Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Любор Нидерле.   Славянские древности

Рабы

   Торговля невольниками занимала особое положение среди статей славянского экспорта. Отдельные славянские племена торговали между собой рабами местного и иноземного происхождения, иноземные купцы, в свою очередь, продавали и покупали на славянских и других рынках славянских рабов. При общинном строе у славян вначале не было несвободных членов общества. Затем, хотя и появились элементы имущественного неравенства, выделились группы зажиточных и неимущих членов общины, но все они имели одинаковые права и все были свободны. И лишь позднее, с разложением общинного строя, у славян появились невольники-славяне.

   Тем не менее мы видим у славян уже с самого начала их истории слой несвободных людей – рабов, – которые, как и повсюду, первоначально были людьми иноземного происхождения. Эти рабы рекрутировались, во-первых, из остатков автохтонного населения, которое славяне застали при своем расселении и себе подчинили, во-вторых, из захваченных в войнах пленников – римлян, германцев, печенегов, – а также пленников-славян, захваченных во время постоянных войн, которые вели друг с другом разные славянские народы41; рабы попадали в хозяйство и дом славянина путем простой покупки их на рынке у чужеземных купцов, главным образом евреев. Имеется достаточное количество данных, преимущественно в восточных источниках, о покупке и продаже на рынках Праги, Карху (Керчи?), Херсона, Киева42, свидетельствующих о том, что торговля славянскими рабами шла прежде всего с Востоком и с югом Европы. Славянские рабы упоминаются всюду – от Испании, где читаем о sclavi cubicularii в «Житии аббата Иоанна»43, вплоть до Египта и Багдада, где их было много и где они использовались в качестве переводчиков, а также до Итиля и Булгара, где их было не меньше. При продаже магометанам невольников часто кастрировали и использовали их как евнухов.

   Вообще вся торговля славянскими рабами и связанная с нею кастрация находились в руках евреев, о чем свидетельствует целый ряд упоминаний в указанных сообщениях. Judeus mercator легенды о св. Войтехе был типичным явлением на славянских рынках. Это широкое распространение славянских рабов на мировом рынке привело к тому, что название «славянин» перешло в apelatmum – раба: нем. sklave, англ. slave, голл. slaef, фр. esclave, исп. esclavo, порт. escravo, итальянок, schiavo. Итак, не народное наименование «славянин» возникло из названия раба, как считали раньше некоторые ученые, а наоборот. Так же точно возникли в древней Аттике apelativ Δάος и Γέτης в значении раба вообще из первоначальных этнических названий.

   Местным славянским названием для обозначения несвободного человека были обычно термины рабъ или робъ, женск. род. – раба от слова робити, рабити, либо также отрокъ, отроковица: первоначально так называли и тех, кто не умел говорить, то есть и детей и чужеземных работников44. Термины эти древние и засвидетельствованы уже в древнейших источниках X и XI веков45. Славянским названием для евнухов было, вероятнее всего, название холстъ46.


41 Об этом имеется много сообщений; так, например, о войне с римлянами у Прокопия (В. G., 111.14, 29; IV.25), Маврикия (Strat., XI.5), Леона (Tact. XVIII, 104), Менандра (63), о балтийских славянах – у Гельмольда (1.34.63; II.5.13), Герборда (II.2.4; III.2.5), о польских славянах – у Галла (111.24), о чешских – в Фульдских анналах 869 года (Mon. Germ., 380) и в грамоте 800 года (Erben, Regesta, 1.6), затем у Козьмы Пражского (1.40; II.7), о русах – Лаврентьевская летопись под 912, 945 годами; кроме того, см. также Гардизи (ed. Bartold), 120, 123.
42 О России см. кроме других документов, также Киевскую летопись под 969 годом и Константина Багрянородного (De adm. imp., 9); о чехах – «Vita Sti Adalberti auct. Canapario», XII, славянскую легенду о св. Вацлаве (ed. Pastrnek), 60, Житие Кирилла и Мефодия (Fontes rer. boh., 1.31, 52, 90), Kosmas, 111.57 и грамоту Людовика IV 903 года (Friedrich, Codex dipl. Boh. 1.35–36); о южных славянах – «Źivot sv. Nauma», ed. Lavrov, 4, 42 и хорватские документы (Racki, Documenta, VII.104, 127, 134); о поляках и полабских славянах – Gallus (1.19; 11.35), Helmold, II.5 и ϋέίπωΓ, VI.54 (36), а также «Vita Sti Anskarii», XV и др. Соответствующие сообщения о восточных источниках см.: Jacob, Handelsartikel, 4, 6 13, 46 и Гаркави, указ. соч., 48, 52, 126, 222, 234, 282; Marquarta, Streifztige, 467; Westberg, Ibrahim, 20. В русских источниках имеются сообщения XI в. о том, что родители продавали своих детей из за нищеты (Charmoy, Relation, 342). См. Голубинский, История русской церкви, I, 2, 545, II изд. – Прим. чешек, ред. В рукописи упоминается также в качестве рынка сбыта рабов Булгар.
43 Mon. Germ., «Series Scriptorum», IV, 371.
44 См. выше, главу о праве.
45 Таким же древним является термин слуга, заимствованный из кельтского языка.
46 См. выше, с. 270.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Галина Данилова.
Проблемы генезиса феодализма у славян и германцев

Игорь Коломийцев.
Народ-невидимка

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления

Е.И.Дулимов, В.К.Цечоев.
Славяне средневекового Дона

Валентин Седов.
Происхождение и ранняя история славян
e-mail: historylib@yandex.ru
X