Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Роберто Боси.   Лапландцы. Охотники за северными оленями

Глава 8. Одежда, рукоделие, пища и питье

В исторических источниках лапландцы впервые появляются одетыми в шкуры животных, которые давала им охота, и, прежде всего на северных оленей. Можно почти не сомневаться в том, что именно шкура северного оленя дала им первую элементарную одежду.

Вплоть до недавнего времени лапландцы центральных и южных районов сохраняли в одежде куртку из кожи северного оленя (известную как свалтъя) для летнего ношения. На севере они использовали старую кожу с отверстием в центре для головы и поясом, державшим ее с боков. В результате это мало чем отличалось от южноамериканского пончо.

Современная одежда включает в себя головной убор, который меняется в зависимости от места проживания, куртку практически единого образца во всей Лапландии, и штаны, сужающиеся в районе икр. Большинство исследователей согласны в том, что эта одежда – средневековая по духу, с определенным влиянием викингов в декоративных ее чертах.

Куртка обычно называется гак-те (в некоторых северных районах – колтё). Это разновидность куртки, доходящая до бедер (если ее носят женщины, она опускается ниже колен). К ней прилагается кожаный пояс, украшенный большими металлическими дисками. Он почти всегда синего цвета, хотя красный и белый также можно иногда встретить в норвежской Финляндии. В древние времена белый цвет полагался для женской праздничной одежды. На севере куртка немного открыта в районе шеи. В других местах, среди шведских лесных лапландцев и жителей района Йоккмокка, она может быть полностью открытой у мужчин, но не у женщин. Мужчины могут также носить ее с полужестким воротником. Теперь он исчез из женской одежды, хотя одно время женщины носили также и его. Привлекательной и интересной частью лапландской одежды являются разноцветные ленточки или оплетки желтого и красного цветов, которые носят вокруг шеи, запястий и на плечах. Они также образуют кайму куртки.


Рис. 37. Лапландские куртки: слева тип без воротника; справа тип, одно время представлявший широко распространенную моду, но теперь менее популярный.


Было бы интересно знать, действительно ли эти декоративные черты происходят от средневековой одежды, или же они пришли к лапландцам от таких прибрежных арктических народов, как самоеды, якуты, тунгусы, чукчи, айны, эскимосы и др. Тот факт, что их чаще можно встретить в северных районах, говорит в пользу последнего предположения. Изучение одежды у этих народов показывает, что они в одинаковой мере любят яркие цвета, что делает человека заметным на большом расстоянии на фоне снега. Монголы также знали практическую ценность яркого цвета. Их кулат – голубого цвета, и он поразительно похож на лапландский гак-те.

Костюм айнов, который очень похож на костюм лапландцев, имеет свои особые признаки, особенно в районе шеи, спины и в нижней части рукавов и подола. Декоративным мотивом часто является стилизованная медвежья голова. Иногда им покрывается весь костюм. Жорж Монтандон привез часть костюма из Пиратори, в котором повторяются те же мотивы, которые были обнаружены на плащах северо-западных американских индейцев. Кроме того, с Курильских островов он же привез костюм во всем, вплоть до окраски, похожий на одежду, которую носят лапландцы.



Рис. 38. Куртка айнов: слева показан вид сзади, справа – вид спереди.


Одно время под гак-те лапландцы носили одеяние, называвшееся лии-ва; позже его вытеснил современный жилет или фланелевая рубашка. Но лии-ва, иногда изготовленную с какой-нибудь блестящей мишурой, до сих пор носят в некоторых южных районах по случаю особых событий.

Штаны – бук-са – из шкуры оленя, узкие и могут покрывать ступни. Раньше лапландские женщины носили их, как и мужчины; но в настоящее время, особенно на юге, они предпочитают модели скандинавских женщин и носят длинные синие платья. Лапландские штаны были приняты скандинавскими народами, когда те стали использовать лыжи, поскольку штаны очень подходят для ношения в заснеженных местах. Лапландцы использовали кожу или тканевые обмотки, плотно привязывая их к икрам, для того чтобы снег не попадал в обувь.

Обувью были своего рода бескаблучные мокасины, называемые габмагаки. Они делались из трех кусков кожи оленя, сшитых вместе шнурком, полученным из его сухожилий. Нижняя и верхняя части стыкуются в изогнутом носке спереди на манер восточных шлепанцев и некоторых средневековых типов обуви. Возможно, однако, что этот изогнутый носок служил вполне определенной цели – чтобы облегчить прикрепление лыж. Этой точки зрения придерживаются такие авторитетные ученые, как Манкер и Элгстром. По их мнению, для зимней обуви лапландцы предпочитали использовать кожу, взятую с ног северных оленей, однако подошва могла делаться из кожи, снятой с черепа, что легко распознать по толщине шерсти. Обувь эта чрезвычайно прочная. Лапландцы открыли также способ сделать подошву абсолютно водонепроницаемой. Кочевники в горах вырезают в обуви круглое отверстие, которое закрывают кольцом из твердой кожи. Она не может растягиваться, и, когда во время ходьбы на нее надавливает вес, кожа вокруг этого места натягивается, в результате подошва становится тугой и водонепроницаемой.


Рис. 39 Два типа мокасин, слева мокасины, которые лапландцы носят всю жизнь круглый год, справа мокасины, которые обычно носят чукчи и палеосибиряки.



1. Наскальный рисунок в районе Флатрует (вблизи Миттадалена, шведская Лапландия). В центре – два лося, а выше и ниже – северные олени. Те, что наверху, частично перекрываются.



2. Деревянные изделия с Кольского полуострова (Россия) с изображением северного оленя с рогами преувеличенного размера. Подобный художественный прием обнаружен в магдаленском искусстве палеолитической эпохи. Отверстия в этом щите говорят о том, что некогда его подвешивали как украшение. Находится в Нордическом музее, Стокгольм.



3. Сосуд, показанный в Нордическом музее, Стокгольм. В верхнем ряду сосуды для молока; во втором – чашки; в третьем – блюда для сыра с традиционным украшением, мало чем отличающимся от образцов, обнаруживаемых у некоторых арктико-азиатских народов; центральный мотив лапландской декоративной темы – обычно крест. Нижний ряд: две бутылки и различные кувшины. Все эти сосуды изготовлены из древесины.



4. Лапландские лыжи в Нордическом музее, Стокгольм. Слева: две доисторические лыжи, обнаруженные в Ломсьёкулене и Саттайарви, датируемые между 1500-м и 1200 гг. до н. э. на основе анализа пыльцы растений. Пять более современных лыж: справа более длинные, более узкие и не приподнятые в центре для ступни. Однако лапландские лыжи всех эпох имеют одну общую особенность, а именно заостренность с обоих концов.



5. Женщина в лапландском костюме в старинном стиле в Фьелхейме, район Риастен, Норвегия. Жесткий, высокий воротник открыт спереди, и есть прижимающий шнурок. Некоторые из металлических украшений имеют немного прикрепленных колокольчиков, которые носят многие степные народы с самых древних времен. Скифы Южной России и Сибири в V–IV вв. до н. э. украшали свою одежду подобными небольшими металлическими бляшками, с выгравированными на них изображениями животных.



6. Лапландец, известный своим мастерством в охоте на волков в Глене, Северная Швеция. На волков охотятся всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Если они слишком близко подойдут к деревне, пастух оленей наденет пару лыж и пойдет за ними, вооруженный своего рода окантованной железом пикой, а в критическом случае просто с лыжными палками, которые для этой цели часто имеют железные наконечники.



7. Старая лапландская женщина, продающая на рынке в Северной Норвегии шкуры.



8. Более чистые лапландские типы не имеют никаких следов монгольских черт. Глаза, открытые обычным европейским образом, нос хорошо сформирован, не толстый и (лапландская черта) закруглен на конце.



9. Невеста и жених по пути на свадьбу. Жених – простоволосый; невеста – в головном уборе ее местности. Согласно древней традиции, подружки невесты одеты в большие белые платки с длинной бахромой, которые покрывают их голову ниже берета и спадают на плечи.



10. Лапландец из Каресуандо, деревни на финско-шведской границе к северу от 68-й параллели, сфотографированный в Ритцемьёкке, который находится южнее. Многие лапландцы имеют обыкновение мигрировать со своими оленями из Швеции в Норвегию, но с закрытием границ несколько десятилетий назад они были вынуждены находить новые пастбища, чтобы позволить животным продолжить свои сезонные миграции между горами и равнинами. Они нашли соответствующий путь к югу от своего родного района.



11. Селекционер северного оленя из Аггойокка, в лапландском районе Сааривуома, в зимней накидке из кожи древнего образца; воротник сделан из самого мягкого и самого теплого меха – меха молодого северного оленя.



12. Двое лапландцев пьют кофе в свертываемом лагере. С палатки шкуры уже сняты; жерди для палатки будут оставлены, если местность является сравнительно лесистой, в противном случае они будут погружены на северного оленя. На заднем плане лежат вьюки для северного оленя, готовые к погрузке. Вокруг камина лежат ветви, на которых положены шкуры, образуя кушетку.



13. Овсяные лепешки, которые едят вместо хлеба, готовя их по-старинному, на поде печи, Паркаяауре, Швеция. Муку покупают в деревне. Одно время она была мало известна, но теперь все больше используется, даже среди кочевых групп.



14. Молодая замужняя женщина, ткущая на небольшом ручном ткацком станке, встречающемся среди всех лапландских групп. Его самая известная продукция – ленты и плетение из многоцветной шерсти, обычно украшающие накидки и береты или использующиеся в качестве обрамления для ботинок, обеспечивая плотное прилегание к лодыжке, не пропускающее в обувь снег. Любимые цвета – красный, желтый и голубой.



/5. Колыбель северного местного типа, в Стримасунде, в лапландском районе Умбин, Швеция. Ее многоцветные ленточки украшены серебром и нитями жемчуга. До недавнего времени вместо жемчуга использовались амулеты (обычно железные) или брошки, а иногда ножи или наконечники стрел, оберегающие от злых духов. Бока колыбели обиты шкурой северного оленя, выделанной и обработанной скребком. Младенец спит на мягкой коже молодого северного оленя.



16. Интерьер хижины в Кроктьярнваллене, в районе Ямтланд, Швеция. Ребенок спит в кожаном гамаке, подвешенном между двумя жердями.



17. После установки жердей для палатки лапландец поднимает шкуры. Женщина уже находится внутри палатки, разжигает огонь, а на горизонтальной жерди котел вскоре будет подвешен на цепи. На ветви дерева подвешен багаж, все еще нераспакованный. Вьюк овальной формы, какой обычно предназначается для перевозки на спине северного оленя.



18. Засыпанная снегом лапландская стоянка в Йоккмокке. Отверстие в крыше палатки используется как дымоход. Зимой расчищенный участок леса – излюбленное место расположения палатки, поскольку деревья дают некоторую защиту от ветра.



19. Бревенчатые хижины в Геияуре, в лесном районе Маусьяур, Швеция. Они пирамидальной формы на квадратном основании, с осевшим полом, построенным по типичным евроазиатским линиям, объединяющим квадратные или прямоугольные формы с коническими. Ясно видно отверстие в крыше для выхода дыма. Дверь хижины такого же типа, которые делают в торфяных хижинах.



20. Куполообразная торфяная хижина с сооружением из жердей в лапландской деревне Юккасьярви, Швеция. Над отверстием в крыше сооружение из ветвей, на которое в плохую погоду может быть положено какое-нибудь покрытие.



21. Ньяла, или хижина для хранения пищи, в лапландской деревне Юккасьярви, Швеция. Эти хижины были распространены в древние времена по всему Скандинавско-Уральскому региону Европы и явно напоминают сибирский тип жилища. Еще несколько лет назад они часто встречались в Лапландии, но теперь редки даже среди кочевых групп: только некоторые лапландцы на Кольском полуострове до сих пор используют их. Они возводятся во время привалов в ходе миграций, и на следующую весну группа снова возвращается в них.



22. Идол, называемый Тьялто-керке, который вернулся после пятидесятитрехлетнего отсутствия на свое первоначальное место, в Тьялмеяуре в лапландском районе Свайпа, Швеция. Лапландцы верили, что некоторые камни обладают сверхъестественной силой и что в них обитают души умерших, которые не могли найти покоя, или даже что эти камни служат в качестве посредников богов.



23. Гар-де, или загон, образованный кольями, предназначенный для маркировки северного оленя и для других целей. На заднем плане виднеется торфяная хижина.



24. Крупный олень-самец накануне потери рогов. Кожа на его рогах постепенно отделяется и вскоре будет опадать. В этот период животные становятся склонными нападать на людей. Рога северных оленей асимметричны, а у самцов спереди есть один-два особых рога, которые, возможно, защищают их глаза в жестоких поединках в период гона.



25. Изображение лапландского божества, вырезанное из древесины. Нордический музей, Стокгольм. Франческо Негри уже в конце XVII в. обнаружил своего рода святилище в Северной Лапландии, содержащее множество деревянных изображений такого типа.

26. Фигуры с характерными Х-знаками. Такие знаки были отмечены Франческо Негри в XVII в. Они, вероятно, имеют некоторое отношение к схематическим изображениям солнца, которое встречается на множестве шаманских барабанов. Нордический музей.



27. Магический барабан. Был описан Шефферусом в 1673 г. как принадлежащий коллекции канцлера Магнуса Габриэля де ла Гарди. Возможно, он происходит из района Луле в Швеции. Подобный барабан был описан в 1671 г. священником Йоккмоккой Сэмюэлом Рееном. Государственный исторический музей, Стокгольм.



28. Еще один барабан, в том же музее, который также был описан Шефферусом. Впоследствии он стал собственностью антиквара Йохана Хадорфа, который оставил примечание об этом в каталоге (1690 г.), а затем барабан перешел в руки другого антиквара – Йохана Пе-рингскйолда, который описал его в 1720 г. Считается, что это один из наиболее красивых лапландских барабанов из существующих, а также среди наиболее сохранившихся.



29. Женский жилет из Люкселе, Швеция. Традиционные солнечные мотивы и геометрические рисунки, украшающие среднюю часть одежды, часто встречаются на домашней посуде, а одно время – и на оружии.


Лапландцы не носят никаких чулков или внутреннего покрытия для ступни. Вместо этою они просто берут какую-нибудь высушенную траву – суои-дне – и кладут достаточное ее количество в обувь, чтобы она покрывала всю ступню. Эта трава Carex vesicana растет под ивами или в болотистой местности. Ее кладут под гнет, мнут или отбивают на камне, чтобы она стала мягче, затем ее кладут на хранение. Использование травы дает одно большое преимущество: ее можно высушить перед огнем за несколько секунд. Такой способ с отличным результатом использовался в полярной экспедиции 1893–1896 гг. Ф. Нансеном.

Лапландский головной убор может иметь различные формы. На озере Инари на востоке и в остальной части Лапландии типичный мужской головной убор имеет форму берета с четырьмя расходящимися лучами. В Скандинавии его называют «берет четырех ветров», так что его обладатель напоминает скорее средневекового судью. В некоторых норвежских областях эти лучи менее выражены. Время от времени можно встретить лапландца, носящего головной убор с четырьмя большими свисающими рогами. Видимо, это объясняется стремлением быть как можно больше похожим на северного оленя и даже попыткой идентифицировать себя с этим животным.



Рис 40 Пять видов мужского головного убора Вверху слева – норвежский головной убор, в центре – цснтральношведский, справа – северошведский лапландский образец Внизу слева – южношведский, справа – из области Кольского полуострова, Россия.


Почти во всех районах головной убор называется гаппер. По-видимому, первоначальный вариант имел только один луч, который образовывался просто при сшивании материи по кругу. Самый примитивный образец, который встречается сегодня, предпочитают кочевые группы шведского района Йоккмокка, хотя европейские типы шляп также встречаются. Гапперу часто придают декоративные черты с помощью цветных полос, которые увенчиваются рельефной пуговицей или помпоном. Мода, с ее склонностью к капризам, по-видимому, не обошла стороной и лапландцев. От Галливаре до Торнетреска лапландцы украшают береты красными помпонами, столь огромными, что в суровую погоду может быть весьма проблематичным удержать берет на голове, особенно когда помпон пропитывается дождевой влагой. Еще несколько лет назад этот стиль преобладал лишь у лапландцев Каресуандо в Северной Швеции. Но эта группа была вытеснена на юг, на новые территории, когда закрытие границы на их старую северную родину положило конец миграциям их северных оленей, а, следовательно, и их самих.



Рис. 41. Три вида головных уборов у лапландских женщин: слева – северошведский; в центре – центральношведский; справа – на Кольском полуострове, Россия.


Шведские и норвежские лапландцы часто носят головные уборы с остроконечной верхушкой. Он пронизан дырами и укреплен крошечными медными кольцами. Он также может быть украшен по краям, особенно у некоторых кочевников. Такие декоративные элементы могут встречаться в верхушке южного головного убора, но в несколько менее богатом и разнообразном виде.

В Юккасьярви и Виттанги преобладают строгие тона. Одежда простая, украшения скромные. Здесь все еще правит дух лютеранского пастыря Лестадия. Даже упрямый красный помпон сжался до самых скромных размеров.

Сегодня Лапландия привлекает многих туристов, что поощряет некоторых лапландцев к преувеличениям местных традиций в одежде, так что четыре рога и красный помпон нависают над бровями многих мужчин.

Однако жители российской Лапландии не стремятся к подобной экстравагантности. Головные уборы здесь квадратные по форме, окантованы мехом, и что касается орнамента, то несколько треугольных украшений считается вполне достаточным.

Женщины, в отличие от женщин в большинстве других частей мира, надевают на себя меньшее количество украшений. В Финляндии и в некоторых норвежских районах они носят шляпу с опущенными полями, отделанную очень простой белой тесьмой спереди. В Каресуандо используется цветная ленточка, идущая по всему кругу. Тулья плоская, а наушники украшены немного подрезанной тесьмой. В Юккасьярви и некоторых других местах установилась мода на остроконечный голубой берет, но она встречается все реже. Береты в Галливаре и Йоккмокке носят со складкой сзади, если лапландец находится на пути домой, и спереди – если он выезжает из дому. Лапландские женщины в Харьедалене, в Швеции (который для лапландцев является южным районом), предпочитают нечто типа тканевого гусарского кивера. У него могут быть окантовочные штрихи спереди или по сторонам или же какая-нибудь складчатая цветная ленточка. В особо торжественных случаях мужчины также надевают подобного стиля шляпы. Альтернативная форма мужского головного убора – черный шелковый берет, заканчивающийся как кепка. Иногда он увенчан потрясающим красным гребнем. Кроме того, есть такие места в Лапландии, где головной убор мужчин обычно делается из кожи птицы. Оперение носят спереди, и у него нет никакой обшивки.

Во время влажной погоды в Норвегии и Швеции лапландцы ходят в накидке, называемой лук-ка на севере и скупмук на юге. Она делается из тяжелого материала и, возможно, имеет предшественника из медвежьей шкуры. Это одеяние дает защиту для спины и груди, а воротник не пропускает ледяной ветер.

Ткань пришла к лапландцам через обычные коммерческие каналы; шкурой же северного оленя, очевидно, они обеспечивают себя сами. Процесс дубления кожи интересен и следует древним традиционным методам. Кожи забитого оленя натягивают, высушивают, а затем хранят в сухом месте. Обработку кожи откладывают до следующей весны. Женщины берут кожу и держат ее неделю-две на пару, чтобы она впитала влагу. Кожа должна быть достаточно эластичной, чтобы с ней можно было обращаться без риска ее обламывания. Затем кожу, после того как удалена шерсть, кипятят в котле с полосками березовой коры. Несколько дней – и кожа становится максимально мягкой. Затем ее разглаживают с помощью двойного скребка. Лапландцы называют его йиек-ко, он знаком множеству сибирских народов. После нескольких часов такой тщательной обработки кожу подвешивают в затененном месте для полной просушки. Но даже тогда сложный процесс еще не закончен. Женщины смешивают рыбий жир с мукой и обильно покрывают ими кожу. Куски кожи складывают вместе и ждут, когда смесь впитается в тяжелую груду.

Именно женщины готовят оленью кожу. Также обязанностью женщин является превращение сухожилий в нити, веревки и крепления, в то время как мужчина делает домашнюю посуду из древесины и рога. Лапландцы в уединенности своей обширной тундры непрерывно чем-нибудь заняты. Есть масса забот, которые разделяются между мужчиной и женщиной, и если они станут пренебрегать ими, то не смогут выжить.

Во многих хижинах сегодня имеется швейная машина, так что ручное шитье необходимо только для изготовления одеяния, сделанного из кожи северного оленя, когда соблюдается традиционный метод, столь же древний, как память о человечестве, метод, который немного изменился с тех дней, когда иглы изготавливались из кости. Долгое время единственным видом нити для шитья были сухожилия северных оленей. Способ, которым ее готовили, описывается Манкером следующим образом: «Своими зубами и пальцами женщина рвет сухожилия на тонкие волокна, которые она наматывает на правую руку. Когда это готово, она помещает их между губами, чтобы они были влажными, и „прядет“ их на своем колене. Ее передник натянут за счет того, что сильно подвернут под ее бедрами, а ее правая рука постоянно движется вверх-вниз, чтобы скручивать волокна в нить, в то время как левая рука крепко держит конец. Конусы каждого волокна выклиниваются между зубами и скручиваются в одну нить, без видимых мест соединения. Готовая нить медленно наматывается вокруг среднего пальца, безымянного пальца и мизинца левой руки, большой и указательный пальцы остаются свободными, чтобы удерживать изделие туго натянутым. Когда изделие уже имеет достаточную длину, оно раскручивается и снова скручивается на колене в крепкую двойную нить».

Лапландские женщины издревле являлись искусными мастерицами плетения. Их тесьма и ленточные изделия отличаются красотой и высоким качеством. Особым достижением в этой области, имеющим отношение только к лапландской культуре, является небольшой ткацкий станок, на котором делается великое множество изделий. Он сконструирован из кости или древесины и состоит из различного числа челноков в прямоугольном каркасе. В центре каждого челнока есть отверстие. Нити внатяжку пропускают через эти отверстия, а затем снова – через щели между соседними челноками.

Еще одно древнее искусство связано с изготовлением филигранных оловянных изделий, которыми лапландцы украшают узды. Одно время эти изделия также встречались на магических барабанах шаманов. Лапландцы получают оловянную проволоку при помощи татне-тъорве, что буквально означает «роговой инструмент для олова». Через него они протягивают очень узкие оловянные полоски, удерживая их в натяжении зубами и делая их максимально тонкими.


Рис. 42. Медные украшения, прикрепляемые к краям барабанов.


В резьбе по кости и рогу лапландцы могут считаться подлинными мастерами. Здесь они почти без изменений сохранили все достижения того наследия, которое повсеместно называется культурой «оленьего века» или субарктической культурой. В равной степени поразительны их работы по древесине: из сосны изготавливается нижняя сторона и бока саней, а также лыжи, применяемые на подмерзшем снегу; из березы – лыжи, пригодные для более мягкого снега, ковшы для молока и чашечки для курительных трубок. Зубила и скребки множества типов имеют самое разнообразное применение: в железный век они делались из кремня или кварца. Наиболее характерным является лок-кер, весьма примитивный по строению, состоящий из куска железа, вставленного в древесную горловину. Еще одним инструментом, используемым для резьбы, с округлым лезвием, является саха.

Современные лапландцы, которые получают средства существования исключительно за счет разведения и эксплуатации северного оленя, относительно немногочисленны. Они включают в себя группы в Северной Норвегии и Финляндии, а также семейные кланы в лесах области Виттанги, примерно на границе между Швецией и Финляндией. Группа с хозяйствованием такого типа обнаружена даже в области Галливаре, ближе к югу, но это пример последующей миграции.

Все другие лапландцы содержат разные виды животных, например коз, дающих молоко и сыр. Кочевые горные лапландцы очень редко пьют молоко северного оленя, они едят только мясо в различных видах. Злаки, картофель, сухие плоды и масло они получают из соседних деревень.

Основной пищей является мясо северного оленя, ни один кусочек которого не пропадает впустую. Медвежатина является большей частью наградой за удачную охоту. Лосось и форель, прежде всего морская, дают самые вкусные рыбные блюда. Дягиль, исландский лишайник, мирт и другие ягоды добавляют в пищу для аромата. Очень популярны яйца морских и материковых птиц. Пекут своеобразный хлеб без дрожжей, хотя муку, конечно, приходится покупать.

Самые распространенные напитки – вода, молоко и кофе. Напиток сьёмар, изготовлявшийся в былые времена из свернувшегося молока, подкрепленного спиртом, теперь в значительной степени исчез. Спирт, разрушивший здоровье и мораль целых поселений, в настоящее время изредка добывают путем обмена, и он больше не представляет угрозы для жизни народа.

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Дэвид Лэнг.
Грузины. Хранители святынь

Анна Мурадова.
Кельты анфас и в профиль

Мария Гимбутас.
Балты. Люди янтарного моря

Т.Д. Златковская.
Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.

Р. Шартран, К.Дюрам, М.Харрисон, И. Хит.
Викинги - мореплаватели, пираты и воины
e-mail: historylib@yandex.ru
X