Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Кайлачакова Ю.С. Китайский шелк как компонент традиционной культуры тюрков Саяно-Алтая

На протяжении нескольких тысяч лет народы Саяно-Алтайского нагорья так или иначе вовлекались практически во все международные политические и экономические процессы, происходившие в Центральной Азии. Вследствие этого в традиционной культуре тюркских кочевников Саяно-Алтая - хакасов, тувинцев и алтайцев - сохранилось такое множество схожих, а порой идентичных черт и явлений.

При пошиве одежды саяно-алтайские тюрки использовали разные материалы. Выделывали различные сорта кожи и меха, валяли войлоки. Из производимого животноводством сырья ткали полушерстяные материи, из растительного сырья - крапивы, льна и конопли - изготавливали ткани. Остальные материи были привозными. К ним относились шелка. Наибольшей популярностью у зажиточных состоятельных людей пользовались шелковые ткани из Китая.

Для обозначения шелка существовали такие термины: «торко» - у алтайцев, «торгы» - у хакасов и «торгу» - у тувинцев. Эти схожие термины восходят еще к древне-тюркскому слову «torqu» - шелк (Древнетюркский словарь, 1969, с. 578). Таким образом, с VI-VIII вв. н.э. вплоть до настоящего времени на территории Саяно-Алтая у тюркских народов под термином «торгы», «торгу» подразумевается шелк. На наш взгляд, сохранившийся термин «торгу» - это общее наименование шелковых тканей. В историческом лексиконе саяно-алтайских тюрков сохранились термины, обозначающие самые разные сорта китайских шелковых тканей. В хакасском языке до недавнего времени существовал термин «чучунче», «чунча», что в переводе на русский означает «чесуча». Согласно данным В.Я. Бутанаева (1999, с. 224), «чесуча» - это сорт китайского шелка, про который говорили: «паспа чох сойан чучунчазы» - «материя без набойных цветов, завозимая из Тувы». В самой же Туве «чесуча» обозначается словом «чычыы» (Тувинско-русский словарь, 1968, с. 560). Монголам также известна «чесуча», которую называют «чисчуу» (Большой академический монгольско-русский словарь, 2002, с. 316).

В сознании саяно-алтайских тюрков самым лучшим китайским шелком считался плотный узорный шелк. Хакасы называли его «манных», «мандых», алтайцы - «мандык». Из узорного шелка «манных» очень богатые хакасы шили платья, рубахи, этим же шелком крылись шубы. Хакасы говорили, что одежду из китайского шелка «манных» с крупными узорами надо носить мужчинам, женщинам предназначался шелк «манных» с мелкими узорами (Бутанаев В.Я., 1999, с. 59). Алтайцами также особенно ценился китайский шелк «мандык», обозначающий плотный шелк, и который считался самой дорогой материей из всех тканей. «Мандык» у южных алтайцев разделялся на «эр-мандык» - мужской шелк и «тижи-мандык» - женский, что было связано с окраской и рисунком шелковой ткани. Шелку «мандык» приписывали сакральные защитные функции, по представлению южных алтайцев, он берег от неприятностей и злых сил, потому его особенно ценили и шили из него только верхнюю одежду (Тади-на Н.А., 1995, с. 97).

Но одним из самых популярных сортов китайского шелка считалась камка. Так в архивных документах XVII-XVIII вв., касающихся Сибири и Центральной Азии («Сибирский приказ», «Монгольские дела» и т.п.), чаще всего упоминается именно камка. На языке тюрков Саяно-Алтая, в частности у хакасов, китайская камка звучит как «хамгы» («хамгы торгы»). По сведениям протоирея В. Вербицкого (1884, с. 123), у алтайцев под термином «камгы» подразумевалась шелковая ткань - «канфа», а камка - это китайский шелк, который есть то же самое, что и канфа.

Разнообразие терминов китайских шелков, встречающихся в лексиконе саяно-алтайских тюрков, свидетельствует о длительных торгово-экономических отношениях как с самим Китаем, так и с государствами и народами, посредством которых китайские шелка поступали на территорию Саяно-Алтая.

Об использовании китайского шелка населением Саяно-Алтайского нагорья уже с IV-III вв. до н.э. свидетельствуют находки из археологических памятников - Пазырыкских (Алтай) и Салбыкских (Хакасия) царских курганов, где были найдены фрагменты китайских шелковых тканей разного качества. Использовался населением китайский шелк и в более поздние эпохи - в Оглахтинском могильнике (Хакасия), датирующемся примерно III-IV вв. н.э., были обнаружены полихромные шелковые материи. На территории Тувы, как известно, входившей в границы Тюркского каганата, в могильниках Монгун-Тайга, Аймырлыг сохранился богатый шелковый инвентарь. Большое разнообразие фрагментов китайских шелковых тканей - от одноцветных до узорчатых камчатных - зафиксировал масштабность поступления китайских материальных благ к тюркской правящей элите, получавшей, как известно, шелк в качестве даров и подношений от Китая - завуалированная дань.

Очень богатые хакасы при пошиве нарядного женского платья - «ипчи когенеп» и праздничной мужской рубахи - «ир когенеп» употребляли китайский шелк разных цветов. Например, в фондах Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) сохранилась мужская рубаха из орнаментированного ярко-красного шелка, узор которого состоит из фигур, напоминающих звезды (МАЭ-5060-1).

Основа женского и мужского костюма тувинцев - халат, шился он из различных материй, в том числе из разных сортов китайского шелка - камки, чесучи, иногда канфы. В тувинском фольклоре зафиксировалась пословица об умении тувинских мастериц быстро шить «длинные шелковые и чесучовые халаты» (Курбатский Г.Н., 2001, с. 20). Качество материи, шедшей на халат, напрямую зависело от уровня благосостояния семьи. Замужние женщины носили халат - «эдектиг тон», что дословно переводится как халат с подолом. Подобный халат хранится в Музее археологии и этнографии Сибири Томского университета. Халат выполнен из китайского шелка голубого цвета, а подклад - из хлопчатобумажной материи. Фигурная пола и подол декорированы широкой полосой черного плиса с цветной вставкой китайского шелка (Каталог., 1979, с. 164).

Покрой тувинского женского халата с отрезной линией на уровне колен близок верхней одежде хакасок, называемой «идектiг тон». Такая шуба являлась необходимым элементом свадебной обрядности хакасов, помимо свадеб, его одевали на праздники, торжества. Обычно «идектiг тон» шили из овчины, а сверху покрывали парчой, плисом, атласом, шелковыми тканями различных цветов. В фондах МАЭ (Кунсткамера) сохранилась яркая красочная праздничная женская шуба из овчины, крытая малиновым шелком. Подол, воротник, обшлага опушены коричневым мехом колонка, ворс не сильно стертый, значит, шубу редко надевали. Ближе к подолу шуба крыта фиолетово-золотистой парчой (МАЭ-5060-17).

В традиционной одежде южных алтайцев китайским шелком, как правило, покрывалась верхняя одежда, которая носилась зимой и летом. Зажиточные алтайцы старались украсить шубы особо тщательно и употребить наиболее ценные меха. Например, телен-гитская княжна, выходя замуж, должна была иметь в приданое более 30 шуб: овчинных, соболиных, песцовых. Самой дорогой считалась шуба из белого колонка - «агас тон», существовали шубы из чернобурки, высшего качества шкуры молодых ягнят и белой белки (информатор - Чаганакова Айнура Викторовна (теленгитка), 1981 г.р., п. Улаган). У богатых алтайцев если шубу покрывали тканью, то выбирали самую лучшую - китайский шелк, атлас. Шелковыми тканями обычно крыли в случае, если шубу делали из шкуры молодых ягнят, отличавшуюся после специальной обработки особой мягкостью, тонкостью и прочностью. Шуба из такой овчины, крытая узорчатым китайским шелком, имелась в гардеробе особенно зажиточных и знатных женщин.

Из китайского шелка саяно-алтайские тюрки шили платья, рубахи, халаты, безрукавки, пояса. Но наиболее типичным было существование традиции крыть китайскими шелковыми материями шубы. Такие шубы, а иногда и халаты, крытые китайским шелком, были характерны для хакасов, тувинцев и алтайцев. Подобная традиция встречается и в древнем китайском костюме, где поверх легких шуб надевали расшитые шелковые халаты.

Использовали шелка из Китая и при изготовлении отдельных деталей одежды, например, подола, пройм рукавов, воротника, полы и т.д. Согласно традиционному мировоззрению саяно-алтайских тюрков перечисленным выше деталям одежды приписываются сакральные защитные функции. Вероятно, по представлениям тюрков Саяно-Алтая, употребление самого лучшего шелка - китайского - более надежно предохраняло человека от воздействия злых сил окружающей действительности.

Таким образом, китайский шелк можно назвать предметом роскоши, который был доступен только самым богатым слоям традиционного общества кочевников на Саяно-Алтае. И применялись шелковые материи из Китая в праздничной и в повседневной одежде весьма состоятельных людей. Появление шелковых тканей из Средней Азии, позже России делает шелковый материал доступным и для менее зажиточных слоев населения тюркских кочевых обществ Южной Сибири. Но тем не менее шелк как ткань оставался своего рода показателем социального и имущественного статуса человека, что представляется нам прямым влиянием китайского шелка.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Светлана Плетнева.
Половцы

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Э. Д. Филлипс.
Монголы. Основатели империи Великих ханов

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем
e-mail: historylib@yandex.ru