Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 63. Является ли религия противницей войн?

В этом, как и во всех других социальных вопросах, религия занимает двойственную позицию. Объясняется это, главным образом, настроениями массы верующих, которым войны, кроме бед и страданий, ничего не несут. Не последнюю роль играют и классовые интересы церковников.

В Ветхом завете, например, написанном еще в те времена, когда рабы не угрожали власти рабовладельцев, преобладает одобрение войны. Сам бог, дескать, участвовал в войнах на стороне евреев. Помогая якобы еврейскому войску, он по просьбе его полководца Иисуса Навина даже остановил солнце. Тем самым был продлен день и евреи получили возможность собраться с силами и одолеть врага. Заповедь «не убий» понималась тогда не как осуждение войны, а как запрещение убийства среди евреев. На их отношения с другими народами она не распространялась.

В Новом завете преобладают призывы к миру, хотя прямого осуждения войны нет и здесь. Проповедь миролюбия в годы, когда составлялся Новый завет, имела определенный смысл — предотвратить восстание рабов против рабовладельцев, избежать гражданской войны, примирить угнетенных с угнетателями. Напуганные выступлением Спартака рабовладельцы не чувствовали себя достаточно сильными, чтобы подавить подобное восстание, если бы оно вспыхнуло вновь. С другой стороны, призывы к миру в тех условиях отражали и настроения рабочих, отчаявшихся в своих силах после жестокого подавления их выступлений против эксплуататоров.

Иисусу Христу приписываются слова: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими» (от Матфея, гл. 5, 9). Но тому же Христу, согласно того же Евангелия, принадлежит противоположное утверждение: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю; не мир пришел я принести, но меч» (гл. 10, 34). Иначе говоря, войны, которые ведутся под флагом защиты христианства, Евангелие не только не осуждает, а даже одобряет.

Достаточно вспомнить кровавые крестовые походы, Варфоломеевскую ночь, пытки еретиков на Западе и старообрядцев в России. Вот скорбные цифры: в XVII веке в результате войн было убито 3 миллиона человек, а в XX — убито и искалечено около 80 миллионов человек. И эти массовые убийства происходили с благословения духовенства. Оно молилось за тех, у кого было на содержании.

Христианское духовенство, исходя из своих интересов, следовало тем евангельским положениям, которые в данный момент для него подходили. Оно благословило в свое время разбойничью первую мировую войну. В гражданскую войну большинство духовенства благословляло белогвардейцев и интервентов как защитников «христианской веры» на жестокую расправу с трудящимися. В наши дни многие представители духовенства за рубежом, прикрываясь знаменем борьбы против «безбожного коммунизма», ратуют за новую мировую войну.

В то же время часть духовенства за рубежом, честные и искренние люди, упорно борется за мир. Трезвым подходом к современным проблемам мира и войны характеризовалась деятельность скончавшегося несколько лет назад папы римского Иоанна XXIII, обратившегося с призывом к главам государств сделать все возможное для достижения всеобщего мира. Трезвые голоса «духовных отцов» отражают требования широких масс трудящихся. И церковь вынуждена считаться с этим. К тому же многие представители духовенства понимают, что в огне термоядерного пожара, если он будет зажжен, погибнет и сама церковь.

В 1977 году в Москве состоялась всемирная конференция «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами». На нее съехались 660 наиболее влиятельных представителей международных и национальных религиозных и общественно-политических кругов из 107 стран. Объединило этих представителей почти всех религий мира, как подчеркивалось в Обращении к религиозным деятелям и верующим всех религий, «искреннее желание принести свои плоды в созидание такого мира, из которого будут изгнаны войны и несправедливость».

Заслуживает одобрения борьба за мир, проводимая на международной арене духовенством нашей страны. Это не религиозная, а гражданская деятельность церкви. В этом вопросе представители духовенства выступают как граждане СССР, а любой гражданин Советской страны считает своим первейшим долгом бороться за мир во всем мире, против угрозы атомной войны.

Реальный путь борьбы за мир указывают Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС, и ее органическое продолжение — программа дальнейшей борьбы за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов, выдвинутая XXV съездом партии. Конституция СССР закрепила основные принципы внешней политики СССР — политики мира и безопасности народов.

В то же время само существование империализма чревато возможностями военных конфликтов. Об этом говорят агрессия США во Вьетнаме, кровопролитная, варварская война, развязанная Израилем на Ближнем Востоке, события на Африканском Роге, в Заире.

Миролюбивым силам необходимо проявлять высокую бдительность, предпринимать энергичные действия в борьбе за мир. Это в одинаковой мере касается как верующих, так и неверующих.

Главное, на чем сосредоточивают свои усилия Советский Союз, братские страны социализма, все свободолюбивые люди — это до конца устранить угрозу мировой ядерной катастрофы, запретить производство нейтронного оружия, добиться прочного мира. Шестьдесят послеоктябрьских лет убедительно доказали, что Коммунистическая партия, советский народ были, есть и всегда будут верны делу мира.



Литература:
Ковальский Н. Церковь и проблемы мира. М., Знание, 1976.
Паюсов К. Критика релігійного розуміння питань війни і миру. К., Знання, 1974.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Джон Аллен.
Opus Dei

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления
e-mail: historylib@yandex.ru