Эта книга находится в разделах

Реклама

В. И. Гуляев.   Древние цивилизации Америки

Великие странствия

Наиболее ранние страницы истории ацтеков скрыты под таким густым покровом мифов и легенд, сквозь который не всегда могли проникнуть даже их потомки, жившие в более поздние времена. Сами ацтеки полагали, что их предки пришли в Центральную Мексику издалека, из местности, называемой Астлан (или Астатлан) — «Страны Белых Цапель».



Небо цвета синего кобальта просвечивает сквозь темные туннели болотной растительности, низко висящие ветви с сидящими на них птицами, яркими орхидеями, папоротниками и с ленивыми зелеными змеями. Повсюду длинноногие болотные птицы: темные птицы разных оттенков; глаза круглые и внимательные, но без тени страха. Это действительно было «место обитания цапель», прародина ацтеков — Астлан.

Известный мексиканский историк Вигберто Хименес Морено предполагает с достаточно высокой степенью вероятности, что Астлан находился примерно в 450 милях к северо-западу от города Мехико в районе дельты реки Сан-Педро (штат Найярит), и даже еще точнее, на месте современной рыбацкой деревушки Мешкальтитан. Последнюю часто называют «Мексиканской Венецией», так как в сезон дождей ее улицы затопляются водой и жители могут передвигаться лишь на лодках.

Население «Страны Белых Цапель» состояло из нескольких больших групп. Господствующим племенем были ацтеки, жившие на острове (или полуострове) — в собственно Астлане. Они верили во многих богов и управлялись царем по имени Мотекухсома («Серьезный Правитель»). Там же жили и индейцы-мешитины, являвшиеся вассалами ацтеков. Они были приозерным племенем и занимались рыболовством, а также охотой на водоплавающую птицу. Здесь же, неподалеку, обосновалось и третье племя — куэштеки, сохранявшие еще во многом архаичную полуварварскую культуру. Известно, что астеки угнетали и эксплуатировали подвластных им мешитинов. Когда царь ацтеков Мотекухсома умер, ему наследовали два сына. Старший стал правителем куэштеков, а младший, имя которого было Чальчиухтлатопак («Сверкающий Нефрит»), — царем у мешитинов. Естественно, что старший сын хотел забрать в свои руки управление всей страной, как это было и при отце. Но младший воспротивился притязаниям брата, и между ними началась междоусобная война. Младший сын проиграл ее и вынужден был бежать со своими сторонниками из Астлана прочь — «куда глаза глядят». Таков был, согласно этой исторической версии, повод для начала великого переселения предков ацтеков из Астлана в долину Мехико.

Другая известная ацтекская легенда рассказывает, что у мешитинов было два предводителя: вождь Текпацин («Кремень») и вождь-жрец Уициль («Колибри»). Последний регулярно проводил ритуалы в честь племенного бога, а тот, в свою очередь, «говорил» со своим жрецом и давал ему советы относительно наиболее важных дел. И вот однажды бог объявил Уицилю, что тот должен вместе со всем своим народом покинуть Астлан. Причем скорбную весть о необходимости немедленно покинуть родину принесла верховному жрецу от лица бога крохотная птичка колибри, пропевшая несколько раз с вершины дерева — «тиуи, тиуи!» («мы идем, мы идем!»)8.

Позднейшие летописцы и интерпретаторы древних мифов назвали и имя этого божества — Уицилопочтли, бог войны и бог солнца, «Колибри с Левой Стороны», или «Колибри с Юга». Согласно легенде, отправившись в долгие странствия в поисках подходящих для поселения земель, ацтеки поручили нести идола Уицилопочтли четырем жрецам-вождям. И они несли эту деревянную статую поочередно на своих спинах, как индейские матери до сих пор носят своих младенцев. Через этих жрецов бог Колибри отдавал приказы всему племени. И первый приказ был идти в засушливые области, лежавшие к северу от долины Мехико. Уицилопочтли дал изгнанникам и новое имя: «ваше название больше не будет „ацтеки“, вы теперь „мешики“». Именно это последнее имя и послужило, в конце концов, основой для названия великой современной нации Латинской Америки — мексиканцев и для наименования их грандиозной столицы — города Мехико.



И куда бы в дальнейшем ни шли ацтеки, они несли с собой изваяние Уицилопочтли. На каждой остановке они молились богу и спрашивали у него совета о том, что делать дальше. Остановки эти длились по одному году. Впереди племени шли более выносливые и ловкие люди: им надлежало найти подходящее место для стоянки, обустроить его и посеять кукурузу. И когда туда приходили остальные, их встречал «и стол и дом».

После почти ста лет странствий, претерпев на пути бесчисленные беды и страдания, ацтеки прибыли, наконец, в долину Мехико и поселились в Чапультепеке («Холм Кузнечиков») — высоком скалистом холме на западном берегу озера Тескоко. Даже сегодня с вершины Чапультепека, где разбит теперь великолепный тенистый парк, открывается изумительный по красоте вид на город Мехико и часть окружающей его долины. И совсем не удивительно, что на такое удобное место сразу же обратили внимание и пришельцы из «Страны белых цапель». К тому же на скалистых склонах холма брали начало многочисленные ручьи с холодной и кристально чистой водой.

Однако надолго удержаться в этом благословенном уголке ацтекам не удалось. Окружающая долина была уже плотно заселена другими племенами и народами, пришедшими сюда гораздо раньше. Их не могли не возмущать и дикость нравов новых непрошеных «гостей», и их постоянные набеги на соседние селения с целью похищения женщин и грабежа. Да и хорошая питьевая вода, особенно в периоды летней засухи, была для местных жителей отнюдь не лишней. Несколько близлежащих городов решили объединить свои силы и изгнать беспокойных ацтеков из Чапультепека. Атака оказалась успешной. Пришельцы вынуждены были бежать в тростниковые заросли и болота озера Тескоко, но большая часть племени оказалась в плену и была уведена в город Кульхуакан. Верховный вождь ацтеков Уицилиутли («Перо Колибри») также попал в плен и был принесен в жертву богам победителей. Чтобы довершить гибель побежденных варваров, правитель Кульхуакана приказал поселить ацтеков сначала в Атетелько, а потом в Тисапане. Первое из этих мест оказалось совсем бедным и голым. Здесь ацтеки вели жалкую жизнь охотников и собирателей в течение целых 52 лет, как говорят легенды и предания. Это, видимо, был наиболее драматический и мрачный период ацтекской истории, когда страшный призрак голода постоянно угрожал самому существованию племени.

Тисапан также не стал для пришельцев земным раем. Это была голая, вулканического происхождения земля — место обитания бесчисленного множества ядовитых змей. Одно из старинных преданий гласит, что правитель Кульхуакана, по имени Кошкоштли, отправляя ацтеков на новое место поселения, заявил с ехидной усмешкой: «В данном случае мы имеем дело не с людьми, а с воинственными и кровожадными маньяками. Вероятно, в Тисапане они все погибнут, будут съедены змеями, которых там нет числа». Но вышло как раз наоборот: не змеи уничтожили ацтеков, а ацтеки змей. Они просто стали отлавливать рептилий и употреблять их мясо в пищу. И скоро блюда из змей стали для индейцев подлинным лакомством. Затем изгнанники научились возделывать даже самую бесплодную на вид землю и стали добывать строительный камень в близлежащих каменоломнях.

А тем временем хозяева ацтеков из Кульхуакана решили использовать своих подданных в очередной войне с соседями в качестве наемных солдат. Свирепые ацтекские воины действовали на поле боя выше всяческих похвал. Враг был разбит, и кульхуаканцы праздновали победу. Однако, вместо искренней благодарности ацтекам за существенную помощь, правитель города вдруг силой изгоняет их из своих владений.

Для объяснения случившегося обычно ссылаются на две легенды. Первая из них наглядно изображена на одном из ацтекских рисунков: оказывается, после победы кульхуаканцы потребовали от своих наемников весомых доказательств тому, что они действительно убили в сражении многих врагов. А еще в ходе битвы ацтеки отрезали у всех мертвых вражеских воинов уши, и теперь они не без гордости вручили свои ужасные трофеи правителю Кульхуакана. Когда царь увидел эту груду отрезанных ушей, то пришел в неописуемый гнев и приказал выгнать вон из своих владений недавних союзников.



Другая легенда содержит еще более страшные детали. Она повествует о том, что после очередной победы над врагами Кульхуакана ацтеки попросили его правителя отдать в жены ацтекскому вождю одну из своих дочерей. В благодарность за активное участие ацтеков в только что закончившейся войне царь согласился удовлетворить их просьбу и отправил к ним юную принцессу. Но не успела девушка войти в отведенные ей дворцовые покои, как ацтекские жрецы схватили ее и принесли в жертву своему кровавому богу весны и растительности — Шипе-Тотеку. С бедной принцессы содрали кожу, в которую облачился один из жрецов, и затем устроили по этому случаю пышное торжество для всего ацтекского племени. На праздник пригласили и ничего не подозревавшего отца — правителя Кульхуакана. И вот в разгар пиршества при ярком свете факелов несчастный отец в одном из танцующих жрецов узнал свою дочь. Нетрудно вообразить, какова была его реакция при виде этого ужасного зрелища. Он думал, что прибыл на свадьбу дочери, а оказался на ее похоронах.

Ацтеки были изгнаны и бежали, спасаясь от преследователей, в болотистые заросли близ западного берега озера Тескоко.

Правдивы или нет эти легенды — сказать трудно, но есть здесь и один очевидный факт: уже тогда своими кровавыми обрядами и жестокостью ацтеки заметно отличались от других народов, живших в долине Мехико.


8По подсчетам современных исследователей, этот исход племен из Астлана имел место около 1168 года н. э.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru