Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Возникновение государства Аулак

Племенной союз Ванланг вступил в третий век до н. э. под властью последних Хунг-выонгов. Это был период дальнейшего подъема производительных сил и культуры. Достигшее к этому времени своего наивысшего расцвета производство изделий из бронзы создало условия для перехода к эпохе железа.

Железо стало известно предкам вьетнамцев в весьма ранний период. Среди археологических памятников Хоабиньской культуры были найдены железные осколки метеоритного происхождения и ряд орудий, отшлифованных железной рудой. Миф о чудесных превращениях, связанных с железом,— железный хлыст, железный конь Тхань Зонга — относится ко времени правления Хунг-выонга VI. Однако начало эпохи железа можно считать лишь со времени, когда оно уже получило достаточно широкое употребление, прежде всего для изготовления различных орудий труда. А это относится примерно к концу правления Хунг-выонгов.

Земледелие, кустарные промыслы и другие отрасли хозяйства поднялись на более высокую ступень развития. Постоянно расширялись площади обрабатываемых земель в горных районах, на плоскогорьях и особенно на приморских равнинах. Росло население, увеличивалась территория страны. Наметилась тенденция к перемещению экономических и культурных центров из предгорных районов на равнины.

Это было также время больших перемен, происходивших в Китае. Период междоусобных войн (431—221 гг. до н. э.) закончился, и Китай был объединен под властью дома Цинь. Представитель этого клана Цинь Инчжэн провозгласил себя императором и стал править под именем Цинь Шихуана. Под лозунгами «всеобщего умиротворения» империя Цинь начинает усиливать политику территориальных захватов. Цини направляют свои войска на завоевание южных земель.

Для страны вьетов, лежащей к югу от Китая, в это время первостепенное значение приобретает проблема защиты от внешней агрессии, в этой обстановке обособленное существование племен (ванланг, лаквьет) уже не отвечало новым задачам. На более развитой экономической основе и в силу необходимости защиты от внешней агрессии объективным требованием было объединение соседних этнических групп, наиболее близких друг к другу с точки зрения мест обитания, родственных связей, уровня экономического и культурного развития. На этой основе и произошло объединение лаквьетов и аувьетов и образование государства Аулак.

Лаквьеты и аувьеты были весьма близки друг к другу. Они соседствовали территориально. Легенда о короле лаков, драконе по имени Лак Лонг, женившемся на девушке-птице Ау Ко, как и миф народности мыонг о юноше-рыбе (морском принце), взявшем в жены девушку-лань, свидетельствуют о давно существовавших тесных связях между племенами лаквьетов и аувьетов и об общности их происхождения, древний летописец Го Пу (III в. н.э.) в комментариях к «Изречениям» Ян Сюна (I в.) пишет о том, что Тэйау45 были ветвью племен лаквьетов. Хотя часть племен, входивших в Аулак, размещалась в районе нынешних китайских провинций Гуанси и Гуандун, но в основном они жили на территории современного Вьетнама. Каких-либо резких различий между ними не было. Аувьеты также изготовляли различные предметы из бронзы, занимались земледелием, скотоводством и рыболовством, как и лаквьеты. Аувьеты и лаквьеты имели одинаковые обычаи «стричь волосы, делать татуировку, надевать платье через голову и застегивать его с левой стороны». Между обеими группами существовали тесные экономические, культурные, родственные связи, но неизбежно случались и вооруженные столкновения, возникали взаимные территориальные притязания и захваты, в плане социально-культурного развития лаквьеты находились на несколько более высоком уровне.

Во второй половине III в. до н. э., воспользовавшись ослаблением могущества Хунг-выонгов, один из вождей аувьетов-горцев, Тхук Фан, предпринял большой поход на столицу Ванланга (ныне район Ламтхао Пров, ьиньфу) и сверг последнего представителя этой династии.

По преданию, Тхук Фан был предводителем одного из горных: племен, входивших в Ванланг. Существуют легенды, утверждающие, будто правитель Хунг-выонг, в то время уже старый и больной, якобы сам уступил престол молодому военачальнику Тхук: Фану по совету своего зятя — мудрейшего Тан Вьена. Согласна народному преданию, Тхук Фан вступил на престол в возрасте 22 лет и правил страной 50 лет.

Тхук Фан основал государство Аулак, стал править под именем Ан Зыонга (Ан Зыонг-выонг) и перенес столицу страны в Колоа. Перенесение столицы из предгорных районов на равнину является одним из признаков довольно высокого развития, достигнутого к тому времени вьетами. Применение металлических орудий труда позволило осваивать значительные территории равнинной местности. Спустившись с гор, жители государства Аулак, основавшие свою столицу в долине, показали тем самым уверенность в своих силах и решимость защищать свою страну и ее независимость. Две группы племен лаквьетов и аувьетов объединились, а районы, где они проживали в горах и долинах, составили общую территорию государства Аулак. Оно явилось наследником и продолжателем на более высокой ступени традиций национального сознания, зародившихся на территории Ванланга — первого вьетского государства.

Экономическое и культурное развитие Аулака продолжалось на основе достижений Ванланга. Самобытная Донгшонская культура по-прежнему оказывала влияние на всю Юго-Восточную Азию. Основу жизни населения составляло земледелие, в сельском хозяйстве применялась техника вспашки и боронования с использованием крупного рогатого скота в качестве тягловой силы. Среди сельскохозяйственных орудий наряду с каменными применялись сделанные из бронзы наконечники для сохи, серпы, топоры и ряд изделий из железа (топоры, лопаты, мотыги и др.к Увеличивалось производство риса, батата и бобовых культур. Улучшались жизненные условия населения Аулака.

Больше стало выращиваться фруктов: бананов, апельсинов, мандаринов, кокосов, личжи и др. у каждого дома был сад, где росли арековые пальмы и бетель, в речных долинах занимались разведением тутового шелкопряда. Жители Аулака выращивали также сахарный тростник, изготовляли патоку и сахар. Дельта р. Красной (Бакбо) превращалась в плодородный густонаселенный равнинный район. Проживая на территории с большим количеством водоемов, с густой сетью рек и протяженным морским побережьем, население Аулака наряду с сельским хозяйством развивало речное и морское рыболовство. Продолжал существовать и охотничий промысел.

Росло число буйволов, быков, свиней, кур, собак и других домашних животных.

Значительный сдвиг произошел в развитии ремесел, промыслов, особенно выплавки металлов. Донгшонские изделия из бронзы — от простых орудий труда, оружия, предметов домашней утвари до тончайших украшений и художественных изделий — становятся богаче и разнообразнее.

Добыча руды постоянно увеличивалась. Бронза выплавлялась в слитках, которые доставлялись в места, где отливались различные предметы. Поскольку запасы сырья (медной и оловянной руды) были весьма значительны, жители Аулака изготовляли множество бронзовых наконечников для стрел.

На базе развития техники бронзового литья и изготовления предметов из бронзы жители Аулака овладели и техникой обработки железа.

Во время археологических раскопок в районе Колоа наряду с бронзовыми наконечниками для стрел были обнаружены некоторые изделия из железа. При раскопках древних памятников в Готьене (пров. Виньфу), Винькуанге, Готьенвэе, Дыонгко (пров. Хатэй) и других местах также были найдены железные предметы. Это позволяет сделать вывод о том, что техника выплавки железа стала известна здесь еще до возникновения государства Аулак. Железные изделия обнаружены не только в равнинных районах Бакбо. По преданию, местечко Ньолам (пров. Нгеан) также было известно в то время как центр изготовления предметов из железа, где якобы жил и работал знаменитый мастер кузнечного дела некий Лы Као Шон.

Помимо выплавки металлов дальнейшее развитие получили такие ремесла, как гончарное, ткачество, столярное дело, плетение и др. Был налажен обжиг кирпича и черепицы. Экономические и культурные связи Аулака быстро развивались, использовались речные и морские пути сообщения. Получил развитие товарообмен и с другими странами, в северо-западных районах страны сказывалось определенное влияние культуры Цзиньнина. В Аулак из Китая во время проходивших там междоусобных войн попадали некоторые бронзовые изделия (мечи, копья, монеты). Бытовой уклад жителей Аулака говорит о тесной связи их с природой, простоте нравов, жизнелюбии, о чем свидетельствуют и сюжеты изобразительного искусства (праздники урожая, пляски с музыкальным сопровождением и т. п.). В Аулаке продолжали существовать культ солнца, поклонение духам гор, рек, духу плодородия, силам природы, почитание магов-прорицателей. На базе экономического и культурного развития в Аулаке была достигнута новая ступень и в развитии военной техники. Наряду с обычным луком там был создан арбалет, способный одновременно выпускать большое количество стрел1*. Это было грозное по тому времени оружие, и ему даже приписывались божественные свойства, что нашло отражение в легенде «Волшебный арбалет».

Не только лук был усовершенствован сначала в обычный самострел, а затем в многозарядный арбалет, но были улучшены и сами наконечники стрел. Помимо бамбуковых стрел с ядовитыми наконечниками в Аулаке изготовлялось множество бронзовых наконечников с тремя заостренными гранями.

В 1959 г. в 200 м к югу от внешней стены древней крепости Колоа был обнаружен целый арсенал, содержащий десятки тысяч бронзовых наконечников стрел самой различной формы, с черенками для насадки на стержень стрелы. Тот факт, что их изготовление имело столь массовый характер, свидетельствует о высоко развитой технике бронзового литья, о больших запасах сырья. Наряду с этим применялись также и наконечники из камня.

Кроме арбалетов и другого оружия, изготовленного из бронзы, в Аулаке был создан великолепный образец фортификационного сооружения— крепость Колоа (остатки ее сохранились в уезде Донгань близ Ханоя).

Крепость Колоа («Улитка») была сооружена в центре территории государства Аулак и являлась его столицей. Она была построена на возвышении, на левом берегу р. Хоангзянг (ныне р. Тхиеп), крупном притоке р. Красной, сообщающейся также с р. Кау, а на востоке — с р. Люкдау. По древним описаниям, крепостной вал имел извилистую форму и состоял из девяти ярусов. Сохранившийся до нашего времени трехпоясный земляной вал имел общую протяженность более 16 км. Основание крепостных стен во многих местах было обложено камнем. На крепостном валу имеются высокие, выдвинутые вперед сооружения для наблюдательных и сторожевых постов, а также защитные заграждения. С внешней стороны каждой стены имелся глубокий и широкий ров, заполненный водой, по которому можно было передвигаться на лодках. Сеть рвов, связанных друг с другом и с р. Хоангзянг, образовывала единую систему водных коммуникаций, включавших и обширный водоем Дамка, где могли останавливаться сотни плотов и джонок. У основания многих крепостных стен археологи обнаружили следы поселений, существовавших до постройки крепости и относящихся к самому раннему периоду эпохи железа.

Крепость Колоа является крупнейшим сооружением, потребовавшим огромного труда жителей Аулака. Земляные работы и перевозки производили десятки тысяч людей. Архитектура крепости являет собой пример строительного искусства жителей Аулака. При постройке были тщательно изучены и учтены все особенности местного рельефа (реки, возвышенности, болота). Размещение и планировка крепостных сооружений отличаются изобретательностью в использовании рек в качестве водных рубежей, а возвышенностей и холмов для строительства укреплений. Воздвигая крепость посреди обводненной и заболоченной местности, жители Аулака использовали камень для укрепления фундамента крепостных стен. Колоа свидетельствует также и о высоком уровне военного искусства. Это было грозное и прочное оборонительное сооружение, состоявшее из целого ряда многочисленных защитных укреплений (заграждений, рвов, сторожевых бойниц, чередовавшихся друг с другом). Отличительной особенностью крепостных сооружений Колоа было то, что они одновременно служили опорной базой пехоты и важной базой речного флота. Боевые суда могли передвигаться по всем трем поясам рвов, тактически взаимодействуя с пехотой. Они могли из Колоа выходить на р. Хоангзянг, а затем по рекам Красной и Кау выходить в море. Сооружение Колоа способствовало подъему уровня традиционной военной тактики аувьетов и лаквьетов — соединению искусного владения арбалетом с умелым использованием военных судов.

Данные, связанные с постройкой и использованием крепости Колоа, косвенно характеризуют и общественные отношения, говорят о глубокой социальной дифференциации. Население сгоняли с земель, на которых правитель строил крепость2*. Правитель-выонг и его семья размещались в самом центре, который был защищен тремя рядами крепостных стен. Высшие должностные лица жили между внутренней и центральной стеной. Воины несли постоянную службу по охране трех крепостных поясов и разбивали свои лагеря за центральной стеной. По образному выражению ф. Энгельса, глубокие рвы — это могилы первобытнообщинного строя и безмолвные предвестники наступавшей эпохи цивилизации.

Социально-политический строй Аулака в основном был схожим с Ванлангом. Он получил дальнейшее развитие при сохранении той же главной тенденции к укреплению центральной власти. Власть правителя-выонга значительно расширилась. Столица-резиденция была перенесена в равнинные районы центральной части страны и построена с большим размахом. Двор и система управления страной получили известную степень организации.

В старинных летописях указывается на существование в Аулаке должности верховного военачальника (та тыонг — военачальник левой руки). Согласно легендам, близкими к правителю Ан Зыонгу были и другие военачальники.

Регулярная армия насчитывала до десятка тысяч человек, что в сравнении с общей численностью населения составляло огромную цифру. Она состояла по крайней мере из двух родов войск — сухопутной армии и флота.

Государство Аулак располагалось в основном на территории нынешнего Северного Вьетнама и северной части Центрального Вьетнама. Территория страны делилась на отдельные части (бо), которые, как и прежде, управлялись представителями родовой верхушки — лак тыонгами, чья власть передавалась по наследству. Низовой административной единицей в Аулаке, как и в Ванланге, была община (ланг, тя)3*.

В Аулаке число рабов, возможно, было несколько большим, чем во времена существования Ванланга, но это, по всей видимости, были домашние рабы4*, в большинстве случаев они попадали в рабство за совершенное преступление или за долги и становились слугами родовой аристократии. Обращение с ними не было столь жестоким, как в тех странах, где труд рабов определял главный способ производства.

В целом общественный строй Аулака, как и Ванланга, базировался на аграрной экономике и тяготел к деспотии, при этом основой этого строя была еще достаточно прочная сельская община.




1*Лексически слово «арбалет» (но) — южного происхождения. На языке мыонгов оно звучит как «на», на языке тямов — «ны», у народности эдэ — «хня» и т. п. В китайском языке оно является заимствованием. Причем сам арбалет, как таковой, появился в южных районах Китая раньше, чем в центральных.
2*По преданию, жители Лиенха (деревня Куай близ Ханоя) раньше проживали в деревне Куай на месте Колоа, а затем были согнаны со своих земель, отобранных для строительства крепости, у основания стен Колоа имеются остатки поселений более дравних, чем сами крепостные сооружения.
3* Община Колоа раньше называлась Тя Тю. «Тю» в древнем произношении звучало как «Клу», которое затем трансформировалось в «кхалу», потом в «ким-лу» и, наконец, в «колоа». в народных сказаниях Ан Зыонг-выонга называют «государем Тю», а крепость Колоа —крепостью Тю [...]
4*В Азии эта форма рабовладения или ее пережитки сохранялись очень долго, на протяжении всего периода существования феодализма.


45Тэйау — одно из наименований аувьетов. См. примеч. 39.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

В.М. Тихонов, Кан Мангиль.
История Кореи. Том 1. С древнейших времен до 1904 г.

Э. О. Берзин.
Юго-Восточная Азия в XIII - XVI веках
e-mail: historylib@yandex.ru