Эта книга находится в разделах

Реклама

В. И. Гуляев.   Древние цивилизации Америки

У истоков цивилизации

Наиболее важным событием следующего, позднего доклассического этапа было появление интенсивных форм земледелия. На склонах гор кропотливым трудом многих поколений земледельцев возводились из камня опорные стены-террасы, несколько увеличивавшие общую площадь годной для обработки земли. В более засушливых районах (Пуэбла, Оахака) начали строить первые оросительные каналы, плотины и дамбы. Быстро развивались различные ремесла и торговля. При раскопках селения Тикоман (долина Мехико) археологи нашли две могилы кожевников, погребенных вместе со своими инструментами и кусками кожи. Больших успехов в освоении новых приемов украшения сосудов добились гончары. Обитатели поселений Центральной Мексики этого времени вели оживленный торговый обмен со своими соседями. Именно в данный период резко возрос приток всякого рода морских продуктов (главным образом раковин, добываемых на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях) во внутренние районы страны. Из горных областей Гватемалы, Гондураса и Чьяпаса привозили в долину Мехико украшения и топоры из нефрита, серпентина, жадеита, змеевика и других видов зеленого камня.



Волна технических исканий захватила не только ремесленников, но и скульпторов. Они стали уделять больше внимания форме изваяния и создавать не только гротескные, но и довольно реалистические образы.

Часто статуэтки покрывали белой краской, расписывали красным цветом и полировали. Художники стремились воспроизвести изображаемых людей в движении: поправляющими волосы, закрывающими руками глаза, держащими чашу с каким-то напитком или совершающими какие-то другие действия. Но иногда скульпторы использовали в своей работе и старые методы: налепливали кусочки глины, желая передать мельчайшие подробности натуры, тщательно воспроизводили украшения, головные уборы, черты лица.

Многие деревушки в это время превращались в ритуальные и политические центры, где над крышами простых хижин из дерева и глины гордо возвышались на больших пирамидальных основаниях храмы. Племена, населявшие южную часть долины Мехико, воздвигли в Куикуилько огромную круглую ступенчатую пирамиду из адобов, высота которой достигла 18 метров, а диаметр основания — 111 метров. Склоны пирамиды были облицованы речными валунами, скрепленными глиняным раствором. К ее плоской вершине вели две широкие лестницы. Там, прямо под открытым небом, древние мастера построили величественный алтарь из сырцовых кирпичей, покрытых сверху слоем штукатурки и красной росписью.

Население Куикуилько дважды перестраивало это внушительное сооружение, увеличивая его размеры и заменяя старый алтарь новым. Один раз обновили и облицовку пирамиды: вместо речных валунов были уложены куски окаменевшей лавы. Со временем пирамида пришла в запустение, дожди ослабили каменную облицовку и стены ее начали оползать. Затем произошло необычайно мощное извержение соседнего вулкана Шитли, и потоки раскаленной лавы залили всю окружающую местность, в том числе и Куикуилько. Остывшая лава образовала каменный панцирь толщиной свыше метра. Основание пирамиды и огромное селение, раскинувшееся у ее подножья, оказались прочно замурованными в своеобразной каменной темнице. По подсчетам специалистов, эта гигантская катастрофа, вынудившая покинуть родные края почти всех жителей южной части долины Мехико, произошла примерно 2000 лет назад, то есть в самом конце I тысячелетия до н. э.



В позднее доклассическое время получили повсеместное распространение канонизированные образы старых земледельческих богов — Тлалока (бога воды и дождя), Уеуетеотля (бога огня и вулканов), Кецалькоатля — «Пернатого Змея» (бога воздуха и ветра, покровителя знаний), что подтверждает зарождение официальной религии и организованного жречества.

Значительно изменился и характер погребений. На смену могилам раннего и среднего этапов доклассического периода, почти не отличающимся друг от друга по инвентарю, приходят, с одной стороны, пышные гробницы знати и жрецов, с другой — масса простых захоронений в ямах, почти лишенных вещей.

В Каминальуйю (горная Гватемала) какой-то знатный человек был погребен внутри двадцатиметровой пирамиды. Вокруг него и по краям могилы были положены 4000 сосудов из глины, нефрита, алебастра и мрамора, маски с нефритовыми инкрустациями, каменные зеркала, сотни украшений из нефрита, раковин и кости. Еще один человек, погребенный в той же могиле, вообще не имел при себе вещей. Его, по всей видимости, положили в гробницу к могущественному вождю, с тем, чтобы он мог прислуживать своему господину и в загробном мире.

Таким образом, наступил такой момент, когда членов одного и того же общества отделяла друг от друга глубокая социальная пропасть. Все отчетливее и ярче начали проглядывать сквозь кажущуюся простоту старого быта контуры будущих индейских цивилизаций.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Уорвик Брэй.
Ацтеки. Быт, религия, культура

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru