Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Пьер Монтэ.   Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

IX. «Дом жизни»

В ограде многих храмов находились школы, но не просто школы, где дети учились читать и писать, а специальные школы дли рисовальщиков, резчиков и скульпторов, [295] отдававших свой талант на прославление богов и фараона. При них были библиотеки, где хранились архивы храма и всевозможные тексты, переписанные армией писцов, а также назидательные и литературные произведения, которые могли понадобиться школьникам, и различные технические устройства.

Фараон Неферхотеп пожелал посоветоваться с книгами Атума. Придворный ему говорит: «Пусть твое величество войдет в библиотеки и пусть твое величество увидит все священные слова!»

Действительно, фараон нашел книгу дома Осириса-Хентиаментиу, властителя Абидоса.45) А в некоторых храмах были еще более значительные учреждения, которые назывались «домом жизни».46)

Фараон Рамсес IV часто посещал «дом жизни» в Абидосе. Изучая хранившиеся там «Анналы Тота», он узнал, что «Осирис — самый таинственный из всех богов. Он — луна. Он — Нил. Он — тот, кто царит в ином мире. Каждый вечер бог солнца спускается к нему, и [они] образуют душу единую, которая правит миром, и Тот записывает их повеления». Перечитывая эти «Анналы» — он знал их так хорошо, как будто написал сам, — фараон понял, какой это богатый и разнообразный материал, и как много можно извлечь из него полезного. Пожелав для себя саркофаг из камня «бехен» из долины Рахену, фараон нашел в «Анналах» рассказ о предыдущих экспедициях, доставлявших для некрополей и храмов саркофаги и статуи. Назначая «князей», военачальников и высших чиновников в штаб своей экспедиции, он не забыл включить в него жреца «дома жизни». Другой Рамсес, который принимал посла царя страны Бахтан, прежде чем ответить ему, счел своим долгом проконсультироваться с писцом «дома жизни». При Птолемее Филадельфе нашли нового священного барана. Жители Мендеса направили фараону петицию с просьбой показать его писцам «дома жизни», чтобы они его осмотрели. Из Канопского декрета мы знаем, что эти писцы занимались астрономией. Но они занимались и политикой. Так, два писца «дома жизни» участвовали в заговоре против Рамсеса III.

Из этих и некоторых других свидетельств очевидно, что «дом жизни» был собранием ученых, жрецов и мудрецов. Они хранили религиозные традиции, составляли «Анналы» фараонов и храмов, записывали научные открытия и технические изобретения. Здесь, в «доме жизни», была придумана тайнопись — криптография. Вполне возможно, [296] что многие новшества и открытия появились в этих «домах жизни».

Таким образом, храм предстает перед нами как центр египетской жизни. Прежде всего это дом бога, где отправляют его культ, чтобы заслужить его милости. В то же время это экономический и интеллектуальный центр. Жрецы создали в храме мастерские и склады, школы и библиотеки. Именно в храме, и только в храме Платон мог встретиться с учеными и философами. И наконец, в храме появились и развились из мифов театрализованные мистерии, которые заменяли египтянам драму и комедию.


45) Stèle de Fan 2 de Neferhotep (Mariette. Abydos. T. II, c. 28-30).

46) Gardiner. The house of life. — J. E. A., XXIV, 1938, c. 157-179.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. М. Запорожец.
Сельджуки

А. Кравчук.
Закат Птолемеев

Э. А. Менабде.
Хеттское общество

И. В. Рак.
Египетская мифология
e-mail: historylib@yandex.ru