Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский.   Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Варваризация античных поселений Причерноморья

Одной из важных страниц этнической истории Причерноморья в сарматскую эпоху явилась гораздо более интенсивная, чем в скифское время, варваризация античных городов Черноморского побережья. Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят о значительной пестроте этнического состава их жителей. Судя по археологическим и некоторым другим данным, сарматы активно внедрились в среду его населения — прежде всего с территории Северного Кавказа, в частности Прикубанья, где в это время на основе слияния разноэтничных групп сформировалась синкретическая меото-сарматская культура. Непосредственно на Боспор сарматы проникали несколькими последовательными волнами [Десятчиков 1973]. Видимо, не позднее I в. н. э. даже правящая на Боспоре династия имела уже варварское (скорее всего сарматское) происхождение.
В начале н. э. в городах Боспорского царства — Пантикапее, Фанагории, Горгиппии — появляются и еврейские общины. Об этом свидетельствуют памятники эпиграфики, в том числе т. н. манумиссии — надписи на стелах, повествующие об отпущении рабов на волю «под опеку общины иудеев». Древнейшая из них (51 г. н. э.), происходящая из Фанагории, гласит, что «Кар[иец] Сандан и Кар[иец] Аг и Метроним отпущены при молельне» и объявляются «гарантированными от захвата, беспрепятственными [в проживании], при условии усердного посещения и почитания молельни, и стали свободными под опекой общины иудеев» [ср. Данъшин 1993 и обзор: Соломоник 1997]. Толкование этой надписи неоднозначно: названные вольноотпущенники были либо карийцами — представителями одного из этносов Малой Азии, либо (по другому предположению) рабами, носившими местные иранские (скифо-сарматские) имена Карсандан и Караг. Условия отпущения на волю соответствовали как иудейским обычаям, так и законам античного полиса, в котором правами мог обладать лишь член определенной общины. Здание иудейской молельни — синагоги III—IV вв. — было открыто, судя по еврейским (наряду с греческими) граффити на штукатурке стен, в Херсонесе [Оверман и др. 1997].
Сами евреи в античном мире были в значительной мере эллинизированы и перешли на греческий разговорный язык, о чем свидетельствуют надписи на надгробиях II—IV вв. н. э. из Пантикапея, сделанные по-гречески, в том числе одна греческо-еврейская билингва. Надгробия имеют характерные еврейские символы — семисвечники (меноры). Памятники с собственно еврейскими надписями IV—V вв. обнаружены в Фанагории; среди них особый интерес вызывает одна, содержащая имя умершего, которое, по интерпретации Д. А. Хвольсона, воспроизводит греческую форму иранского (сарматского) антропонима — Балакос: возможно, умерший был евреем, воспринявшим местное сарматское имя, но скорее речь может идти о прозелите — эллинизированном сармате, принявшем иудаизм. На еврейских надгробиях из Фанагории часто обнаруживают характерные тамги — так называемые сарматские знаки.
В полиэтничной среде городов Боспорского царства, прежде всего в Танаисе, в первые века н. э. под влиянием иудейского монотеизма распространился культ «Бога Высочайшего» и популярным стало имя Самбатион — "Чтущий субботу", в соответствии с Ветхим Заветом (Левинская 1992). Распространение этого культа предшествовало проникновению мировых религий в Восточную Европу и иудаизма в Хазарию (см. главу IX).
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. В. Алексеев.
Смоленская земля в IХ-XIII вв.

Любор Нидерле.
Славянские древности

Под ред. Е.А. Мельниковой.
Славяне и скандинавы

коллектив авторов.
Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего средневековья

Е.В. Балановская, О.П. Балановский.
Русский генофонд на Русской равнине
e-mail: historylib@yandex.ru
X