Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама




Loading...
Тадеуш Сулимирский.   Сарматы. Древний народ юга России

Знаки тамги

Религиозные верования Боспорского царства находились под сильным влиянием Ирана, главным образом вследствие тесных контактов между Боспором и Понтом во времена Митридата IV Евпатра. После завоевания Персидской империи Александром Македонским в Иране, Малой Азии и соседних странах возникло движение, стремящееся объединить различные элементы иранской и эллинской культур и религий. Это движение распространилось и на соседние сарматские племена.
Одним из интересных проявлений этих новых идей стало появление в Боспорском царстве в I веке н. э. так называемых знаков тамги. Эти религиозные символы, которые ошибочно сочли сарматскими, привлекали внимание многих археологов, и нет единого мнения относительно того, что они обозначают. Некоторые считают, что они служат магическим целям, другие видят в них клейма, обозначающие личную собственность. Источник их происхождения часто искали в Иране, но и тут не удалось прийти к единой версии.
Распространение тамг (то есть предметов с изображением этих знаков) в Восточной Европе очень ограничено, но указывает на их боспорское происхождение. Около двух третей всех известных «сарматских знаков» в Восточной Европе были найдены в пределах греческой территории (Боспорское царство, Херсонес, Ольвия), и две третьих из оставшихся — на территориях, находившихся в боспорской сфере влияния (Крым, Кубань). Лишь одна восьмая от общего количества была найдена в пределах собственно сарматской территории, включая 4 (из примерно 160) обнаруженных к востоку от Волги. Самые ранние тамги, I века, были найдены исключительно внутри боспорской территории, а те, что разбросаны по сарматским степям, относятся лишь ко II и III векам.
В то же самое время подобные символические изображения появляются в Центральной Азии, на территории древнего Хорезма и Ферганы, но на сегодняшний день трудно определить, существует ли между ними какая-либо связь.
Тамги в Керчи и других греческих городах вырезаны на могильных стелах или стенах погребальных камер. Они также встречались в виде ажурного рисунка на ременных пряжках. На самых ранних встречается лишь несколько стандартных узоров, вероятно представляющих собой монограммы греческих богов, с которыми связывали культ солнца и веру в загробную жизнь. Более поздние узоры уже не следуют установленным схемам — детали опускаются, и монограм мы упрощаются. В конце концов от первоначального рисунка остается лишь несколько характерных черт, хотя его происхождение просматривается довольно явно.

Греческие и сарматские тамги 1—III веков: вверху — знаки тамги на ременных пряжках и наконечниках из Боспорского царства и на бронзовых зеркалах преимущественно с Южной Украины; внизу — серебряные инкрустации в виде тамг на наконечниках копий из Польши; измененные тамги, часть из них на наконечниках ремней (V—VI века). Украина
Рис. 55. Греческие и сарматские тамги 1—III веков: вверху — знаки тамги на ременных пряжках и наконечниках из Боспорского царства и на бронзовых зеркалах преимущественно с Южной Украины; внизу — серебряные инкрустации в виде тамг на наконечниках копий из
Польши; измененные тамги, часть из них на наконечниках ремней (V—VI века). Украина


Следы тамг в польской геральдике XI - XVIII веков
Рис. 56. Следы тамг в польской геральдике XI - XVIII веков


Хотя сираки и аорсы, жившие по границам Боспорского царства, и переняли эти знаки, но они не получили распространения ни у «восточных» (заволжских) аланов, ни у готов, создавших в III веке на территории современной Украины могущественное Остготское королевство. Не встречаются они ни у языгов, ни у роксоланов, ни у других сарматских племен, покинувших степи, окружавшие Боспорское царство еще до того, как получили распространение эти символы. В отличие от боспорцев сарматы не связывали тамги с верой в загробную жизнь. Все их тамги находили в местах религиозных культов, главным образом на скалах при входе в некоторые пещеры на Северо-Западном Кавказе и в горах Крыма. В степи рядом с Кривым Рогом, на берегу реки Ингулец, был найден огромный камень с выгравированными на нем тамгами. Тамги были найдены на большой каменной плите и каменной колонне в Бессарабии и Западном Подолье. Тамги часто появляются на бронзовых зеркалах и котлах, но очень редко на пряжках, несомненно, потому, что они не были широко распространены среди сарматов.
Более или менее упрощенные варианты тамг также встречаются в более поздних поселениях, расположенных западнее: в Румынии, Западном Подолье и даже в Центральной и Западной Польше, что, очевидно, связано с перемещениями части сарматских племен.
Тамги, вне всякого сомнения, имели религиозное или магическое значение: они должны были охранять умерших в загробной жизни (согласно верованиям боспорцев) или оберегать владельца предмета, помеченного тамгой. После обращения этих областей в христианство тамги утратили свое значение и были заменены крестом или монограммой Христа. Однако они не были полностью забыты и в некоторых областях приобрели значение знаков собственности или фамильных гербов; на Кавказе их использовали вплоть до последнего времени для клеймения скота.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифский доспех

А.И.Мелюкова.
Скифия и фракийский мир

под ред. А.А. Тишкина.
Древние и средневековые кочевники Центральной Азии

Рустан Рахманалиев.
Империя тюрков. Великая цивилизация

под ред. Е.В.Ярового.
Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)
e-mail: historylib@yandex.ru
X