Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Татьяна Блаватская.   Ахейская Греция во II тысячелетии до н.э.

Глава II. Греция XXIII-XVII вв.

В Греции металлические орудия широко вошли в обиход лишь спустя несколько столетий после первого знакомства обитателей страны с медью. Этот во многом еще неясный период приблизительно с 3000 до 2500 г. характеризовался дальнейшим развитием богатых культурных традиций, унаследованных от предшествующей эпохи. Одновременно усиливалась обособленность местных культур.1) В результате возраставшего прогресса хозяйства, культуры и общественных отношений возникает неравномерность в развитии отдельных племенных групп. С середины III тысячелетия можно заметить некоторые различия в темпах развития отдельных областей страны. Огромный качественный сдвиг в производственной жизни общества — внедрение металла — также происходил неравномерно.

До сих пор вопрос о том, как именно жители Греции узнали о возможности использовать металл, остается еще не выясненным. В советской историографии пока нет работ, посвященных этому вопросу. Большинство западных ученых высказываются в пользу теории миграций. Они считают, что в конце неолита — начале раннеэлладского периода произошло переселение новой этнической группы из Малой Азии. Прибывшие на юг Балканского полуострова индоевропейские племена, принадлежавшие к анатолийской языковой семье (той же, что и хеттские языки), умели плавить медь. Эта точка зрения, выдвинутая в свое время Блегеном,2) получила широкое распространение в работах Шахермайера, Милойчича, Меллаарта, Доу, Милонаса и других исследователей.3) В противовес «анатолийской» теории Г. Чайлд в одной из своих последних работ выдвинул положение, что в начале эпохи бронзы в Грецию прибыли переселенцы из северных областей Балканского полуострова.4) [33]

Обе названные теории не кажутся нам убедительными, так как в основе их лежит один и тот же принцип — объяснить каждое движение общества вперед влиянием извне, воздействием другого, более развитого этнического единства. Такое объяснение причин прогресса во внутреннем развитии Греции III тысячелетия кажется узким и оторванным от реальных исторических событий. Мы не склонны отрицать переселения вообще, но хорошо известные примеры дорийского переселения в XII в, и переселения кельтских племен в страны по среднему и нижнему течению Дуная в V—III вв. показывают, что иммиграция больших масс людей сопровождается заметными изменениями в материальной жизни той области, которая подвергается натиску вселяющихся племен. Возражения против теории миграций можно изредка услышать и на Западе. Например, М. Гарашанин недавно призывал к более осторожному отделению старых и новых элементов в культурном развитии, с тем чтобы этот процесс не представлял собой «цепи непрерывных катастроф», как это получается у В. Милойчича.5) Вместе с тем новые выводы по отдельным отраслям знания настойчиво говорят против теории вселения в Грецию III тысячелетия иноязычных племен.

Чрезвычайно важны лингвистические исследования древнейших языков Балканского полуострова. Болгарский ученый В. Георгиев в своих работах успешно показал, что в эпоху неолита в VI—IV тысячелетиях уже сформировались четыре главные индоевропейские языковые группы и что Балканский полуостров в то время был давно заселен индоевропейскими племенами.6) Так отпала теория неиндоевропейского субстрата в догреческой Элладе, господствовавшая в лингвистике с 1896 г., когда ее выдвинул П. Кречмер.7)

Открытие В. Георгиевым индоевропейского языка, на котором говорило население Эллады до греков, было следующим важным шагом в уяснении этнической принадлежности древнейших обитателей страны. Пеласгский язык, как назвал его Георгиев, получил широкое признание лингвистов.8) Теперь оказывается, что слова с суффиксами -νθ, -ισσ, -ησσ и некоторыми другими могли быть только пеласгского происхождения. Археологи, исследовавшие культуру Эллады III тысячелетия, обычно объясняют появление характерной для эпохи ранней бронзы посуды тем, что ее принесли е собой «переселенцы». Но следует заметить, что до настоящего времени в Греции известно очень мало селищ раннеэлладского времени с четко выраженной последовательностью слоев позднего неолита и ранней бронзы. В восточных областях лучше всего известна судьба поздненеолитического поселения в Лерне (Лерна-II), покинутого жителями и остававшегося необитаемым несколько столетий.9) В Коринфе отложения неолитического и раннеэлладского времени обнаружены перемешанными; то же явление наблюдалось, по мнению Вейнберга, и в Гонии.10) [34]

Более ясная картина на западе — в Мессении. Раскопки в Мальти на месте античного Дориона показали, что между неолитическим и раннеэлладским поселениями не было полного разрыва, новые типы посуды и домов уживались со старыми. Выводы Валмина11) важны тем, что ему удалось установить наличие контактов неолитических обитателей Дориона-I с племенами Южной Италии.

Приведенных материалов достаточно, чтобы утверждать, что археологических следов вселения новой этнической группы в Грецию в начале эпохи бронзы до сих пор нет. Что касается появления новых типов посуды в Греции раннеэлладского времени, то объяснение этому, видимо, нужно искать в дальнейшем развитии керамического производства, связанного с общим прогрессом культуры.

Приведенные выше данные дают возможность считать, что исконное неолитическое население Греции, говорившее на пеласгском языке, оставалось в стране и в первой половине III тысячелетия. Проникновение в Элладу протогреческих племен из областей позднейшей Македонии должно было происходить на протяжении многих столетий. Слиянию пришельцев и аборигенов способствовало то, что общественное развитие пеласгов и протогреческих племен было в основном сходным: у тех и у других родоплеменная организация достигла своего наибольшего развития. Дальнейшее развитие хозяйства в условиях начавшегося распространения металла привело к глубоким социальным изменениям, которые происходили в течение очень длительного времени.12) Подобный процесс имел место и в Греции. Начало распада родоплеменной организации и превращения родовых общин в сельские или территориальные можно заметить уже во второй половине III тысячелетия.


1) Милойчич выделяет в пределах культуры Димини (Фессалия) по меньшей мере четыре различные группы (V. Milojcic, Ausgrabungen in Thessalien,— «Neue Deutsche Ausgrabungen in Miltelmecrgebiet und im Forderen Orient», Berlin, 1959, S. 228).

2) C. W. Blegen, The coming of the Greeks, — AJA, vol. 32, 1928, pp. 146-154. Позднее Блеген вновь подчеркнул этническое отличие неолитического населения страны от обитателей Греции эпохи ранней бронзы (С. W. Blegen, Athens and the Early Аде of Greece, — «Athenian Studies presentcd to W. S. Ferguson», Cambridge, 1940, pp. 1-9).

3) Schachemneyr, Altesten Kulturen, S. 52 и а. (заметим, что и неолитическое население Греции, по мнению Шахермайера, состояло из племен «восточного происхождения»); V. Milojcic. Bericht über die Ausgrabungen und Arbeiten im Thessalien im Herbst 1959, — AA, 1960, [Berlin, 1961], S. 150-178; Dow, The Greeks..., pp. 2-5; I. Mellaart, The end of the Early Bronze Age in Anatolia and the Aegean, — AJA, vol. 62, 1958, pp. 9-34.

4) v. G. Childe, The relation between Greek and prehistoric Europe, — «Acta Congressus Madvigiani», vol. I, Copenhagen, 1958, pp. 293-316.

5) M. V. Garašanin, The neolitic in Anatolia and tke Balkans. — «Antiquity», 1901, p. 278.

6) Георгиев, Исследования,.. стр. 265; VI. Georgiev, La toponymie ancienne de la péninsule balkanique et la thèse mediterranéene, Sofia, 1961.

7) P. Kretschmer, Einleitung in die Geschichte der griechischen Sprache, Göttingen, 1896.

8) A. J. Van Windekens, Le pelasgique, Louvain, 1952; J. Harmalta, Das Pelasgische und die alten «Backansprachen», — «Балканское езикознание», София, т. IX, 1964, № 1, стр. 41-47.

9) J. L. Caskey, The Early Helladic period in the Argolid, — «Hesperia», vol. XXIX, 1960, pp. 285-303.

10) S. Weinberg. Remains from the prehistoric Corinlh, — «Hesperia», vol. VI. 1937, pp. 487-524; H. S. Robinson and S. Weinberg, Excavations at Corinth, 1959, — «Hesperia», vol. XIX, 1960, pp. 240-253.

11) Valmin, Messenia expedition, pp. 52, 398-400.

12) А. Я. Брюсов, О характере и влиянии на общественный строй обмена и торговли в доклассовом обществе, — СА, т. XXVII, 1957, стр. 17.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

С.Ю. Сапрыкин.
Религия и культы Понта эллинистического и римского времени

А. Ф. Лосев.
Гомер

А. Р. Корсунский, Р. Гюнтер.
Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств

Р. В. Гордезиани.
Проблемы гомеровского эпоса
e-mail: historylib@yandex.ru