Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Валерий Гуляев.   Скифы: расцвет и падение великого царства

Бессмертная культура эллинов

   Уникальным в истории греческого Причерноморья является то, что на протяжении многих веков жители полисов сохраняли эллинский язык и многие античные традиции, несмотря на многовековое взаимодействовие с культурой и языком скифов, синдов, меотов, сарматов, фракийцев, гуннов и других племен.

   В Северном Причерноморье греки любили украшать свои дома, храмы, общественные здания и площади скульптурой. Изваяния богов, портретные скульптуры правителей оживляли вид улиц, площадей и внутренних интерьеров. Археологами найдено здесь немало фрагментов произведений мастеров Эллады, Малой Азии, эллинистического Египта. Иногда среди них встречаются даже произведения лучших греческих скульпторов. Так, в Ольвии обнаружен пьедестал статуи, надпись на котором гласит, что это изваяние выполнено знаменитым афинским ваятелем Праксителем. Ряд фрагментов статуй из Пантикапея и Херсонеса принадлежит школам Фидия и Скопаса.





   Илл. 82. Мраморная греческая скульптура в Северном Причерноморье:

   а) голова бога (предположительно, Зевс Сотер или Асклепий). Ольвия, IV в. до н. э.;

   б) Афродита Таманская. Кепы, IV в. до н. э.



   По мере роста городов Причерноморья в них появляются скульптурные произведения собственных мастеров. От греческих они отличаются некоторой условностью и плоскостностью. Но, с другой стороны, здесь более прослеживается тенденция к сохранению индивидуальности и портретных черт изображаемых. Это, очевидно, связано с широким распространением обычая устанавливать надгробные статуи на могилах, особенно в городах Боспора. Из находок последних лет наиболее интересны мраморные рельефы с изображениями воинов, обнаруженные при раскопках на поселении у с. Юбилейное на Тамани. Прекрасным образцом боспорского скульптурного портрета является фрагмент статуи понтийского царя Митридата VI Евпатора из Пантикапея. К III–II вв. до н. э. относятся и такие памятники местной скульптуры, как статуи-полуфигуры (погрудные или поколенные изображения мужчин и женщин) и надгробные рельефные стелы с портретами боспорян. С архитектурой и скульптурой эллинов теснейшим образом связана и живопись. Лучшие памятники живописи сохранились в погребальных склепах (в склепе кургана Большая Близница обнаружена плита с изображением головы богини земледелия Деметры). Традиция подобного рода росписей получит наибольшее распространение в римский период истории Боспора.

   Традиционными, восходящими еще к мифическим временам, были в Элладе соревнования поэтов и певцов, учрежденные, по преданию, Аполлоном в честь своей победы над змеем Пифоном в Дельфах. Эти соревнования стали довольно популярным сюжетом росписи сосудов. Находки таких изделий в городах Северного Причерноморья показывают, что жители Ольвии, Херсонеса и Боспора интересовались литературой. А стихотворные надписи в честь богов и почетных граждан, отрывки из «Илиады» и «Одиссеи» на фрагментах керамических сосудов, служивших черновиками для школьников, стихотворные застольные надписи показывают, что жители не только интересовались, но и сами активно занимались поэтическим творчеством. И это неудивительно, поскольку именно поэзия играла главенствующую роль в античной литературе в то время. Особенно многочисленны стихотворные надписи Боспора.

   Греческая поэзия неотделима от музыки. Поэты обычно сопровождали чтение своих стихов аккомпанементом на лире и кифаре, а в театральных представлениях обязательным инструментом была флейта.

   Поэзия и музыка неразрывно связаны с театром. Будучи одним из важнейших общественных институтов античного общества, театр в Греции играл роль «школы для взрослых». По письменным источникам известно, что театры существовали во многих, если не во всех городах Боспора, в Ольвии и Херсонесе. Но реальное здание театра найдено при раскопках лишь в Херсонесе.

   На поздних этапах истории Боспора большое распространение получают захоронения в склепах, вырубленных в скале или в плотном глинистом грунте.



   Илл. 83. Надгробная стела. Пантикапей, I–II вв. н. э.



   Их стены покрывались фресковой росписью и надписями, мифологическими сюжетами, характерными для раннего времени (прекрасным примером являются фрески склепа Деметры в Керчи, I в. н. э.). Позднее в живописи все чаще появляются сцены из реальной жизни: изображения вооруженных воинов и сцены сражений – как, например, сцена боя боспорцев с сарматами в Стасовском склепе в Пантикапее, или детали быта, всадники, юрта – как в склепе Анфестерия (I в. н. э.).

   На стенах склепов и на каменных надгробьях часто встречаются стихотворные надписи, прославляющие героев, павших при защите Родины. Типичным примером подобного рода служит эпитафия Аристону (I в. до н. э.):

 

Аристон, сын Аристона, прощай!

Не тяжкое горе родителей будет оплакивать здесь тебя,

Аристон, защищавшего стены Отечества, а доблесть.

Конечно, ты не приобщишься к мертвым,

Но будешь вечно в памяти всех боспорцев.

 

   Но были эпитафии и иного рода. Вот посвящение Зила Тарсосца своей покойной жене:

 

Прежде чем умереть, я покоюсь здесь на резной стеле

Ради своей супруги Клеопатры,

красота которой неповторима.

В своей супруге, неподражаемой хозяйке дома,

Я имел одну из Муз – Пиерид.

Вот почему супруге своей поставил эту стелу,

Зил, тарсиец, молодой муж.

 

   И все же надписи в честь павших на поле боя боспорцев явно преобладают. Вот, например, надгробная стела с надписью в честь Аполлония (I в. до н. э.):

   Аполлоний, сын Аполлония, прощай. Ты неоплаканным сошел к Аиду, испустив ветрам дух под вражеской рукой, а твоя супруга стонет в слезах, восприяв нежданную скорбь. Погибла твоя красота, угасла прелесть, улетел разум, все полно горя: в твоем лице сломлен единственный канон доблести. Но если веретено Мойр и завертело тебя, наткнувшегося на страшное варварское копье, то ныне тебя примет не мрачный дом (Аида), а обители героев: ибо тебе, Аполлоний, и прежде была положена почетная слава, и теперь, после смерти, воздается всяческая честь.

   Эти данные о духовной жизни далекой северной окраины античного мира показывают, что население ее было тесно связано со всем остальным античным миром. Своеобразие пути развития обществ и государств здесь определялось прежде всего политическим фактором – мощным объединением скифских племен. К концу рассмотренного периода Скифия распалась и пришла в упадок под ударами новых кочевых племен, пришедших с востока. И это незамедлительно привело к появлению новых черт в культуре эллинов. С другой стороны, место прежних античных полисов и эллинистических государств, с которыми были связаны культурной традицией эллины севера, прочно заняла могущественная Римская империя. Ее влияние также оказалось в Причерноморье весьма ощутимым.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Э. А. Томпсон.
Гунны. Грозные воины степей

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир
e-mail: historylib@yandex.ru
X