Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 27. Чему служит утверждение об «исключительности» иудейской религии?

Иудейские богословы настойчиво твердят об «исключительности» иудейской религии, о том, что евреи — «божьи избранники», что бог Яхве якобы «избрал» еврейский народ из всех народов и что только в иудейской религии надо искать спасение от всех бед и т. п. Ярыми сторонниками догмата об избранности иудеев являются сионисты, прикрывающие религиозными лозунгами захватническую, экстремистскую политику Израиля на Ближнем Востоке.

Но наука давно доказала, что иудаизм, как и другие религии, возник в результате бессилия человека перед природой и гнетом эксплуататоров.

У древних евреев, как и у других народов, единобожию предшествовало многобожие. Поклонение богу Яхве вначале имело место только в племени Иуды. Прочие еврейские племена поклонялись другим богам. Яхве стал верховным богом евреев в начале первого тысячелетия до нашей эры, когда древнееврейские племена объединились в одно государство. Но и после этого долгое время, наряду с Яхве, они почитали других богов. Только в процессе укрепления еврейского рабовладельческого государства бог наиболее сильного племени Иуды стал «общенародным» богом.

Естественно, иудаизм отличается от других религий по содержанию своих мифов и обрядов, хотя в них можно обнаружить много заимствований из других религий. Так, например, творцами легенды о всемирном потопе, вошедшей в «священные» книги многих более поздних религий, являются древние народы Шумера и Вавилона. Законы Моисея во многом повторяют законы вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э ), многое взяли иудеи и у арабов. «...Еврейское так называемое священное писание,— писал Ф. Энгельс,— есть не что иное, как запись древнеарабских религиозных и племенных традиций, видоизмененных благодаря раннему отделению евреев от своих соседей — родственных им, но оставшихся кочевыми племен»12.

Ложное утверждение об исключительности иудаизма было выдвинуто впервые еврейскими жрецами в период борьбы с многобожием. В основе его лежали чисто материальные соображения. Ведь чем больше последователей иудаизма, тем большие доходы принесут они иудейскому духовенству. В дальнейшем утверждение об исключительности иудаизма было взято на вооружение сионистами, стремящимися с помощью религии обособить трудящихся евреев от трудящихся других национальностей.

В иудейской богословской и сионистской литературе утверждается, что еврейскому народу не свойственно деление на. классы, потому что, мол, все верующие в бога Яхве равны перед ним. Но общеизвестно, что иудейское духовенство до революции в России всегда защищало не трудящихся евреев, а их врагов — царизм и еврейскую буржуазию. Раввины молились за царя, получали от него награды, хотя руки его были обагрены кровью еврейского народа, отстаивали интересы еврейских богачей.

Раввины, как и православное духовенство, враждебно встретили установление Советской власти. Всеукраинский съезд раввинов в Одессе в 1918 году наложил херем (отлучение) на всех евреев-коммунистов. Лишь победа социализма в СССР заставила еврейское духовенство лояльно относиться к Советской власти. Но это не изменило сущности иудейской религии.

Проводимая иудейским духовенством политика «равенства» всех евреев перед богом Яхве в капиталистических странах неизбежно ведет к превращению еврейских трудящихся в резерв буржуазии, изоляции их от участия в революционном движении, узакониванию их эксплуатации во всех ее формах.

В нашей стране наиболее ощутимо вред этой политики сказывается в обособленности части верующих евреев от трудящихся других национальностей, в замыкании их в узком мирке синагоги. Многочисленные религиозные запреты и обряды (например, празднование субботы), сохранение утративших смысл патриархальных обычаев и привычек — все это мешает их творческому участию во всех областях нашей советской жизни.

В Советском Союзе иудаизм, как и другие религии, переживает кризис: сокращается число верующих, угасает вера. Империалистическая пропаганда, сионисты прилагают много усилий для того, чтобы «доказать», что причиной этого будто бы являются гонения на иудейскую религию, верующих. Однако действительность опровергает эти клеветнические вымыслы. Достаточно сказать, что в СССР действует свыше шестидесяти синагог. В соответствии с советским законодательством верующим евреям созданы все условия для отправления религиозного культа. А число верующих евреев сокращается потому, что в нашей стране подорваны социальные корни религии, подавляющее большинство граждан давно придерживается материалистического мировоззрения.



12Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 28, с. 210.

Литература:
Беленький М. Иудаизм. М., Политиздат, 1974.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Джон Аллен.
Opus Dei

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств
e-mail: historylib@yandex.ru