Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама


под ред. А.А. Тишкина.   Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Акунов А.А., Муса кызы А. Политические традиции и обычаи кочевников по данным эпоса «Манас»

Тот факт, что в основе теоретических исследований всегда лежит уникальный страновой опыт, говорит о том, что выводы и оценки, полученные в одной стране и в одно политическое время, нельзя механически трансформировать в совершенно иные социальные и политические, культурные и экономические условия. Например, для успешной демократизации российского общества подходит не все не только из политического наследия древнегреческих республик, но и из временного опыта преобразований в ряде западных и восточно-европейских стран (Соловьев А.И., 2003, с. 29). С этой точки взглядов уникальным является современный процесс построения «суверенной демократии» в России.

Тем не менее то, как мы будем жить, зависит от того, кем мы являемся, какие перед нами открыты возможности, с какими трудностями нам приходится сталкиваться и т.п., поэтому здесь трудно принимать какие бы то ни было решения без предварительного, терпеливого и скрупулезного теоретического осмысления наших традиций, характера, истории и социальной структуры (Парех Б., 1999, с. 490).

Политические традиции кочевых народов в советское время не исследовались, хотя бы потому, что это не способствовало формированию такой исторической общности, как «советский народ».

Теперь, бывшие союзные республики, переживая каждый по-своему: одни процесс построения «новой демократии», а другие «восстановленной демократии», остро нуждаются в собственном опыте политических традиций. Проще говоря, культурный плюрализм требует пересмотра традиционного толкования таких основополагающих понятий, как равенство, честность, справедливость, социальная сплоченность, политическое единство и свободы, принуждение, политика и управление и т.д.

В изучении политической истории, структуры власти и системы управления енисейских кыргызов и кочевников Притяньшанья в эпоху древности и средневековья одним из ценных источников является эпос «Манас». По мнению таких исследователей, как С. Малов, В. Жирмунский, Б. Юнусалиев, К. Рахматулдлин и др., в эпосе «Манас» отражены события, связанные с политическим усилением енисейских кыргызов в IX-X вв. и последующими историческими событиями. М. Ауэзов и А. Бернштам считали эпохой сложения и развития эпоса более ранний период, а начало основных его событий относят к началу VII в. (Осмонов О.Дж., 2005, с. 12-15). В текстах «Манаса» ясно сохранились архаичные пласты, которые могут быть отнесены к жизни кыргызов задолго до государственного периода в истории. К древним элементам эпоса отдельные ученые относят образы самого Манаса и вражеского богатыря Джолоя (Радлов В.В., 1948, с. 310).

Объем одной статьи, конечно, не позволяет нам описать все сюжеты эпоса, рассказывающие о политических традициях и обычаях кочевников. Поэтому мы решили остановиться только на некоторых эпизодах, где мы можем узнать о подходах и традициях принятия решений кочевниками, имеющих политическое и судьбоносное для них значение. А именно два эпизода: во-первых, сюжет рождения ребенка - будущего предводителя, героя и хана, и, во-вторых, это сюжет принятия решений о переселении кыргызов Тенир-Тоо на Алтай и обратно, с Алтая на Ала-Тоо.

Сюжет с рождением ребенка более подробно описан молодым ученым Т. Акеровым (2005, с. 47-49) в его монографии «Древние кыргызы и Великая степь (по следам древнекыргызских цивилизаций)». Сюжет рождения ребенка путем обращения к божеству, небесным силам занимает центральное место в эпосе «Манас». Первые строки океаноподобного «Манаса» начинаются именно с этой картины - обращения к небу, чтобы он дал хану кыргызов долгожданного наследника, который мог бы сплотить вокруг себя народ и продолжить отцовский род.

Джакып, отец Манаса, до 50 лет оставался бездетным. Каждый раз он обращался к небу, прося о том, чтобы тот дал ему потомка, который был бы наследником ему, когда Джакып уйдет в потустороннюю жизнь. Затем ему, его женам - Чыйырды (первой жене) и Бакдоолот (второй жене) - одновременно приснился таинственный сон. Джакып увидел ловчую птицу Буудайык и белого кречета (символ власти у древних кыргызов), Чыйырды - старца, давшего ей яблоко, съев которое, она родит дракона длиной в 60 кулачей, а Бакдоолот приснились два ястреба - тетеревятника тунжур, которых она привязала на несет.

Собравшиеся по волеизъявлению Джакыпа старцы предсказали ему рождение сына-богатыря.

Всех, живущих в подлинном мире,
Осчастливит твое дитя.
Все живущие на подсолнечной земле,
Будут ухаживать за твоим ребенком.

Благодаря обращению к небу жена Джакыпа Чыйырды родила ребенка, которого нарекли таинственным именем Манас. Новорожденный описывается в скифских традициях, где можно заметить следы солнцепоклонства и зороастризма (Абрамзон С.М., 1980, с. 278). Подобные сюжеты можно наблюдать во многих легендах, таких как легенда о рождении Ай-Атам - первопредка тюрок, первого короля тюрок; легенда о рождении Ань-Лушана, восстание которого едва не привело к гибели Танской империи в середине 50-х гг. VIII в.; генеалогическое предание о рождении Чингисхана и др.

Рожденный будущий правитель, по данным эпоса «Манас», должен обладать такими качествами: быть храбрым, отважным, быть опорой своему народу, быть дальновидным, мудрым. Благодаря этим качествам правитель сможет управлять народом правильно и приносить благополучие. Эти и другие знания о правителе через эпос передавались от поколения к поколению и дошли до нас.

Во время парламентских и президентских выборов, действительно, кыргызы предъявляют будущим депутатам и кандидатам на должность президента именно такие качества правителя и отождествляет своего лидера с образом самого Манаса.

Родиной Манаса был Алтай. Во всех вариантах эпоса без исключения Манас рождается на Алтае. Когда Манас достиг совершеннолетия и становится богатырем, ему рассказывают о том, что прародиной его народа является Ала-Тоо. Знание и память о Родине, события, связанные с изгнанием из Родины, все имена - и врагов и друзей, - все это сохранилось в памяти народа в устной форме, и они передавались от поколения к поколению, от людей к людям, от старца к молодому. Безусловно, сегодня нас интересуют и являются очень актуальными формы и содержания передачи памяти знаний, которые были традицией у кыргызов эпоса «Манас» и которые утрачены у современных кыргызов.

Из более чем 40 вариантов эпоса «Манас» главными считаются два из них: это варианты Сагынбая Орозбак уулу и Саякбая Каралаева. Сюжет о принятии решения о переселении кыргызов с Алтая на Ала-Тоо в этих двух вариантах разнится по форме и почти одинаков по содержанию. В первом варианте отец Бакая - Бай - приехал на Алтай из Ала-Тоо, нашел Джакыпа - отца Манаса, а потом и самого Манаса и рассказал ему о родной земле Ала-Тоо, о Кошой-хане, который охраняет кыргызскую землю от чужеземцев и обосновал свою ставку на Чеч-Добо на Ат-Башынской земле и т.д. Согласно варианту С. Каралаева про все это Манасу рассказывает отец Чубака Ак-Балта, и после этого Манас сам приехал на землю Ала-Тоо, нашел Кошойхана и узнал от него много о прошлом своего народа и своей земле, о врагах и друзьях и т.д.

Мы хотели показать, что такое судьбоносное решение, как переселение своего народа с Алтая на Ала-Тоо, принималось Манасом не просто так, а ему предшествовал целый ряд обычаев и традиций, бурные обсуждения на различных форматах, предварительные изучения путей переселения и его трудностях и т.д. Память народа в лице старца-мудреца, например, такого как Бай - старший брат Джакыпа - отца Манаса, или Ак-Балта, который рассказал Манасу о том, что «не останемся на Алтае, не наша - это земля Алтай» (Манас, 1984, с. 108), ценилась в народе очень высоко. Если говорить языком политической науки, то это можно было бы называть ноократией, т.е. властью разума. Именно ноократия была самой лучшей формой управления народом, государством, чем демократия. В современных условиях, изо всех сил стараясь соблюдать все принципы международных стандартов демократии управления, мы теряем часть территории, теряем доверие людей к власти, теряем саму суть справедливого управления и т.д. И все это происходит на фоне очень низкой политической культуры населения, отсутствия политической традиции и обычаев и почти отсутствия культуры и традиции управления и власти. Политическая элита Кыргызстана очень плохо знает, а отдельные ее представители совсем не знают о политических традициях и обычаях кочевников, содержащихся в эпосе «Манас». Наличие соответствующего знания способствовало бы поиску и нахождению самой оптимальной формы управления государством в современных условиях.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

А. И. Тереножкин.
Киммерийцы

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация
e-mail: historylib@yandex.ru