Эта книга находится в разделах

Реклама

Ральф Уитлок.   Майя. Быт, религия, культура

Архитектура

Большая часть скульптурных произведений майя была обнаружена в каменных сооружениях, при строительстве которых гений майя проявился в наибольшей степени. Архитектура майя эволюционировала из простого дома, многие из которых стояли на низких платформах или помостах. Монументальные здания в городах строились на нескольких уменьшающихся в размерах платформах, расположенных одна на другой в виде ступеней, ведущих к входу в здание. Подобное расположение нашло свое логическое завершение в создании пирамид, усеченных в верхней части. Построенную пирамиду обычно оштукатуривали. Археологу Эрику Томпсону посчастливилось увидеть одну из пирамид в ее первозданном виде, после разборки более поздней по времени создания пирамиды, построенной в соответствии с традициями майя вокруг первой. Вот как он описывает это:

Разрез сооружения, носящего название «Кастилло» (замок), в Чичен-Ице, демонстрирующий, как новая пирамида строилась вокруг более ранней по времени сооружения.
Разрез сооружения, носящего название «Кастилло» (замок), в Чичен-Ице, демонстрирующий, как новая пирамида строилась вокруг более ранней по времени сооружения.


«Вся поверхность пирамиды покрыта толстым слоем светлой, кремовой штукатурки, ярко сверкавшей в лучах тропического солнца. Вид этой пирамиды в лунном свете одно из самых волнующих и трогательных зрелищ… Всего несколько представителей белой расы видели или увидят ее в ее первозданной красоте, ибо с каждым сезоном дождей и по мере появления буйной растительности ее украшенная лепниной поверхность будет исчезать. Не пройдет и нескольких лет, как она превратится в бесформенную массу…

На плоской вершине располагались четыре углубления для столбов, образующие квадрат размером 16 на 11 футов – свидетельство того, что построенный из непрочных материалов храм когда-то венчал пирамиду. Его размеры, соответствующие размерам средней по величине комнаты, позволяли проводить церемонии, требующие присутствия шести – восьми жрецов».

Приносимых в жертву часто сбрасывали с вершин пирамид, обычно после ритуального убийства, но иногда и до него. Предполагали, что пирамиды служили именно для этого, но в 1952 году было сделано важное открытие, опровергнувшее точку зрения, что пирамиды никогда не использовались для захоронений. Доктор Алберто Руз Луийер, выдающийся мексиканский археолог, проводя раскопки в Паленке, заметил в полу Храма надписей, расположенного на вершине пирамиды на высоте 65 футов, камень с несколькими непонятного назначения отверстиями. Когда камень удалось поднять, под ним оказалась уходящая вниз лестница, по всей видимости намеренно заваленная камнями. Она вела довольно замысловатым путем в находящуюся на уровне основания пирамиды комнату. В ней находились пять или шесть скелетов – по всей видимости, останки принесенных в жертву, – а за ними располагалась огромная каменная плита. Сдвинув плиту, Луийер оказался в похоронной палате верховного правителя (халач уиника), чей скелет, украшенный нефритом и драгоценностями, лежал в большом саркофаге. Возможно, что захоронение было произведено до того, как была построена пирамида, и таким образом сама пирамида являлась памятником великому человеку.

Хижины крестьян и храмы-пирамиды представляли собой две крайности в архитектуре майя. Промежуточным в стилистическом отношении звеном являлись многочисленные строения, располагавшиеся вокруг храмов и больших площадей в центре городов майя. Их обычно называют «дворцами», но их истинное назначение непонятно. Комнаты в них не имеют окон, а большую часть внутреннего пространства занимает высокий помост. Жилища из них получались бы довольно неудобные, они скорее больше подходят для ритуальных целей. На этом основании полагают, что они использовались представителями высших слоев для приготовлений к важным религиозным церемониям, требовавшим поста и сексуального воздержания.

Эти здания, зачастую весьма внушительных размеров, возвышаются ярусами вокруг площадей, подобно слоям пирога. Они приземисты, массивны и имеют квадратную форму. Их крыши не совсем плоские, но редко имеют наклон более двенадцати дюймов, чего вполне достаточно для стока дождевой воды. Любопытной особенностью многих из них является расположенный в центре крыши гребень, представляющий собой островерхий конек, возвышающийся на много футов. По всей видимости, он служил для украшения здания. В ряде городов верхняя часть стен домов имеет наклон внутрь под небольшим углом, чем напоминает мансардную крышу.

В городах майя для строительства зданий использовался камень из близлежащих месторождений. Большинство зданий на Юкатане выстроено из известняка, в горных районах для строительства использовались песчаник, вулканическая порода и даже саман. В западных регионах, входящих в настоящее время в состав мексиканского штата Чьяпас, не было пригодного для строительства камня, поэтому здесь использовали обожженный кирпич. Изнутри пирамиды и платформы, на которых строились храмы и дворцы, укрепляли булыжником. По некоторым оценкам, в одной из пирамид в городе Тикаль около полумиллиона кубических футов булыжника было использовано для кладки, являющейся фундаментом для трех залов, общая площадь которых составляет менее 150 квадратных футов. Столь масштабное предприятие наверняка потребовало колоссального труда, но это, несомненно, мало волновало вельмож Тикаля.

Любопытным упущением со стороны майя, аналогичным их упущению по достоинству оценить преимущества колеса, было то, что они не смогли найти истинную форму арки. Единственным способом строительства арок у них являлся так называемый консольный способ. При таком способе камни кладки двух параллельных стен должны последовательно выступать навстречу друг другу, пока не образуют свод, увенчанный замковым камнем. Данный принцип требует большой точности, ибо если арка окажется слишком плоской, то это грозит обрушением всей конструкции.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Ральф Уитлок.
Майя. Быт, религия, культура

Майкл Ко.
Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура
e-mail: historylib@yandex.ru
X