Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Р. И. Рубинштейн.   У стен Тейшебаини

3. Загадки Кармир-блура

Итак, Кармир-блур оказался подлинной сокровищницей памятников древнего Урарту. Такого громадного количества вещей не было найдено ни в одних раскопках урартских крепостей и могильников, ни один музей в мире не обладает столькими предметами "страны Биайни", как Исторический музей в Ереване и Эрмитаж в Ленинграде. Их ценность заключается и в том, что на очень многих из них сохранились надписи на урартском языке, выполненные клинописью. Эти надписи либо указывают имя владельца, царя Урарту, либо являются посвящением богу от имени царя1). Таким образом, благодаря царским именам можно определить время, к которому следует отнести каждую вещь. Урартские надписи встречаются главным образом на бронзовых предметах и на самом оружии. В кладовых Тейшебаини и в различных местах крепости найдено большое количество вещей военного характера. Урартские цари сами нередко возглавляли свои войска в походах на соседние страны и, как видно из надписей, были отличными стрелками. Так, на одном камне в районе озера Ван сохранилась надпись "Аргишти, сын Русы, выпустил стрелу в этом месте до сада Ишпилини сына Бату на расстоянии 950 локтей" (т. е. 478 метров). А то, что среди оружия оказалось немало предметов конской упряжи, тоже не удивительно, так как в урартских войсках были конные отряды, а о том, что сами цари владели искусством верховой езды, свидетельствует тоже одна надпись. Она начертана на плите, вкопанной в землю в том месте, где было древнее ристалище: "С этого места конь по имени Арциби (т. е. "орел"), на котором сидел Менуа, прыгнул на 22 локтя" (т. е. 11,2 метра).

[40] Надписи на предметах, посвященных богу, обычно составлялись по одной редко изменяющейся формуле, как, например, на одном шлеме: "Богу Халди этот шлем Аргишти, сын Менуа, посвятил". Менялось только название предмета - меч, щит и т. п. - и имя царя. Иногда после посвящения писали и титул царя "царь великий, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы". Понятно, что варьируется и имя царя.


10. Украшение сбруи. VII в. до н. э.

Когда же надпись указывает владельца, то она бывает краткой - "собственность Сардури" или "оружие Сардури". Надписи такого типа характерны для бронзовых чаш для вина, найденных в одном из карасов в винной кладовой Тейшебаини. На каждой [41] чаше выполнены мелкой чеканкой имена четырех урартских царей VIII в. до н. э. Это цари Менуа, Аргишти, Сардури и Руса. В надписях либо сказано, кому принадлежит чаша, либо откуда она - "собственность царя Сардури"; или "Менуа крепости" - т. е. чаша, принадлежащая крепости царя Менуа.


11. Шлем Аргишти. VIII в. до н. э.

[42] Кроме надписи на целом ряде чаш изображены либо символические звери, либо знак крепости - башенка с выходящим из нее деревом. Из 97 найденных чаш 81 принадлежит царю Сардури, сыну Аргишти. Но ни на одной нет надписи с именем царя Русы II, сына Аргишти - строителя Тейшебаини, жившего в VII веке до н. э. Значит, эти чаши были привезены в Тейшебаини из других крепостей. Из других крепостей были доставлены и шлемы, и щиты, и мечи, так как и на них есть надписи, упоминающие "дом оружия" этих царей, правивших до Русы II.


12. Щит Сардури. VIII в. до н. э.

Особенно интересны надписи на памятниках с точным названием города, для которого они были [43] сделаны, - это щиты с надписью: "Богу Халди господину этот щит Аргишти, сын Менуа, для города Эребуни изготовил, Аргишти, царь могучий, царь великий, царь страны Биайни, правитель города Тушпы". Кроме того, в надписи на бронзовой подставке для статуэтки бога или царя тоже упоминается Эребуни: "Аргишти, сын Менуа, изготовил, когда город Эребуни был построен". Значит, эта статуэтка была принесена из другого более раннего центра в Тейшебаини так же, как и чаши для вина и оружие с посвятительными надписями. Не это ли "священное оружие" имелось в виду в надписи на камне из фундамента храма в крепости Тейшебаини?

Во всяком случае ясно, что все вещи, созданные за много лет до основания Тейшебаини, перекочевали туда из более древнего центра в Закавказье - из Эребуни. Теперь нужно было установить, где же находилась эта крепость?

О ее существовании было известно из большой победной надписи Аргишти, сына Менуа. Там рассказывается, что после завоевания города Киехуни на северо-западном побережье Севана Аргишти "город Эребуни построил для возвеличивания страны Биайни и на устрашение вражеских стран..." Но где находилась крепость Эребуни, никто не знал. Нужно было найти ее остатки, иметь документы - письменные памятники, которые подтверждали бы, что название вновь найденного города действительно "Эребуни". Но пока этого материала не было в руках у археологов, и они ничего не могли утверждать. Стало ясно только одно - искать Эребуни нужно ближе к тому месту, где расположена столица Армении, жемчужина Закавказья, великолепный Ереван.

На окраине Еревана, в противоположной стороне от Кармир-блура, высится другой холм Арин-берд, или Ганли-тапа. Из-под тонкого слоя почвы торчат там крупные каменные блоки. Местные жители уже давным-давно превратили Арин-берд в своеобразную "каменоломню". Они выкапывали из земли каменные блоки и употребляли их для постройки своих домиков.

[44] Уже только одни остатки древних строительных материалов, разбросанных по холму, должны были навести на мысль о том, что в нем скрыты руины старинных зданий. В 1893 году археолог А. А. Ивановский осматривал холм Арин-берд и нашел там фрагмент каменной плиты с клинописным текстом. В нем упоминалось имя царя Аргишти, сына Менуа. Кроме того, он обнаружил выступающие остатки древней каменной стены. Однако тогда на это не обратили внимания. Никто по-настоящему еще не занимался археологическими раскопками в Армении, никто не думал об охране древностей на Арин-берде, и местные жители продолжали пользоваться им как каменоломней для своих нужд. С тех пор прошло более полувека. Широкий размах археологических работ в Армении привел в конце концов к тому, что были начаты в 1950 году первые раскопки и на Арин-берде. И в первый же раскопочный сезон осенью была найдена каменная плита с тринадцатью строками клинописного текста: "Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту могущественную крепость для могущества страны Биайни и для устрашения вражеской страны построил, установил ее имя Эребуни. Аргишти говорит: Земля была неустроенной, могучие дела я там совершил. Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, царь могущественный, царь страны Биайни, правитель города Тушпы".

Итак, надпись Аргишти на Ванской скале, где упоминается город Эребуни, и текст на камне, найденный на Арин-берде, полностью совпадают. Значит, не случайно упоминание Аргишти, сына Менуа, в надписи, обнаруженной А. А. Ивановским в 1893 году. Все это уже является настоящим доказательством того, что действительно холм Арин-берд скрывает развалины урартской крепости Эребуни. И раскопки с тех пор продолжаются на Арин-берде Академией наук Армянской ССР и Гос. музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва).

Город Эребуни был основан урартским царем Аргишти, сыном Менуа, в 782 году до н. э. И его название живет до сих пор в имени современной [45] столицы Армении "Ереван", который в 1968 году торжественно отпраздновал свой юбилей - 2750 лет существования. Он является самым древним городом на территории Советского Союза. Теперь понятно, что памятники самого Аргишти, его отца и его преемников хранились в сокровищнице Эребуни и были затем перенесены в построенную почти сто лет спустя крепость Тейшебаини. Но почему они были отправлены туда? Почему сама крепость Тейшебаини после пожара не была восстановлена? Что мы знаем об урартских царях, имена которых так часто встречаются на предметах из Кармир-блура? Что вообще представляло собой царство Урарту, и связано ли современное население Закавказья с этим древним государством и с самими урартами?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, нужно хотя бы в общих чертах познакомиться с историей Урарту.


1) Все переводы как в этой главе, так и в следующих, надписи на урартском языке взяты из работ Г. А. Меликишвили "Урартские клинообразные надписи". - "Вестник Древней Истории". 1953, № 1-4 (приложение).

Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эрик Чемберлин.
Эпоха Возрождения. Быт, религия, культура

И. М. Дьяконов.
Предыстория армянского народа

Энн Росс.
Кельты-язычники. Быт, религия, культура

Антонио Аррибас.
Иберы. Великие оружейники железного века

Карен Юзбашян.
Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв.
e-mail: historylib@yandex.ru
X