Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Виолен Вануайек.   Великие загадки Древнего Египта

5. Тайны фараонов XVIII династии

Этих царей звали Яхмос, Аменхотеп, Тутмос… И все они были предками Тутанхамона. Но сколько тайн окружает их жизнь, смерть и погребение!… Мумии этих правителей большей частью утрачены, а найденные останки порой перемешаны с другими.

Где похоронен Аменхотеп I ? Почему не нашли его мумию? Где погребли его зятя Тутмоса I, отца Хатшепсут?
Какие из гробниц, обнаруженных в Долине Царей, самые древние? Была ли гробница Тутмоса I самой первой в фиванском некрополе?

Яхмес-Нефертари, супруге Аменхотепа I, первой пришло в голову погребать царей в потайном месте напротив древних Фив (ныне Луксора). Таким образом, если в ту эпоху всех царей и цариц хоронили в Западных Фивах, значит, никто из них не мог быть погребен в том месте, которое Шампольон окрестил Долиной Царей. Вероятнее всего, их хоронили за плодородной полосой, на кромке пустыни, неподалеку от храмов Миллионов лет, возводившихся в честь фараонов. В самом деле, мумию царицы Яхмес-Нефертари нашли рядом с Долиной Вельмож. Напротив берега живых, где обитали цари, располагался их некрополь. Он непременно должен был находиться на западном берегу – так велела традиция.

Чтобы легче было копать, обустраивать и убирать эти царские гробницы, Яхмес-Нефертари решила заложить в том месте поселение ремесленников (Дейр эль-Медину). Саму же Яхмес обожествили уже посмертно и стали почитать как богиню. Поселение мало-помалу разрасталось и заселялось вплоть до восшествия на престол Рамсеса VI, а вслед за тем надобность в нем отпала. Когда фараоны покинули Долину Царей, опустошенную шайками грабителей, и перебрались сперва в Пи-Рамсес, а после в Танис, ремесленников в поселении оставалось совсем немного. Между тем Дейр эль-Медина сохранилась на долгие времена. В эпоху Птолемеев и Клеопатры на краю поселения даже построили храм.

В настоящее время древнейшей усыпальницей из тех, что были обнаружены в Долине Царей, считается гробница Хатшепсут. Однако ее отца Тутмоса I должны были похоронить раньше – в таком случае гробницу в Долине Царей, принадлежавшую якобы ему, по праву следовало бы считать самой древней. Что же произошло в то время, когда Тутмос I отошел в мир иной?

Аменхотеп I, дед Хатшепсут, выдал свою дочь замуж за воина Тутмоса, потому что у него самого не было сыновей. Тутмос умер молодым. От первого брака – с некоей Мутнофрет – у него было несколько сыновей. Но, хотя их и готовили к ратному поприщу и престолу, они почти все пали в сражениях, куда их увлекал Тутмос I. В живых остался только младший его сын Тутмос II – лишь он и еще дочь Хатшепсут могли стать преемниками царя при поддержке верных ему царедворцев и жрецов Амона, главного бога Фив, столицы фараонов XVIII династии.

Когда умер Аменхотеп I, его, судя по всему, похоронили не в Долине Царей. Что же касается Тутмоса I, царица Хатшепсут, принявшая от отца бразды правления и поклявшаяся следовать его заветам, решила поместить его подле себя в вечной жизни.

Таким образом, его должны были похоронить во второй гробнице Хатшепсут – ДЦ-20, которую царица построила, когда стала фараоном, забросив первую свою гробницу, отстроенную в нескольких километрах от Долины Царей.

И тем не менее одна гробница Тутмоса I в Долине Царей все же есть. Эта усыпальница, обустроенная его внуком Тутмосом III, появилась там позднее гробницы Хатшепсут. Полагая, что дед достоин собственной усыпальницы, Тутмос III, должно быть, велел перенести его тело из гробницы Хатшепсут в новую, отстроенную специально для него. Но не существует ни единой записи, где бы упоминалось, что Хатшепсут и Тутмоса I погребли в ДЦ-20, в которой были найдены два поврежденных саркофага, обуглившаяся погребальная утварь и канопа. Кто же разгромил это захоронение – расхитители гробниц или ремесленники, работавшие там? Крышка саркофага Тутмоса I была отставлена: возможно, это сделали и ремесленники, переносившие тело царя из ДЦ-20 в его новую гробницу, а может, тут постарались грабители. Что же касается крышки саркофага Хатшепсут, быть может, ее однажды водрузили на место? Обломки же самого саркофага были обнаружены… в гробнице Рамсеса XI (ДЦ-4), построенной много позже.

Как саркофаг Хатшепсут оказался в гробнице Рамсеса XI?

После долгих исследований выяснилось, что в гробнице Рамсеса XI, очевидно, производились реставрационные работы. По-хорошему в ней следовало бы провести более тщательные раскопки, как, впрочем, и в гробнице Рамсеса X. Эти усыпальницы остались недостроенными, и тела Рамсесов никогда не были там похоронены. После первого разграбления – на девятом году царствования Рамсеса XI – цари были вынуждены принять серьезные меры предосторожности. Погромы произошли в Долине Вельмож. Злоумышленников тогда судили и казнили. Однако фараоны уже считали фиванский некрополь не самым надежным.

Вторая же волна грабежей, с куда большим ущербом и разрушениями, чем предыдущая, убедила их в том, что Долину Царей следует покинуть навсегда, дабы их вечную жизнь окружал и вечный же покой. Грабители полностью разорили гробницу Рамсеса VI: похитив всю погребальную утварь, они сожгли ее дотла. Тогда Рамсес XI решил перебраться на север Египта – и обосновался в Пи-Рамсесе, как до него сделал Рамсес II. С тех пор египетских царей хоронили в Танисе.

Во времена царствования Рамсеса XI жрец Херихор попытался вернуть Фивам былое величие, тем более что у Египта, разделенного пополам, было два правителя: Рамсес XI правил на севере, а Херихор – на юге. Жрецы, как, например, Пинеджем I и его сын Пинеджем II, решили «спасти» царские мумии. В гробнице Рамсеса XI и храме Мединет-Абу принялись восстанавливать мумии, оказавшиеся большей частью поврежденными. Потому-то там и нашелся саркофаг Хатшепсут. Но было бы куда лучше, если бы внутри него обнаружилась и мумия царицы. Впрочем, надежды на это было мало, поскольку Пинеджемы вернули все мумии на прежнее место либо спрятали в «тайниках». Вот почему тела фараонов оказались в тайниках Дейр эль-Бахри и в потайной гробнице Аменхотепа II.

Зачем погребальную камеру Хатшепсут построили так близко к ее храму? Было ли это связано с неким символом, волей царицы, или же все дело в простой случайности? Почему гробница была такая длинная?

Долгие годы считалось, что когда-то последнюю погребальную камеру в ДЦ-20 связывали с храмом Хатшепсут туннели. Однако ни одного прохода там не нашли. Погребальная камера, должно быть, располагалась совсем близко к Джесер Джесеру, поскольку почва здесь рыхлая и землекопам не пришлось менять свои планы и проделывать извилистый проход в царскую гробницу. Тогда как объяснить, что эта, четвертая погребальная камера расположена в непосредственной близости от храма? Может, так пожелала Хатшепсут? И архитектор Хапусенеб хотел таким образом соединить два сооружения? А может, в этом заключался некий символ?

В погребальную камеру Хатшепсут вел довольно узкий проход, и там частенько случались обвалы. Не менее удивительно и то, что гробницу построили в виде анфилады из четырех камер. Быть может, эту усыпальницу расширили специально для Хатшепсут? В таком случае Тутмоса I похоронили там раньше его дочери. Выходит, вопреки обычаям Хатшепсут погребли рядом с отцом в пристроенной камере?

Если все так и было, тогда вряд ли следует искать какую-то связь между храмом Хатшепсут и ее гробницей. Но такое предположение исключает другое, согласно которому Хатшепсут якобы решила похоронить своего отца в собственной гробнице, что вполне допустимо, хотя и не объясняет наличие стольких погребальных камер.

Чьи имена написаны на стенах гробницы Хатшепсут? Упоминаются ли в надписях члены царской семьи?

Эта гробница, известная со времен Наполеона Бонапарта и упомянутая в планах Долины Царей в XIX веке, находилась в крайне удручающем состоянии, даже несмотря на то, что Говард Картер разобрал завалившие ее камни. Помимо обнаруженных там артефактов, о которых упоминалось выше, грабители оставили после себя лишь черепки керамической утвари и разные обуглившиеся предметы, а также фрагменты «Амдуат», книги напутствий усопшим. Канопа, найденная в зале, примыкающем к погребальной камере Хатшепсут, была расписана именами – Яхмес-Нефертари, бабки Хатшепсут, Тутмоса II, Меритры-Хатшепсут II и самой Хатшепсут. Было бы, разумеется, неплохо, если бы там нашелся и какой-нибудь погребальный предмет, принадлежавший Хатшепсут или Тутмосу I, но такого, увы, не случилось.

Саркофаг, который Хатшепсут, вероятно, пожаловала своему отцу, был короче, чем его прежний, деревянный, извлеченный из тайника в Дейр эль-Бахри и опознанный с безусловной точностью. Разве это не служит доказательством того, что оба найденных саркофага были изготовлены по росту царицы и что гробницу строили вовсе не для Тутмоса I? При всем том, однако, характерные отметины на саркофаге Тутмоса I, бесспорно, говорят о том, что ремесленники пытались его нарастить. Но для чего, если не для того, чтобы поместить туда более крупное тело, чем у царицы?

Откуда в ДЦ-20 взялись обуглившиеся предметы?
Что там произошло? Быть может, часть из них сожгли грабители? А что если погребальную утварь уничтожили ремесленники, возроптавшие против царицы?

В гробнице Хатшепсут явно случился пожар. Но грабителям не было никакого смысла поджигать гробницу или хранившиеся там предметы – ведь их могли легко заметить. К тому же, если мародеров не интересовали находки, они оставляли их нетронутыми или разбивали. При этом все говорит о том, что погребение царицы проходило с пышностью, хотя прямых доказательств тому у нас нет. У ремесленников, верой и правдой служивших Хатшепсут, тоже, выходит, не было причин разорять ее гробницу. Логичнее предположить, что там сгорел деревянный саркофаг. Но какой именно? Внутренний – тот, что не помещался во внешний, как ремесленники ни старались его нарастить? Коли так, тело Тутмоса I поместили прямо во внешний саркофаг, что, очевидно, противоречило обычаям и что, собственно, и заставило Тутмоса III изготовить для него новые саркофаги, внутренний и внешний, которые пришлись бы ему впору.

Поскольку у царицы саркофаги были меньше, это, соответственно, наводит на мысль, что роста она была невысокого. А как насчет Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III? У Тутмоса I рост был намного меньше, чем в среднем у египтян: он составлял около 150-160 сантиметров. Зато Тутмос II и Тутмос III были сантиметров на пятнадцать выше.

Почему у Тутмоса I не было собственной гробницы, как у всех фараонов? И если у Тутмоса I все же была усыпальница в Долине Царей, почему его похоронили вместе с дочерью в ДЦ-20?

Гробница Тутмоса III, расположенная там же, в Долине Царей, и обозначенная ныне номером 34, открыта для посетителей. А усыпальница Тутмоса I закрыта. Она значится как ДЦ-38, а открыли ее в 1899 году. Длина же этой гробницы составляет двадцать метров. Коридор ведет в переднюю камеру и дальше – в погребальную, выполненную в форме картуша – орнаментальной фигуры, куда цари обыкновенно вписывали свои основные имена. Кроме того, на внутренних стенах там еще можно разглядеть рисунки цветов, хотя стены изрядно пострадали от затоплений. Дело в том, что со временем ливни в Луксоре стали редкостью, тогда как в эпоху XVIII династии они случались гораздо чаще. Саркофаг у Тутмоса I такой же, как у его внука, – из красного песчаника. Племянник Хатшепсут все предусмотрел, чтобы выказать почтение тому, перед кем он преклонялся и у кого должен был унаследовать власть, не будь он столь юн в ту пору, когда Хатшепсут стала регентшей, а потом, спустя семь лет, провозгласила себя полноправным фараоном, наделенным всеми атрибутами власти.

Канопы, куда в те времена помещали некоторые органы царей, оказались нетронутыми: в них содержались внутренности Тутмоса I. В той же таинственной гробнице обнаружились и глиняные черепки, отрывки из книги «Амдуат» и алебастровые сосуды. Однако анализы показали, что найденные предметы относятся к эпохе Тутмоса III, а не Тутмоса I. Стало быть, их разложил у саркофага либо сам Тутмос III, либо кто-то из его близких родственников.

Саркофаг, форма погребальной камеры, план гробницы – все это уж очень напоминает усыпальницу Тутмоса III, и даже не верится, что они были построены в разное время. Определенно, Тутмос III хотел, чтобы гробница деда была в точности такая же, как его собственная.

Известно, однако, что архитектор по имени Инени обустроил гробницу для Тутмоса I, когда тот был еще жив. Но где находится эта самая гробница и почему фараона похоронили не в ней?

Можно ли утверждать, что мумию Тутмоса I нашли? Действительно ли это тело отца Хатшепсут?

Вокруг мумии Тутмоса I тоже возникло немало вопросов. Удивительным казался и ее предполагаемый возраст, и то, как были сложены руки у усопшего. Впрочем, возможно, такое положение телу придали подручные Тутмоса III, когда переносили мумию с места на место.

В тайнике Дейр эль-Бахри нашли два саркофага. Они помещались один в другом. Первый принадлежал Пинеджему I, а второй – Тутмосу I. Тело последнего было реставрировано еще в древние времена и завернуто в новые пелены. И тут возникает очередной вопрос: что если в саркофаг Пинеджема I положили тело Тутмоса I и наоборот?

Обследование тела позволяло предположить, что это действительно мумия Тутмоса I. Впрочем, доказательства тому казались не очень убедительными: они основывались лишь на сходстве типов лица у Тутмосов. Лицо у найденной мумии, кажется, и в самом деле принадлежало отпрыскам этого высочайшего рода. Но мне представляется куда более важной другая деталь: Пинеджемов похоронили в царской гробнице. Таким образом, не было никаких оснований помещать жреца, ставшего фараоном, в саркофаг под именем Тутмоса I.

Все казалось очевидным до тех пор, пока мумию Тутмоса I не подвергли тщательному обследованию, в частности, с помощью рентгенографии. И на поверку вышло, что усопший, который, как все надеялись, был отцом Хатшепсут, оказался значительно моложе и никак не соответствовал ему по возрасту. Словом, ученых, убежденных в том, что у них в руках мумия Тутмоса I, постигло новое разочарование. Но в таком случае кто же этот египтянин, так похожий на Тутмосов? Если говорить начистоту, научный анализ не позволил с точностью установить возраст неизвестной мумии. Так что вполне возможно, что в нашем распоряжении и правда находится тело знаменитого фараона.

Была ли найдена мумия Тутмоса III ? И есть ли тому доказательство? Почему его усыпальница, когда ее вскрыли, больше походила на стройплощадку?

Сегодня можно утверждать наверняка, что мумия племянника Хатшепсут обнаружена. Она была завернута в пелены, на которых его сын Аменхотеп II повелел сделать знаменательные надписи. Прежде всего мумия поражала своими невероятно малыми размерами. Но Аменхотеп II, очевидно, лично присутствовал при бальзамировании своего отца, длившегося, как и любая мумификация, семьдесят дней: такой срок был необходим мастерам для того, чтобы вскрыть тело, достать из него органы и поместить их в канопы, затем извлечь мозг через лицевые отверстия, ввести внутрь мази или травяные настои для пущей сохранности тела, а также соду, которую привозили с севера Египта, потому как она тоже служила незаменимым консервантом, позволявшим телу долго сохраняться в хорошем состоянии. После того как шрам покрывали рубцующим листом, а тело украшали драгоценностями и заворачивали в пелены, наружные концы льняных тканей расписывали иероглифами либо рисунками.

Аменхотеп II велел сделать надпись, прославлявшую Тутмоса III, «Повелителя Нижнего и Верхнего Египта», и напоминавшую, что он был сыном Света.

Как бы то ни было, а мумия вызывает немало вопросов. Тело фараона обнаружили не в положенном месте – в погребальной камере гробницы Тутмоса III, а в так называемом «тайнике Дейр эль-Бахри».

Саркофаг, где покоилось тело Тутмоса III, так хорошо сохранился, что невольно закрадывалось сомнение: действительно ли его изготовили в эпоху Тутмоса III?! С другой стороны, голова мумии почти не пострадала от времени, чего нельзя сказать о других частях тела. Пелены, сотканные явно в более позднее время, были сняты с царской мумии в 1881 году. Обследование тела не дало ничего примечательного. Надо было провести новые исследования, чтобы получить более основательные заключения.

Тело было смазано чем-то белым и маслянистым, с едким запахом, – доказательство того, что при бальзамировании использовали соду и жир, впрочем, как и обычно в большинстве подобных случаев. Однако, судя по запаху, казавшемуся особенно неприятным, когда с мумии сняли пелены, можно было подумать, что бальзамировщик использовал не животный жир, а человеческий.

Голова у мумии была отделена от тела. Конечности – оторваны, а потом снова вставлены на место. Ноги, ступни и руки удерживались на своих местах с помощью деревянных креплений. Мумия, конечно, пострадала от рук расхитителей гробниц, падких на украшения, которые зачастую прятали под пеленами перед самым погребением царской особы.

По лицу мумии нельзя было сделать какое-либо интересное заключение. Тутмос III умер в возрасте пятидесяти пяти лет, и уж во всяком случае ему было не больше шестидесяти. У него было такое же продолговатое лицо и такие же зубы, как у всех Тутмосов. Перед смертью он наверняка был лыс. Иначе говоря, перед нами, в сущности, мумия старика – по меркам того времени. Узнать же то, что скрывалось за его лбом, невозможно.

Пятидесятиметровую гробницу Тутмоса III открыли в феврале 1898 года. На самом же деле обитатели Западных Фив знали о существовании множества усыпальниц задолго до того, как их обнаружили археологи. И фиванцы как проводники-первооткрыватели, бывало, даже сопровождали историков в те потайные места, сокрытые от человеческого взора в пустынных горах Долины Царей. Появление на рынке необыкновенной красоты древностей и поведение некоторых фиванских семей, проживавших в Гурне, заинтересовали и местные власти, и археологов. И пресловутым расхитителям гробниц в конце концов пришлось пойти на сотрудничество с исследователями. Но вряд ли стоит думать, будто грабители прямо так и разоткровенничались, когда их все же вывели на чистую воду. Так что изыскания в Долине Царей и ее окрестностях следовало продолжать.

Одно семейство из Гурны уже успело побывать в гробнице Тутмоса III, когда ее обследовали в первый раз. Как же выглядит план этой гробницы? Два коридора один за другим ведут в колонный зал с многочисленными изображениями божеств. В рисунках, на удивление строгих, в черной и красной красках на белом фоне – цветах, зачастую использовавшихся писцами, – воспроизводится содержание книги «Амдуат», «справочника» с советами, как жить в потустороннем мире, – книги, которую египтяне обычно клали между ног усопшего. Дальше идет лестница – она ведет в пятнадцатиметровую погребальную камеру в форме картуша.

Божественная мать Тутмоса III, прекрасная Изида, изображена там вместе со своим сыном. Изида, его настоящая мать, носила имя богини. В одной из сцен, на редкость трогательной, она кормит грудью своего сына, в точности так же, как впоследствии Клеопатра в образе богини будет вскармливать Цезариона на настенных рисунках в птолемеевых храмах. По примеру Хатшепсут, выбравшей себе божественным отцом фиванского бога Амона, а божественной матерью – богиню Хатор, покровительницу родов и женственности, Тутмос III тоже счел необходимым окружить себя заботами божественной матери.

Дабы уберечься от напастей в лице вероятных расхитителей гробниц, Тутмос III долго размышлял вместе с архитекторами над месторасположением своей будущей гробницы. Однако впоследствии, невзирая на все старания и на то, что его усыпальница находилась в самом конце дороги, ведущей в Долину Мертвых, грабители не обошли и ее стороной. Вот почему археологи наткнулись там на целые груды глиняных черепков вперемешку с костями животных – это все, что осталось от керамической утвари и посмертных подношений, – а также на поломанные деревянные скульптуры… и какие-то мумии, оказавшиеся здесь бог весть каким образом.

Между тем грабители, похоже, побывали не во всех помещениях этого комплекса, поскольку две смежные залы, ведущие в погребальную камеру, не были вскрыты. И они таили в себе приятные неожиданности: ученые обнаружили там остатки даров и снеди, а также часть погребальной утвари. Первооткрывателям следовало бы подробно описать все свои находки, чего они, к сожалению, не сделали. Но несмотря на столь досадную оплошность, можно тем не менее почти с полной уверенностью сказать, что мы располагаем мумией Тутмоса III и знаем, как устроена его усыпальница. С большей же частью остальных мумий и гробниц все далеко не так очевидно. Долина Царей – своего рода «Земля обетованная», где хотели быть похороненными все цари. Однако, поскольку планы тогдашних архитекторов порой не отличались большой точностью, землекопы, случалось, натыкались на гробницы, уже приготовленные для других фараонов. И тогда приходилось разрабатывать новый план, чтобы, ко всему прочему, ненароком не наткнуться на такие места, где копать было бы невозможно из-за слишком твердой породы.

Со временем, точнее со сменой правителей, к царским усыпальницам прибавились и так называемые «колодцы», или гробницы для высших сановников, то есть членов царских семей. И в конце концов земля в Долине Царей уже не могла вместить в себя всех желающих…

Тайна мумии Тутмоса II и его гробницы.
Действительно ли была найдена мумия этого фараона? И был ли он в самом деле похоронен в гробнице №42 (ДЦ-42), расположенной по соседству с усыпальницей Тутмоса II?

Несколько лет назад я поставила перед собой нелегкую задачу – попробовать отыскать гробницы цариц XVIII династии, которые так и не были найдены. В самом деле, Долину Цариц заложили в более позднюю эпоху – при Рамсесах. Мое внимание привлекла одна гробница – та, что размещалась рядом с усыпальницей Тутмоса III. Надписи в ней, ее форма и внешний вид наводили на мысль, что это гробница скорее женщины, чем мужчины: царевны или царицы. А как тогда быть с предыдущими выводами, согласно которым мумия, обнаруженная в этой самой гробнице, принадлежит фараону Тутмосу II, сыну Тутмоса I и наложницы? Но действительно ли то была мумия царя?

В ДЦ-42 не нашли ни одного погребального предмета, принадлежавшего Тутмосу II. Зато в так называемом «тайнике Дейр эль-Бахри», неподалеку от храма Хатшепсут, обнаружилась мумия, вполне подходившая под описание царя. Таким образом, на какое-то время в нашем распоряжении оказались два тела – и одно из них могло быть мумией Тутмоса II! Однако очень скоро мумия из тайника в Дейр эль-Бахри породила множество вопросов, и главный из них касался ее возраста, поскольку Тутмос II, судя по всему, умер довольно молодым.

Как известно, у Тутмоса II было слабое здоровье. Вероятно, он умер от какого-то смертельного недуга еще подростком. Похоже, он был худосочным и тщедушным мальчиком. На теле у него обнаружились странные пятна и рубцы. Что если все это – следы болезни, которая хоть и поражала других фараонов тоже, но не доводила их до могилы? На самом же деле это, очевидно, следы мазей, которыми пользовались бальзамировщики.

Мумия Тутмоса II оказалась сильно поврежденной: одна рука у нее была оторвана; другая – отрезана в предплечье, как и одна нога. Тем не менее на посмертной маске фараона запечатлелись черты, присущие всем Тутмосам. Но действительно ли тело, обнаруженное в тайнике Дейр эль-Бахри, было мумией Тутмоса II? Вполне возможно, что во время реставрации царские мумии перепутали жрецы, а может, тут постарались расхитители гробниц, причем до того, как они попали в руки к жрецу Пинеджему.

Как были найдены некоторые мумии?

Когда-то одна бедная семья из Гурны в один прекрасный день нежданно-негаданно разбогатела и зажила припеваючи, что не могло не насторожить египетскую Службу древностей. Глава семейства, промышлявший торговлей древностями, тогда препроводил специалиста по древним находкам из Западных Фив в тайник Дейр эль-Бахри, обнаруженный местными жителями. Те наткнулись там на захоронение четырех десятков царей, живших в эпоху XVIII и XIX династий: Яхмоса, прадеда Хатшепсут; Аменхотепа I; Рамсеса II; Сети I…

Тела ничтоже сумняшеся извлекли из гробниц и торжественно перевезли в Каир. Однако столь поспешные действия немало удивили местные власти. Отчего их никто не поставил в известность? Почему перед массовым вывозом древностей не было произведено ни одного описания места находок, как положено? Кое-кто из них заподозрил было, что уполномоченный от Службы древностей намеренно провернул это дело тишком и даже нагрел, мол, руки на торговле бесценными артефактами. Между тем, не принимая в расчет подозрения, которые могли вызвать его действия, уполномоченный распорядился отгрузить саркофаги к месту назначения под восторженные возгласы народа, глубоко почитающего древних своих правителей.

Что если Тутмоса II похоронили не в той гробнице, которая расположена рядом с усыпальницей Тутмоса III, и что если его мумия вовсе не та, что была обнаружена в «тайнике Дейр эль-Бахри», где погребли Тутмоса II ? Так было ли найдено его тело? И кого похоронили в знаменитой гробнице №42?

Вопрос кажется весьма интересным, если допустить, что в гробнице № 42 – в Долине Царей – похоронили женщину, хотя это место погребения обычно сохранялось за фараонами. А что до Хатшепсут, она была похоронена в Долине Царей только потому, что провозгласила себя фараоном. Останься она царевной, ей пришлось бы довольствоваться куда более скромной усыпальницей – вдали от Долины, то есть самой первой гробницей, вырубленной для нее в скале, где побывал Говард Картер.

Так каким же образом там оказалась женщина и кем она была? Я долго размышляла над этой загадкой. И поделилась своими сомнениями и предположениями с начальником отделения Службы древностей в Западных Фивах, полагая, что в этой гробнице нужно возобновить раскопки и обследовать ее более тщательно. Доводов у меня хватало с избытком.

По некотором размышлении я наконец догадалась, что это может быть гробница царевны или царицы, благо нет никаких доказательств, что это усыпальница Тутмоса II. По форме она прямоугольная. И там вполне могли похоронить Меритру-Хатшепсут II, одну из дочерей царицы-фараона и супругу Тутмоса III.

Как известно, у Хатшепсут была дочь – Нефрура, и гробница ее достославного воспитателя располагалась рядом с храмом Миллионов лет Хатшепсут. Существует несколько кубических статуй, изображающих этого знаменитого наставника вместе с его воспитанницей Нефрурой. Сначала думали, что девочка умерла в раннем возрасте. Но сегодня, глядя на некоторые барельефы, можно с уверенностью сказать, что она дожила по меньшей мере до подросткового возраста и, возможно, была первой супругой Тутмоса III. Ведь Хатшепсут, судя по всему, мечтала основать целую династию женщин-фараонов. И в таком случае Нефрура могла бы унаследовать после нее египетский престол.

Самое существование и жизнь Меритры-Хатшепсут II, как мы уже видели, понять не так-то просто, к тому же нам мало что известно об этом. В нашем случае речь, очевидно, идет о второй дочери Хатшепсут, которая, вероятно, тоже была супругой Тутмоса III. И неудивительно, что эту великую царскую жену похоронили рядом с ее мужем. Тем не менее в Долине Царей пока еще не нашли ни одной гробницы, принадлежащей хотя бы одной царице XVIII династии. Тогда как здесь оказалась усыпальница Меритры-Хатшепсут II, если гробницы других цариц должны находиться в другом месте – в другом некрополе? В этой связи упоминали Северный и Средний Египет, но поиски в тех местах до сих пор не увенчались успехом.

Словом, опознать мумию из гробницы №42 было делом первостепенной важности. Ведь это могла быть первая найденная усыпальница одной из великих жен XVIII династии. Гробницы Тутмоса I, Тутмоса III и Хатшепсут имеют одинаковую – округлую – форму. А усыпальница Меритры-Хатшепсут II прямоугольной формы, как у Аменхотепа II, сына Тутмоса III, да и настенные рисунки и внутреннее убранство у них весьма схожи.

Такая форма интересна тем более, что она доказывает: гробница №42 была построена раньше усыпальницы Тутмоса III, который к тому времени успел зарекомендовать себя несравненным военачальником и добиться побед в двадцати знаменательных битвах, в частности, в Азии. Стало быть, план ДЦ-42, очевидно, разработали до или одновременно с планом гробницы Аменхотепа II.

Меня не меньше интересовала и так называемая гробница Тутмоса II. Хотела ли Меритра-Хатшепсут II, чтобы ее погребли рядом с мужем? Мы не знаем, когда она умерла. И если ее действительно похоронили в ДЦ-42, значит, форма гробницы может нам тут кое-что подсказать: в таком случае Меритра, вероятно, умерла после Тутмоса III – уже во время царствования Аменхотепа II.

Где же были похоронены другие царицы XVIII династии? Можно ли представить себе, что все великие царские жены тоже покоятся в Долине Царей?

Это первое важнейшее открытие опять же заставило задуматься о том, где были похоронены другие великие царские жены этой знаменитой династии. Помимо Яхмес-Нефертари, чью мумию обнаружили по ту сторону гор, в их число входили: Ахотеп, царица и супруга Аменхотепа I, сына Яхмоса и Яхмес-Нефертари – первой супружеской четы XVIII династии; Яхмос, супруга Тутмоса I и мать Хатшепсут; Меритра-Хатшепсут II, ставшая женой Тутмоса III; жена Аменхотепа II; жена Тутмоса IV; Тэйе, великая жена Аменхотепа III и мать Аменхотепа IV - Эхнатона, мужа Нефертити; другие жены Эхнатона; дочери Эхнатона; Анхесенамон, супруга Сменхкары, а потом Тутанхамона; Тии, супруга Эйе и бывшая кормилица Нефертити; и Мутноджемет, жена Хоремхеба и, возможно, родственница Нефертити.

Начиная с Аменхотепа IV – Эхнатона, двор пребывал в городе, специально построенном для почитания бога солнца Атона, а не Амона, – Ахетатоне (нынешней Амарне в Среднем Египте). Так что было вполне логично обнаружить в этом городе захоронения членов царских семей и высших сановников той эпохи. Но если гробницу Эхнатона найти удалось, то о местонахождении усыпальницы и мумии Нефертити нам ничего не известно, равно как и о местонахождении гробницы Анхесенамон, а также захоронениях других цариц.

Итак, я пустилась на поиски этих таинственных захоронений. В гробнице Аменхотепа III, построенной в Западной Долине (или, как ее еще называют, Долине Обезьян), было устроено отдельное помещение для великой жены Тэйе: неудивительно, что ее хотели похоронить рядом с мужем. Но в этой гробнице не обнаружилось ни единого следа самой царицы. Зато там нашлась принадлежавшая ей погребальная утварь. Впрочем, кое-что из ее семейной утвари было обнаружено и в Долине Царей. Волосы Нефертити, возможно, находились в гробнице Тутанхамона, который, вероятно, доводился ей пасынком. Тело одной из великих царских жен некогда было опознано как мумия царицы Тэйе. Но – увы! Позднее, после подробнейших обследований, на сей счет возникли сомнения: не исключено, что это была мумия Сменхкары или даже Эхнатона…

Другими словами, слишком много вопросов так и осталось без ответа. Если Нефертити была похоронена в Среднем Египте, где находится ее гробница? Или ее местонахождение держали в тайне, дабы уберечь от расхитителей гробниц и от противников всемогущего Атона? Можно ли по некоторым предметам из погребальной утвари, найденным в Долине Царей, судить о том, что часть тел была перевезена из Ахетатонского некрополя (в Западных Фивах) в другое место? И коли так, кто распорядился перевезти тела и где их перезахоронили? Почему до сих пор не найдено никаких следов гробницы и свидетельств погребения супруги Тутанхамона, хотя факт ее существования бесспорно доказан? И наконец – где же были похоронены другие царицы?

Дальше мы непременно вернемся к каждому из поставленных вопросов и попытаемся подытожить наши сегодняшние знания, а также дать ответы на некоторые великие тайны той эпохи, столь же известной, сколь и загадочной.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Х. Саггс.
Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

О. Р. Гарни.
Хетты. Разрушители Вавилона

Эммануэль Анати.
Палестина до древних евреев
e-mail: historylib@yandex.ru
X