Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монте.   Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

6. Прием иноземных данников

Как мы видели, государственные служащие отвечали главным образом за охрану царских владений, борьбу с преступниками, судопроизводство и сбор налогов. В голодные годы они кормили народ. Это были их обычные обязанности, но некоторым выпадала большая удача принять участие в делах почетных и славных. Самой приятной обязанностью, пожалуй, считалась встреча иноземных послов, прибывших молить, чтобы их народ приняли «на царскую воду», или известить царя о том, что в далекой земле занемогла царевна, которую излечит лишь искусный египетский врач или могущественный египетский бог.

Посланцы из Речену, Нахарины и далеких азиатских стран могли по желанию прибыть по суше или морем. В первом случае их встречали пограничные отряды на заставе Пути Хора. Во втором – они приплывали на кораблях, очень похожих на египетские. И это неудивительно, потому что египтяне в корабельном деле были учениками библских корабелов. Прибыв в порт, сирийские капитаны возжигали благовония и жестами выражали свою радость по случаю счастливого завершения долгого плавания. Они быстро выгружали свои товары, а египтяне тем временем разбивали на набережной большие палатки с питьем и едой. Вскоре появлялся египетский чиновник и вел гостей к визирю. Шествие было веселым и пестрым. Поглазеть на него собирались, наверное, толпы. Художники, которым предстояло изобразить иноземных гостей в гробнице визиря, изучали их с пристальным вниманием. Одни гости были в набедренных повязках, вышитых разноцветными шерстяными нитками, с кисточками, другие – в длинных одеяниях с рукавами, с застежками спереди в виде шнурка или крючков, третьи – в широких шерстяных накидках. У некоторых висел на шее медальон. Женщины – в платьях с оборками. Слуги вели лошадей, медведей, слонов ростом чуть больше теленка. Несли на плечах кувшины с терпентином, смолой, медом и растительным маслом и корзины, полные золота или лазурита. Но больше всего египтяне ценили иноземные изделия – оружие и колесницы, украшения и металлические сосуды. Сирийцы достигли в изготовлении этих предметов поразительного мастерства. Они уже не довольствовались, как в начале Восемнадцатой династии, сосудами с ручками в виде растений, чашами со скромным рисунком или с искусственными цветами внутри, а производили теперь огромные вазы на ножках, сплошь украшенные гравировкой или инкрустацией, где растения, фигуры людей и животных переплетались вокруг ножки, на боках и на крышке. Здесь были и вазы с тремя горлышками. Крышки имели форму головы бога Бэса или грифона. Чаши напоминали теперь многоэтажные дворцы или подножия для сфинкса с женской головой. А иногда, наоборот, чашу поддерживали двое мужчин, стоящих спина к спине. Отметим еще жезлы из настоящих или искусственных слоновьих бивней с богатой резьбой и насаженными на них набалдашниками в виде головы бога Бэса или женской головки. Подобные вещи не имели никакого практического применения. Это были чисто парадные украшения. Возможно, поэтому они так нравились египтянам, которые в своих мастерских делали с них упрощенные копии. Насколько велик был интерес к этим иноземным безделушкам, можно судить по той тщательности, с которой они воспроизведены в ряде гробниц, например в гробнице Амисеба.

Посланцы южных стран не уступали по своей живописности азиатам. Увешанные ожерельями, с хвостами пантер, привязанными сзади, с обритой головой, на которой оставались три пучка волос, они шли, приплясывая, под звуки тамбурина. Их жены в одной лишь юбке или в платье с воланами несли в корзинах на спине до четырех детей сразу. Мужчины приносили кожаные щиты, слоновую кость, страусовые перья и яйца, шкуры пантер, кувшины и мешки. Они вели за собой на веревке обезьян, гепардов и длинношеих жирафов. Однако ни одно из этих шествий не может сравниться с торжественным кортежем царского сына Куша Хеви, представшим перед Тутанхамоном. Большинство нубийцев надели египетское платье, однако сохранили кое-что из своих национальных украшений. Их длинные волосы образуют на голове нечто вроде шапочки с диадемой и страусовым пером. В ушах у них тяжелые серьги, на шеях ожерелья; на запястьях сверкают массивные браслеты. У некоторых на плечах шкура пантеры, а поверх них пояс, перевязь и передник с изображенными на них солнечными дисками с лучами. Вожди с достоинством выступают в прозрачных гофрированных одеждах, на груди у них египетские ожерелья, на ногах – сандалии. У детей, как и у детей египтян, на правую щеку падает косичка. К рукам привязаны хвосты пантер. У носильщиков даров в ушах простые кольца, но у знати серьги представляют собой золотые диски с подвесками.

В шествии участвуют воины, которые преклоняют колени и просят даровать им «дыхание жизни». Носильщики протягивают на подносах мешочки с золотом и золотые кольца, другие несут шкуры пантер и жирафов, бычьи шкуры с головами. Группа вождей идет впереди колесницы своего царя, очень похожей на азиатскую или египетскую; на ней даже установлен великолепный зонт из страусовых перьев. Но влекут ее не кони, а два безрогих быка. За колесницей следуют несколько пленников со связанными руками и петлей на шее. Шествие замыкают негритянки со своими младенцами в заплечных корзинах и в окружении детей с выбритыми по их обычаю макушками. Они обнажены по пояс. Как и у мужчин, у них в ушах серьги, на запястьях – массивные браслеты, к рукам привязаны хвосты пантер.

Народы юга не были столь изобретательны, как финикийцы, но и у них имелись весьма искусные ремесленники. Возможно, египетские правители Нубии, которых называли «царскими сыновьями» или «наместниками» Куша, всячески способствовали развитию местного искусства. Об этом можно судить по тому, с каким удовольствием Хеви смотрит на выставленные перед ним товары, прежде чем преподнести их своему суверену. Нубийцы изготовляли не только предметы, похожие на египетские: кресла, кровати, подголовники и колесницы, но и свое оружие, отличавшееся от оружия египтян. Их кожаные щиты в металлической окантовке, укрепленные металлическими гвоздями, нередко украшали часто повторяющиеся сценки. На одних мы видим сфинкса с головой барана, попирающего своих врагов, на других – фараона, пронзающего копьем нубийца. Но египтяне еще больше ценили золотые миниатюрные изображения негритянских деревушек, стоящих на дне корзины или же на маленьком столике. Хижина в форме очень высокой пирамиды прячется в тени финиковых пальм и пальм дум. Обезьяны и дети взбираются на пальмы за плодами. По деревне разгуливают жирафы со своими хозяевами. Вокруг изображения – коленопреклоненные негры. Ножки столика сделаны в виде фигурок негров, привязанных к столбам, с нанесенными на них царскими картушами. Шкуры пантер и золотые цепи свисают со стола. Это шедевр нубийского мастера, вдохновленного египетскими образцами.

Посланник, который привозил с юга подобные сокровища, не говоря уж о слитках золота, черном дереве и слоновой кости, да при этом еще и мог похвалиться, что в его стране царят мир и спокойствие, вполне заслуживал царской награды.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Всеволод Авдиев.
Военная история Древнего Египта. Том 1

Леонард Вулли.
Ур халдеев

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

Гасым Керимов.
Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки
e-mail: historylib@yandex.ru