Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Наталья Юдина.   100 великих заповедников и парков

Ораниенбаум

Третьей парадной резиденцией в пригородах Петербурга петровского времени (наряду с Петергофом и Стрельной) был Ораниенбаум — загородная усадьба Меншикова. Сейчас на ее территории на южном берегу Финского залива, в 41 км от Санкт-Петербурга расположен город Ломоносов.

Предположительно, эта усадьба получила свое название в память Вильгельма III Оранского, государственного деятеля Нидерландов, впоследствии короля Англии, к которому Петр относился с большой симпатией.

Ораниенбаум был одним из наиболее роскошных ансамблей петровского времени, созданный в начале XVIII века, к началу Северной войны. Первым губернатором Петербурга, а также всего завоеванного у шведов края был сподвижник Петра I Меншиков. В 1707 году ему были пожалованы вместе с титулом светлейшего князя Ижорского владения на южном берегу Финского залива. Здесь, недалеко от Кронштадта, Меншиков стал строить дворец.

Меншиков был несказанно богат. Когда он попал в опалу, то отнятое у него имущество состояло из 90 тысяч душ крестьян (180 тысяч людей обоего пола), пяти городов, 4 миллионов рублей наличными, 9 миллионов рублей в заграничных банках, бриллиантов и драгоценностей на миллион рублей, не считая золотой и серебряной посуды. Меншиков построил в Ораниенбауме дворец, превосходящий хоромы Петра.

После смерти Петра I, когда возник вопрос о престолонаследии, Меншиков содействовал возведению на престол Екатерины. Положение фактического правителя государства Меншиков хотел закрепить за собой и при преемнике Екатерины I, для чего пытался выдать свою дочь за тринадцатилетнего Петра II. От нового императора он получил звание генералиссимуса, власть над всеми сухопутными и морскими войсками.

До самой опалы Меншиков жил летом в Ораниенбауме. 8 сентября 1727 года генералиссимус был арестован и сослан сначала в свое рязанское имение, а затем в Сибирь, где и умер.

Только в 1743 году дворец был подарен Елизаветой племяннику Петру Голштинскому, будущему Петру III. В 1745 году 17-летнего Петра женили на 16-летней германской принцессе, получившей имя Екатерины (будущая Екатерина II), и с этого времени супруги каждое лето жили в Ораниенбауме.

Петр — сын Голштинского герцога выписал в 1755 году из Голштинии небольшой, по-прусски вымуштрованный военный отряд. С этого времени и началась военная муштра на прусский манер, которая впоследствии была распространена на все войска. При Петре III была сооружена игрушечная крепость Петерштадт по всем правилам крепостного искусства, а рядом с ней на пруду находилась небольшая военная флотилия. В этой крепости был построен двухэтажный дворец (архитектор А. Ринальди), а вдоль берега речки Кароста разбили новый участок парка. Был возведен и Концертный зал с небольшим партером, окаймленным с трех сторон каналом.

В 1761 году Елизавета умерла. Петр вступил на престол и заключил не только мир, но и союз с Пруссией. Он собирался начать новую войну против Дании из-за Голштинии. Это вызвало большое недовольство в гвардии, чем не замедлила воспользоваться Екатерина. Переворот произошел в течение одного дня — 28 июня 1762 года. А 6 июля Петр III был убит.

Новая хозяйка Ораниенбаума завела новые порядки. По ее указу граф Сивере распорядился „подлого народа и в серых кафтанах и лаптях отнюдь никуда не впускать“.

Большой дворец Меншикова, строившийся с 1710 по 1720 год (архитекторы Дж. Фонтана и Г. Шедель), представляет собой двухэтажное здание с соединенными полукруглыми галереями двумя павильонами. С юга к павильонам примыкают две длинные галереи с колоннами, в которых жила дворня.

Перед северным, обращенным к морю фасадом дворца был разбит регулярный сад. Сад состоит из центральной партерной части с фонтанами и скульптурой и из двух частей, расположенных по сторонам партера симметрично в виде боскетов с подстриженной растительностью. У входа в Нижний сад был проведен длинный прямой канал, вырытый армией крепостных так быстро, что поговаривали, будто он был сооружен за один день.

В западной части нынешнего парка есть участок 150x70 м, заметно отличающийся от остальной пейзажной планировки, выдержанный в регулярном стиле. Он с правильными, прямыми дорожками, с подстриженной листвой деревьев и имеет запутанную систему мелких канальцев. Это своеобразный водяной лабиринт, в котором с помощью воды создается правильный геометрический узор.

В 1728 году была сделана опись, в которой содержались и сведения о саде при дворце: „Сад длиною 172 саж., поперек 60 саж. Во оном саду три фонтана, трубы кладены железные, чугунные, и положено 196 труб“. А еще напротив дворца был сад с цветниками, фруктовыми деревьями, фонтанами и деревянными фигурами, 10 прудов (информация об этом тоже содержится в описи).

По велению Екатерины II был создан проект так называемой Собственной дачи (Китайского дворца). Парк при дворце состоял из двух частей, одна — с регулярной планировкой, а другая — с элементами пейзажного стиля.

Т Дубяго отмечает: „По примененным приемам можно заключить, что эти две части проектировались не одновременно. Регулярная композиция создана раньше. Она носит явные следы упадка стиля и утери его качеств. Многое в ней лишено смысла. Рисунок плана не является самостоятельным. В это время широкое распространение получили теоретические работы французских мастеров. Среди них особенно славились труды архитектора Блонделя. Китайский дворец (ныне музей), окруженный небольшим регулярным садом, примыкающим к нему, представляет изолированный комплекс, не связанный органически с парком. Ось парка сдвинута по отношению к дворцу. Планировка поражает отсутствием связи с просторами раскинувшегося рядом моря. Однако сам по себе дворец очень красив“.

Китайский дворец, центральная часть которого увенчана куполом с тремя статуями, строился с 1762 года, в течение шести лет. Свое название дворец получил оттого, что в нем есть три комнаты, отделанные в китайском духе, а также довольно много японского и китайского фарфора. В Китайском дворце необыкновенно изысканная отделка, разнообразная лепка и узоры пола. Китайский дворец предназначался не для жилья, а лишь для кратковременных наездов. За 29 лет существования дворца при Екатерине императрица была в нем только 48 дней.

Дворец стоит почти на уровне земли, из некоторых комнат можно сразу попасть в парк (больше двадцати выходов ведут на открытый воздух); ряд дубов, посаженных еще при постройке дворца, окружает его с трех сторон.

Наибольший интерес представляет Катальная горка (архитектор А. Ринальди), расположенная к северо-западу от Китайского дворца. Она была построена одновременно с Китайским дворцом.

Катальные горки, весьма популярные на Руси, состояли из крутых спусков для быстрой езды как зимой, так и летом в телегах и санях в виде лебедей, драконов и др. Деревянный скат с рельсами был волнистый и занимал всю длину находящегося сейчас на его месте зеленого луга. По его обеим сторонам тянулись колоннады.

Главный павильон, окрашенный в голубой цвет, с белыми колоннами, служил для отдыха и небольших банкетов. В XIX веке скаты разобрали, но павильон сохранился. К западу от Катальной горки расположена вторая часть парка, он был разбит в 1750-х годах еще до того, как был построен дворец. Как замечает Т Дубяго, „запутанная система узких дорожек свидетельствует о неумении работать в только возникавшем пейзажном стиле. Лабиринт около Китайского дворца — тоже подтверждение разностильности: здесь дорожки, имеющие свободное направление, сочетаются с геометрической подстрижкой деревьев“.

Однако А. Дахнович считает иначе. Он отмечает, что „парк возле Катальной горки был разбит в стиле, более близком к природе, так называемом англо-китайском, в противовес напыщенной чопорности французских парков. В парках этого типа главную роль играли живописность, разнообразие видов, и при их разбивке большое внимание обращалось на использование речек и прудов, а также рельефа местности — холмов и долин; центром обыкновенно служило озеро, вокруг которого располагались всевозможные павильоны“.

Части парка с пейзажной планировкой, выполненной в конце XVIII и начале XIX веков, самые удачные в Ораниенбаумском парке.

„Парк Китайского дворца отражает, таким образом, крупнейший социальный процесс XVIII века — постепенное вытеснение дворянской культуры буржуазной. Это был первый в России „англо-китайский парк“, с многочисленными павильонами и прочими „увеселительными сооружениями“, из которых главным была Катальная горка. Некоторые павильоны были построены в „китайском вкусе“, в действительности — фантастическом и весьма далеком от подлинного Китая“, — пишет А. Дахнович.

Был переделан в пейзажном стиле и водяной лабиринт Меншикова с мелкими островками, соединенными китайскими мостиками. Было желание усовершенствовать и канал, который имел форму причудливого завитка. За поворотами канала собирались поставить павильон, но это так и не удалось сделать.

В ансамблях Петергофа, Стрельны и Ораниенбаума получил свое высшее развитие характерный для петровского времени прием решения сада с каналом. Ораниенбаум (с 1948 года город Ломоносов) — единственный из исторических пригородов Санкт-Петербурга, уцелевший во время Великой Отечественной войны.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Рудольф Баландин.
100 великих гениев

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

Ричард С. Данн.
Эпоха религиозных войн. 1559—1689

Гарольд Лэмб.
Сулейман Великолепный. Величайший султан Османской империи. 1520-1566

Дмитрий Зубов.
Стратегические операции люфтваффе. От Варшавы до Москвы. 1939-1941
e-mail: historylib@yandex.ru