Реклама

Л. Ануфриев.   Религия и жизнь: вчера и сегодня

Вопрос 15. Когда и почему возникло христианство?

Наукой доказано, что христианство возникло в середине первого века нашей эры в восточной части Римской империи — огромного рабовладельческого государства, а затем широко распространилось по всему миру.

Рабы в империи подвергались тяжелой эксплуатации, их могли купить, продать, убить. Это привело к ряду больших и малых восстаний. К этому периоду относится, например, восстание рабов под руководством Спартака. Все восстания жестоко подавлялись, и массы рабов и беднейших слоев населения охватывало настроение безысходности, обреченности. Не видя выхода из создавшегося положения на земле, люди поднимали взоры к небу. В этих условиях очень привлекательной была идея о небесном спасителе, который придет и устроит справедливый суд, воздав как рабовладельцам за их жестокость, так и рабам за непомерные мучения. Посланец бога представлялся сильным, всемогущим, отличным от существующих богов, которые покровительствовали рабовладельцам. В одной из книг евангелий — «Откровении Иоанна»— Иисус Христос пылает ненавистью к Риму и страстно надеется на его падение под ударами карающих небесных сил.

Так возник, рожденный фантазией людей, мифический образ божественного спасителя Иисуса Христа, который должен был поразить богатых рабовладельцев и принести счастье рабам и всем обездоленным. С его именем связано возникновение христианской религии и быстрота ее распространения. Раннее христианство, как отмечал Ф. Энгельс, было религией рабов и вольноотпущенных бедняков, бесправных, покорных и рассеянных Римом народов.

Новая религия жестоко преследовалась властью имущих. Но вскоре эксплуататоры поняли, что эта религия грозит им возмездием только на том свете, ничего не отнимая у них в реальной жизни, зато хорошо умиротворяет рабов. И рабовладельцы постепенно начинают входить в состав христианских общин, занимать там руководящее положение.

Появились специальные служащие общин — епископы и дьяконы (как правило, также выходцы из имущих классов), которым было вверено наблюдение за паствой. Все это положило начало христианской церкви, которая выработала единое вероучение, канонизировала различные христианские писания и тексты, разработала правила отправления культа и постепенно стала большой силой, опорой власти эксплуататоров.

Из вводимых в Новый завет текстов изымались все места, отразившие демократизм первых христианских общин, вытравлялся дух бунтарства. Поэтому миф о Христе, создание которого к концу II века уже завершилось, явился проповедью всепрощения и бесконечного терпения.

Римский император Константин в IV веке признал христианство и всячески содействовал превращению его в религию господствующих классов, а император Феодосий I закрыл все языческие храмы.

Так религия рабов превратилась в религию эксплуататорских классов.



Литература:
Голубцов Н. У истоков христианской церкви. М., Наука, 1967.
Лецман Я. Происхождение христианства. М., Изд-во Академии наук СССР, 1964.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Я. В. Минкявичюс.
Католицизм и нация

Л.И. Емелях.
Происхождение христианских таинств

Д.Е. Еремеев.
Ислам: образ жизни и стиль мышления

Л. Ануфриев.
Религия и жизнь: вчера и сегодня

Джон Аллен.
Opus Dei
e-mail: historylib@yandex.ru