Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

А. А. Сванидзе.   Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков

1. Первые сведения об объединениях торговцев

К XIII в. шведское общество уже знало обе главные формы объединения средневековых торговцев: складничество (товарищество)-фелаг и корпоративный союз-гильдию.

Вообще фелаг (faelagh, felag, исл. félagi – "совместная движимость", букв, "складничество")748 означал соединение имущества с целью совместного им пользования. Фелагом становился супружеский союз после заключения брачного договора749. По данным исландских саг, записанных в XII-XIII вв. и включавших, как известно, обширные материалы по шведской истории, фелагом мог быть викинг, т. е. военно-грабительская экспедиция750; но фелагом называли и то складничество, которое создавалось с торговыми целями, когда двое или более лиц – родичей, свойственников, чужих – совместно приобретали товары и на собственном или чужом корабле отправлялись в далекое путешествие на условиях равного раздела прибылей751. Случай такого складничества описан в "Хеймскрингле"; членом фелага мог стать и конунг752.

Фелаг, как товарищество торгующих людей, характеризуют следующие черты: материальные обязательства партнеров; предварительная договоренность между ними об этих обязательствах, особенно о разделе прибылей; возможность для одного из партнеров оставаться дома, т. е. участвовать либо капиталом, либо товаром; объединение для одноразовых целей; дальность предпринимаемой поездки, чаще всего за пределы страны. Очевидно, фелаг – одна из ранних форм торговой компании, торгового товарищества развитого средневековья. Это "добровольное, равноправное, малочисленное, кратковременное, непрочное и открытое объединение", не охватывающее всю деятельность и все капиталы каждого складника и не стесняющее свободу его действия вне данного товарищества753.

Фелаг как раннее товарищество, "братство" компаньонов очень сходен с кровнородственным коллективом. В обоих случаях налицо общность имущества, равенство при разделе прибылей. Средневековые законы о наследстве предусматривают родственные, даже внутрисемейные деловые объединения: если один брат ездит, а остальные сидят у очага, гласит областной судебник вестйётов, то все они имеют равные доли наследства. Здесь братья – совладельцы общего имущества, вкладчики в некое общее дело. В средние века, когда торговец сражался и должен был снаряжаться как воин754, компаньону доверялось не только имущество, но и самая жизнь. Фелаг-товарищество не отменял родственного объединения, но становился рядом с ним и независимо от него, что ослабляло родственные узы и являлось одним из факторов социальной дифференциации755.

Наряду с фелагом шведское общество еще в период складывания городов знало торговую организацию профессионально-корпоративного характера – гильдию. Первые сведения о гильдиях купцов в Швеции содержатся в рунических надписях начала XI – второй половины XII в. Наиболее известны две такие надписи, относящиеся к второй половине XI в. и обнаруженные в окрестностях Сигтуны – города, который, подобно его предшественнику Бирке, имел оживленные торговые связи с фризским и вообще балтийско-атлантическим торговым миром756. Судя по этим надписям, члены гильдии именовали друг друга "кильтами", т. е. гильдийцами, союзниками, членами (купеческой) корпорации; в случае гибели кильта члены гильдии ставили в память о нем камень с соответствующей надписью757. Другая ранняя гильдия в Швеции известна из надписи, найденной около Шеннинге (примерно от 1000 г.); третья гильдия располагалась в Скаре, имела свою капеллу (сведения от 1170 г.). По мнению Э. Вессена, А. Шюка, Н. Анлунда, обе они также объединяли купцов758.

Часть ранних гильдий в Швеции была создана либо торговавшими там иноземцами, либо совместно купцами стран-партнеров по коммерческим отношениям. Такой организацией была гильдия св. Кнута на Готланде (видимо, в Висбю), основанная там в конце XII в. датским королем Вальдемаром в память своего отца Кнута Лаварда (канонизирован в 1169 г.)759 и там же – гильдия св. Якоба (начало XIII в.), основанная, видимо, купцами из Риги (так как именно рижский архиепископ был патроном капеллы этой гильдии в Висбю)760.

Происхождение гильдейской организации как таковой дискуссионно, но подавляющее большинство ученых связывает его с общинными языческими культовыми сборищами: скандинавский термин gildi, gille – это "пир", "празднество", "совместная (праздничная) трапеза"761. В этом значении древнескандинавская gille существовала задолго до XIII в. (и до конца XV в.) и может быть сравнима с "братчиной", "обчиной" – одной из ранних корпораций ремесленников и купцов в городах и торгово-промысловых селах Древней Руси, создаваемых при церквах и связанных с "пиром" – совместной трапезой в праздничные дни, по случаю поминок и т. п.762 С другой стороны, скандинавская gildi обнаруживает непосредственную связь с древнеанглийской gilda, от англосакс. gield=vield и древнесакс. gild (ср. древнеисл. giald – "плата", "выкуп", "деньги", а также "братство", сообщество лиц, связанных обязательством платить виру либо взнос в казну объединения). В таком смысле термин "гильдия", возможно, пришел в Скандинавию из Англии763.

С распространением христианства гильдии все чаще складывались вокруг церквей и сохраняли традиционные символы общности, "братства" – совместную трапезу и определенные формы взаимопомощи.

Члены кильты могли вступать между собою в складничества-фелаги, требующие соединения имущества764, но сама гильдия не требовала общности имущества или совместных деловых предприятий своих членов.

Характерно, что если складничество сплошь и рядом создавалось для военной экспедиции викингов и в ней участвовали люди разного социального статуса, гильдия была объединением строго социально-профессиональным, в нее входили только купцы. Е. А. Мельникова критикует позицию А. Бугге, который полагает, что если в фелаге было несколько человек, то разницы между фелагом и гильдией практически не было; она справедливо указывает, что если фелаг основан на общности состояний и личностной унии, то гильдия представляет собой организацию с коллективными связями765. Добавим, что в отличие от гильдии фелаг был технической, операционной, т. е. "производственной", организацией.

Ранние объединения купцов имели еще одну типичную форму – форму фактории, как земляческой общности, создаваемой купцами на чужой стороне, в местах постоянных торговых и складочных пунктов. Центром факторий на чужой стороне часто также становилось организуемое там место религиозного культа, с XI в. – христианская церковь, прежде всего посвященная Николаю Угоднику; в Швеции покровителем путешественников (и странствующих торговцев!) был также св. Олоф766. Церкви св. Николая, еще до XII в. выросшие вдоль побережья Балтийского моря, вдоль главных торговых путей с Запада па Восток, показывают размещение там торговых колоний, основываемых профессиональными купцами767. Церковь св. Олафа была, по данным рунической надписи из Упланда, возведена в Новгороде768, что прямо свидетельствует о наличии подворья купцов из Швеции769. Позднее там образовали свою общину ("гутский двор") купцы-зимники, приходившие с Готланда (Wasserfahrer), но это, видимо, были уже по большей части обосновавшиеся в Висбю немцы770.

Таким образом, средневековые купеческие общности в Швеции, как и во всей Европе, явились итогом длительного развития и достаточно высокого уровня общественной жизни. Они сложились в определенных социальных условиях – в условиях генезиса феодализма, возникновения городов и формирования профессионального купечества как заметного, хотя поначалу и узкого, слоя населения складывающихся городов, связанного прежде всего с дальней торговлей. Эти первоначальные качества ранней профессиональной торговли определили и черты ее ранней организации: органическую связь с развивающимся городом, нацеленность на задачи дальней торговли, преобладание личностных форм связей и взаимных гарантий. Создание объединений купцов было как итогом, так и фактором социальной дифференциации, действующим, в частности, через нарушение кровнородственных связей и имущественную дифференциацию внутри семьи.

В дальнейшем в той мере, в какой сохранялись феодально-формационные черты товарного обращения, сохранялись, развиваясь, и главные формы купеческих объединений: малое товарищество, гильдия, землячество, в которые время вносило свои поправки.



748 От исл. fe – движимое имущество, букв, "скот", и leggja – соединять, складывать, класть (вместе). – Cl.-Vigf., р. 150. Ср. англ. fellow, fellowship, в смысле "сотоварищ", "братство".
749 Soderwall K. F. Ordbok, bd. 1, s. 368.
750 Ср. Egils saga, cap. 32.
751 Felagi – товарищ, компаньон, складник – упоминается в ряде скандинавских рунических надписей XI в., в том числе четырех шведских. Один из камней найден в устье Днепра, на о. Березань, который служил промежуточной стоянкой на пути "из варяг в греки". Камень, судя по надписи, был поставлен одним складником в память о другом "своем складнике" – felagi (Браун Ф. А. Шведская руническая надпись, найденная на о. Березани). Условия фелага как товарищества нескольких лиц, для совместных деловых операций, прежде всего заморской торговли, подтверждает и древнейший исландский судебник Грагас, который отражает нормы обычного права скандинавов (первая запись – от конца XII в.). Согласно "Законам о наследстве" Грагаса, компаньоны, создав совместное имущество, владели им на паритетных началах и делили его после завершения предприятия; в случае смерти одного из складников другой получал право на большую часть наследства (Gragas / Utg. af P. Sveinbjornson. Havniae, 1829, b. 14, s. 211-212 о. а.; ср.: Schuck A. Studier, s. 49-50). О закреплении термина "felag" за торговым товариществом и толковании этого термина см.: Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи, с. 192-193).
752 Heimskringla. Prol.; Olof saga helga; sp.: Laxdaela saga. Gaf ut K. O. Sviensson, cap. 40.
753 Ср.: Тушина Г. М. Из истории средиземноморских торговых объединений, с. 20-21.
754 Ср.: Schmittger В. Hjalmen fran Arnas, s. 2-19.
755 К сожалению, этот фактор до сих пор практически не учтен в исследованиях по генезису феодализма в Швеции. О семейном, в частности наследственном, праве в стране см.: Sjoholm Е. Nagra arvsrattsliga problem, s. 164 f.
756 Up, 379; Up, 394.
757 Up, 379. Судя по тексту, эта гильдия, или кильта (лат. форма gilda), называлась "фризской": frisa kilta. Мнения о ее происхождении и смысле названия расходятся, но для всех исследователей бесспорно, что это – находившаяся в Швеции организация профессиональных купцов, занятых дальней, посреднической торговлей (Friesen О. von. Ur Sigtunas aldsta historia, s. 12-19; Ahnlund N. Medeltida gillena i Uppland, s. 2; Schuck A. Medeltida stadsgillen, s. 371).
758 Wessen E. Historiska runinskrifter, IV; Ahnlund N. Medeltida gillena, s. 2; Schuck A. Medeltida stadsgillen, s. 371.
759 О Кнуте Лаварде, в частности, известно, что он сам являлся олдерманом бюргерской гильдии в Шлезвиге (hetslag, шведск. edslag – "союз поклявшихся"). По примеру отца Вальдемар вошел в основанную им гильдию св. Кнута (текст латинского диплома об основании этой гильдии см.: ibid., s. 372-373).
760 Schuck A. St. Jacobsgillet, s. 117, 118.
761 О связи раннескандинавских гильдий с общинным сходом см.: Meyer Р. Landsbysyre. – KHL, bd. X, 1965, s. 224; OgL, В 1, 4; SdmL, В 11, pr.; Об их связях с языческими общинными пирушками (бондов) см.: Hildebrand Н. Medeltidsgillena, s. 5 (на основании саг).
762 Рыбаков Б. А. Ремесло древней Руси, с. 764; Черепнин Л. В. О формах объединения ремесленников, с. 24; Сванидзе А. А. Ремесло и ремесленники..., с. 257. Ср. дальматинский материал о ("братовщинах" в кн.: Фрейденберг М. М. Ремесло в Трогире, с. 142, 152.
763 Bugge A. The Earliest Guilds of Northmen in England, s. 197; Idem. Altschwedische Gilden, s. 153; Idem. Tingsteder, gilder og andre mittpunkler...; Hildebrand H. Medrltidsgillena i Sverige, s. 6. Перевод древнесакс. Gild как solutio, praestitio, т. е. "плата-приношение", см.: Du Cange. Glossarium, t. 4. Gildum.
764 Это следует из другой рунической надписи: "фризские кильты высекли эти руны по Альботу, фелагу Слоди". – Up, 391.
765 Bugge A. Altschwedische Gilden, S. 151; Мельникова Е. А. Торговые объединения..., с. 22, 23.
766 Конунг Олоф Харальдссоп, канонизирован в 1032 г. В Англии первые гильдии торговцев в XI в. часто концентрировались вокруг церкви св. Клемента, эта традиция распространилась и в Швеции.
767 Johansen Р. Die Kaufmannskirche im Ostgebiet; Blaschke K. Nikolaikirchen und Stadtenstehung inpommerschen Raum; Загоскин H. П. Русские водные пути.
768 Sjnsta, Up, 687.
769 Friesen О. v. Rimorna i Sverige, s. 221 f.; Мельникова E. А. Сведения о Древней Руси, с. 170 сл. Sartorius G. F. Urkundliche Geschichte, S. 565-566.
770 Ср.: Johansen О. A. Gildev?sendet i Norge i middelalderen, s. 101; Etzler A. Sancte Orjans Gille.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Игорь Макаров.
Очерки истории реформации в Финляндии (1520-1620 гг.)

Лев Карсавин.
Монашество в средние века

В.И. Фрэйдзон.
История Хорватии

В. В. Самаркин.
Историческая география Западной Европы в средние века

Мария Згурская.
50 знаменитых загадок Средневековья
e-mail: historylib@yandex.ru