Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Под ред. Е.А. Мельниковой.   Славяне и скандинавы

Скандинавия и Северо-Западная Европа

Начиная с рубежа VII–VIII вв. и особенно в IX в. прослеживается ещё одно течение, всё более воздействующее на культурное и художественное развитие стран Балтики, — влияние северо-западной и западноевропейской культур Ирландии, Англии и Франкской державы Меровингов, а затем Каролингов. Для некоторых областей Скандинавии это течение стало определяющим. Не всегда можно выявить его влияние в деталях. Однако несомненно, художественный стиль эпохи викингов в искусстве Скандинавии, представленный великолепными образцами в резьбе усебергского корабля (илл. 13, цв. илл. 6), а также бесчисленными произведениями малых форм, своим обликом очень во многом обязан растительным мотивам, почерпнутым из франкского искусства, а также образу «каролингского льва».

13. Резное украшение корабля
13. Резное украшение корабля, Усеберг, Норвегия, начало IX в.


В IX–X вв. эти мотивы слились в скандинавском искусстве с характерным для него ленточным плетением и звериным орнаментом49. Однако последний, кажется, в свою очередь формировался в предшествующий, вендельский период (VI–VIII вв.) под влиянием англосаксонского и особенно ирландско-шотландского кельтского искусства50. И континентально-европейская, франкская, и островная, англо-ирландская, зоны оставались источником воздействия на искусство Скандинавии на протяжении всей эпохи викингов вплоть до XI в. Следующая волна импульсов выявляется в конце эпохи викингов на исходе X – начале XI в., когда в скандинавской орнаментике появляются новые западноевропейские элементы: «маски» и «усики». Две богато украшенные шкатулки из Бамберга и Каменя, причем последняя, несомненно изготовленная на Балтике, демонстрируют эти связи51. Наконец, в позднем еллингском стиле распространяется образ большого зверя, полностью заполняющего плоскость изображения; он вытесняет восходящий к предшествующему периоду звериный орнамент. Зверь, изображенный во весь рост, отличается особой монументальностью. Остается открытым, правда, вопрос о том, насколько широко распространился в скандинавском искусстве этот новый образ, происхождением своим обязанный континентальному искусству52 (илл. 14).
14. Стилистические элементы
14. Стилистические элементы орнаментального искусства Скандинавии вендельского периода и эпохи викингов
1. стиль Урнес в Норвегии, стиль Рингерике, стиль рунических камней;
2. еллингский стиль;
3. поздний викингский стиль, или стиль Борре (вторая половина IX — первая половина X в.);
4. ранний викингский стиль, или усебергский стиль (конец VIII — первая половина IX в.);
5. вендельский стиль VII — VIII вв.





49 Shetelig H, Classical Impulses in Scandinavian Art. Oslo, 1949, p. 104; Hо1mqvist W. Germanic Art, p. 59; Сhristianssоn H. Sydskandinavisk Stil. Uppsala, 1959.
50 Holmqvist W. Op. cit., ref. 35; Wilson D. M., К1indt-Jensen O. Viking Art. London, 1966, p. 38.
51 Christiansson H. Op. cit., S. 265.
52 Wilson D. M., Klindt-Jensen O. Op. cit., p. 96; Berg K. Viking Art in the Scandinavian Countries. – In: I Normanni e la loro espansione i Europa nell’ - alto medioevo. Spoleto, 1969, p. 761.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.
Славяне средневекового Дона

Любор Нидерле.
Славянские древности

Мария Гимбутас.
Славяне. Сыны Перуна

Б. А. Тимощук (отв. ред.).
Древности славян и Руси

Валентин Седов.
Древнерусская народность. Историко-археологическое исследование
e-mail: historylib@yandex.ru
X