Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама



В.И.Кузищин.   Римское рабовладельческое поместье

§ 1. Определение понятия латифундии

В буквальном смысле слова термин «латифундия» означает «обширное имение» и кажется довольно ясным. Однако в современной историографии было предложено несколько разных определений понятия латифундии, которые показывают, что оно отнюдь не столь простое, как это представляется с первого взгляда. Ведь значение «обширного имения» или «крупного» имения может иметь разные толкования, под него одни подводят поместья в 200 юг., другие — в 500, третьи — в 2000 юг. или еще большей площади.1

К. Бюхер понимал под латифундией крупное самодовлеющее хозяйство — ойкос с огромным числом рабов, разделенных на отряды и возглавляемых многочисленными надсмотрщиками, живущих на вилле в общей казарме и выходивших на работу в военном порядке.2.ля И. М. Гревса латифундия — это «недвижимое состояние положительно огромных размеров», крупное единое хозяйство как результат слияния отдельных fundi в одно большое поместье
с новой организацией производства.3.ругая точка зрения была высказана А. Шультеном. Понятие латифундии, по его мнению, сложилось не сразу и не было однозначным. Первоначально этим термином обозначался единый крупный участок оккупированной земли, использующийся главным образом под пастбище, однако некоторое время спустя содержание понятия изменилось. Компактное крупное владение было разделено на несколько отдельных имений fundi, а их совокупность стала составлять латифундию. Латифундистом в начале Империи считался владелец многих, но разбросанных в различных частях Италии поместий. В последующую эпоху процесс земельной концентрации привел к созданию внушительных по территории поместий, замкнутых латифундий, вроде африканских сальтурсов4.

В работах Эд. Мейера5. Г. Гуммеруса6. Макса Вебера7. Р. Ю. Виппера8.атифундия противопоставляется имениям средних размеров (порядка 100—240 юг., описанных Катоном) как более обширное, компактное земельное владение, где могли существовать крупные, весьма доходные хозяйства с интенсивными приемами обработки и рационально организованной рабочей силой невольников9.
Оригинальная точка зрения на понятие латифундии была высказана Дж. Сальвиоли. По его мнению, латифундия есть не что иное, как антипод heredium. Под словом latifundia понимается земельный участок, доход с которого превышал потребности одной familia, который последняя не могла обработать собственными силами. Латифундией при Катоне Старшем было поместье в 200 юг., в конце Республики — в 1000 юг., аві в. н.э. — еще больший земельный массив10. Латифундии распространялись в малонаселенных районах, где много заброшенных земель11. Их характерной чертой является экстенсивное производство12. В целом латифундиальное хозяйство можно определить как феодальную вотчину и сравнить с поместьями времен Карла Великого 13.

В 1920-х годах, как известно, появились капитальные исследования в.области экономической (в том числе и аграрной) истории Рима — М. И. Ростовцева, Тенни Франка и Жюля Тутена, где, естественно, была затронута большая проблема римских латифундий. Согласно М. И. Ростовцеву, латифундия может быть двух типов: исконный тип, зародившийся и получивший распространение в Италии после Ганнибаловой войны, — крупное имение, значительно большее по размерам, чем катоновские образцы, с тысячами рабов, волов и плугов, громадной господской виллой и деревней, где живут рабы и наемные рабочие. Во II в. до н. э.—
I в. н. э. латифундия этого типа обрабатывалась по капиталистической системе, т. е. работала на рынок 14.

Вторым вариантом является кампанская латифундия. Она представляла не единое крупное имение, а совокупность нескольких отдельных поместий (fundi или villae), типа раскопанных в окрестностях Помпей сельских вилл — специализированных капиталистических предприятий 15. Однако последний вариант децент-рализованной латифундии, очевидно, был, так сказать, нетипичным. Как правило, М. И. Ростовцев, упоминая термин латифундия, имеет в виду первый вариант.

Т. Франк, Ж. Тутен, У. Хитленд придерживаются при определении латифундии первого толкования М. И. Ростовцева16. Т. Франк, кроме того, употребляет понятие «скотоводческая латифундия»17.

Любопытное определение понятия латифундии было дано М. Рейнаком. На заседании Общества латинскид исследований 9 февраля 1946 г. он прочитал доклад, посвященный анализу знаменитой фразы Плиния Старшего: «lalifundia perdidere Italiam», где он подробно анализировал термин latifundia 18. М. Рейнак рассуждает следующим образом: указанная фраза Плиния выглядит изолированной в общем комплексе сведений о состоянии италийского земледелия и противоречит тому панегирику Италии, который был произнесен самим Плинием в III книге его «Естественной истории». Некоторые исследователи поэтому относят смысл фразы о гибельном состоянии италийского земледелия к будущему времени. Однако глагол perdidere стоит в прошедшем времени, что предполагает события, имевшие место в прошлом. В свете этих противоречий возникает вопрос, правильно ли мы читаем эту фразу Плиния.


В приведенной редакции она содержится в ватиканской рукописи, но, например, парижские рукописи, восходящие к другому источнику, дают иное чтение, а именно: latifundium perdere Italiam, смысл которого можно понять двояко, считая latifundium либо под лежащим, либо дополнением к глаголу. Рейнак считает предпочти* тельным последнее и предлагает такой перевод: Италия начинает терять latifundia, то же самое происходит и в провинциях.
Подробно исследуя термин latifundia, он приходит к выводу t его редкости в литературе, хотя Плиний как раз принадлежи» к числу тех немногих авторов, которые употребляют его часто. По мнению Рейнака, нет оснований, по крайней мере при употреблении в единственном числе, придавать ему общий смысл «крупного состояния» (la grande propriété). Когда М. Ростовцев утверждает, что Плиний Младший говорит о своих latifundia, достаточно взглянуть в текст самого Плиния, чтобы увидеть, что речь идет о другом. Latifundium, на первый взгляд, родственно latus fundus, а множественное число latifundia — lati fundi.
Исходя из толкования possessiones как земель late patentes и определения fundus как подразумевающего нечто организованное человеком, опираясь на отрывок Сенеки (о землемерах и измерениях латифундий), Рейнак полагает, что lati fundi или latifundia — не ассигнированные по правилам римского землемерного искусства земли, а территории, из которых берут possessio на основе права оккупации. Они не измерены официально, отсюда — обозначение таких земель термином latus. Latifundia, которым не известен землемер, — это не что иное, как agri artificinii, или occupati. В пользу такого понимания говорит объяснение Варроном слова arcifinius от агсеге, что связывается с идеей изгнания врагов. Плиний, упоминая lati fundia в данном месте, здесь же сообщает и об изгнании соседей.
Таким образом, семантика слова не позволяет допустить, что latifundium в единственном числе является синонимом latus fundus, по крайней мере по своему происхождению. По мнению Рейнака, latifundium означает либо совокупность latifundi, либо процесс их организации, либо их источник. Какой бы оттенок ни брать, Плиний Старший, видимо, хотел своей знаменитой фразой сказать, что Италия его времени теряла latifundium, так как они, по гипотезе Рейнака, не могли существовать на ассигнированных землях. В самом деле, Веспасиан принял меры против незаконных захватов общественной земли, а присвоенные земли возвратил в государственный фонд. При Нероне же латифундисты были уничтожены и в Африке. Поскольку Плиний не был сторонником распространения латифундий, то он хотел лишь подчеркнуть, что ни для Италии, ни для провинций больше не нужно бояться опасности латифундий. Оригинальная точка зрения М. Рейнака была подвергнута внимательному обсуждению на том же заседании и единодушно отвергнута. А. Пиганиоль, М. Куссен, М. Вендрирс и Ш. Парэн обратили внимание на то, что и грамматически, и с точки зрения развития аграрных отношений это толкование данного места у Плиния не правомерно. Оно выглядит насильственным и произвольным. Аргументация М. Рейнака воспроизведена здесь с такой подробностью для того, чтобы показать сложность этого популярного, но неясного и противоречивого термина.

Не достигнуто согласия в понимании термина латифундия и в науке 50—60-х годов. В интересных работах Дж. Тибилетти, в первую очередь, под латифундией подразумевается крупное поместье, раз в 5—6 превышающее установленные нормы земельного максимума в 500 юг., т. е. насчитывающее около 2000—2500 юг.19. Однако в специальном докладе о развитии латифундий во II—I вв. до н. э. он склонен рассматривать имения в 1000 и даже в 500 юг. также в качестве настоящих латифундий, а их хозяйство определяет как капиталистическое20.

Для В. Сираго латифундии — это крупные по территории в несколько тысяч югеров поместья, которые могут обрабатываться как рабами, со сложной системой рабской администрации, так и арендаторами. Крупные поместья-латифундии могли быть образцовыми хозяйствами, как тифернское владение Плиния, или запущенными малодоходными предприятиями с ярко выраженным натуральным производством21.

Роже Ремодон вслед за М. И. Ростовцевым говорит о двух типах латифундий. Ее первый вариант — обширная латифундия, состоящая из совокупности отдельных поместий, центрами которых были виллы типа раскопанных в Кампании, обрабатываемых рабами, со специализацией производства и интенсивными методами обработки.

Другой тип — концентрированная латифундия, в том числе и скотоводческая, — обширное единое поместье, обрабатываемое главным образом с помощью рабов, но в отличие от первого варианта — с экстенсивным производством22.

Специальные исследования о латифундиях I в. н. э. принадлежат таким крупным знатокам аграрной истории Рима, как Р. Мартен и К. Уайт.

Р. Мартен различает понятия «крупная» и «латифундиальная» собственность. Крупная собственность может составляться из суммы многих мелких и средних поместий, в то время как латифундия понимается им в виде обширного единого земельного массива. На просторах латифундии велось экстенсивное хозяйство, многие части которого находились в запушенном состоянии23.

О различных проблемах латифундии идет речь в статье Кеннета Уайта «Latifundia»24. Он приводит все сохранившиеся упоминания о латифундиях в литературных текстах, научных сочинениях, включая трактаты землемеров, в надписях и мобилизует археологические данные. К. Уайт приходит к выводу о неопределенном значении термина latifundia у древних авторов, которые рассматривали его не в качестве технического термина, а — разговорного оборота.

Несмотря на неясность термина, само понятие латифундии, однако, было достаточно точным. Это были внушительные по территории единые земельные комплексы в двух вариантах: крупных ранчо, особенно в Южной Италии и Сицилии, и так называемых смешанных хозяйств типа тифернского владения Плиния Младшего. Хотя трудно определить в югерах минимальную границу латифундии, тем не менее Уайт принимает предположение Дора о 500-югерном поместье как латифундии25.

В любой латифундии часть земли не использовалась под обработку, была превращена в охотничьи загоны или заповедники. Поэтому для ее владельца рентабельность хозяйства не играла большой роли, белее важным был социальный престиж 26.

Проблема латифундий занимает заметное место в трудах советских ученых, исследующих или затрагивающих вопросы экономической и особенно аграрной истории Рима. В. С. Сергеев считает латифундией внушительную посессию, обширное поместье, охватывающее целые равнины, противопоставляя ей поместья катоновского размера 27. С. И. Ковалев понимает под латифундией крупное имение, насчитывающее сотни и тысячи гектаров, причем в Южной Италии это были главным образом скотоводческие хозяйства, а в Сицилии и Африке — зернового направления28. Для В. Н. Дьякова латифундия — обширное поместье с виллой в центре, причем его размеры не уточняются29. Иное определение понятия латифундии дано Н. А. Машкиным. С одной стороны, он понимает под латифундией огромное имение с особым типом хозяйства, отличающимся от поместья среднего размера. В другом месте он пишет: «крупные имения не все были сосредоточены в одном месте. Нередко они состояли из поместий, находившихся в- различных местах Италии»30. М. Е. Сергеенко рассматривает латифундии в качестве огромного имения с особым типом хозяйства, которое отличается от поместий катоновского типа 31. Автор соответствующей главы «Всемирной истории» (С. Л. Утченко) определяет латифундию как огромное поместье в несколько тысяч юге- ров, где часть земли обрабатывалась рабами, а часть использовалась под обширные пастбища для скота32. Е. М. Штаерман понимает под латифундией крупные владения, превосходившие во много раз по площади катоновские хозяйства и отличавшиеся от последних тем, что решающую роль в них играли колоны, клиенты, кабальные должники и другие категории полузависимого населения, т. е. с преобладанием мелкого землепользования, хотя она не отрицает и роли рабского труда 33. Несмотря на известные нюансы, большинство советских историков склоняются к определению латифундии в качестве громадного по площади, единого земельного массива с особым типом хозяйства.
Как же определяли понятие латифундии древние писатели? Не совсем ясно, когда появился термин latifundia. Повествуя о событиях 130-х годов в Сицилии, Флор писал: «Sicilia terra frugum ferax et quondam modo suburbana provincia latifundiis civium Romanorum tenebatur» (Flor. II, 7, 3). Однако было бы неосторожным полагать, что терминология Флора, автора II в. н. э., отражает лексику II в. до н. э., хотя, возможно, Флор и заимствует некоторые обороты из не дошедших до нас книг Тита Ливия. В комментариях к стиху II, 412 «Георгик» Вергилия приводится текст, по его словам, заимствованный из утерянной «Экономики» Цицерона, написанной приблизительно в 84—83 гг., где упоминается словосочетание praedia latifundia34. Как известно, Цицерон в последующих сочинениях не употреблял этот термин, хотя много раз упоминал об очень крупных имениях, к которым он подходил бы35. Тем не менее он предпочитал пользоваться описательными выражениями, неудобными и громоздкими36. а не этим кратким и точным словом. Естественно возникает вопрос, не приписал ли Сервий распространенный впоследствии термин Цицерону, в тексте которого стояло иное слово, но с точки зрения Сервия, идентичное понятию praedia latifundia, например, praedia, immensa. Нет полной уверенности, что Сервий точно цитировал Цицерона, а не передавал содержание отрывка 37. Кстати, слова Вергилия «ingentia rura» (II, 412) осмысливаются Сервием определенно как литифундия. Напомним, что Сервий истолковал стихи Георгик I, 174 «quae cursus a tergo torqueat imos» как указание на существование колесного плуга, видимо, известного в его эпоху, но вряд ли знакомого Вергилию. С другой стороны, нет полной уверенности и в том, что приведенный термин приписан Цицерону, а не был употреблен им. Может быть и так, что Цицерон его больше не употреблял, видимо, считая его непривычным неологизмом и, может быть, не совсем понятным.

Рис.16 Реконструкция двора римской виллы 1 в.н.э. расположенной недалеко от Неаполя
Рис.16 "Реконструкция двора римской виллы 1 в.н.э. расположенной недалеко от Неаполя"

Более точным указанием на появление термина является место I, 16, 4 в «Сельском хозяйстве» Варрона. Здесь использован не столь привычный для нас и выработавшийся впоследствии термин latifundia, latifundium, a latifundi — родительный падеж от latus fundus 38. Участок «lati fundi» принадлежит богачам, которые могут позволить себе содержать излишнюю рабочую силу, в том числе собственных ремесленников, и не обращаться за услугами к посторонним мастерам, хотя бы таковые и имелись поблизости. В этих хозяйствах не считают каждый сестерций, нет режима той напряженной экономии и рационализации, которая поддерживает доходность средних типичных вилл. В другом месте Варрон говорит о fundus magnus, под которым он понимает опять-таки латифундию 39. Определение латифундии дано Варроном в I, 22, 3, где он характеризует ее как поместье с широко раздвинутыми границами40, определение, разъясняющее этимологию самого термина latus fundus. Итак, латифундия, по Варрону, — это огромное имение, поместье с широко раздвинутыми границами, с особым типом хозяйства, отличным от хозяйства имений средних размеров, ргаеdium, fundus. Судя по неустойчивой терминологии, видимо, само слово latifundium (или latifundia) в 40—30-х годах I в. до н. э. еще не оформилось, тем не менее Варрон, кажется, сделал самое трудное — заложил фундамент. Вскоре родился и сам термин в его «классической» форме.

Видимо, первым, кто передал его в таком виде, был Валерий Максим. В IV, 4, 7 он иронически называет латифундией — latifundia — семиюгерный надел легендарного Луция Квинкция Цинцинната41.

Слово latifundia использовано Валерием Максимом и в VIII, 6, 1, но, к сожалению, это место рукописи испорчено, и вопрос о его принадлежности этому автору, а не поздним переписчикам, остается открытым 42.

Иронический контекст термина latifundia, очевидно, говорит об его привычности и распространенности в литературе. Возможно, что сам термин появился вскоре после выхода в свет «Сельского хозяйства» Варрона, т. е. в конце 30-х годов I в. до н. э., и ко времени Валерия Максима приобрел как бы право гражданства в римской лексике43.
Однако некоторые писатели избегали этого термина, хотя много раз упоминали о крупных поместьях-латифундиях. К ним относится Сенекаритор. Он писал об имениях в масштабе городов, о сооружениях, внутри которых можно поместить озера и рощи, о судоходных рыбных садках, о безграничных владениях и толпах рабов, о поместьях, пашня которых равна территории целого племени, о виликах, повелевающих большими территориями, чем некоторые цари 44.

В отличие от своего отца, Сенека-философ, или Младший, пользовался термином latifundia, хотя и не очень часто. Он сообщает о латифундиях (latifundiis), которые с трудом можно обмерить, говорит, что они столь велики, что окружают моря, что обширные пространства земли обрабатываются скованными рабами, и их так же много, как воинов в императорском войске, что они разделяются по возрастам и народностям45. Колумелла тоже упоминает о поместьях, которые охватывают целые провинции; они так обширны, что владелец не в состоянии не только обработать их более или менее удовлетворительно, но даже объехать на лошади (I, 3, 12). Однако термин latifundia им не применен ни разу.
Петронию же слово latifundia знакомо. По его описанию, куманская латифундия Тримальхиона столь велика, что там за один день родилось 30 мальчиков и 40 девочек, пшеницы с полей убрано 500 тысяч модиев, а ее общая доходность составляет 10 млн. сестерциев46.
Наибольшее число употреблений термина latifundia содержится у Плиния Старшего 47. С его же легкой руки, вернее из-за его сакраментальной фразы о латифундиях, погубивших Италию, проблема латифундий заняла большое место в науке и до сих пор волнует специалистов 48. Плинию известно слово в единственном числе — latifundium (XIII, 92)49. но чаще он употребляет его во множественном — latifundia. Для Плиния Старшего латифундия — это огромное поместье с резко экстенсивным хозяйством, несовершенной агротехникой всех отраслей и низкой урожайностью, где на полях работают рабы со скованными ногами и клейменными лбами, варварски относящиеся к земле.
Для истории термина и разных проблем, связанных с изучением латифундии, важно его применение в труде Сикула Флакка «De conditione agrorum». Ведь, как правило, слова latifundia, lati fundi приводятся в риторическом контексте, а не в качестве технического термина. Поэтому применение их в землемерном руководстве— важный показатель50.

«Иногда, — замечает Сикул Флакк,— случается, что одному человеку выделяется по две и больше целых и неделимых центурии, при этом подразумевается, что на плане делается запись (redditum suum lati fundi), эти (земли. — В. К.) сохраняются сплошными неделимыми центуриями»51. Таким образом, на ассигнированной земле, где каждая центурия обычно была размежевана на несколько участков, латифундиями считались имения, имеющие по нескольку центурий пригодной для обработки земли и соответствующие угодья (т. е. лес, пастбище)52. В целом составлялся довольно солидный участок, одна часть которого измерена, а другая часть точно не определена. Этот отрывок можно сопоставить с замечанием Сенеки (Epist., 88, 10): «Скорее землемер научит меня измерять латифундии — latifundia, чем определить, каким образом измерено то, сколько нужно человеку». С точки зрения Сенеки и Сикула Флакка, пространства латифундий настолько велики, что могут быть измерены лишь частично. В другом месте тот же Сикул Флакк писал: «Часто обращают внимание на то, что называется единообразием обработки (similitudines culturarum), однако может случиться так, что, несмотря на соответственно одинаковую обработку, земля принадлежит многим владельцам. Ведь когда племена были побеждены, lati fundi были во власти богачей (здесь лакуна)... То поле, которое раньше принадлежало одному, было разделено и ассигнировано многим лицам. Таким образом, хотя то поле, которое получили многие владельцы, имело вид единой обработки, оно принадлежит многим. Напротив, случается и так, что поля, ассигнированные многим владельцам, перешли к одному господину, и, хотя они не похожи по обработке, хотя еще сохранились границы, установленные между теми, кому были ассигнированы поля, однако, как часто бывает, территория многих участков переходит в одни руки» (CAR, ed. Thul, р. 126). Смысл отрывка, не до конца понятного из-за досадной лакуны, видимо, таков. Для Сикула Флакка латифундия — это крупное владение, на территории которого могут разместиться участки многих колонистов, владение с единообразной обработкой (столь отличающейся от обработки разных участков у мелких владельцев, т. е. предполагающее централизованное хозяйство), к тому же lati fundi принадлежит богачам (locupletiores) 53. Приведенные отрывки из труда Сикула Флакка фиксируют возникновение латифундий на территориях, ассигнированных по всем правилам римского землемерного искусства, до некоторой степени охранявшим мелкую собственность54. На занятых землях, лесистых угодьях, неудобных или заброшенных, латифундии возникали с большей легкостью55. При разделе лесистых участков обычной единицей измерения, по Варрону, был сальтус, делившийся на 4 центурии (I, 10, 3). Сикул Флакк сальтусом называет земельную площадь в 25 центурий56. Видимо, многие лесистые участки, пастбища, пустоши или болотистые места, мало пригодные для земледелия и изъятые из ассигнации в Южной Италии;—Апулии, Калабрии, Бруттии,— были поделены на такие сальтусы57. Сальтусы могли существовать на всем полуострове, особенно в холмистых или гористых районах58.

После Плиния и Сикула Флакка термин latifundia, однако употребляется очень редко59. хотя наши источники переполнены сообщениями о крупных поместьях, обширных имениях, громадных сальтусах, являющихся самыми настоящими латифундиями. Скорее всего, его эквивалентом в конце I в. н. э. становится слово saltus, которое, заменяя, вытесняет его из употребления.

К рубежу I—II вв. н. э., видимо, происходило сближение понятий latifundia и saltus. Ведь часть территории латифундий была или заброшена, или лесиста, или представляла собой пастбище. В свою очередь в лесистых районах или на залежах часть земли распахивалась и вводилась в сельскохозяйственный оборот, В африканских надписях II в. понятие saltus предполагает огромное имение, частично обработанное, но частью запущенное и необработанное. Очевидно, термин сальтус оказался более удачным, кратким и точным, чем latifundia, полнее выражающим его реальное содержание, т. е. учитывающим наличие лесистых или заброшенных земель в поместье60.

Как можно видеть, все приведенные нами сведения из источ-ников, содержащие упоминание о latifundia (lati fundi) или их подразумевающие, несмотря на риторические или художественные преувеличения (вроде декламаций Сенеки Старшего, Сенеки Млад-шего или пародии Петрония), позволяют говорить об единодушии античных авторов в определении понятия latifundia. Латифундия— это огромное имение с экстенсивным запущенным хозяйством, обрабатываемое главным образом полчищами рабов.

Попробуем точнее определить размеры поместья, которое самыми древними из учтенных нами писателей считалось латифундией. По Колумелле, границы крупного поместья можно объехать на лошади. Плиний Младший ради прогулки объезжает часть своей Тифернской латифундии (IX, 15, 3). Сопоставление этих сообщений Колумеллы и Плиния Младшего показывает реальность огромных латифундий. Какова же была минимальная граница, разумеется, при всей ее условности, с которой начиналась латифундия? Плиний Младший покупал имение за 3—5 млн. сестерциев. Оно, бесспорно, было латифундией и, если принять во внимание указанную Колумеллой стоимость одного югера земли, достигало 5 тыс. юг.61. Но указывают ли эти цифры на минимальные границы? По нашему мнению, их определяет один из отрывков «Естественной истории» Плиния Старшего, а именно — XIII, 92. В этом отрывке Плиний порицает безумное мотовство людей, тратящих миллионы сестерциев на покупку столов из драгоценного цитра-дерева, растущего в горах Атласа, и добавляет, что заплаченная за один из таких столов сумма в 1,3 млн. сестерциев равна по стоимости латифундии62. В приведенном контексте скорее всего речь идет именно о минимальной границе или близкой к ней. Поэтому позволим себе высказать предположение, что латифундией считалось крупное имение стоимостью в 1 млн. сестерциев и выше, насчитывающее свыше 1000 юг.63.

Может быть, ценз для сенаторов, установленный Августом в 1 миллион, имел в виду минимальную границу земельных владений, которыми могла быть сплошная латифундия 64? Ведь,основу богатства и высокого социального положения сенаторской знати составляла земля. Бесспорно, земельные владения многих сенаторов складывались из суммы нескольких мелких и средних по размеру имений. В таком случае данное земельное владение не считалось латифундией. Если же минимальное сенаторское состояние представляло единый земельный массив, оно определялось новым термином — latifundium, или latifundia.




1М. Е. Сергеенко Помпеи М.—Л, 1949, стр 300. «Слово «крупный» слишком отвлеченно, оно нуждается в некой конкретизации: в старой Саратовской губернии крупным считалось имение, площадь которого выражалась не менее, чем четырехзначной цифрой; на севере Черниговской губернии крупным было владение в 200 десятин. Катон, несомненно, был крупным землевладельцем, располагая виноградником в 25 га и оливковым садом в 60 га».
2К. Бюхер. Возникновение народного хозяйства. Пг., 1922, стр. 166
3И. М. Гревс. Очерки по истории римского землевладения (преимущественно
в эпоху Империи). СПб., 1899, стр. 155. Особенно «Крупное домовое хозяйство в эпоху наибольшего экономического расцвета римского мира. Данные Петрония по аграрной истории I века Империи». М., 1905.
4A. Schulten. Die rõmischen Grundherrschaften. Weimar, 1896, S. 19.
5Эд. Мейер. Экономическое развитие древнего мира, 1910, стр. 93—95.
6Н. Gummerus. Der rõmische Gutsbetrieb ais wirtschaftlicher Organismus
nach den Werken des Cato, Varro und Columella. Lpz., 1906, SS. 56— 57, 69.
7M. Weber. Die rõmische Agrargeschichte in ihrer IBedeutung fíír das Staats —und Privatrecht. Stuttg., 1891, SS. 342—347.
8Р. Ю. Виппер. Очерки истории Римской империи. М., 1908, стр. 139—149.
9Особенно это подчеркивают Г. Гуммерус и Р. Ю. Виппер.
10Г. Сальвиоли. Капитализм в античном мире. Харьков, 1923, стр. 47.
11Г. Сальвиоли. Ук. соч., стр. 65—66.
12Там же, стр. 117.
13Г. Сальвиоли. Ук. соч., стр. 132.
14М. Rostovzev. Storia economica е sociale dell’Impero Romano. Firenze
1933, pp. 19, 38, 66, особенно, 69—71.
15 Ibid., p. 71.
16T. Frank. An Economic History of Rome. Lond., 1927, pp. 101—102, 431;
ídem. An economie survey of andent Rome, v. I, 1933, pp. 368—369; J. Toutain. The Economic life of the ancient world. N. Y., 1968, pp. 228—234; W. Heilland. Agrícola. A Study of agriculture and rustic life in the greco-roman world from the point of view of labour. Cambr., 1921, pp. 151—153.,
17T.Frank. Econ. Hist..., p. 409.
18M. Reinасh. Latifundia perdidere Italiam. — «Revue des études latines», XXIV (1946), pp. 30—33
19G. Tibiletti. II possesso dell’ager publicus e le norme de modo agrorum
sino ai Gracchi. «Athenaeum», v. XXVII (1949), p. 13.
20G. Tibilelli. Lo sviluppo del latifondio in Italia dalí’epoca Graccana al pricipio deirimpero: «Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche», v. II. Roma, 1955, pp. 252—255.
21V. Sirago. L’Italia agraria sotto Traiano. Louv., 1958, pp. 120, 130, 143—
146, 172—173.
22R. Rеmоdоn. см. «Histoire générale du travail, publ. sous la direction de J. H. Parias», Т. 1, Р., 1959, pp. 302—303.
23R. Martin. Pline le Jeune et les problèmes économiques de son temps. —
«Revue des ètudes anciennes», vol. 69 (1967), pp. 62—97. Хотелось бы обратить внимание на очень интересную 3 гл. исследования, ставящую проблему психологии владельцев латифундий.
24К. D. Wh i te. Latifundia. A criticai review of the evidence on large estates
in Italy and Sicily up to the end of the first century A. D. — «Bulletin of the Institute of classical Studies of University of London», № 14 (1967), pp. 62—79.
25K. White. Op. cit., pp. 75—76. Он дает следующую классификацию: 1) участки в 10—80 юг. — мелкое землевладение, 2) имения в 100—240 юг. (т. е. катоновского образца) — средние интенсивные хозяйства, 3) 500 юг. и выше — латифундии. Однако К. Уайт полемизирует с Дором относительно определения виллы № 34 в качестве, латифундии.
26К. Whitе. Ор. cit., р. 76.
27В. С. Сергеев. Очерки по истории древнего Рима, т. I. М., 193в, стр. 152, 167.
28С. И. Ковалев. История Рима. J1., 1948, стр. 328
29История древнего мира, под ред. С. И. Ковалева и В. Н. Дьякова, изд. 2-е.
М., 1957, стр. 513—516.
30Н. А. Машкин. История древнего Рима. М., 1957, стр. 190, 258
31М. Е. Сергеенко. Очерки по сельскому хозяйству древней Италии. М.—Л.„
1958, стр. 166—169
32Всемирная история, т. II. М., 1956, стр. 346.
33Е. М. Штаерман. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. М., 1964, стр. 69—88.
34S е г V., Comm. Georg. Verg , II, 412. Кстати, это место Сервия не учтено
К. Уайтом. См. Ор. cit., рр. 65—66.
35С i с., de leg., agr., II, 78; III, 8, 14; pro TulL, 17—18.
36Например, имение Туллия называется saltus, см. также С i с., epist. ad Att.,
II, 4, 5, de leg. agr., III, 14. Он пользуется здесь очень громоздким описательным выражением: ех multis praediis unam fundi regionem formamque perficeret
37Бросается в глаза редкое сочетание слов praedia latifundia, более нигде не
встречающееся.
38К. Whitе. Latifundia..., рр. 65—66. Он не приводит этих отрывков в своем перечне свидетельств древних авторов о латифундиях.
39Vаrr., I, 13, 3: в отличие от имения обычных размеров, здесь рекомендуется
иметь два скотных двора.
40Vаrr., I, 22, 3; cuius instrumenti varia discrimina ас multitudo agri magnitudine finitur, quod plura opus sunt, si fines distant late (подчеркнуто мной. — В. /С).
41Val. Max., IV, 4, 7: atque magna latifundia L. Quincti Cincinnati fuerunt
septem enim iugera agri possedit, ex iisque tria, quae pro amico ad aera-rium obsignaveraí, multae nomine amisit.
42Речь идет о некоем Гае Лицинии Гопломахе, который промотал отцовское состояние. В оригинале какое-то слово стерто и на его месте в парижской и бернской рукописях подписано слово pecuniam, т. е. получается amplam ab ео relictam pecuniam, причем часть слова pecuniam не поместилась на стертом месте и написано вне строки. Поэтому имеются другие чтения, в частности — latifundia, fundia, latifundium, facultatem, praedia, pecunia latifundiaque.
43К. White. Op. cit., p. 66. Он относит появление термина latifundia к послеавгустовскому времени.
44S е п., Contr., 5, 2—5. К. Whitе. Ор. cit., рр. 66—67. Уайт относит эти указания ко второй категории свидетельств.
45Термин «latifundia» использован в Epist., 88, 10, 89, 20; см. также 88, 12; 87,7; 90, 39; de brev. vitae 12, 2: de tranq. an., 8, 5, 6; de benef. VII, 10, 4.
46Слово latifundia см. Р е t г. Sat., 77; описание куманского поместья (praedia
Cumana — 53)
47К. D. White. Latifundia.., рр. 65—67. Он приводит Р 1 i n. NH, 18, 35; 261
и 296, но можно указать еще на XIII, 92; XVII, 192, XVIII, 17.
48В последнее время оригинальные точки зрения были предложены М. Рейнаком (см. выше), Дж. Тибилетти (Lo sviluppo..., рр. 291—292) и, наконец, К. Уайтом (Latifundia..., рр. 77—78, где этой фразе посвящен особый раздел статьи)
49Ср. К. Whitе. Latifundia..., р: 73.
50К. Уайт (ук. соч., стр. 72) истолковывает термин Сикула Флакка lati fundi
как синоним latifundia.
51Corp. agr. Rom., р. 121 (дальше — CAR).
52Siс. Fl. de cond. ag. CAR., pp. 126, 128—129; о захватах так наз. subseciva — Hyg. CAR, pp. 164—165, а также Hyg. de gen. cond., CAR, p. 88. Все указанные места говорят об обрастании ассигнированного ядра многими другими землями
53Это место перекликается с уже приводившимся отрывком из сочинений Варрона — I, 16, 4.
54Колонистам покровительствовали сами императоры. Система дорог, проходов,
твердо установленных и зафиксированных на плане границ, затрудняла в известной мере их объединение в один сплошной массив.
55К. Whitе. Latifundia..., р. 74.
56CAR, ed. Thul., p. 123: (qui) cum viginti et quinqué centurias includant, saltusappellatur.
57Cic., pro Rose. Amer., 133; Vаrr., II, 1, 16; Sen. Epist. 87, 7; de tranq. an.,II, 8; Petr. Sat., 77; Juv. Sat., IX, 55—56.
58У Цицерона был saltus около Тускула (Epist. ad Att. II, 4, 5). См. также
CAR, ed Thul., pp. 8—9, 100
59Обозначение крупных поместий римских граждан в Сицилии словом latifundiis
у Флора (II, 7, 3) показывает на бытование этого термина во Ив. н.э.
60Видимо, с середины I в. н. э. под сальтусом стали понимать не только лесные
участки. См. A. S chul ten. Ор. cit., рр. 15—27; К. Wh i te. Latifundia.., р. 74, — специально о сальтусах.
61 К. White. Latifundia..., р. 76.
62P 1 i п., NH, XIII, 92... Venum datae sunt et duae ab Juba rege pendentes, quarum alteri pretium fuit HS (XII), alteri paulo minus. Interiit nuper incendio a Cethegis descendens HS (XII) permitata latifundii taxatione, si quis praedia tanti mercari malit.
63Ha 1 млн. сестерциев можно, очевидно, было купить больше, чем 1 тысячу
югеров. Ведь во многих латифундиях имелись необработанные запущенные земли, лесные участки и пустоши, так что средняя стоимость одного югера была скорее всего меньше одной тысячи сестерциев.
64V. Siragо. Ор. cit., р. 80; на наш взгляд, он правильно приравнивает имущественный ценз к определенной величине земельных владений сенатора, всадника, декуриона.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Р. В. Гордезиани.
Проблемы гомеровского эпоса

Сергей Утченко.
Юлий Цезарь

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Чарльз Квеннелл, Марджори Квеннелл.
Гомеровская Греция. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X