Эта книга находится в разделах

Реклама

Ральф Уитлок.   Майя. Быт, религия, культура

Одежда и ткачество

Хрупкие, недолговечные сооружения, служившие и продолжающие служить майя домами, являются типичными для требований, предъявляемых жизнью в тропическом климате, где нет большой необходимости в защите от холода. Те же соображения применимы и к одежде. Крестьянам майя требовалось мало одежды. Мужчины носили простые набедренные повязки или, правильнее сказать, кусок ткани, закрепленный вокруг талии и продетый между ног. Лишь немногие являлись обладателями мокасин из оленьих шкур. Их гардероб нередко включал в себя нечто вроде плаща, носившего название «пати», который набрасывали на плечи. У женщин было два предмета одежды: носивший название «куб» длинный кусок украшенной рисунком ткани с прорезанными для рук и головы отверстиями и похожего фасона предмет нижнего белья, который можно назвать комбинацией или нижней юбкой, из более легкой ткани. В свободное от работы время они часто накидывали на плечи палантины. И мужчины и женщины пользовались известным под названием «манта» квадратным куском более толстой ткани, служившей верхней одеждой в холодные дни и одеялом ночью. Манту часто вешали вместо занавески на входе в дом.


Костяная булавка, костяная игла и каменный блок веретена из Вашактуна. Ткачество являлось основным занятием женщин майя.

Костяная булавка, костяная игла и каменный блок веретена из Вашактуна. Ткачество являлось основным занятием женщин майя.



Хлопок и сизаль широко возделывались, и ткачество было одним из основных занятий женщин майя. По мнению некоторых авторов, одежда из хлопковой ткани была привилегией знати и жрецов, а простые люди обходились тканью из древесных волокон. Женщины, пользуясь во многом схожим с созданным в Старом Свете веретеном, пряли из волокон пряжу у себя дома, но сам процесс изготовления ткани часто происходил в специально построенных мастерских на ткацких станках и, как род деятельности, носил обобществленный характер.

Деталь рисунка из Троано-Кортезианского кодекса, изображающая женщин за изготовлением пряжи и ткани. Эту работу часто делали совместно в специально построенных для этой цели зданиях.

Деталь рисунка из Троано-Кортезианского кодекса, изображающая женщин за изготовлением пряжи и ткани. Эту работу часто делали совместно в специально построенных для этой цели зданиях.



Если одежда крестьян отличалась простотой, то одежда знати была более яркой и изысканной. Ткачи майя широко пользовались красителями и окрашивали нить перед изготовлением ткани. Как и их современники в Старом Свете, они использовали для изготовления красителей и квасцы, и мочевину. Некоторые красители получали из растений: красный из древесины цезальпинии, зеленый из плодов авокадо, а темно-фиолетовый из похожих на ежевику ягод. Другие красители имели животное происхождение, например, красный получали из кошенилевой тли, как и в Старом Свете, а особо почитаемый майя темно-фиолетовый цвет из тех же моллюсков, что и в Средиземноморье. Часть красителей получали непосредственно из минералов. Графит давал черный цвет, а окислы железа – красный и желтый.

Подобное сходство в использовании цивилизациями Нового и Старого Света красителей, получаемых из таких источников, как питающиеся растениями насекомые и моллюски, породило гипотезу о существовании связи между ними. Такой вывод отнюдь не является правомерным, ибо существовали другие примеры одновременных открытий, сделанных независимо одно от другого. Происхождение хлопка тоже представляет собой загадку. Он использовался в обоих полушариях на самых ранних этапах развития человечества: в Индии примерно за 2500 лет до нашей эры, а в Перу за 2000 лет до нашей эры. По всей вероятности, родиной дикого хлопка были и тот и другой регионы.

Глиняная фигурка из Гуаймила в Мексике (900– 1000 г. н. э.). Она изображает крестьянина в простой набедренной повязке. Но даже беднейшие майя любили украшения, поэтому крестьянин носит серьги и ожерелье, а волосы у него аккуратно заплетены в косу.

Глиняная фигурка из Гуаймила в Мексике (900– 1000 г. н. э.). Она изображает крестьянина в простой набедренной повязке. Но даже беднейшие майя любили украшения, поэтому крестьянин носит серьги и ожерелье, а волосы у него аккуратно заплетены в косу.


Несмотря на скудость своей одежды, майя любили пользоваться украшениями. Простые люди носили украшения из кости, раковин, дерева и камня в ушах, носах и губах. Украшения занимавших более высокое положение людей были из металла и нефрита. И мужчины и женщины заплетали волосы в две или четыре косы, которые либо, свернув кольцами, закрепляли на затылке, либо оставляли свободно висеть вдоль спины. На лбу волосы выстригали челкой. Также было принято подпиливать зубы, заостряя их, и иногда носить на зубах пластины из считавшихся у майя драгоценным камнями обсидиана, железного колчедана и ценимого превыше остальных нефрита.

Тела обильно раскрашивали краской, которую наносили с помощью глиняных черепков, обмакивая их в горшок с краской. Большое значение имел цвет. Воины носили раскраску красного и черного цветов; жрецы – голубого; подростки – черного; раскраска рабов представляла собой чередующиеся черные и белые полосы. Как будет отмечено в одной из последующих глав, цвета имели тесную связь с религиозными обрядами и календарем. Голубой цвет раскраски жрецов прочно ассоциировался с жертвоприношением, и потому тела жертв и ритуальные орудия жертвоприношения также окрашивали в голубой цвет.

Майя широко пользовались татуировкой. Особо изысканным считалось косоглазие, поэтому с целью добиться его ребенку к пряди волос на лбу часто привязывали восковой шарик, чтобы он постоянно висел между глазами. Отсутствие волос на лицах мужчин майя, по всей видимости, объясняется тем, что их намеренно удаляли начиная с самого детства.

Одежда и личные украшения знати были более изысканными и утонченными, чем у крестьян. Подобно тому как это было принято и в цивилизациях Старого Света, чем выше положение занимал человек, тем более богатым и красочным был его костюм. Одежда и украшения высшей знати исключали возможность для их обладателей заниматься ручным трудом. Искусство майя уделяло пристальное внимание огромному количеству мелких деталей, тот же самый принцип действовал в отношении украшений высших сановников государства, в первую очередь в убранстве «халач уиника», то есть верховного правителя или вождя. Его лицо и тело были покрыты татуировкой. Форму носа, для придания его обладателю «орлиных» черт, искусственно изменяли (или использовали глину), в левой ноздре делали большой прокол и вставляли в него драгоценный камень (чаще всего топаз). Такие же проколы делали в мочках для массивных серег. Процесс придания голове удлиненной формы, начинавшийся в раннем детстве, доходил до крайности, и часто затылочная часть черепа имела остроконечную форму. Передние зубы, помимо того что их заостряли, инкрустировали нефритом. Даже половому члену искусственно придавали «особую» форму.

Майяский вельможа позднего классического периода. Голова его имеет удлиненную форму, форма носа создана искусственно. Он носит крупные серьги, тяжелое ожерелье и массивные браслеты. Его набедренная повязка украшена изящным узором, но большая ее часть скрыта под доходящей до лодыжек юбкой. Волосы у него тщательно уложены.

Майяский вельможа позднего классического периода. Голова его имеет удлиненную форму, форма носа создана искусственно. Он носит крупные серьги, тяжелое ожерелье и массивные браслеты. Его набедренная повязка украшена изящным узором, но большая ее часть скрыта под доходящей до лодыжек юбкой. Волосы у него тщательно уложены.



Пояса и ткани набедренных повязок знати майя, судя по изображениям на фресках, отличались особо красочными узорами. Иногда поверх них надевали доходившие до лодыжек юбки. На плечи был наброшен плащ, иногда длиной до лодыжек, иногда – до талии. На плечах часто носили шкуру ягуара или закрепляли ее на талии. Головные уборы отличались великолепием, порой доходившим до гротеска. Носимые верховным правителем головные уборы размером порой превосходили рост его владельца. Они имели каркас, на котором крепились поражающие своим обилием и пышностью перья, как правило, длинные радужные перья птицы кетсаль, доставлявшиеся на Юкатан из горных районов Гватемалы. Часть знати носила тюрбаны из ткани. У некоторых головные уборы были украшены длинными лентами, имитировавшими стебли маиса. Головы воинов, когда те готовились к сражениям или возвращались после них, были увенчаны масками ягуаров и других животных, а также масками рептилий и рыб, часть которых, очевидно, были мифологическими.

Искусство выделки перьев было высокоразвито у многих племен американских индейцев. Им широко пользовались и инки, и ацтеки, последние специально держали большие стаи птиц для пополнения запаса перьев; охотничьи племена индейцев Северной Америки, как хорошо известно, славились своим умением изготовления великолепных головных уборов из перьев. Тем не менее, именно майя достигли вершин в этом искусстве, благодаря, по всей видимости, обилию птиц с ярким оперением. Помимо птицы кетсаль, столь высоко ценимой, что ее убийство без разрешения каралось смертью, в местах проживания майя водились туканы, трогоны, длиннохвостые попугаи, краксы, фазаны, сойки, выпи и большое количество более мелких видов. Перья использовались для украшения плащей и знамен, а также головных уборов. Слуги при помощи изготовленных из перьев вееров отгоняли мух от своих хозяев. Узоры из перьев вплетали в ткань юбок и свисавшие ленты набедренных повязок. Перьями украшали ритуальные щиты. Связки перьев, использовавшиеся как браслеты, носили на руках и ногах. Выделкой перьев занимались в основном женщины, и, как полагают, женщины из высших слоев общества. При выделке тканей они терпеливо вплетали в нити по одному перу.

Образцы пышных головных уборов майя, которые носили верховные правители и знать.
Образцы пышных головных уборов майя, которые носили верховные правители и знать.


Своими украшениями дамы из благородных сословий отличались от женщин из низших слоев общества так же, как и мужчины. Как и у мужчин, их черепа имели удлиненную форму, их уши и носы украшали драгоценные камни, и они также носили ожерелья, браслеты и кольца. У них были изысканные прически, а поверх платьев, носивших название «хуипил», они надевали резко контрастирующие с ними по цвету палантины.

Сведения об одежде доходят до нас из литературных источников и в большей степени из фресок, многие из которых, по счастью, сохранились. К сожалению, жаркий и влажный климат Центральной Америки не позволил сохраниться тканям того времени, как это произошло на сухих прибрежных равнинах Перу.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Мэнчип Уайт.
Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Жак Сустель.
Ацтеки. Воинственные подданные Монтесумы

Энн Кенделл.
Инки. Быт, религия, культура

В. И. Гуляев.
Древние цивилизации Америки

Джеффри Бушнелл.
Перу. От ранних охотников до империи инков
e-mail: historylib@yandex.ru
X