Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
коллектив авторов.   Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Мецопский Фома. Тамерлан

Некий муж, по имени Тимур-Ланка веры и толка предтечи антихриста Махамета, безжалостный, бессовестный и свирепый, преисполненный великой злости, гнусности и тайн клеветника - дьявола, появился на востоке в городе Самарканде.

Одних он подкупал ложными обещаниями, других - клятвами, некоторых усыновлял, а некоторым отдавал в жены своих дочерей, с помощью которых он убивал своих зятей и захватывал их земли.

Некий шихан, по имени Шах-Мансур (из династии Мозаф-фаридов, 1313-1393, правитель Исфахана и Шираза с 1387 г.) очень храбро воевал против Тимура, дважды нанес ему поражение, но впоследствии был побежден и в 1393 пал в сражении, после чего Тимур завоевал весь Иран. По персидским источникам, Шах-Мансур сопротивлялся более 8 лет и не сдавал ему Шираза, Кирмана и Испагана. Тогда поганый Тимур, заключив с ним мир, притворно возвратился на восток, а Шах-Мансур через посланников отправил ему много подарков. Увидев прибывшего посланника, Тимур притворился больным, приказал зарезать ягненка и выпил его кровь. Затем он приказал позвать посланника и в присутствии большого числа собравшихся показывал свое лицо, бледное, как у мертвеца. Потом приказал подать себе медную посуду, в которую изблевал перед собравшимися кровь ягненка. Увидя это, посланник обрадовался и сказал про себя: «Не сегодня завтра он издохнет». В ту же ночь, сев на коня, он поскакал к Шах-Мансуру и сообщил стране сию радостную весть. И устроили они великий праздник. А бедствовавшее, изголодавшее, истомленное жаждой и находящееся в опасности население страны разошлось по своим местам.

Замысливший зло, Тимур приготовил свое войско и, совершая трехдневный и четырехдневный переходы за один день, через несколько дней прибыл к воротам города Испагана и вырезал население. Городские укрепления были близки к падению. Мужественный Шах-Мансур, вооружив войско в 800 человек, внезапно открыл городские врата и бросился в гущу многочисленного неприятельского войска. Так дошли они до того места, где со своей конницей находился Тимур. Шах-Мансур поднял меч свой над головой сына дьявола, но войско его закрыло щитами, поэтому-то не могли убить поганого адского оборотня, а наоборот, окруженные, все были истреблены. Таким образом завоевали всю страну хорасанскую, город Балх, Хорасан, Ширг Кирман, Аспаган, Нюшаруп, Куран, Макуран, Туе, Танджан Тамган, Мазандаран, Гре, Казвин, дошли до Султание и пределов Тавриза Атрапатаканского. Ишхан города Султание, по имени Эдиль, пошел к Тимуру навстречу с сокровищами и царскими подарками и заключил с ним мир.

А хан тавризский, султан Ахмат (Ахмед Джелаири - султан из династии джелаиридов, правитель Южного Азербайджана и Ирака в 1382-1410, несколько раз изгонялся Тимуром из своих владений с 1393 по 1405. Погиб в 1410 в войне с Кара-Юсуфом), по дороге Востана (Востан - резиденция отдельных шиханов) Руштуника, предводительствуемый эмиром мавров Иезидом, бежал к своему войску и родственникам в город Вавилон, ибо к тому времени они властвовали также и над ними. Вышеуказанный же Эдиль сопровождал Тимура в Тавриз и дал ему город, но потом тайно посоветовавшись со своим войском, он задумал убить хромого Тимура в городской бане.

Некто, узнав о его намерении, тайно пришел к Тимуру и сообщил ему о заговоре Эдиль-али. Узнав об этом, Тимур послал за ним и приказал развести огонь. Потом положил Эдиля в медный котел и в присутствии Тимура и всей толпы сварил его. Таким образом уничтожил Эдиля.

Надо знать также о следующем. Перед тем как Тимур пришел в нашу страну, в 1386 царь севера, владетель русов и Азаха по имени Тохтамыш (в 1387 золотоордынский хан Тохтамыш 1376-1391, двинулся с 90000 войском через Дербент и Ширван в Азербайджан, производя дорогой большие опустошения), находившийся близ Крыма в Сарае, отправил посланника к хану тавризскому Султану Ахмету сыну, для заключения дружбы и мира. А Тимур оскорбил его злым и подлым своим поступком. Посланник, возвратясь обратно, разорвал перед Тохтамышем своей одежды воротник. Тогда Тохтамыш, преисполненный гнева, вызвал к себе одного из своих шиханов, по имени Джани-бек и дал ему большое войско. Джани-бек двинулся через врата Аланов (Дарьяльское ущелье) и Дербендские против Тимура. Тот, избегая столкновения с ним, ушел на Востан, а оттуда пошел в Багдад. Северные войска осадили Тавриз и после семидневных боев, взяли его. Многих они вырезали, многих грабили и опустошили всю область. Оттуда они отправились в город Нахичевань и разорили всю страну Сюнийскую (Нагорный Карабах с озером Севан-Сюник), двенадцать областей ее, многих вырезали и взяли в плен. Была зима, по божьему произволению в день благовещения внезапно выпал сильный снег, много пленных спаслось, а они, бросив большую часть добычи, ушли в страну по той же дороге, по которой прошло это племя татарское. Они заключили мир с Шемахой, ибо она мирно открыла перед ними врата Аланов.

В 1387 году после 8-летней войны Тимур покорил страну Хорасанскую, после чего пришел в Тавриз, а оттуда двинулся в сторону Сюнийскую, на замок Ериджака, потом на страну Чоката, взял город Мари, уничтожил до основания наше укрепление, построенное благородным родом Багратуни. Он пленил город и все близлежащие селения. Но один набожный старшина по имени Мартирос, весьма храбрый воин из селения Когб, милосердный и добрый, ободренный могуществом и помощью всемогущего бога нашего Иисуса Христа, вместе с весьма мужественными и храбрыми юношами селения, поднявшись на гору Бардог, вступил с ними в большое сражение и спас всех верующих. И хотя они (войска Тимура) много воевали, но не могли взять эту гору. Впоследствии этот муж принял мученическую смерть от туркмена по имени Сахат, утопившего его в водах Араза тайком от людей.

Оттуда Тимур пришел в страну Араратскую Карби, в область Котайко, и, осадив укрепление Бджни, взял его, убил епископа области Тер-Ванакана, мужа мудрого и ученого, доброго и заботившегося обо всех бедных. Всё остальное множество верующих христиан было подвергнуто мучениям и пыткам; многолюдную Армянскую область они голодом, мечом, пленением, неимоверными терзаниями и бесчеловечным своим обращением превратили в пустыню.

Взяв всю добычу и бесчисленных пленных, так что никого не осталось, кто бы мог рассказать о бедствии нашего народа, с большим войском отправился в Тпхие (Тбилиси), взял его и пленил великое множество народа. Говорили также, что убитых было больше, чем оставшихся в живых, там (в Тбилиси) при этом находился вардапет Степаннос, по прозвищу Пир, еле спасшийся от убийства. Царем Иберии был Баграт из племени евреев, уведенных при царях Вавилонских в плен и приведенных в нашу страну. Впоследствии они от Просветителя приняли христианство и были причислены к нашим иншахам. После рода Аршакуни (парфянский род, царствовавший в Армении с 1502 г. до н.э. до 107 г. до н.э., имя первого царя этой династии Вагаршак) они стали царями Ани и остальных армян. От притеснений безверных Баграт бежал в Иберию, отвернулся от истины (арм. веры) и принял веру халкедонскую.

С великим подарком он пришел и подчинился поганому царю. А Тимур, полный дьявольской злобы, заставил его отречься от веры и взял его с собою, пошел в Карабах, на место зимовки наших прежних царей. Царь иберский, преисполненный мудростью святого духа, обманул его и сказал: «Дай мне большое войско и я пойду и захвачу всю страну, затем заставлю их обратиться в нашу веру, ибо то племя состоит из восьми языков; я их всех подчиню тебе и обращу в твою веру. Они следующие: Драл Осед, Имерел, Мекрел, Абхаз, Сонк, Иберы, Месхи». Тот обрадовался, надел на него царское одеяние, пожаловал его халатом, оказал ему много почестей и дал большое войско. И Баграт выступив с этим бесчисленным войском, пришел в страну иберов

Баграт тайно известил своих сыновей: Георга, Константин; и Давида, чтобы они незаметно пришли к нему навстречу и помогли бы ему бежать от них, а сам, взяв войско чагатая, повел его по ущельям и тропам. Сыновья царя, внезапно преградили им дорогу, выхватили мечи и перебили многих из них, как говорят, больше 12 тыс. и, взяв своего отца, ушли к себе. А поганый Тимур весной внезапно двинулся со своим войском на туркмена Кара-Махмуда. Тот, узнав об этом, бежал от неге но Тимур, в своем стремительном наступлении проделав много дневный путь, быстро, подобно серне, через несколько дней настиг его в области Чапагчур (Зап. Армения). Тогда Кара-Махмуд поворотив свои войска, вступил с ним в бой. Совершилось удивительное дело: поразили и обратили в бегство поганого тирана, убили начальника его войска, по имени Логмаган, нанесли большой урон войску.

И возвратившись, Кара-Махмуд пришел в страну Гарона называемую Муш. Тимур же, миновав страны Качберуни, Арчеш Ашовит, резиденцию рода Хорхоруни, древнюю столицу и город Маназкерт и Гаркнис, прибыл в страну Палуни, в места успокоения святого предтечи Гованна и Атанагена в великолепный престольный монастырь глака, сирийского вардапета Зеноба Здесь скопилось великое множество христиан, пришедших на поклонение святым местам предтечи Гавганна, Айрапета, Атанагена, пустынников Антона и Хронидеса и всех постников.

По приказанию тирана Кара-Юсуфа, войско туркменское ограбило всех наших христиан. Остаток же их имущества и всех пленных поручили эмиру Хута, по имени Шараф. Он насильно переправил их через реку Евфрат и привел к селению Асгет. Христиане воспротивились и не хотели подниматься на гору Хута и Сасуна. Они хотели возвратиться в свою страну, но он насильно и побоями, милостью и попечением божьи поднял нас по крутизне на гору Хута. В тот же день нас догнало войско Тимура, а милосердный бог подоспел нам на помощь, ибо туркмен, по имени Пир-Гасан, отделившись от Кара-Махмуда, спустя некоторое время убил его и сына его, по имени Байрам, и спустился с горы к подножью, а мы поднимались на гору.

Вдруг дошла до нас печальная, подобно сообщению о смерти, весть о том, что войско туркменское взяло арьергард Изанкурана. Тут надо было видеть картины бедствия, происшедшего от замешательства всех отрядов. Отец отрекался от сына, сын от отца, мать от дочери и дочь от своей матери, брат от своего брата и любящий от своей любимой. Вопль отчаяния доходил до небес. Я также находился среди них. Они с плачем молили бога и взывали к посредничеству святого Оганеса Карапета, святых апостолов, ангелов, населявших обитель Газара, а также святого знамения брата господня Акоба, находящегося в монастыре, ибо туркмен Пир-Гасан решил подыматься на гору Цовасарт и оттуда двинуться на гору Марута. Внезапно пришло и встретило их войско Чагатая. А они, предавшись богу и святой обители Газара, привели и на виду у обители зарезали быка, а также совершили литургию в память святых апостолов.

Надо было здесь видеть храбрость мужей богатырей, ибо храбрые кричали, а малодушные убегали, трусы падали духом, шлемы блестели, сверкали сабли, сокрушались копья, храбрецы вступали в бой с храбрецами, а крик и ратный шум приводили в трепет наблюдавших сражение. Тут-то надо было видеть всласть милосердие божье и плоды молитв и надежд верующих.

Потерпел поражение Чагатай и погибло его имущество, ибо только один человек из туркмен по имени Мараф, перебил 100 душ. И войско восточное из страха быть уничтоженным в великом сражении в замешательстве обратилось в бегство, охваченное величайшим страхом, они устремились вниз и, бросившись со скалы, уничтожились. Погибло, как говорят, свыше 2000 душ. А мы, спасшись от них с сыновьями и дочерьми, начали громко прославлять бога.

В этот же самый день совершилось удивительное событие: некая набожная и честная женщина из области Муш имела весьма красивого, миловидного, ангелоподобного сына в возрасте семи или восьми лет. При вступлении восточного войска на гору Хута, многие из христиан укрылись, кто где мог, скрывались также в густых лесах. Безверные, увидя их, направились к ним, желая взять их в плен, и вот бедная женщина, обернувшись и увидев, что они близки и хотят отнять у нее мальчика, взяла в руки меч и поразила своего любимого сына, как невинного ягненка, а сама, пройдя немного вперед, поднялась на вершину высокой скалы и оттуда бросилась вниз.

На второй год в город Муш прибыл Тимур и призвал к себе местного эмира. Тот пошел к нему с великими подарками и дарами. И сказал Тимур ему: «Веди нас к туркменам». А тот повел его на то место сражения и показал массу убитых. Тимур, испугавшись, вытаращил глаза и, посмотрев на случившееся, увидел сколько из них пало пораженных мечом. Он увидел также и мужей, которые умерли не от меча и, обратившись всем, сказал вслух: «Это не дело рук человеческих, а творца бога». И поворотив свое войско сказал эмиру: «Веди нас на них, чтобы я мог отомстить им». А тот ответил ему: «Не в человеческих возможностях гнаться за ними, ибо они поднялись на гору Марута и если ты пойдешь к нему, он причинит такое великое бедствие, что и словами нельзя передать». Согласившись с ним, безверный тот возвратился в город Багеш. А эмир Амир-Шар пошел к нему, и любезно принял его, дал ему письмо о мире вся страна умиротворилась.

Оттуда Тимур двинулся в область Тоспа на армянскую крепость на озере Ван. Эмир Ездин не явился к нему; напротив со всем своим войском и с толпой христиан заперся в крепости. Но затем, спустившись из крепости, он пошел к нему. А тот, приказав схватить его и связать, повел наступление на крепость. В течении 40 дней длилась тяжелая осада крепости, немало было перебито войска беззаконного Тимура. Однако истомленные голодом и жаждой горожане не могли более оставаться в осаде, и крепость была сдана ему.

О бедствие! О, горькая печаль! Там можно было видеть страх и ужас как при последнем судилище. Плач и рыдания раздавались по всей крепости, ибо последовал приказ этого тирана взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих христиан, так и неверующих, сбросить с крепостной стены и немедленно был приведен в исполнение этот злой приказ. Начали всех сбрасывать и до того поднялись трупы, что последние падавшие уже не умирали. Мы своими глазами видели их и слышали нашими ушами от святого отца, преосвященного архиепископа Тер-Закаре и от отца вардапета, по имени Тер-Погос, которые также были в крепости и спаслись, ибо чагатай выдал их одному из своих шеханов, а тот спас своих пленных. И наполнилась кровью невинных христиан вся страна вокруг замка.

Мугри, поднявшись на минарет в городе Беркри, пронзительным голосом начал кричать: «Салат амат», т.е. возвещать о наступлении последнего судилища. Подумав, поганый Тимур спросил: «Что это за крик?» Приближенные ответили ему: «Настал день судилища и Исе воскреснет. И это ты сегодня совершил». Мугра тот так кричал плачущим голосом, как будто издавал трубный звук. Да сокрушился бы тот рот: если бы он намного раньше закричал, - ни одного человека не убили бы, ибо тотчас же Тимур приказал прекратить сбрасывание людей со стены и освободить остальных.

Но кто сможет рассказать о количестве пленных и невинно убитых? Только бог, сотворивший всё. И вся страна наполнилась пленными армянами. Умерщвлены были священники и миряне, христиане и неверные. И всё это постигло нас за наши грехи, в особенности, за нерадение священнослужителей и отказавшихся от духовного сана агнецов.

Ушел Тимур с пленными и добычей туда, откуда пришел. После этого пришли родственники убитых и увидели неизлечимые раны армян. Горе всем армянам! Ибо разрушилась вся наша страна, начиная от Арчеша и до Иберии, до реки Куры Агванской, вся эта страна, подвергнутая всяким терзаниям, резне и пленениям, была залита кровью невинных.

После ухода Тимура пришел в нашу страну страшный голод, который распространился повсеместно. Съели собак и кошек, жарили сыновей и дочерей своих, муж - жену, жена - мужа; убивали друг друга, ели и не насыщались, а потом и сами умирали. Мы не в состоянии рассказывать о всём том, что видели нашими глазами и слышали нашими ушами, ибо истреблялся род человеческий.

В 1395 г. тот поганый Тимур опять поднялся с места и пошел по дороге, ведущей в Багдад. Он разрушил Багдад, всю страну Ассирийскую, всю Месопотамию, Тиарбакин и пошел в город Амид. Взяв его, он истребил знатных горожан огнем и мечом, подвергая их неимоверным и неописуемым пыткам. Всех молодых как мужчин, так и женщин, увел в плен в свою страну. Затем он пришел в Мердин (ошибка, в тот раз Мердин взят не был. Местный владетель - ортошид Медждаддин Иса-Захир (1376-1406) оказал Тимуру сопротивление и отразил нападение на крепость. Потом перемирие: Иса-Захир согласился платить Тимуру дань, если тот мирно уйдет из его владения), разрушил город и увел в плен пятнадцать окрестных сел, 3000 домов, подлинных христиан, а 7500 - остальных.

Придя вторично, Тимур направился к городу Ерзнка. Взяв его без боя, он разрушил великий кафедральный собор Св. Саркиса, а по злому наговору парона Тахратана и всех таджиков города разрушил также и остальные церкви. И пошел к нему наш вардапет Геворк, ученик Гованна Воротнеци. От страха и ужаса перед поганым у него растрескалась губа и пошла кровь. И возратился муж божий с плачем и в слезах, ибо приказано было разрушить все церкви и постигла нас великая печаль.

Пришел Тимур в верхнюю часть нашей страны и осадил крепость Басена, под названием Авник. Взяв ее, он заковал в оковы шихана ее, по имени Мсир, и сбросил со стен крепости 100 душ, которые умерли. Затем он пришел в область Араратскую, разрушил всю страну и разграбил всё имущество, осадил город багратунийцев (Ани). Взяв его, он отделил 300 таджиков от 300 христиан. Они решили: «Перебьем христиан, а таджиков оставим». У епископа города Мкртичо было два брата, которые пошли и смешались с таджиками. Тогда войска Тимура, наложив меч, вырезали таджиков, а христиане спаслись, то двое христиан кричали: «Мы рабы Христа, христиане». Но они говорили: «Проклятые гархор, вы говорили неправду, поэтому нет вам спасения», и обоих убили. И постигла епископа великая печаль, хотя они умерли истинными христианами.

В тот же день был разграблен город Когб. В области Арчшка 25 буйволов из верхнего, когда бросились со скалы, христиане, наложив на них меч, прирезали их, поделив между собою, сделали себе запасы на дорогу и с вардапетами, епископами, священниками и народом пошли до Качберуника. Прибыли в область Качовита всего Дара. Придя, они нашли страну разрушенной, пустующей и разграбленной. Они приступили к восстановлению. Область наша была поручена правителю Арчеша, по имени Саганд, но на следующий год пришел туркмен Усул, снова разрушил страну нашу и взял город Арчеш, а назначенного правителя, по имени Гилсат, с 34 лицами убил, потому что им был убит уполномоченный города, священник Степаннос. По доносу и подстрекательству ненавистников христиан предали мученической смерти также великородного Танутера, по имени Мусевир. Весь город был предан огню и сгорел. В тот же день вместе с чагатайцами пришел на Усупа владетель Востана, по имени Эмир Езди. Несколько дней между ними происходили сражения, но потом они помирились, на следующий день на помощь эмиру пришел с 400 людей в село Аги правитель чагатайцев из крепости Басена и спросил относительно мира между ними. Они ответили, что помирились, тогда на рассвете он, оградив село Аги, пошел к себе. Но христиане стали преследовать их, поднялись ветер и пыль, они же, оставив пленных и добычу, убежали. А некий набожный муж, наш родственник, по имени Гованнес, добравшись, подобно серне, на равнину Арчеша, сообщил Усупу и брату его, по имени Арам, об этом. Они, прибыв ночью, захватили чагатая вместе с его войском, оградили их, а некоторых убили. Они схватили также шихана по имени Аталмиш и отправили его в Миср.

Пока страна наша переживала эти бедствия, внезапно дошла до нас скорбная, плачевная и ужасная весть о том, что страна наша наполнилась войсками Чагатая. Тут можно было видеть страх и смятение перед безверными, ибо уже дошло до села Еришат 15 000 человек. Мы убежали в горы и разбрелись по равнинам. А безверные, узнав об этом, окружили гору и 12 дней охотились за нами, как за дикими зверями, и схватили всех. Некоторых они убили, страну же нашу предали огню.

А безверный Усуп, бежав от чагатая, с 1395 по 1406 не появлялся в нашей стране. В 1397 г. Тимур послал в нашу страну чагатая, по имени Шех-Ахмад. Прибыв в нашу страну, он стал разыскивать наших вардапетов: великого Саркиса Сербского и настоятеля Мецопского монастыря вардапета Гованнеса, обладая весьма мягким характером, и будучи христианолюбивым, он восстановил нашу страну и собрал из разных мест (население). Собрались разбежавшиеся и приступили к восстановлению. Благодаря трудам ученых, в течении 11 лет милостью божьей процветало всё побережье озера Ван.

В 1401 г. смертоносный Тимур двинулся из Самарканда и пришел в нашу страну. Пошел на страну Шаша, разорил Хал и все окрестности его. Оттуда он пошел в город Дамаск, опустошил всю южную страну и был уже близок к окрестностям Иерусалима. Целую зиму он грабил в Дамаске. И пришли жены мусульманских учителей, являвшихся кази, муфти, мюдарис, имам данишмак, и говорят ему: «Ты являешься падишахом этой страны и по воле бога пришел спросить с тех, которые отвергли божие приказание, ибо здесь нет никого подобного тебе, который потребовал бы от них ответа. Злодеев ты живьем спустишь в ад, а в этом городе все злодеи и мужеложники, особенно же лживы муллы». Он ответил им: «А если вы неправы будете, тогда будете умерщвлены моими руками». Те сказали ему: «От женщин ложного не будет. Вызови наших начальников, и мы в присутствии их подтвердим всё».

И объявил он по всему городу громогласно через глашатая строгий приказ о вызове к себе всех вождей злой веры. Немедленно собрали всех кадиев, мюдарисов. Тимур сказал им: «Чей город?» Они ответили: «Пегамбара, падишах». Он опять спросил их: «Есть ли у вас книга пегамбара? Имеется ли он у вас или нет?». Они ответили: «Мы живем и умираем по законам этой книги, но мы ее не читаем». Тогда он спросил: «Ваш пегамбар разрешил вам совершать злодеяния?» Они ответили: «Ни под каким видом». Тогда Тимур спросил: «Если найдется такой человек, какое наказание должно быть ему?» Они ответили: «Он должен быть подвергнут самым страшным пыткам и уничтожению со всей своей семьей». Тогда он им сказал: «Это вы», заявили ему: «Хондкяр, город этот принадлежит Мустафе: таких вещей здесь не было и не могло быть». Он вызвал жен, пришли и в присутствии своих мужей подтвердили всё сказанное о творимых ими беззаконных делах.

И последовало его приказание (войскам), в котором говорилось «У меня вас 700000 человек сегодня и завтра принесите мне 700000 голов и соорудите из них 7 башен. Кто не принесет голову - будет отсечена его голова. А если кто скажет: „Я Иисуса", к нему не подойти». И многочисленное его вой предав мечу всех граждан, совершенно уничтожило мужчин не находя больше (мужской) головы, стали отрезать головы женщин. Войско исполнило его приказание. Тут можно было видеть всеобщую казнь, крик и шум, плач и горе. Тот, кто не сумел убить и отрубить голову, покупал ее за 100 танг и давал в счет. Многим же из воинов не удалось ни отрубить, ни купить голову, таким головы отрубались и их складывали в виде холма. О таком бедствии нам рассказал наш духовный сын Мхтар из города Вана. Он сам еле спасшись, миновал их рук.

Это случилось в Дамаске. Тимур вторично послал свое войско в том же количестве в Багдад и там были сложены башни из тел человеческих. С ним находились машк Востана и духовный сын наш Мхтар. По причине пережитого страха и ужасов тот Мхтар удалился к нам и, прожив у нас три года, отошел ко Христу.

Потом, на следующий год Тимур пошел со своим войском на город Сивас, а город принадлежал Хондкару Ильдрису (османский султан Баязид I Ильдрим, 1389-1402), тирану греческой страны. Горожане сперва решили не сдавать города тому безжалостному тирану, но он, обманув их, сказал: «Не бойтесь! Кто захочет вас поразить мечом, - его же мечом будет пронзено его сердце». Тогда, открыв городские ворота, они радостно, с ликованием, подобно освобожденным из темницы, вышли к нему навстречу. Тотчас же последовал злобный приказ войску: бедных забрать в плен, а имущих предать мучениям и отнять у них спрятанные ими сокровища, женщин привязывать к хвостам лошадей, которых пускать вскачь, собрать бесчисленное множество мальчиков и девочек на равнине, потом разложить их подобно снопам для молотьбы и пускать по ним без всякой жалости конницу.

Надо было видеть здесь ужасное бедствие, постигшее невинных юношей верующих и неверующих. Тимур, который поклялся выступившим из города воинам не убивать их, приказал вырыть в земле яму, связать 4000 душ по рукам и заживо похоронить их, а потом залить их водой и золой. Их вопли доходили до небес. Кто может описать все ужасы, которые творил этот антихрист, свирепый и безжалостный тиран. Я лишь кратко знакомлю тех, кто придет после нас, с теми (ужасами), которые мы сами видели и слыхали от прибывающих к нам пленных и взятых в плен их владетелей.

Оттуда (из Сиваса) с большим войском он двинулся на Баязида I, который, собрав огромное войско, в четыре раза превосходящее войско Тимура, выступил против него. Но Тимур, обманув его, ночью обошел его, занял его страну и, вернувшись, уступил с ним в сражение и захватил со всем его войском, грабив их и взяв в плен бесчисленное множество народа, больше, чем звезд небесных и песка морского, он увел в плен в Хорасан до 60000 семейств.

Прежде чем повести наступление на страну Баязида I, Тимур пошел на страну иберов, чтобы пленить и разрушить ее. Но, узнав о его злодейских намерениях, царь Иберии Георгий и двое его братьев Константин и Давид немедленно собрали войско. Водворив и укрепив всех иберов и армян в крепостях, поручили им охрану, а сами заняли ущелья и тропинки страны. Но доносчик дьявол, проникнув в сердце трех подлых сыновей безверных и безбожников, заставил их тайно уйти от царя и пойти к злому тирану, которому они указали дорогу в лес, где скрывались (царь и его братья). И послал Тимур на них большое войско, которое, подойдя к ним с верхней стороны, захватило весь многочисленный христианский отряд. Начальников они перебили, а воинов увели в плен. Их было больше 60000 человек.

Царь Георгий, еле спасшись, ворвался в центр неприятельского войска со 100 воинами, и, упомянув имя Иисуса Христа, они многих перебили, а затем ушли в неприступные леса. А войска Тимура предали огню и мечу всю страну иберов, уничтожили церкви. Пленных они доставили в нашу страну голодными и босыми, голыми и истомленными жаждой. Каждый из чагатаев имел 20 пленных, большинство их умирало в дороге, они же, взяв камень, разбивали головы, чтобы не остались живыми, после чего, бросив их, продолжали свой путь. Это мы видели своими глазами и слыхали лично. И поднялся горестный вопль над всем христианским племенем. Мы встретили пленных, и не были в состоянии помочь им, но плач и рыдания их душили нас, поэтому, избегая их, мы бежали от них.

Забрав их, пошли они в Хорасан, и тот поганый тиран назначил сына своего Мираншаха правителем районов Атрапатаина в Шахастан Тавриз, а последний дал его сыну своему, по имени Омар, который страшно ненавидел христиан. Первый год своего правления он насильственно обратил в безверие трех наших ишханов, оставшихся в живых.

Злой вишал и предтеча антихриста Тимур, вторично взял войско свое, пошел в страну гуннов, победил их царя по имени Тохтамыш и подчинил себе всю его страну. Он назначил им царя, по имени Идик, который сел в Сарае, и покорил страну протяжением до восхода солнца в 6 месяцев. После этого он вторично направился на восток, пошел в Индию и взял город Дели (в 1398 взял Дели и Кашгар), причем говорят, что он оставался там в течение 40 дней со своим войском, однако конца городу он так и не знал. Он подчинил себе также страну Амазонок, т.е. страну женщин, а также завоевал Кашмир и Бадашхан, страну индусов и то море, где, спускаясь на дно моря, добывают жемчуг.

А сын Тимура, Мираншах, был очень милостив и мягкого характера: он любезно принял великого вардапета Григория, как ангела божьего. Ему стали клеветать на эмира Багеша, именем Ибрагима, который наследовал своему брату Амир-Шарафу, что он отказывается подчиниться ему. А тот Ибрагим ужасно ненавидел Христа и христиан, в противополжность своему брату, который уважал христиан. Ибрагим захотел уничтожить нашу веру. Он приказал громогласно объявить по городу, что один бог и нет ни сына, ни духа, а бог такой, у которого нет ни мудрости, ни души. Он не любил мира, и в городе господствовали грабежи, поэтому христиане были очень огорчены. И возбудил в Мираншахе гнев милосердный бог. В 1396 Мираншах пришел со своим войском в город Арчиш, поклонился святой церкви и не зашел в мечеть таджиков, пренебрегая ими. Неожиданно пошел он на Багеш, а эмир Ибрагим пришел к нему. Мираншах приказал схватить его, затем убил его и причинил в городе и области много разрушений. Владетель Востана эмир Ездин, встав между ними, помирил их. Назначив младшего сына Амир-Ша-рафа, но имени Шамшадин, эмиром, ушел в Тавриз.

А поганый Тимур, ушедший в свою страну, издох в 1405. Хромой Тимур, сын Тарагая, из района Кешт, недалеко от Самарканда. Из потомства Чингиза по женской линии. Рыжебород, высок ростом и необычайно силен. В 1362 в битве с туркменами в Сеистане ранен 2 стрелами. В 1363 примкнул к эмиру Хусейну и свергнул сына Тоглук-Тимура - Чагатая. Спустя 6 лет свергнул Хусейна и стал правителем Балха. В 1370 перенес ставку в Самарканд. 72 лет умер, как собака, и в могильнике Мешдо выл, подобно собаке. Вынув его оттуда, положили в огонь и провели через воду, но долго еще не прекращался его поганый голос.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Бэмбер Гаскойн.
Великие Моголы. Потомки Чингисхана и Тамерлана

М. И. Артамонов.
Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV в. до н. э.)
e-mail: historylib@yandex.ru
X