксированы, измерены, построены их трехмерные модели или уменьшенные копии, то путем «ремонтажа» - обратной сборки, можно будет смоделировать основные этапы создания «сфинкса» и более детально реконструировать его первоначальный вид.

Особого внимания заслуживают три огромные плиты у подножья «сфинкса», их размеры и вес поразительны и для нашего времени.

Камень «А» - гигантская гранитная плита антропоморфной формы, длиной 14,4 м, шириной 6,3 м, толщиной от 2,1 до 3,1 м и весом около 500 т (рис. 1.-7). На верхней плоскости камня обнаружен выбитый руками человека круг-личина диаметром 30 см, возвышающийся над основной поверхностью на 4-5 см. Вокруг круга выбиты вертикальные и горизонтальные углубленные полосы, образующие геометрические фигуры. Камень «В» имеет длину до 7,2 м, ширину 1,8 м, толщину от 1,2 до 1,9 м, вес около 30 т (рис. 1.-6); а камень «С» - длину до 12,6 м и ширину по диагонали 5,4 м. Изготовление гигантских мегалитических плит из прочного гранита длиной более 14 м, так же как и передвижение плит весом в 500 т, остаются достаточно сложными по своей трудоемкости и в наше время, неясны пока они и для Селеутаса.

Рис. 1. Сравнение по размерам мегалитических плит Евразии: 1-2 - Баальбек, Ливан (1 - каменоломня, длина 23 м, вес 1000 т; 2 - основание храма Юпитера, длина 11 м, вес 300 т. Возможная реконструкция плит Баальбека дана по размерам и фото); 3-5 - Франция (3 - «Grand Menhir», длина 20,3 м, вес 350 т); 6-7- Селеутас, Западный Алтай (6 - камень «В», длина 7,2 м, вес 30 т; 7 - камень «А», длина 14,4 м, вес 500 т)
Рис. 1. Сравнение по размерам мегалитических плит Евразии: 1-2 - Баальбек, Ливан (1 - каменоломня, длина 23 м, вес 1000 т; 2 - основание храма Юпитера, длина 11 м, вес 300 т. Возможная реконструкция плит Баальбека дана по размерам и фото); 3-5 - Франция (3 - «Grand Menhir», длина 20,3 м, вес 350 т); 6-7- Селеутас, Западный Алтай (6 - камень «В», длина 7,2 м, вес 30 т; 7 - камень «А», длина 14,4 м, вес 500 т)

7. Изобразительные - можно выявить своеобразный «канон» при передаче образа сфинкса. У обоих гигантских сфинксов головы высоко подняты и поставлены почти под прямым углом по отношению к передней части туловища, с небольшим отклонением назад. Спина у них длинная, прямая, лапы вытянуты вперед. В Египте лапы позднее были искусственно удлинены с помощью небольших каменных блоков. От позы сфинкса веет спокойствием, отрешенностью, незыблемостью, величием и мудростью тысячелетий.

8. Уровень знаний. Всем хорошо известен высокий уровень познания во многих областях в Древнем Египте. Изучение Селеутаса пока еще только начинается, но уже можно отметить, что основными метрическими модулями там, как и в Египте, являлись размеры, соотносимые с пропорциями тела человека - 1,8 м (прямая «сажень») или 2,1 м («косая сажень»), а также 0,3 м («фут = ступня»). Расстояние от камня «А» до камня «В» равно 14,4 м = 8 саженям по 1,8 м. Длина камня «А» тоже 14,4 м, а длина камня «В» составляет 7,2 м = 4 саженям, т.е. меньше в 2 раза. Максимальное расстояние между верхними частями камней южных «ворот» также равно 14,4 м. Длина камня «С» равна 12,6 м = 7 саженям, а половина размера этой плиты (6,3 м) равна ширине камня «А» и длине от северного края плиты «А» до круга на ее верхней плоскости.

Но есть и существенные семантические отличия. В Египте у сфинкса только одно лицо - «лицо человека-фараона», хотя пока не совсем ясен вопрос о том, когда у этого сфинкса появилось такое «лицо» с массивной, ныне отбитой «бородой», хранящейся в Британском музее.

Селеутасский сфинкс имеет две головы - животного и человека. Голова человека отделена узкой вертикальной плитой-перегородкой от головы и передней части животного. Полная фигура животного передана объемно (так называемая «круглая скульптура»), а человек показан только в профиль («барельефно») и дана только его верхняя часть. Возможно, это свидетельствует о большей древности сфинкса из Селеутаса по сравнению с египетским, так как животное и человек здесь еще строго разграничены, а не слиты воедино, как в Египте. К тому же египетскому сфинксу дополнительно приданы доминирующие иерархические черты - образ господствующего над людьми фараона и образ «царя зверей» - льва.

До 1990-х гг. на Алтае не изучались мегалитические памятники из цельных глыб камня с размером плит более 4-5 м. Вероятно, к этим же типам древних объектов относятся близкие по облику и породам камня комплекс в виде «рыбы» на горе Очаровательной, исследованный автором в 1993 г. на Западном Алтае (Марсадолов Л.С., 1998), а также мегалитический памятник в Тархате на Юго-Восточном Алтае, изученный экспедициями В.Д. Кубарева, В.И. Соенова и Л.С. Марсадолова (Соенов В.И. и др., 2000; Марсадолов Л.С., 2007).

На территории Центральной Азии селеутасские объекты пока трудно с чем-то сравнить, поэтому на начальном этапе исследования приходится сравнивать их с более хорошо изученными мегалитическими памятниками в других регионах Евразии. По своим размерам и объему камень «А» из Селеутаса пока является самым крупным в Саяно-Алтае и Сибири. Плита «А» по длине более чем в 2 раза превосходит не только камень «В», но и вертикальные плиты из Большого Салбыкского кургана в Хакасии и комплекса в Тархате (Марсадолов Л.С., 2007), а по весу она тяжелее их в десятки раз. Даже самая большая каменная плита Франции «Grand Menhir» (рис. 1.-3; с длиной - 20,3 м и весом - 350 т), относящаяся к эпохе бронзы (Mohen J. P., 1998), превосходит селеутасский камень «А» лишь по длине (14,4 м), значительно уступая ему по ширине, толщине и весу.

В основание юго-восточной стены храма Юпитера в Баальбеке (Ливан) уложено девять рядов огромных каменных блоков размером по 11х4,6х3,3 м и весом по 300 т каждый (рис. 1.-2). Еще шесть таких же камней находятся на юго-западной стене храма. Поверх них лежат три гигантских блока, именуемые Трилитон, размером 21х5х4 м, весом по 800 т. В соседнем карьере лежит самая большая каменная плита размерами 23х5,3х4,55 м, весом около 1000 т (рис. 1.-1). Большинство исследователей считают все эти плиты относящимися к более раннему периоду, чем храм Юпитера римского времени. Так же как плита «А» в Селеутасе была в 2 раза больше по длине камня «В», так и плиты в Баальбеке и Франции примерно в той же пропорции равны близким объектам, найденным в тех же районах (рис. 1). Длина камня «А» из Селеутаса составляет примерно 2/3 самой большой плиты из Баальбека (рис. 1.-1, 7).

Селеутасская цивилизация в своем развитии прошла ряд этапов. Следует отметить, что предварительно можно определить только верхнюю дату для каменных плит в Селе-утасе - III—II тыс. до н.э., нижняя дата будет уточнена в будущем. Наиболее древним, по мнению автора, в Селеутасе является «антропо-зооморфный» объект - «сфинкс». Затем у его подножия с юго-западной стороны была вертикально установлена антропоморфная плита «А». Вероятно, гораздо позднее в эпоху бронзы на верхней плоскости плиты «А», уже упавшей к тому времени, был выбит «круг». На ряде камней в Тархате выбиты рисунки, датируемые II тыс. до н.э. (Соенов В.И. и др., 2000; Марсадолов Л.С., 2007). К наследию селеутасской мегалитической цивилизации в Центральной Азии относятся каменные изваяния эпохи бронзы и раннескифского времени, а также памятники типа каменных оград с высокими вертикальными стелами - бегазинского этапа в Казахстане и тагарских оград в Хакасии (типа Большого Салбыкского кургана и др.).

Последующие цивилизации, развивающиеся в зоне воздействия египетского сфинкса, в основном выбрали «рациональный, западный» путь дальнейшего развития. Одним из признаков этого пути является правильность геометрических форм - пирамид, обелисков, храмов, домов, гробниц и т.п.

Но ведь есть и другой не менее впечатляющий «природный» путь, ныне более часто встречаемый в восточных цивилизациях, характерными объектами которого являются искусственные водопады, горы, сады из деревьев и камней, «сфинкс» из Селеутаса (возможно, и «первоначальный» сфинкс из Египта). Люди, стоящие на этом пути, особенно не старались «переделать природу», а наоборот, скорее хотели слиться с ней, следовать и любоваться естественным многообразием форм и стихий. Они глубоко чувствовали красоту и силу горных вершин, мощь необработанного камня, его цветность и форму, а также многополярность стихий воды, ветра и огня. О том, что природный «антропозооморфизм» скальных выступов мог осознаваться и неоднократно использоваться человеком в ходе ритуальных действий, свидетельствуют факты из многих святилищ Евразии от эпохи палеолита до этнографического времени.

Новые селеутасские объекты необычны и резко выделяются среди известных памятников археологических культур Алтая. На примере Селеутаса археологи, вероятно, еще раз столкнулись с проблемой первоначального накопления пока немногочисленных материалов и выделения новых типов археологических объектов. Вероятно, Селеутас - это один из регионов мировой мегалитической цивилизации.

В заключение нам остается лишь присоединиться к словам бывшего хранителя Баальбека Мишеля Алуфа: «Никакое описание не может дать сколько-нибудь точное представление о том потрясающем впечатлении, которое производит на наблюдателя вид этих гигантских блоков».

Для того, чтобы окончательно решить вопрос о том, был ли Селеутас цивилизацией или нет, - эти объекты просто надо увидеть своими глазами.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Евгений Черненко.
Скифский доспех

С.А. Плетнёва.
Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии
e-mail: historylib@yandex.ru