Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Любор Нидерле.   Славянские древности

Болезнь и смерть

Хотя древние славяне и были народом здоровым, но все же жизнь их не была настолько благоустроенна, чтобы смерть приходила к ним только в бою или в глубокой старости. Можно заранее предположить, что климат и среда, в которой славяне жили, обусловливали наличие многих болезней, от которых они страдали. Так, например, в Полесье до того, как русское правительство провело огромные мелиоративные работы, свирепствовали болотная лихорадка и колтун, и хотя об этом и нет известий, совершенно очевидно, что эти болезни существовали в Полесье и в древнейшие времена. Единственным дошедшим до нас известием о болезнях древних славян, относящимся к X веку, является запись Ибрагима ибн Якуба о том, что у славян на теле имеется какая-то сыпь и опухоли. Это же, очевидно, имеет в виду и Масуди в своем сообщении о славянских банях159. Но кроме того, древние термины, как, например, недугъ, немощь, дъна, огонь, jęza (jęzda), струпъ, кыла, вередъ160 и другие, были общими для всех славянских языков и свидетельствуют и о других болезнях, которые тогда были известны.

   О том, как лечили славяне эти болезни, у нас имеются известия, относящиеся к VI веку, а в 802 году в Зальцбургский епархии161 упоминается даже славянский лекарь. Вообще же лечением занимались больше всего старые колдуньи, так называемые вещуньи, о которых мы расскажем подробнее в главе VI.

   Естественная смерть наступала или в результате болезни, или же от старости, преждевременная – от увечья во время различных работ или в бою. В первом случае славяне-язычники часто ускоряли приход ее тем, что стариков, неспособных к труду, убивали раньше, чем наступала их естественная смерть. Это подтверждается, во-первых, древним и индоевропейским обычаем, распространенным у окружавших славян народов – германцев, иранцев (скифов и массагетов) и пруссов162, – а во-вторых, нам известно, что пережитки этого обычая удержались у славян и позднее. Так, сохранилось запрещение князя Оттона от 1328 года древним полабским древанам, сохранившим еще этот обычай убивать своих престарелых родителей163; в Сербии, где обычай этот известен был под названием «лапот»164, стариков убивали вплоть до недавнего времени. Вообще же древние славяне встречали смерть спокойно, особенно в бою. Когда в 593 году греческий военачальник Приск напал на славян, они в каком-то экстазе отчетливо выражали свое стремление умереть165.

   Все это, разумеется, не говорит о том, что славянский воин, как каждый человек, не стремился возвратиться к домашнему очагу целым и невредимым. По свидетельству Прокопия мы знаем, что славяне с этой целью приносили перед боем жертвы богам166.


159 Ibrahim (ed. Westberg), 59; Mas’udi (ed. Rozen), 57.
160 «Źiv. st. Slov.», I, 221; Mansikka, Religion, I, 188.
161 В грамоте архиепископа Зальцбургского 802 года (Kos., Gradivo, П.9).
162 «Źiv. st. Slov.», I, 221.
163 Cit. A. Meitzen, Siedelung, II, 484.
164 См. об этом исследовании С. Трояновича, Лапот и проклетщ'е у Срба (Белград, 1898). Затем о традиции, существующей на Руси, см. в «Ziv. st. Slov.», I, 222, и в статье, которую написал 3. Кузеля, «Етнограф. Зб1рникъ», 1912, 31–32.
165 Theophylaktos, VI.8. См. Ибн Русте (изд. Хвольсона), 31 и Гардизи (ed. Bartold), 123.
166 Ргосор., III. 14.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

В. М. Духопельников.
Княгиня Ольга

Любор Нидерле.
Славянские древности

Сергей Алексеев.
Славянская Европа V–VIII веков

Д. Гаврилов, С. Ермаков.
Боги славянского и русского язычества. Общие представления
e-mail: historylib@yandex.ru