Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Крестьянские восстания в эпоху правления династии Чан. Упадок династии Чан

На первых порах после войны королевский двор еще заботился о восстановлении экономики, улучшении государственных дел, но затем, в мирных условиях, он стал беспокоиться лишь об укреплении своего господствующего положения.

Двор систематически отбирал у общин земли и жаловал их придворной знати и высокопоставленным лицам, имевшим заслуги в войне. Аристократы к тому же пользовались своей властью для непрерывных захватов земель у населения, к концу правления династии Чан еще больше распространилась система владений, отданных в кормление.

Нгуен Кхоай получил высокий придворный титул «хау» и земельный надел, по площади равный целому уезду. Фам Нго, занимавшему должность военного советника, было выделено 80 мау земли. Частные земли, захваченные аристократами у крестьян, иногда превышали по размерам пожалованные земли.

Поэтому знать могла передавать десятки, сотни и тысячи мау храмам и пагодам, в частности, Чан Куанг Чьеу пожаловал храмам свыше 1 тыс. мау угодий.

Расширение владений дьен чанг и тхай ап, естественно, шло за счет захвата общинных и крестьянских земель, у членов сельских общин не только отбирали земли, но они должны были еще платить арендную плату, отбывать тяжелую трудовую и воинскую повинность. Подушный налог до этого распространялся лишь на лиц, имевших землю; имевшие от 1 до 2 мау платили 1 куан14*, от 3 до 4 мау — 2 куана, имевшие свыше 5 мау — 3 куана. С 1378 г. все налогоплательщики, включая и тех, кто земли не имел, должны были платить по 3 куана с человека. Это еще более усугубило тяжелое положение безземельных крестьян.

Дополнительным ярмом на плечи народа ложилось вымогательство чиновничества.

Законодательство эпохи Чан позволяло кредиторам сажать в тюрьму несостоятельных должников или заставлять их продавать себя, чтобы выкупить долг. Среди знати и чиновничества взяточничество и вымогательство считалось естественным и законным делом. Чань Кхай Зы как-то сказал: «Военачальник — ястреб, солдаты и народ — утки. Что же удивительного, если ястреб питается утками?»

В то время как основные производительные силы находились еще в процессе восстановления, подобное усиление эксплуатации, естественно, привело к замедлению процессов экономического развития, к обострению социальных противоречий, к совету Чан Хынг Дао «щадить силы народа, чтобы корни углубились и ствол стал крепким», двор не прислушался. Король и его окружение, чиновничество заботились лишь о роскошной жизни.

Все короли того времени, как, например, Чан Зу Тонг (1314— 1369), предавались бесконечным кутежам, пьянствовали, увлекались азартными играми. Аристократы тоже развлекались и развратничали, проводя дни и ночи напролет в пирах и на представлениях. Двор кишел шпионами и предателями. Тю Ван Ан, будучи честным, прямолинейным конфуцианцем, подал на имя короля докладную с просьбой казнить семерых изменников. Когда предложение его осталось без ответа, Тю Ван Ан немедленно подал в отставку и вернулся на родину, где стал учительствовать.

Противоречия, которыми было чревато общество при Чанах, крайне обострились, в обстановке усиления внутренних противоречий двор стремился спровоцировать войну с княжеством Лан-санг (Айлао)82 и Тямпой, намереваясь укрепить свое господства в стране и повысить свой престиж в межгосударственных делах. Такая внешняя политика внесла дополнительную напряженность в отношениях с соседними государствами и привела к бесконечным конфликтам, которые ускорили падение династии Чан.

В конце XIII в. и в XIV в. возникало много столкновений между Дайвьетом, Айлао и Тямпой.

В 1306 г. король Чан отдал принцессу Хюйен-чан в жены правителю Тямпы в обмен на районы о и Ли (пров. Тхыатхиен). Южная граница Дайвьета с тех пор проходила по перевалу Хай-ван. Во второй половине XIV в., когда династия Чан ослабла, правитель Тямпы Тебонгнга неоднократно нападал на пограничные районы Дайвьета, доходил даже до Тханглонга.

Положение народа, и без того тяжелое в условиях феодальной эксплуатации, усугублялось еще и ежегодными трудовыми повинностями, солдатской службой, крупномасштабные нападения войск Тямпы во второй половине XIV в. разоряли страну, а сама столица Тханглонг подвергалась неоднократным разрушениям. Двор не был в состоянии обеспечить даже минимальной безопасности страны. Недовольство и возмущение народа правителями династии Чан все больше росло, а классовые противоречия в стране все более обострялись.

Восстания рабов и крестьян. К середине XIV в. династия Чан окончательно утратила доверие народа, с каждым днем приближаясь к своему неминуемому краху. Завершающий удар по прогнившему режиму нанесли восстания рабов и крестьян.

В то время крестьянство жило под вечной угрозой голода, который со второй половины XIV в. принял хронические формы. Многие крестьяне гибли от истощения, другие вынуждены были за гроши продавать себя и свои семьи в рабство: за человека давали 1 куан.

Рабы были наиболее бесправным и эксплуатируемым слоем общества, в войнах сопротивления против внешней агрессии в XIII в. они мужественно и самоотверженно сражались, внося свой вклад в победу над врагом. Однако при существующем режиме они, несмотря на заслуги, не только не получали ни чинов, ни званий, но и не могли добиться достойного обращения.

Чан Хьен Тонг говорил: «Хотя раб и имеет боевые заслуги, он все равно не может стать чиновником»15*.

В конце правления дома Чан, по мере роста владений, жалуемых аристократам, росло и число их рабов, пополнявшееся также и за счет массового разорения крестьян, вынужденных продавать себя в рабство. Господствующий класс изыскивал любые способы усиления эксплуатации рабского труда, ничуть не заботясь о развитии производства, не обеспечивая рабам даже минимального прожиточного минимума. Такое положение вызывало глубокое недовольство и сопротивление. Мечтая освободиться, избавиться от неволи и стать относительно свободными крестьянами, многие из них убегали из поместий своих хозяев. Это была первичная форма стихийного протеста. Но побеги не только не приносили им освобождения, а, наоборот, приводили к жестоким преследованиям со стороны властей. Тогда рабы стали переходить к более высокой форме борьбы — к мятежам, в ходе которых они вместе с беднейшим крестьянством создавали вооруженные отряды. Так в середине XIV в. возникло повстанческое движение рабов и крестьян.

В конце 1343 г. случился большой неурожай, вызвавший катастрофический голод. Рабы и крестьяне-бедняки во многих местах подняли мятежи.

В последующие годы повстанческое движение угнетенных масс приняло еще большие масштабы. Вспыхнуло много крупных восстаний, наиболее характерными из которых были выступления под руководством Нго Бе и Те.

Восстание Нго Бе продолжалось 16 лет (1344—1360). Повстанцы в качестве своей опорной базы избрали район йенфу (пров. Хайхынг). На их знаменах был начертан лозунг «Спасение и помощь беднякам». Восстание охватило значительные массы угнетенных слоев, борьба которых отличалась исключительным упорством. Когда королевская армия крупными силами начала подавление восстания, повстанцы рассредоточились, но потом снова вернулись в йенфу. Оттуда они распространяли свою деятелыюсть на окрестные районы.

Восстание под руководством Те началось в 1354 г. Те объявил себя племянником Чан Хынг Дао, чтобы, воспользовавшись авторитетом национального героя, поднять массы на борьбу. Основной силой его отрядов были рабы, бежавшие из владений аристократов. Границы действия повстанческой армии охватывали весь рай-q!h Ланзянг (провинции Лангшон и Хабак) и Намшать (пров. Хайхынг).

В 40—50-е годы XIV в. центром повстанческого движения стали северо-восточные районы (Хайфон, провинции Куангнинь и Хайхынг). Там были сосредоточены многие поместья аристократов. Основной силой восстаний были рабы. Поэтому двор, жестоко подавляя эти выступления, усиливал меры по контролю над рабами. Был издан приказ, по которому все они должны были иметь татуировку на лбу, а их имена вносили в реестровые списки. Тот, кто не имел отличительного знака и не был в списках, объявлялся «грабителем» и строго наказывался.

В результате жестоких мер подавления, предпринятых королевской администрацией, движение на какое-то время ослабло, но затем вспыхнуло с новой силой, ознаменовавшись многочисленными восстаниями, которые распространялись повсеместно и продолжались вплоть до последних дней правления династии Чан.

В 80-е годы XIV столетия армия Тямпы неоднократно грабила и разоряла Тханьхоа и Нгеан. Население этих районов, крайне недовольное беспомощностью властей, которые не могли организовать отпор этим нашествиям, поднималось на борьбу против ненавистных правителей (восстания под руководством Хо Тхуата в Зьентяу, Нгуен Тханя в дельте р. Лыонг, Нгуен Ки в Нонг-конге).

Примерно в то же время вспыхнуло крупное восстание под руководством монаха Фам Ши Она в Куокай (пров. Хатэй).

Восстание началось в 1389 г. Армия повстанцев, отличавшаяся хорошей организацией, предприняла большой поход на столицу Тханглонг, захватила ее и удерживала в течение трех дней. Двор в панике вынужден был отозвать с фронта войска, сражавшиеся с армией Тямпы, и только тогда ему удалось подавить мятеж.

Выступления рабов и крестьян продолжались вплоть до конца XIV в. В 1399 г. Нгуен Ни Кай поднял восстание в дельте р. Да. Численность повстанцев достигала 10 тыс. человек.

Повстанческое движение в конце правления династии Чан длилось около полувека. Оно явилось ярким выражением растущей наступательной мощи угнетенных слоев общества — рабов и бедных крестьян, направленной против династии Чан. Восстания жестоко подавлялись и в конце концов терпели поражения, но они наносили сокрушающие удары по господству королевского двора и по режиму земельных владений.

Династия Хо и реформы Хо Куи Ли. В конце XIV в. страна находилась в состоянии хаоса. Окончательно разложившийся королевский двор был бессилен что-либо предпринять для выхода из создавшегося положения. Воспользовавшись этим, Хо Куи Ли, влиятельный царедворец, постепенно сосредоточил власть в своих руках, а затем, в 1400 г., узурпировал престол и основал новую династию — династию Хо.

Две тетки Хо Куи Ли, его сестра и дочь были замужем за королями и принцами дома Чан, сам он был женат на принцессе. Имея такие связи, Хо Куи Ли приобрел исключительное влияние при дворе. В 1387 г. он стал верховным советником короля, а в 1397 г. получил титул «верховный правитель» («дай выонг»).

Используя эти посты, Хо Куи Ли неустанно укреплял свои позиции, и вскоре вся власть была в его руках. Те из аристократов, кто пытался ему противодействовать, были уничтожены. В 1400 г. Хо Куи Ли принудил короля Чан уступить ему престол и официально основал династию Хо. Хо Куи Ли объявил себя императором, изменил название страны на «Дайнгу».

Хо Куи Ли был человеком решительным и честолюбивым. За те годы, что он фактически правил вместо короля, и особенно после того как он официально взошел на престол, Хо Куи Ли провел ряд реформ, направленных на предотвращение краха феодального государства и укрепление позиций нового правящего дома.

В области политической Хо Куи Ли стремился постепенно устранить все силы, поддерживавшие двор Чанов, и укрепить свою мощь, сосредоточив исполнительную власть в своих руках. В 1397 г. Хо Куи Ли основал новую столицу в Антоне (пров. Тханьхоа) под названием «Тэйдо» («Западная столица», в народе ее обычно называли городом дома Хо), заставил переселиться туда короля Чан для того, чтобы осуществить свой замысел узурпации трона, а также для того, чтобы создать там опорную базу на случай провала своих планов, с особым вниманием Хо Куи Ли относился к укреплению вооруженных сил, увеличивая их численность, совершенствуя организацию и вооружение.

Хо Куи Ли задумал создать огромную армию в 1 млн. человек. По его распоряжению все мальчики с двухлетнего возраста заносились в реестровые списки, чтобы по достижении совершеннолетия быть призванными на военную службу. Армия была реорганизована, возникли новые рода войск.

На многочисленных верфях строились боевые суда, арсеналы пополнялись изделиями оружейных мастерских. Совершенствовалась и военная техника, строились крупных размеров боевые суда на железных заклепках, в их верхней части имелась специальная боевая палуба, за каждым веслом в трюме сидели два гребца. Хо Нгуен Чынг изобрел знаменитое «волшебное орудие» («Шунг тхан ко»). Оно состояло из нескольких стволов разного калибра и обладало убойной и разрушающей силой, намного превосходящей все огнестрельные орудия того времени, включая пушки минской армии.

В хозяйственном плане Хо Куи Ли провел ряд реформ в целях Ограничения экономической мощи аристократов дома Чан, что позволило несколько смягчить недовольство народа, но главным образом в целях обеспечения интересов новой правящей группировки. Тремя крупными мероприятиями в этом направлении были ограничение земельных владений, ограничение числа рабов и выпуск бумажных денег.

Согласно политике ограничения земельных владений, узаконенной в 1397 г., дай выонги и старшие принцы крови получали право владеть землями без ограничения, что же касается других слоев населения, то им разрешалось иметь не более 10 мау. Тот, у кого земли было более установленной нормы, обязан был отдать излишки государству или выплачивать штраф. Эта политика, ограничивая право на владение землей некоторого числа аристократов, главным образом имела цель сосредоточить огромное количество земель в руках государства. Чиновник Ха Дык Лан отмечал: «Установление этого закона означало лишь ограбление народа, который остался без земли — только и всего»16*.

Нововведения в отношении рабовладения заключались в том, что аристократическое чиновничество в зависимости от положения на иерархической лестнице получало право на содержание определенного количества рабов, на лбу у которых должны были быть вытатуированы отличительные знаки. Если число рабов превышало установленное, то двор их изымал, выплачивая владельцу по 5 куанов за каждого раба в том случае, если у владельца были документы о владении рабами в течение трех поколений. Эти меры стали осуществляться с 1401 г. и были направлены на ограничение эксплуатации рабов аристократами и на сосредоточение рабов в руках государства, у рабов лишь менялся хозяин, вместо отдельного лица им становилось государство.

Выпуск бумажных денег начал осуществляться с 1396 г. Бумажные деньги были семи видов. Их называли «звездными» (летающими) деньгами. 1 куан медных денег обменивался на 1,2 куана ассигнациями, в истории Вьетнама это было сделано впервые. Выпуск бумажных денег имел целью увеличить бюджет государства, вернуть в казну медь для производства предметов потребления ц оружия, при Хо Куи Ли также выплавлялись и медные деньги, но в небольшом количестве.

В области культуры и просвещения Хо Куи Ли провел преобразования в системе конкурсных экзаменов, чтобы повысить их эффективность, и намеревался расширить систему образования на местах с целью подготовки отряда новых чиновников для административного аппарата. Хо Куи Ли положительно относился к письменности тьи ном, сам писал стихи на тьи номе и в свое время перевел несколько книг с китайского языка на тьи ном для короля и придворных.

Реформы Хо Куи Ли имели определенные позитивные стороны, но в целом не соответствовали требованиям общественного развития и насущным требованиям страны. Его реформаторская политика, несколько ограничивая позиции клана Чан, прежде всего служила удовлетворению частных интересов дома Хо, а не интересов государства. Все слои населения выражали недовольство внутренней политикой Хо Куи Ли.

Права помещиков были ущемлены ограничением количества земли до 10 мау и увеличением земельного налога с 3 до 5 тхангов с каждого мау. Рабы так и не получили освобождения. Торговцы испытывали трудности из-за обесценения бумажных денег. Крестьяне-общинники — самый многочисленный слой общества,— хотя и получили некоторое облегчение с уменьшением подушного налога (безземельные крестьяне, дети-сироты и вдовы освобождались от налогов), но ежегодно были обязаны нести тяжелую воинскую и трудовую повинность.

Династия Хо сменила прогнившую династию Чан в момент, когда классовые противоречия в стране обострялись, когда был напряженный конфликт с Тямпой на юге страны и, что самое главное, когда национальной независимости угрожала агрессия китайских феодалов.

В 1368 г. монгольские правители Юани были свергнуты китайским народом. К власти пришла китайская династия Мин. Укрепив свое господство внутри страны, Мины пошли по стопам своих предшественников, стремясь восстановить авторитет «Небесной династии» в ее взаимоотношениях с вассальными странами, установить свою гегемонию над всей Поднебесной, в соответствии со своими экспансионистскими помыслами они, как коршун, высматривающий добычу, лишь выжидали момент для нападения на Вьетнам.

В подобной обстановке новая власть должна была поставить национальные интересы превыше всего, использовать любые условия и возможности в стране по организации сопротивления врагу во имя спасения родины, при этом основным условием была необходимость привлечь на свою сторону массы, укрепить национальное единство. Но династия Хо в результате своей внутренней политики утратила авторитет и влияние в народе, сделав его безучастным к делам государства, и, таким образом, лишилась возможности сплотить массы для отражения внешней агрессии.

В то же время дом Хо продолжал захватническую политику в отношении Тямпы. Двор Хо трижды нападал на Тямпу, захватил земли Тьемдонг и Колуй, основав там ло Тхангхоа (провинции Куангнам и Куангнгай). Наряду с этим Хо Куи Ли проводил подготовку всех имеющихся резервов для ликвидации опасности агрессии с севера. Не вызывает никакого сомнения стремление Хо Куи Ли оказать отпор врагу, но объективно его политика привела к тому, что он потерял возможность эффективно руководить сопротивлением и одержать победу.

Минское нашествие. Уже в конце правления династии Чан Мины использовали ее ослабление для развертывания разведывательной и провокационной деятельности против Вьетнама, в XV в., при императоре Чэн Цзу (1402—1424), Китай стал могущественным феодальным государством, и именно в этот период он приступил к осуществлению агрессивных замыслов в отношении своего южного соседа.

В 1406 г. минский двор направил во Вьетнам, в сопровождении усиленного эскорта некоего Чан Тхием Биня, эмигрировавшего в Китай предателя, надеясь с его помощью поставить у власти во Вьетнаме послушных ему марионеточных правителей. То есть Мины вознамерились повторить спектакль, который не сумели разыграть Юани в XIII в. с Чан Зи Аем. Но вьетнамцы устроили засаду, рассеяли эскорт и взяли в плен Чан Тхием Биня, который затем был четвертован в столице.

Перед лицом опасности, которая с каждым днем приближалась, Хо Куи Ли, стараясь оттянуть войну, использовал различные дипломатические приемы и одновременно спешно готовился к сопротивлению. Подготовка к войне сводилась главным образом к увеличению численности регулярной армии, изготовлению оружия и строительству оборонительных сооружений.

В морских бухтах и устьях рек были построены заграждения из деревянных свай и металлических сетей. Срочно созданная линия оборонных укреплений тянулась от горной вершины Танвьен (пров. Хатэй) вдоль рек Да и Красной до устья р. Ниньзянг (Пров. Намха), затем продолжалась по берегам рек Луок и Тхай-бинь до Биньтхана (пров. Хабак). Общая ее протяженность составляла около 400 км. Крепость Дабанг (пров. Хатэй) считалась ключевым опорным пунктом этих сооружений.

19 ноября 1406 г. минская армия перешла границу и вторглась на территорию Вьетнама. Для участия в этой войне минский двор мобилизовал крупный экспедиционный корпус численностью более 200 тыс. солдат пехоты, конницы и несколько сот тысяч носильщиков17*. Сопротивление вьетнамской армии было быстро сломлено.

Армия Хо дала несколько сражений наступающему противнику, а затем отступила к линии обороны на южном берегу р. красной. Сконцентрировав войска на отдельном участке, минская армия переправилась через р. красную и атаковала крепость Дабанг. 20 января 1407 г. крепость пала, линия обороны вьетнамской армии была прорвана. Из Дабанга китайцы устремились к Тханглонгу и овладели им 22 января. Вьетнамские части отступили в район нижнего течения р. красной и после нескольких неудачных контратак вынуждены были отступить в Тханьхоа. Армия Минов неотступно их преследовала, и в июне 1407 г. Хо Куи Ли вместе со своими военачальниками оказался в плену.

Армия Хо Куи Ли сопротивлялась агрессору всего лишь полгода. Страна после пяти веков независимого существования, в течение которых она не раз громила мощные армады пришельцев с севера, теперь снова попала под иноземное господство. Вся ответственность за это ложилась на Хо Куи Ли. Падение династии Чан создало предлог для осуществления агрессивных намерений Китая. Хо Куи Ли захватил престол незаконно и, узурпировав политическую власть, стал проводить мероприятия, направленные на то, чтобы исполнительная власть и все выгоды от нее оказались в руках господствующего клана. Династия Хо, едва утвердившись у власти, потеряла поддержку народа и поэтому не могла добиться всенародного сплочения, не сумела мобилизовать его могучие потенциальные силы на борьбу за спасение родины.

Главнокомандующий армией Хо Нгуен Чынг, старший сын Хо Куи Ли, отчетливо понимая основную слабость двора, говорил: «Не сражаться боюсь, страшусь того, что народ не с нами!» Нгуен Чай, служивший чиновником при дворе Хо, сурово обличал политику новой династии: «Хо и его семейство... обманом захватили власть, чтобы подавлять народ. Издали указ о бумажных деньгах, а народ страдал и возмущался. Переселили людей на новые земли, а в результате все стали роптать и жаловаться, что стали бездомными. Кроме того, налоги и оброки установили тяжелые, законы учредили строгие, наказания определили жестокие. Только и заботились о своей выгоде, а не думали о том, что народу тяжело, что это в ущерб интересам страны. Приближенные и фавориты получали повышение, подхалимы вошли в доверие. По случаю радостных событий раздавали дары, гневаясь же, наказывали и убивали. Честные люди должны были держать рот на замке, благородные люди проглатывали свои обиды»18*.

В организации отпора вражескому нашествию Хо Куи Ли рассчитывал только на регулярную армию и на стабильную линию обороны. Сопротивление велось пассивно. Двор не смог мобилизовать массы на народную войну, не сумел продолжить и развить славные национальные традиции борьбы против иноземных захватчиков, не воспользовался богатейшим творческим опытом вьетнамского военного искусства.




14*По указу династии Чан от 1226 г. в 1 куане содержались 10 тьенов. 1 тьен в обиходе приравнивался к 69 медным тьенам, тогда как При уплате государственных налогов за 1 тьен взимали 70 медных тьенов.
15*Ngô Sĩ Liên... Đại Việt sử kỷ toàn thư... T. II, c. 132.
16*Ngô Sĩ Liên... Đại Việt sử kỷ toân thư... T. и, c. 214.
17*По заявлениям минского двора и его военачальников, численность этой армии доходила до 800 тыс. человек. Эта цифра, возможно, была намеренно преувеличена для устрашения вьетнамцев. По данным «Хуан Мин Ши лу», численность боевой армии составляла 215 тыс. человек, не считая нескольких сот тысяч носильщиков.
18*Nguyễn Trãi. Toần tập. Hà Nội, 1969, c. 136,


82Речь идет об образовавшемся из ряда лаосских княжеств государстве Лансанг (XIV—XVIII вв.), распавшемся в начале XVIII в. на Луанг-Прабанг, Вьентян, Чампассак.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдвард Вернер.
Мифы и легенды Китая

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)
e-mail: historylib@yandex.ru