Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Валерий Гуляев.   Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Искусство Аккада

   Для Аккадского периода (XXIV–XXII вв. до н. э.) более всего характерна идея обожествления царя, которая сначала воплощается в титулатуре, вводимой по царской воле, а затем и в идеологии и в искусстве.

   «В искусстве, – отмечает И.М. Дьяконов, – это мужественный человек, с подчеркнуто энергичными чертами сухощавого лица: правильные, четко очерченные губы, небольшой нос с горбинкой – портрет идеализированный и в какой-то мере обобщенный… вполне соответствующий сложившемуся из исторических и легендарных данных представлению о герое-победителе Шаррумкене (Саргоне. – В.Г.) Аккадском (см. так называемую портретную голову из Ниневии – предполагаемое изображение Шаррумкена в бронзе)».

   В целом, аккадское искусство – более передовое, развитое и смелое, чем шумерское. Наиболее ярким его памятником может служить стела царя Нарам-Суэна, внука Саргона Аккадского, сделанная из красного песчаника по случаю победы над горцами-луллубеями.

   «Рельеф изображает, – пишет И.М. Лосева, – как, преследуя по пятам неприятеля, поднимается Нарам-Суэн с войском по горным тропинкам страны луллубеев. Не тяжелой фалангой, как это было на стеле Эаннатума, а развернутой цепью, быстро и энергично вслед за Нарам-Суэном поднимается войско на вершину горы, где происходит победоносное завершение битвы. В ужасе отступает враг, но пути к отступлению отрезаны, луллубеи окружены воинами Нарам-Суэна».

   Здесь, если сравнивать данный монумент со «Стелой Коршунов», налицо большие и прогрессивные изменения. Умело расставленные по диагонали фигуры создают впечатление движения войска. Появились теперь и элементы пейзажа: волнообразными линиями показаны скалы и горы; несколько разбросанных там и здесь деревьев создают впечатление лесистой местности. Выразительны и динамичны и все изображенные человеческие фигуры – самого Нарам-Суэна в рогатом шлеме бога (его рост в несколько раз превосходит изображения остальных персонажей) и опрокинутого навзничь луллубея с пронзенной копьем шеей.

   Обожествленные аккадские цари представлены и в глиптике – на цилиндрических печатях. Обычно это могучий герой с кудрявой бородой и длинными волосами. Он сражается со львом, его мускулы напряжены, одной рукой он сдерживает вздыбившегося зверя, чьи когти в бессильной ярости царапают воздух, а другой вонзает кинжал в загривок хищнику.



   Илл. 98. Голова статуи правителя. Известняк.

   Аккадский период



   «Разумеется, – подчеркивает И.М. Дьяконов, – изменения, происшедшие в искусстве аккадского времени: динамичность композиции, правильная передача пропорций человеческого тела, отказ от искусственной ритмизации и стилизации, интерес к героической личности – были вызваны более серьезными причинами, нежели простое умение резчиков Аккада лучше обращаться с камнем, чем их более южные предшественники Раннединастического периода. Сказались, видимо, те перемены, которые произошли в политической и социальной жизни страны».

   Аккадские традиции во многом сохранились в искусстве древней Месопотамии и в эпоху «шумерского ренессанса» – во времена господства III династии Ура (многочисленные реалистические «портреты» лагашского правителя Гудеа, глиптика, скульптурная голова богини Нингаль, статуэтки правителя Ур-Намму, терракота). Но в целом памятники этого времени оставляют впечатление однообразия и стереотипности.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Владимир Сядро.
50 знаменитых загадок истории Украины

Николай Непомнящий, Андрей Низовский.
100 великих кладов

Игорь Мусский.
100 великих диктаторов

У. М.Уотт, П.Какиа.
Мусульманская Испания

Алексей Шишов.
100 великих военачальников
e-mail: historylib@yandex.ru