Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

С.Ю. Сапрыкин.   Религия и культы Понта эллинистического и римского времени

§10. Apec

Apec, бог войны у древних греков, имел официальный культ в Понтийском царстве, так как был связан с идеологией Митридата Евпатора, направленной на восхваление военных подвигов и побед. О его почитании свидетельствуют монеты: «голова Ареса в коринфском шлеме — меч в ножнах» (рис. 42), которые выпускали Амасия (WBR I2, 1, nо. 3, pl. IV, 6), Амис (ibid., nо. 29-31, pl. VII, 20-24; SNG Aulock, по. 64, taf. 2, 64), Хабакта (ibid., nо. 2, pl. XI, 22; SNG Aulock, 91, 92, taf. 3, 91-92), Кабира (ibid., no. 3, pl. XII, 20), Лаодикея (ibid., no. 1, pl. XII, 15), Газиуpa (ibid., no. 6, pl. XII, 14), Таулара (ibid., no. 2,3, pl. XV, 10), Пимолиса (ibid., no. 6; SNG Aulock, 192,193), Синопа (ibid, no. 67-69, pl. XXVI, 16-18; SNG Aulock, 227), Амастрия (ibid. no. 17-19, pl. XVIII, 15, 16) — крупнейшие города Понтийского царства. Уже один этот перечень полисов показывает повсеместное распространение культа эллинского бога войны в Понтийском государстве явно не без участия властей. В качестве дополнительных символов на монетах Амиса и Хабакты (SNG XI Stancomb, 712, 713) помещали звезду и полумесяц — официальный герб династии царей Понта, что свидетельствует о царском характере культа. О связи Ареса с политикой понтийских царей говорит изображение на лицевой стороне монет его бюста, в котором угадывается портрет царя Митридата Евпатора (рис. 43). Это дало некоторым ученым основание утверждать об апофеозе Митридата VI как Ареса1.

Рис. 42. Понтийские монеты городского чекана типа «Apec — меч»
Рис. 42. Понтийские монеты городского чекана типа «Apec — меч»
Рис. 43. Apec с чертами Митридата Евпатора на монете Амиса
Рис. 43. Apec с чертами Митридата Евпатора на монете Амиса

На одной серии этих монет, чеканенных в Синопе, на реверсе по обе стороны меча в ножнах встречаются распускающийся цветок розы, граната или лотоса, и aplustre — изогнутая часть корабельной кормы, по обыкновению украшенная различными изображениями богов и их атрибутов (WBR I2, 1, nо. 69, pl. XXVI, 18). Бутон лотоса на этих монетах напоминает типологию некоторых монет из серии так называемой «понтийской анонимной меди», на которых часто фигурирует бутон и цветок лотоса, а иногда имеется надчеканка «шлем» — в точности такой же, как на голове Ареса на монетах «полисной» серии (ibid, pl.suppl M, 10-24)2. Это подтверждает не только типологическое, но и культовое единство этих монетных серий. Бутон и цветок — символы богини Изиды (LIMC V, 1. Р. 790, nо. 3,7, 162, 174, 181, 183) и ее эллинских аналогов — Афродиты, Артемиды, Коры-Персефоны, Деметры. Ареса нередко изображали вместе с Афродитой, Артемидой, чуть реже — с Деметрой и Корой (LIMC II, 1. Р. 491), в том числе в Понте. При Марке Аврелии и Луции Вере в Амасии чеканили монеты, на которых Афродита и Apec стоят друг против друга (WBR I2, 1, nо. 18, 19, 25, 26, pl. IV, 20), возможно, потому, что их почитали в одном культе. Поэтому еще при Митридате Евпаторе синопейцы могли ввести у себя единый культ Ареса и Афродиты-Изиды, что и подтверждает цветок (лотоса?) на их монете этого периода. Этому не противоречит и aplustre на той же монете рядом с цветком, поскольку Изида, как и связанная с Аресом Афродита, считалась морской богиней — Пелагией, и ее изображали на корабле или на носу корабля (LIMC V, 1, по. 165, 166, 205, 269-297, 300). Если так, то в Синопе, где почитали египетского Сераписа и Гелиосераписа (см. ниже § 13), паредра Изиды, богу войны Аресу могли придать атрибуты этого бога плодородия и всего сущего. Причины, по которым эти божества сближали друг с другом, заключались в том, что культ Сераписа возник на основе слияния Зевса и Осириса (египетского аналога фригийского Аттиса, греческого Диониса и т.п.), а Зевса в Понте почитали в основном как Стратия или Стратега — воина, воителя, покровителя воинов и войска, а также самого царя (см. выше § 1). В этой функции Зевс (а значит и Серапис) мог сближаться с Аресом, также выступавшем в роли покровителя Митридата Евпатора (на что указывает его голова с чертами лица царя), его войск и флота.

Монеты с Аресом датированы Ф. Имхоф-Блумером 111-105 (группа 3) и 105-90 гг. до н. э. (группа 4), тогда как Ф. де Каллатай объединил их в одну группу и отнес к 95-90 гг. до н. э. (он впервые заметил, что и Фарнакия имела этот монетный тип)3. Это был самый обильный выпуск среди квазиавтономных монет греческих городов Понтийского царства, ему уступают только монеты с символикой таких царских культов, как Дионис и Зевс Стратий. Поэтому чекан монет с Аресом (и чертами лица Митридата Евпатора) имел не только коммерческое значение (средство оплаты жалования наемникам), но осуществлялся с пропагандистскими и религиозными целями. Он был призван поднять дух населения и солдат в связи с неизбежной и трудной военной кампанией против римлян, а также войнами с варварами в Причерноморье в 90-80-х гг. до н. э.. Так что предложенная Ф. де Каллатаем датировка этих монет годами, предшествующими началу войн с Римом, вполне оправдана.

Несмотря на широкое обращение в Понтийской державе монет с символикой Ареса, других следов этого культа ни в Пафлагонии, ни в Каппадокии Понтийской не найдено, за исключением терракотовой головки воина в коринфском шлеме из Амиса, которую условно можно считать изображением Ареса4. Это объясняется степенью религиозного сознания ирано-анатолийского населения. В Персии Apec был теснейшим образом связан с Веретрагной, зороастрийским аналогом греческого Геракла, который, по представлениям древних иранцев, приносил победу. В этом он уподоблялся богиням Никефоре и Афине. В древней Бактрии под греческим Аресом подразумевался местный бог Шаревар-Кшатра-Вайрья, входивший в божественную триаду вместе с Митрой и Артемидой. Apec считался участником мистерий Митры и входил в круг митраистических божеств. Его иконографический тип — молодой человек в военном одеянии, шлеме и панцире, со щитом в левой руке, поставленном на землю, и копьем в правой, плаще или тунике на плечах и груди5. Одна часть каппадокийского населения, сохранявшая традиции иранской религии, почитала Митру, Омана и Анадата, другая часть — Персея и Сераписа, а среди греков популярностью пользовались Аполлон, Геракл и те же Персей и Серапис. Связь Ареса и Персея проявляется по анонимным монетам Понта, на которых бутон лотоса Изиды соседствует с изображением Персея. Фрако-фригийское и пафлагонское население поклонялось Аттису, Зевсу, Мену, которых объединяли с Митрой. В этом многообразии божеств с похожими функциями Аресу попросту не находилось места, так как в пантеоне понтийского населения было множество богов, с которыми можно было его ассоциировать. А собственно греческого бога войны воспринимали лишь как элемент официальной религии. Таким образом, и здесь просматривается тенденция насаждать греческий культ как бы «сверху» через идеологическую обработку царской властью своих подданных.

В римскую эпоху следы культа Ареса (римского Марса) прослеживаются по монетам Амасии, Амиса при Филиппе Младшем (SNG Aulock, 86), Амастрии при Траяне и Луции Вере (WBR I2, 1, nо. 55, 137, 138, pl. XIX, 10; XX, 36, 37), Каракалле (ibid, nо. 161). Его почитание в крупнейших городах по традиции восходило к периоду понтийского владычества, поэтому Ареса (Марса) изображали стоящим с копьем и щитом исключительно в эллино-римском облике.



1 Kleiner G. Pontische Rcichsmünzen. S. 6; Olshausen E. Op. cit. S. 1874
2 Baldwin F. Op. cit. P. 285-313; Сапрыкин С.Ю. Понтийскос царство. С. 107-110.
3 Imhoof-Blümer F. Op. cit. S. 175, 178; dc Callatay F. La revision... P. 282.
4 Mollard-Besques S. Catalogue raisonne... D519, pl. 112, a.c.
5 Cumont К. Textes et monuments figures relatifs aux mystères de Mithra. Bruxelles, 1899. Vol I.P. 143, 144; vol. II, insc. 529, mon. 221c. 1; 2531. 14.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Карл Блеген.
Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака

А. С. Шофман.
История античной Македонии

Ричард Холланд.
Октавиан Август. Крестный отец Европы

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Ю. К. Колосовская.
Паннония в I-III веках
e-mail: historylib@yandex.ru