Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Валерий Гуляев.   Скифы: расцвет и падение великого царства

Скифы в Передней Азии

   В одной из своих книг профессор В.В. Мавродин написал такую «крылатую» фразу: «Под звон мечей и пенье стрел вступили славяне на арену мировой истории». Но, как верно отметил другой известный российский ученый А.П. Смирнов, более справедливой такая характеристика была бы не для славян, а для скифов.

   Скифы появились в Причерноморье и на Северном Кавказе, если верить письменным источникам, в VII в. до н. э. Главная арена мировой истории находилась в то время совершенно в другом месте – на Ближнем Востоке и в Греции. Останься скифы в своих диких восточноевропейских степях, о них бы еще не скоро узнали в цивилизованном древнем мире. Но скифы и не думали долго сидеть на вновь завоеванных землях Северного Причерноморья. Конные скифские орды двинулись на юг, в центры древневосточных цивилизаций, где в богатых царствах и городах их ждала сказочная добыча. Пройдя через перевалы главного Кавказского хребта, они вторглись в VII в. до н. э. в Закавказье, разгромили могучее государство предков армян Урарту и, словно беспощадная буря, обрушились на цветущие города Мидии, Ассирии, Вавилонии, Финикии и Палестины. Впечатление, произведенное этими неведомыми северными варварами на тогдашний Ближний Восток, было подобно шоку. В Библии, в книге пророка Иеремии скифы описываются как северный народ, дисциплинированный, жестокий и неумолимый; вторжение скифов вызвало у местного населения такой ужас, что никто не думал сопротивляться:

   Возвестите в Иудее и возгласите в Иерусалиме, проповедуйте и трубите трубою по земле; взывайте громким голосом и говорите: «Соберитесь и пойдем в укрепленные города». Поднимите знамя в Сионе, бегите, не останавливайтесь, ибо я приведу с севера бедствие и великую гибель. Лев восходит из своей чащи, и губитель народов поднимается и выступает из своего места, чтобы обратить твою страну в пустыню; города твои будут разрушены и останутся безлюдны. И так опояшьте себя вретищем, плачьте и рыдайте, ибо пламя гнева Божия еще не отошло от нас.

   В другом месте Иеремия пишет:

   Вот я приведу на вас – дом Израилев, народ издалека, говорит господь, народ сильный, народ древний, народ, языка которого ты не знаешь и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его как открытый гроб, все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои, разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься.

   Такого же характера и другие места из Библии, посвященные нашествию скифов.

   Восстановить историю пребывания скифов в Передней Азии затруднительно, так как имеющиеся источники дают отрывочные сведения. Известно, что в 70-х гг. VII в. до н. э. скифы во главе с царем Ишпакаем объединились с мидийцами и маннеями и выступили против Ассирии. Асархаддону, царю Ассирии, удалось, однако, заключить со скифами сепаратный мир. Он согласился даже отдать за Партатуа (Бартатуа), другого царя скифов, свою дочь. Чтобы в полной мере оценить этот факт, надо иметь в виду, что Ассирия в то время была крупнейшей и сильнейшей державой Переднего Востока. Вскоре после описанных событий скифы двинулись дальше на юг и достигли Сирии и Палестины. Отсюда они намеревались двинуться на Египет, но фараон Псам-метих I (663–616 гг. до н. э.) вышел им навстречу с богатыми подарками и отговорил от намерения разорить страну.

   Скифы, по сообщению Геродота, оставались в Азии 28 лет и все опустошили своим буйством и насилиями. Ибо помимо того, что они взымали «с каждого народа наложенную ими на каждого дань, они, кроме того, совершали набеги и грабили, что было у каждого народа».

   Сопоставляя сроки пребывания скифов в Азии, переданные Геродотом, со сведениями восточных документов, с политической историей, известной нам по античной традиции, некоторые исследователи считают, что скифы пробыли в Азии значительно больше, чем 28 лет. Весьма вероятно, что часть скифов осталась в пределах Переднего Востока и позднее.

   Так появились скифы на мировой арене. Появились, действительно, «под звон мечей и пенье стрел». Но, в целом, политическая история скифов известна нам очень плохо. Лишь наиболее яркие ее эпизоды, так или иначе связанные с историей «цивилизованных» народов древности (а такими эпизодами были только войны и военные кампании), сохранились в письменных источниках.

   Наиболее ранние упоминания о скифах («ишкуза», «ашкуза» по терминологии ассирийских писцов) относятся к 70-м гг. VII в. до н. э.: речь идет о клинописных глиняных табличках из Ассирии. Военное могущество этой крупнейшей державы Ближнего Востока в тот период уже явно уменьшилось. Опасные враги угрожали ассирийским владениям буквально со всех сторон. А здесь еще из Закавказья всесокрушающим потоком хлынули конные орды нового неведомого ранее противника – скифов. Как свидетельствует Геродот, скифская конница, преследуя отступающих киммерийцев, перешла горные хребты Кавказа и вторглась в Переднюю Азию, угрожая при этом и самой Ассирии. Властители Ниневии (ассирийской столицы с VII в. до н. э.) попытались решить возникшую конфликтную ситуацию не на поле боя, а мирными дипломатическими средствами. Так, известно, что царь Асархаддон (680–669 гг. до н. э.)[35] при известии о появлении скифских орд, впал в полное смятение. «Вождь земных царей» решил отдать в жены свою дочь, чтобы этим династическим браком привлечь грозных северных варваров на свою сторону и использовать их в борьбе с прочими врагами Ассирии. До наших дней сохранилась глиняная табличка с запросом Асархаддона оракулу бога солнца Шамаша – главного божества местного пантеона о том, будет ли верен союзу Партатуа (Бартатуа), царь «страны Ишкуза», если получит в жены ассирийскую царевну (675 г. до н. э.). К сожалению, ответ оракула остался неизвестным. Однако, судя по развитию дальнейших событий, этот брак состоялся. Во всяком случае, уже в 673 г. до н. э. скифы выступают как союзники Ассирии и помогают ей подавлять восстания нескольких мятежных племен на северо-востоке страны. Союзнические отношения с ассирийцами скифские «цари» сохраняют и позднее.



   Илл. 60. Изображение в ассирийском стиле на перекрестье меча.

   Мельгуновский курган



   В 623 г. до н. э., когда мидийский царь Киаксар осадил Ниневию, скифы во главе с Мадием, «сыном Прототия» (Партатуа, Бартатуа), матерью которого, возможно, и была ассирийская царевна, напали на войско мидян и наголову разгромили его. Но у скифов хватило сил не только на оказание помощи дряхлеющей Ассирийской державе, но и на собственные военные кампании по всей Передней Азии. Именно тогда они вторглись в Палестину и дошли до «порога Египта». Тысячи бронзовых наконечников стрел скифского типа, найденных при раскопках древних ближневосточных городов, следы пожарищ и разрушений в них подтверждают сообщения письменных источников об опустошительных набегах скифской конницы на цветущие области древневосточных цивилизаций.



   Илл. 61. Чудовища с луками. Деталь изображения на золотых обкладках ножен.

   Мельгуновский курган



   Предоставим опять слово Геродоту:

   Затем скифы пошли на Египет. На пути туда <…> скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон. Большая часть скифского войска прошла мимо, не причинив городу вреда, и только несколько отсталых воинов разграбили святилище Афродиты Урании <…> Грабителей святилища в Аскалоне и всех их потомков богиня наказала, поразив их навеки «женским» недугом…

   Между тем, общая политическая обстановка в ближневосточном регионе стала складываться для «северных варваров» крайне неблагоприятно. Грабежи и насилия скифов вызывали возмущение местных жителей, то и дело выступавших с оружием в руках против захватчиков. Заметно усилились Мидия и освободившаяся от ассирийской зависимости Вавилония. В 612 г. до н. э. их объединенная армия штурмом взяла Ниневию и дотла разрушила ее. Ассирия пала и навсегда исчезла с арены мировой истории.

   Теперь для мидян пришла очередь рассчитаться за все прошлые обиды и со скифами. Мидийский царь Киаксар пригласил многих скифских вождей и военачальников к себе на пир и, напоив их до беспамятства, приказал всех перебить. После этого, лишенные высшего руководства и находясь под постоянной угрозой полного поражения от мидийских войск, скифы вернулись в Северное Причерноморье. Поэтому с конца VII в. до н. э. основные события скифской истории неразрывно связаны уже со степными и лесостепными областями Восточной Европы. Однако роль переднеазиатских походов в истории древнего мира столь велика, что я добавлю к вышесказанному еще несколько фактов.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Игорь Коломийцев.
Тайны Великой Скифии

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид

Евгений Черненко.
Скифские лучники
e-mail: historylib@yandex.ru
X