Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Тамара Т. Райс.   Скифы. Строители степных пирамид

Домашняя утварь

Бронзовые котлы, в которых варили мясо, так же типичны для скифов, как и их особая конская упряжь. Их находят в каждом скифском захоронении любых размеров, и они сохранили свою оригинальную форму на всех просторах степи в течение всей эпохи скифов. Большинство котлов — но не скифские — обычно имеют треножник, который служит для поддерживания котла над огнем. У них также имеется посередине ручка в виде обода, за которую котел можно переносить и подвешивать над огнем. А скифские котлы покоятся на прочном основании, по виду напоминающем усеченный конус, и сами имеют полукруглую форму. Вместо ручки-обода, болтающегося с одной стороны на другую, их края снабжены двумя выступающими ручками, которые часто принимают форму животных. Чертомлыкский котел необычен тем, что имеет целых шесть таких ручек. Котлы по большей части отливались из бронзы, и их размеры варьируют от совсем маленьких экземпляров до таких, которые имеют более 3 футов в высоту и вес 75 фунтов. В отличие от почти любого другого предмета из скифского обихода эти котлы редко имеют украшения, но если уж их очаровательные контуры нарушает какой-либо узор, то это обычно полоска стилизованных древков для стрел или какая-либо другая в равной степени сдержанная геометрическая композиция. Наиболее сблизившиеся с греческой культурой скифы благосклонно относились к украшениям, но даже тогда их количество оставалось умеренным и не носило предметно-изобразительного характера. Простота внешнего вида котлов почти наверняка была продиктована практическими соображениями, так как дым от костров, разложенных вокруг основания ксилд, затмил бы его декор и затруднил бы его чистку.

Рис. 41. Столик из кургана № 3, Пазырык. IV—III вв. до н. э. Высота около 1 фута 4 дюймов
Рис. 41. Столик из кургана № 3, Пазырык. IV—III вв. до н. э. Высота около 1 фута 4 дюймов

Ростовцев отождествляет ряд ваз с изображениями сцен, связанных с Великой Богиней, со священными сосудами. Такие вазы находят почти во всех скифских захоронениях независимо от их местонахождения.

Эти сцены чаще всего появляются на ритонах и маленьких круглых сосудах, которые, как полагает Ростовцев, были предназначены исключительно для использования в религиозных церемониях.

Рис. 42. Накидка на подушку с аппликацией из кожи из кургана № 2, Пазырык.
Рис. 42. Накидка на подушку с аппликацией из кожи из кургана № 2, Пазырык.

рис 43. Рисунок в виде аппликации V в. до н. э.     с кожаного полога. Курган № 2, Пазырык. V в. до н. э.
рис 43. Рисунок в виде аппликации V в. до н. э. с кожаного полога. Курган № 2, Пазырык. V в. до н. э.

Многие из наиболее ценных сосудов для питья, которые были найдены в скифских могилах, сделаны руками греческих мастеров, но также существуют кубки исключительно скифской работы. Для них характерно уплощенное основание и высокие петлеобразные ручки, которые, вероятно, навеяли форму русских бокалов для дегустации вин позднего средневекового периода. Большинство семей кочевников имели в своей собственности рог для питья. Необходимым предметом домашнего обихода был также и кувшин для кумыса, еще один предмет чисто скифской формы. Самым прекрасным из них является ваза из Чертомлыка, у которой имеются четыре носика, заканчивающиеся головой животных. В трех из них встроено ситечко, а четвертое ситечко установлено в горлышке сосуда. В Пазырыке для хранения кумыса использовались высокие керамические кувшины, а не металлические. Они были местного производства и делались точно тем же способом, которым скифы изготавливали керамику, необходимую им в повседневной жизни, хотя они и обращались к грекам за краснофигурной посудой, которую использовали по особым праздникам. Из раскопок в Пазырыке мы узнаем, что многие из самодельных горшков были закругленными у основания и для того, чтобы поддерживать их в вертикальном положении, использовались деревянные обручи. Миски и бутыли, будь они керамические или кожаные, со схожими закругленными основаниями также поддерживались такими обручами, а иногда и сосуды из камня такой же формы снабжались подобными стойками.

Скифы пользовались костяными воронками, ковшами, дуршлагами, ситами и ложками разнообразных размеров. Они делали светильники из камня, вклинивая их между маленькими, похожими на лоханки прямоугольниками с крошечными ножками по углам для устойчивости.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

А.Н. Дзиговский.
Очерки истории сарматов Карпато-Днепровских земель

Коллектив авторов.
Гунны, готы и сарматы между Волгой и Дунаем

коллектив авторов.
Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа
e-mail: historylib@yandex.ru
X