Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Борьба вьетов за национальную независимость

Захватив Аулак, Чжао То присоединил его к территории Намвьета, разделив на два округа (куан)—Зяоти (Бакбо) и Кыутян (Север Чунгбо). Туда были направлены китайские чиновники и войска, основавшие военные поселения.

Замысел Чжао То состоял прежде всего в том, чтобы полностью присоединить эту территорию к Намвьету. Когда же он провозгласил себя ваном, а затем и императором, то это не означало, что он намеревался отделить свои владения (включая и Аулак) от Китая. Речь шла лишь об укреплении его могущества и создании прочной опоры для междоусобной борьбы с другими феодалами за власть в Китае. Чжао То выступал против запрета ханьским двором приграничной торговли изделиями из железа и скотом, которая велась населением южных провинций, вовсе не потому, что беспокоился об интересах населения захваченных районов, а прежде всего заботясь об интересах самих правителей Намвьета. в то время сельское хозяйство в Намвьете достигло высокой степени развития. Орудия из железа не были еще распространены в той же степени, как на Севере, но уже применялись. Ханьская администрация, запрещая вывоз железных орудий в Намвьет, пыталась прежде всего помешать снабжению Чжао То оружием и сорвать тем самым его замыслы отделения от Китая.

После падения государства Аулак вьеты по-прежнему не прекратили борьбу за независимость. Она проходила в различных формах, в зависимости от конкретных особенностей времени, с установлением в стране господства Чжао То соотношение военных сил захватчиков и вьетов стало явно неравным. После поражения войска Аулака, рассеявшись по стране, были распущены, как и прежний административный аппарат Аулака. Управляя Намвьетом, в состав которого входил Аулак, с помощью чиновников и военачальников бывшей династии Цинь, Чжао То показал себя необычайно ловким и хитрым правителем. Чтобы ввести в заблуждение местное население, а также стремясь создать определенную социальную базу для упрочения своего господства, он сохранил титул выонгов для племенных вождей района Тэйву48 (вотчина правителей Тхуков)8*, сохранил также и режим лак тыонгов. Наряду с этим, проводя свою сепаратистскую линию по отношению к китайскому двору, Чжао То и его окружение постоянна заботились о создании достаточно мощных вооруженных сил, опираясь на которые захватчики смогли начать более интенсивную эксплуатацию местного населения. Посланцы двора Чжао То через лак тьюнгов облагали народ данью в виде предметов роскоши и ценных продуктов, в двух округах, Зяоти и Кыутяне, стала осуществляться подворная перепись семей для набора рекрутов, носильщиков, а также для обложения налогами, в то же время, сохранив режим лак тыонгов, Чжао То сохранил старые законы и обычаи Аулака.

Относительно гибкие методы управления, применявшиеся Чжао То, в сочетании с враждебными сепаратистскими действиями по отношению к господствовавшей на Севере Китая династии Хань, видимо, оказали определенное влияние на настроения и боевой дух некоторой части вьетов, и прежде всего на верхние слои общества в Аулаке.

В 111 г. до н. э. ханьский двор направил большую армию на покорение Намвьета. Во время сопротивления сподвижники Чжао То оказались либо убитыми, либо попали в плен. Воспользовавшись этим, правитель земель Тэйву (Тэйву-выонг) поднял мятеж, рассчитывая восстановить независимость Аулака. Однако мятеж был подавлен ханьскими войсками во главе с Хуан Дуном. Посланцы Чжао То поспешили направить в Хэфу (пров. Гуандун) в штаб ханьских генералов сотни буйволов, тысячи бочек вина и документы переписи населения в Зяоти и Кыутяне в знак своей капитуляции.

Государство Намвьет было ликвидировано. Территория Аулака оказалась в руках ханьских императоров и вошла в область (бо) Зяоти, управлявшуюся специальным чиновником в ранге ци-ши49. Его резиденция находилась в Мелине (пров. Виньфу), и под его началом состояли девять округов.

В числе этих девяти округов были Зяоти (Бакбо), Кыутян (Север Чунгбо), Нятнам (Центр Чунгбо) и шесть округов за пределами современного Вьетнама. Это Даньэр, Чжуяй (на о-ве Хайнань), Наньхай, Хэфу (пров. Гуандун), Юйлинь, Цану (пров. Гуанси).

Во главе округов были поставлены правители — тайшоу, которым принадлежала административно-политическая власть. Военная власть в округах находилась в руках командующих войсками (до уи).

Округа делились на уезды, которые в большинстве случаев управлялись лак тыонгами, носившими особые одежды и имевшими медную печать на синем шнуре. Как и Чжао То, в первое время ханьские правители также позволили старейшинам сохранить свою власть, прежний порядок управления. Основным методом эксплуатации местного населения было обложение его данью.

Непосредственная власть ханьского двора, как и раньше, при Чжао То, ограничивалась лишь центрами округов, уездов. Но одновременно проводилась политика ассимиляции местного населения. С этой целью китайские императоры использовали Зяоти для ссылки туда преступников и для переселения бедноты из Китая.

По статистическим данным ханьского двора, население трех округов на территории бывшего Аулака составляло 143 643 семьи (хо) и 981 735 податных душ.

На вновь захваченных землях, как признавали и ханьские летописцы, китайские чиновники и военачальники занимались грабежом и жестоко расправлялись с населением. Но вьеты не покорились. Стремясь во что бы то ни стало восстановить независимость, они непрерывно поднимались на борьбу против господства чужеземных феодалов. Ханьские власти ежегодно были вынуждены посылать десятки тысяч солдат на подавление этих восстаний.

Один из очевидцев происходивших в Зяоти событий, хорошо знакомый с обстановкой и постоянными выступлениями вьетов, вынужден был признать, что китайские войска «были измучены Аулаком»9*.

В первые годы нашей эры в Китае вспыхнула волна мятежей. Ван Ман захватил престол Западных Ханей, основав династию Синь (8—23 гг.), которую вскоре сменила династия Восточных Ханей. В это время ханьские чиновники в Зяоти попытались опять отделиться, однако затем признали центральную власть ханьского двора. С этого времени господство завоевателей (тогда в Зяоти правил тайшоу Си Гуан, а в Кыутян — Жэнь Тин) стало особо жестоким, что нашло свое проявление как в методах эксплуатации, так и в активизации ассимиляторской политики.

Наряду с обложением данью в виде поставок ханьскому двору драгоценностей, экзотических предметов и изделий (рога носорога, бивни слона, черепаховые панцири, перья зимородка, жемчуг, золото, серебро и т. п.) ханьские правители облагали местное население тяжелейшими налогами, захватывали земли вьетов, основывая свои владения (чанг чай), устанавливали монополию на производство и продажу соли, железа и т. д. Осуществляя ассимиляторскую политику, они принуждали население соблюдать ханьские феодальные обычаи буквально во всем, вплоть до повседневного быта. В целях подготовки преданных кадров местной администрации, а также для распространения китайской феодальной идеологии и морали («три основы человеческих отношений», «пять добродетелей»)50 было основано несколько школ.

С этой же целью китайцы укрепляли и совершенствовали аппарат своего господства, стремясь ликвидировать прежние местные обычаи управления. Чтобы окончательно подчинить население и ограничить власть лак тыонгов, в Зяоти стали вводиться законы Ханьского государства.

Новый правитель Зяоти, Су Дин, сменивший Си Гуана, был человеком необычайной жестокости и алчности, «при виде денег у него глаза выкатывались на лоб», как говорилось о нем в исторической работе «Дун гуань Хань цзи».

В создавшихся условиях освободительная борьба вьетов достигла более высокого уровня, обрела новое содержание и новые формы. Она превратилась в народное повстанческое движение, охватившее всю страну. Его высшей точкой и самым ярким проявлением явилось восстание под руководством сестер Чынг.




8*Тэйву-выонги, о которых упоминают старинные летописи, возможно, были из рода Ан Зыонг-выонга.
9*Viên Khoan. Diêm íhiêí luận. Кн. 14.


48Племя тэйву занимало территорию северо-восточных районов Вьетнама.
49Ци-ши (инспектор-цензор) — название высшей должности правителя крупной административной единицы.
50«Три основы» — государь — подданные, отец — сын, муж — жена. «Пять добродетелей» — человеколюбие, справедливость, эпика, мудрость, верность.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Чарльз Данн.
Традиционная Япония. Быт, религия, культура

Леонид Васильев.
Проблемы генезиса китайского государства

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Майкл Лёве.
Китай династии Хань. Быт, религия, культура

Коллектив авторов.
История Вьетнама
e-mail: historylib@yandex.ru