Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
С.А. Плетнёва.   Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века

Глава III. Перещепинско-Вознесенский этап (конец VI — первая половина VIII века)


В хронике Захария Ритора, написание которой он закончил в 569 г., перечислен ряд имен "гуннских наследников": оногуры (авнагур), кутригуры (куртаргар), булгары (бургар), хазары (хасар), авары (авар), савиры (сабир), сарагуры (сирургур) и др. [Пигулевская, 1941 с. 165]. Всех их он поместил в Предкавказских степях, но оногуры в некоторых более поздних источниках локализовались в Приазовье-Причерноморье еще в V в., а кутригуры — в Причерноморских степях, булгары, по данным Иордана, — "севернее Понта" и т.д. [Иордан, I960, с. 72, комментарии: с. 222—223; Прокопий из Кесарии, 1950, с. 381, 385]. Из различных, разноязыких более или менее достоверных сообщений можно сделать вывод, что все эти этносы или народы постоянно воевали друг с другом, об их "вынужденных передвижениях" (бегстве, отступлении и просто откочевке) сохранились сведения в сочинениях нескольких средневековых авторов [Артамонов, 1962, с. 62—115; Айбабин, 1999, с. 95-97].

Вся эта неспокойная, вечно бурлящая, полная опасностей жизнь долгое время не создавала, конечно, никаких условий для хотя бы относительной стабилизации экономики, хозяйства и быта. Согласно свидетельствам нескольких средневековых авторов, обративших внимание в своих сочинениях на внутреннюю жизнь (быт) нескольких наиболее часто упоминавшихся в источниках этих формировавшихся этнических группировок, ясно, что, как и гунны, они продолжали вести кочевническое хозяйство в рамках все той же весьма устойчивой и единственно возможной тогда первой — "таборной" стадии кочевания.

Из этого следует, что так же, как и в прошедшую эпоху, кочевники не оставляли или почти не оставляли после себя никаких уловимых археологами следов пребывания. Памятников этого времени обнаружено больше, но они столь же часто разрушены и разграблены или просто "стерты" с лица земли. Правда, часть даже "полуразрушенных" дошедших до нас "богатых" комплексов дает достаточно обширный материал для хронологических определений не только отдельных памятников, но и в целом всей эпохи, а следовательно, является ценнейшим источником, уточняющим и дополняющим лаконичные сведения письменных источников о степном мире того времени.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Тадеуш Сулимирский.
Сарматы. Древний народ юга России

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Светлана Плетнева.
Половцы

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом
e-mail: historylib@yandex.ru
X