Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Вендален Бехайм.   Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в историческом развитии)

§ 2. Формирование выставки оружия

Расположение оружия в коллекции определяется целью, для которой коллекция предназначена. Если она принадлежит государству, провинции, общине и является общественной, то расположение предметов должно строго соответствовать просветительским целям. Здесь нельзя допускать дилетантизма или внешней декоративности, под которой так часто скрывается невежество. Экспозиция должна укреплять историческое мышление, демонстрировать развитие оружейного дела и вообще давать иллюстративный материал для политической истории и для истории культуры. Следовательно, [427] расположение должно быть хронологическим — «начинаться с самых старых предметов и кончаться самыми новыми». Общественные кол­лекции, построенные на других принципах, не соответствуют целям науч­ного познания, и подобная экспозиция, существующая более для «восхи­щения», чем для «просвещения», кажется нам безответственным разбаза­риванием общественного добра, допускать которого нельзя.

Если мы будем придерживаться хронологически-синхронистического принципа  расстановки, то самый простой экспонат в качестве составного элемента сможет получить такое же значение, как и самые ценные и редкие вещи. Отсюда следует, что каждый предмет должен быть в логической, а не в декоративной связи с другими.

Ниже мы изложим некоторые принципы экспонирования оружейной коллекции в соответствии с упомянутыми принципами. 

Пластинчатые доспехи надо крепить на стойках самой простой формы. Избегайте приделывать к ним резные или восковые лица и руки, которые придадут коллекции вид кабинета восковых фигур. Также нецелесообразно сажать доспехи на деревянных лошадей: от этого становятся хуже видны и преждевременно изнашиваются седла. Доспехи для лошадей укладывают на козлы. Полудоспехи вешаются на крестообразные стойки. Нельзя выставлять доспех, соединенный с каким-либо наступательным или защитным оружием. Доспех — это не более чем доспех, и не нужно, чтобы он ассоциировался у зрителя с одетым в железо человеком, с неким героем древности с обнаженным мечом и т. д. Это просто романтическое баловство. Чтобы было лучше видно самое интересное по исторической ценности и по форме наступательное оружие, надо поставить для него стойки на пол. Дубликаты и менее важные предметы, мечи, шпаги, копья с не пол­ностью сохранившимися древками и т. д. можно, в случае нехватки места, сгруппировать на стендах и вывесить для обзора на стены; но каждый предмет должен быть укреплен так, чтоб при необходимости его можно было легко и быстро вынуть. Знамена должны крепиться полностью раз­вернутыми на стенах или вешаться в центре зала. Драпировок надо избе­гать. Предметы небольших размеров, но значительной художественной цен­ности, редкие и хрупкие надо выставлять в стеклянных отдельно стоящих ящиках, чтобы предмет можно было осмотреть со всех сторон. Располагать эти ящики надо так, чтобы свет из окон не отражался от стекол.

К государственным и общественным коллекциям предъявлять эти требования надо обязательно; но частные собрания — это другое дело. В этом случае, само собой, любые требования бессмысленны, ведь каждый имеет право размещать свое имущество как хочет. Так что нам следовало бы частные коллекции обойти молчанием. Если же мы все-таки позволяем себе дать кое-какие советы в отношении порядка расстановки предметов в частных коллекциях, то побуждает нас к этому тот факт, что немалое число обладателей ценных коллекций, открывших их по самым гуманным соображениям для публики, не возражают против того, чтобы по возможности согласовать свои вкусы с потребностями просвещения. Тем более, что мы убедились: почти любой собиратель оружия охотно прислушивается к дельным [428] мнениям по поводу его экспонирования, даже когда речь идет о следовании отдельным советам.

Любой частный коллекционер ведет поиски в определенном направлении, и поэтому у каждой коллекции оружия есть свой характер. Многие собиратели намереваются создать за счет старинного оружия декоративный эффект. К этому примешиваются неясные романтические чувства, мечты о прошлом настоящему. Это, конечно, страсти, с которыми здесь нам счи­таться не следует, мы можем только дать советы, как, предаваясь этим страстям, не причинить вреда самому их предмету — оружию. Прежде всего надо избегать соединения с доспехом другого оружия, принадлежа­щего к другому времени и не соответствующего данной вещи. Так, часто можно увидеть, что в перчатке рыцарского доспеха зажат двуручный меч, которым были вооружены, как мы видели, лишь простые пешие воины. То на бедре турнирного доспеха XVI века висит изящная итальянская «город­ская» шпага с двойным «ослиным копытом», а то в монолитные беспалые перчатки тяжелого штехцойга сунута алебарда. Такие противоречия встре­чаются сплошь и рядом. Далее, совершенно ненужное расточительство — прибивать высоко на стену сгруппированное в так называемые «трофеи» ценное оружие, если абсолютно того же эффекта можно добиться, исполь­зовав самое простое оружие в коллекции. А ценное оружие гораздо лучше будет смотреться подвешенным низко на стене или положенным на столы или ящики. Выставления ниспадающих складками знамен надо избегать. Их надо, как делали и в старину, вешать под сводом на горизонтальных древ­ках, чтобы полотнища были расправлены. Турнирное оружие по возмож­ности нужно пространственно отделять от боевого; то же относится к охотничьему и спортивному оружию, а также к восточному, представляю­щему отдельную область культуры.

Важное место в коллекционировании занимает дополнение некомплектных экспонатов. В общественных коллекциях такие вещи, как дополнение, недопустимы. Вместо того, чтобы чем-то дополнять поврежденный предмет, лучше выставить хорошую картинку, даже имитацию, а также показать на рисунке использование этого предмета; однако сам поврежденный предмет должен оставаться как есть, — в большинстве случаев любое современное добавление равносильно повреждению экспоната. Конечно, стремление собирателей иметь нечто законченное слишком велико, чтобы не дополнять все, что только можно, но ведь глаз знатока они не обманут. Чего только не насмотришься в таких коллекциях! Доспехи дополняются папье-маше и жестью, для копий и алебард делают новые древки, дыры в знаменах заклеивают тканью и грубо замазывают краской. В рукояти мечей и шпаг вставляют стальные полосы, которые издали кажутся прекрасными клин­ками. Нередко из двух неполных предметов делают один, и владелец не нарадуется якобы удачному результату. Такой подход мы настоятельно не рекомендуем. Обладателю коллекции часто и в голову не приходит, какой вред он причиняет ценному, пусть даже неполному оружию ради вящего декоративного эффекта. Тогда уж разумней купить за несколько сот марок превосходно выполненные литые копии декоративного оружия, [429] выпускаемые металлургическим заводом Штольберга в Ильзенбурге, или же хоро­шие гальванопластические копии Хааса из Вены — в качестве декораций они вполне сгодятся.

Многие владельцы замков держат в своих наследственных имениях множество оружия, не купленного у антикваров и старьевщиков, а передаю­щегося из поколения в поколение. Такие материалы требуют к себе ува­жения, их почитают и хранят в неприкосновенности. Но этот самый пиетет часто ведет как раз к самым ощутимым потерям в ценнейших коллекци­ях — ведь часто здесь неограниченно царят разрушительная ржавчина, ярь-медянка и гниение. Нередко хранящиеся под сырыми сводами, прекрас­нейшие произведения искусства приходят в негодность намного раньше срока. Именно такие коллекции мы бы рекомендовали переселять в свет­лые, сухие помещения и устраивать их выставку в хронологическом поряд­ке: ведь пиетет выражается не только в вещественных доказательствах, но и в заботе о сохранении, и в показе публике — он столь же почетен, сколь и целесообразен. Эту работу можно распределить и на несколько лет. Опять-таки советуем отказаться от намерений представить вместо до­спехов — людей в доспехах, вместо конской сбруи — оседланных лоша­дей и т. д. Это стоит много денег и отвлекает внимание от самого предмета, а он ведь может обладать немалой ценностью и быть тесно связанным с историей замка, где находится.

Тому, кто владеет лишь несколькими предметами в этом роде, но ценными в художественном отношении, прекрасными или редкими, лучше не выставлять их соединенными и вообще не группировать. Пусть он, если предметы это допускают, положит их на столы, этажерки и комоды у себя в комнатах, поставит доспехи на стойки, повесит на стены широкие зна­мена и гобелены; этим он украсит свое жилье и вызовет восхищение знатока, пришедшего к нему в гости.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ирина Семашко.
100 великих женщин

Сюмпэй Окамото.
Японская олигархия в Русско-японской войне

Елена Кочемировская.
10 гениев, изменивших мир

Генрих Шлиман.
Троя
e-mail: historylib@yandex.ru