Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Рустан Рахманалиев.   Империя тюрков. Великая цивилизация

Мусульманская Азия XI—ХII вв. – «Сельджукский Восток»

Подведем итоги, поскольку множество событий, происходивших на мировой сцене, мешают нам увидеть главное: тюркский мир потерял свой центр тяжести и, смещаясь к западу, оказался в самом лоне Дар аль-Ислама, тем самым расширив его границы.

До первого тысячелетия нашей эры Отюкен, т. е. северная часть Монголии, земля, которая, по выражению самих тюрков, «держит империю», оставалась в их руках: после хуннов там обосновались ту-кю, жужани, уйгуры и кыргызы. Все они черпали оттуда силы, которые предстояло проявить и в Китае, и в Европе. Несмотря на то, что тюрки издавна смотрели больше на запад, чем на восток, в Х в. они, тем не менее, вторглись в Поднебесную империю.

Сто лет спустя все изменилось, еще большие перемены произошли в XII и XIII вв. В Монголии тюркские племена были неспособны бороться за главенство среди монголов: путь в Китай был закрыт для первых и открыт для вторых. Некоторые тюрки были оттеснены на север, в Сибирь, например предки тех, которых русские назовут, согласно тунгусской терминологии, «якутами» и которые жили севернее байкальских тюркских племен. Другие ушли на запад, на территорию, расположенную между Алтаем и Уралом, где они долгое время оставались кочевниками и язычниками, живя на окраине угасающей, но все еще живой уйгурской цивилизации. Северное побережье Черного моря продолжало оставаться тюркским, находясь в руках кыпчаков и печенегов. Булгары и караханиды обратились в религию, которую проповедовали ученики Мухаммеда, а газневиды привнесли ее в Индию. И те и другие превратили огромные территории в политическую и культурную сферу влияния ислама. На Среднем Востоке власть принадлежала тюркам от Афганистана до Рума, включая Мавераннахр, Хорезм, Иран, Сирию. В Египте, особенно начиная с 980 г., все большую роль играли мамлюки. Целые провинции переживали этап тюркизации, а позже становились плацдармом для предстоящих завоеваний. Ясно, что будущее открывало новые горизонты, связанные в основном с исламом.

Историки часто называют «Сельджукским Востоком» всю мусульманскую Азию XI–XII вв., чтобы подчеркнуть ее относительное единство после переселения туда огузских племен, среди которых сельджуки были лишь самыми «представительными». Это определение, оставляющее в тени очевидные различия, нельзя применить к караханидам и булгарам, которые представляли однородные формирования и были тюрками с головы до пят. Зато оно подходит для всех остальных государств, где тюркское меньшинство доминирует над нетюркским большинством: арабами, иранцами, индусами, – где существовала та же самая проблема – проблема конфронтации с исламом кочевников, вышедших из одной среды и имевших одинаковый менталитет, и где эта проблема находила одинаковые решения.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

Тамара Т. Райс.
Скифы. Строители степных пирамид

Василий Бартольд.
Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии

под ред. Е.В.Ярового.
Древнейшие общности земледельцев и скотоводов Северного Причерноморья (V тыс. до н.э. - V век н.э.)
e-mail: historylib@yandex.ru
X