Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Становление независимого феодального государства при династии Ли. Борьба против нашествия сунского Китая

Династия ранних Ле внесла большой вклад в создание и защиту вьетнамского государства. Однако последний представитель этой династии, Ле Лонг Динь, человек жестокий и распутный, не смог укрепить власть. Его бесчеловечное обращение с простым народом, притеснения монахов, разгульная жизнь вызывали гнев и возмущение населения. Поэтому после смерти Ле Лонг Диня (1009 г.) на престол возвели члена другой фамилии, Ли Конг Уана, основавшего династию Ли (1009—1225 гг.).

Ли Конг Уан был командующим дворцовой гвардией, т. е. занимал одну из высших придворных должностей. Он пользовался уважением и влиянием при дворе, был близок к буддийскому духовенству. Поэтому многие придворные и некоторые духовные лица были в числе сторонников возведения его на престол (Ли Конг Уан правил под именем Ли Тхай То).

С установлением династии Ли процесс государственного строительства приобретает широкие масштабы, закладывается прочная и всесторонняя основа независимого феодального государства.

Вскоре после своего воцарения Ли Тхай То принял решение о перенесении столицы из Хоалы в крепость Дайла (1010 г.), изменив ее название на «Тханглонг» (Взлетающий дракон). Местоположение Хоалы в труднодоступных горах было выгодно с военной точки зрения. Тханглонг же, расположенный среди равнинных районов, в центре страны, на месте удобного пересечения сухопутных и водных путей, имел все условия для того, чтобы стать политическим, экономическим и культурным центром независимого и сильного государства, в указе Ли Тхай То о перенесении столицы причины этого решения объясняются следующим образом: «Мы выбрали центральное место страны, задумали большое дело, рассчитанное на долгое время и для будущих поколений». Местом же, удовлетворяющим этому замыслу, был Тханглонг, «расположенный в центре от границ нашей земли, он подобен властителю мира, свернувшемуся кольцами сильному дракону, восседающему тигру, равно удален от востока, запада, юга и севера, выгодно окружен горами и реками. Земли там просторные и ровные, плодородные и высокие, население не будет страдать от наводнений, там всего изобилие. Оглядываю землю вьетов — это место поистине является центром света, будет наилучшим местом для столицы правителей десяти тысяч последующих поколений».

Тханглонг на протяжении правления династии Ли застраивался дворцами, храмами, там возводились защитные укрепления. Изображение взмывающего ввысь красивого, сильного дракона стало символом столицы, крепнущих национальных сил. Отныне Тханглонг (Ханой) становится центром страны, сердцем вьетнамского государства. Перенесение столицы в Тханглонг отражало новые потребности развития централизованного феодального государства, подтвердило способность и решимость всего народа отстаивать свою независимость. Понимая эти настроения, двор изменил в 1054 г. название страны на «Дайвьет» («Великий Вьет»). Государство Дайвьет в то время не имело ни обширных земель, ни многочисленного населения, но обладало достаточными силами, чтобы защитить свою свободу. Название страны говорило и о возросшем чувстве самоуважения у правителей страны и в народе, об обострившемся сознании своего равноправия с окружающими странами и народами.

При династии Ли была создана регламентированная система управления страной, во главе которой стоял вуа (король), далее шли высшие сановники и корпус остального служилого чиновничества, военного и гражданского, разделенного на девять рангов; существовал и ряд специализированных ведомств. Была создана система как центральных, так и местных учреждений. Основные административные единицы именовались «ло», «фу», «хюены», «хыонги» и «зяпы». Горные районы были поделены на тяу и чай; районы, удаленные от центра, такие, как Ай, Хоан, также стали именоваться «чай».

В административном аппарате прослойка аристократии, включавшая родственников короля и некоторых лиц, имевших заслуги перед правящим домом, занимала ответственные посты в центре и на местах, принцы крови получали титул выонгов и управляли наиболее важными районами. Чиновники разных рангов отбирались среди детей служилой аристократии, в 1075 г. было объявлено о проведении конкурсов, с тем чтобы расширить источник пополнения административных кадров из способных людей. Чиновники в ту эпоху, как правило, не получали жалованья. Лишь некоторые заслуженные аристократы и чиновники наделялись землями, а прочим чиновникам различных рангов обычно давалось в качестве жалованья право сбора налогов с определенного количества дворов в управляемом ими районе. Они кормились за счет этих сборов и подношений населения. Только служащим судебного ведомства, и то не всем раз в год выдавалось государственное жалованье деньгами и рисом.

С развитием централизованной монархии со времен правления Ли усилилось внимание к разработке государственного законодательства. В 1042 г. Ли Тхай Тонг ввел в действие «Уложение о наказаниях» («Кинь тхы»). Это был первый вьетнамский письменный свод законов. Существовали и ранее записанные отдельные законоположения, но они не носили систематизированного характера, в судах дарил произвол, законодательство не имело общих норм. Судебные законы при Ли допускали применение многих Жестоких мер наказания, что соответствовало общему характеру уголовного права феодальной эпохи, но они содержали и правовые основы судопроизводства, вследствие чего могли в известной степени ограничивать злоупотребления и произвол чиновников. Появление «Уложения о наказаниях» явилось важной вехой в истории вьетнамского права.

Государственная деятельность правителей династии Ли осуществлялась в условиях постоянно существующей угрозы внешних вторжений. Поэтому, чтобы упрочить свое положение и одновременно укрепить оборону государства, создать силы, готовые противостоять вторжениям, феодальные власти обращали особое внимание на организацию армии.

Армия при Ли состояла из дворцовой гвардии и гарнизонов в крупных административных единицах — ло. Дворцовая гвардия обеспечивала защиту столичной крепости. Это были хорошо обученные, тщательно отобранные и организованные части. На груди и на ноге каждого солдата дворцовой гвардии татуировались отличительные знаки, в задачу гарнизонов ло, региональных подразделений, входила охрана и оборона ло, фу, тяу.

Начиная с эпохи Ли воинская повинность была организована по системе переписи населения и строгого рекрутирования. Налогоплательщики общины от 18 до 60 лет составляли основную категорию людей, несших воинскую повинность, и были занесены в списки военнообязанных, в случае войны, когда возникала необходимость более широкой мобилизации населения, власти производили набор по этим спискам. После окончания военных действий воины делились на подразделения, по очереди занимавшиеся обработкой земли. Эта политика, именовавшаяся «жить солдатом в деревне» («нгу бинь ы нонг»), т. е. посылка солдат в деревню на сельскохозяйственные работы, берет свое начало со времен Ли. Тем самым обеспечивались оборонные потребности государства и поставлялась необходимая рабочая сила для сельскохозяйственного производства, в аграрной стране с относительно немногочисленным населением такая система воинской повинности позволила династии Ли создать весьма значительные военные силы, состоявшие из регулярных частей и резерва, который можно было мобилизовать в любой момент.

Кроме того, родственники короля и вожди горных племен имели собственные вооруженные силы, хотя и не очень значительные. В армии при Ли был достигнут довольно высокий уровень организации и подготовки. Она состояла из следующих родов войск: пехота, морские силы, конница, боевые слоны. Вооружение составляли такие традиционные виды оружия, как копья, сабли, луки, щиты; кроме того, имелись приспособления для метания каменных ядер. Мощные вооруженные силы играли важную роль в укреплении централизованного феодального государства.

Вьетнам являлся многонациональной страной. Наряду с вьетнамцами, составлявшими большинство населения и проживавшими на равнинах, многочисленные народности населяли горные районы. На протяжении многих веков малые народности все теснее сплачивались с вьетами в общей борьбе, в XI в. династия Ли использовала немало действенных средств, с тем чтобы еще больше упрочить национальное сплочение для защиты единого государства.

Особенное внимание уделялось горным районам севера и северо-востока. Это были пограничные районы, приобретавшие важное стратегическое значение во время борьбы с вторжениями китайских феодалов, в силу особых географических и исторических условий уровень развития горных народностей был ниже населения равнин. Племенные вожди национальных меньшинств пользовались огромным влиянием и сосредоточивали в своих руках реальную власть над местным населением. Поэтому основным направлением политики династии Ли в укреплении единого государства стало привлечение на свою сторону племенной верхушки. Через них двор стремился упрочить межнациональное единство и расширить сферу своего влияния в горных районах, правители династии Ли нередко прибегали к брачным союзам, выдавая за вождей дочерей королевского рода, присваивали им титулатуру. Многие вожди становились поэтому родственниками государей или придворными. Однако бывали случаи, когда некоторые вожди национальных меньшинств .восставали против двора, так как среди них существовали и центробежные тенденции, стремление к установлению независимого правления [...]

С укреплением единого государства упрочивалось и национальное единство, являвшееся важным фактором в процессе возникновения и развития вьетнамской нации, а также важнейшим политическим условием ее силы, способствовавшим преодолению немалых трудностей в создании государства, отражении нападений со стороны китайских феодалов.

Аграрная политика. В экономической сфере в правление Ли было осуществлено немало мероприятий, направленных на укрепление централизованного государства и защиту интересов господствующего класса; вместе с тем проявлялась и определенная забота о развитии экономики в целом и улучшении жизни простого народа.

Государственная собственность на землю сохраняла господствующий характер и была основой централизованной власти. Подавляющее большинство земельного фонда страны составляли общинные земли. Община по-прежнему являлась основной экономической ячейкой общества, а такие административные единицы, как хыонг, зяп и другие, строились на ее основе. При Ли общины сохраняли еще широкие во многих отношениях права самоуправления. Земля, принадлежавшая какой-либо общине, находилась в ее распоряжении и распределялась между членами общины для обработки. Но ввиду того, что общинные земли считались находящимися в верховной собственности государя, общинник должен был платить ренту-налог, нести повинности и служить в армии феодального государства. Налоговые ставки равнялись 100 тхангам с одного мау земли. Крестьяне-общинники являлись подданными государя и составляли главную производительную силу общества.

в качестве верховного собственника на землю государь имел право жаловать определенное количество крестьянских дворов или общинной земли аристократии или высшему чиновничеству. Размеры пожалований исчислялись по количеству дворов и именовались «тхык фонг» и «тхык ап»71. Пожалованные семьи должны были вносить налоги, а иногда отбывать трудовую и солдатскую повинность в пользу владельца.

Например, Ли Тхыонг Киет, занимавший должность тхай уи, высший военный чин в армии в то время, имел 4 тыс. пожалованных семей категории «тхык фонг» и 10 тыс.— категории «тхык ап». Ли Бат Ньему, обладателю титула «хау»72, были пожалованы 1500 семей тхык фонг и 7500 семей тхык ап. Помощнику тхай уи Лыу Кхань Даму было пожаловано 3 тыс. семей тхык фонг и 6700 семей тхык ап. Сыновья и дочери императора получали также большое количество пожалованных крестьян.

Некоторые аристократы и сановники за особые заслуги награждались землями. Пожалованные земли при Ли обычно именовались «землями брошенного ножа» («тхак зао диен»).

Это выражение имеет следующую историю. Ле фунг Хиеу, награжденный за свои заслуги титулом «хау», по велению короля взошел на гору Бангшон (пров. Тханьхоа), бросил нож так далеко, как только смог, после чего эти земли стали считаться его собственными. Легенда славит силу Ле Фонг Хиеу, но одновременно служит иллюстрацией к одному из способов предоставления пожалований в то время, с тех пор наградные общинные земли обычно назывались «землями брошенного ножа».

Система земельных пожалований привела к возникновению земельных владений, получивших наименование «тхай ап», принадлежавших некоторым представителям аристократии и чиновничества. Пожалования тхай ап осуществлялись в эпоху развивающегося централизованного государства, поэтому такого рода распределение осуществлялось двором. За исключением сравнительно незначительного количества земель, переданных в вечное пользование и ставших тагам образом частными, большая часть пожалованных земель продолжала находиться в собственности феодального государства. Лицо, получившее пожалование, имело лишь право владения и пользования. Это был принцип неполного отчуждения, введенный с целью защиты государственной собственности на землю и гарантии прочности центральной власти. Вопрос о передаче тхай ап по наследству решался властью государя. Он мог передать наследникам право пользования пожалованием, но имел и право отказа. Поэтому во Вьетнаме не существовало крупных наследственных владений и аристократии, имевшей возможность передачи навечно наследственных собственнических прав потомкам.

Община продолжала свое существование и во владениях тхай ап, а общинное крестьянство составляло главную производительную силу. Но оно не несло обязательств перед государством, а находилось в непосредственной зависимости от хозяина пожалованных земель, платило ему ренту-налог, несло повинности. Все же эксплуатация со стороны владетельных лиц не была неограниченной, в принципе она контролировалась государством. Налоговые платежи с пожалованных земель категории «тхай ап» (взимавшиеся в следующих размерах: с земель первой категории — по 100 тхангов с 1 мау, с земель второй категории — по 100 тхангов с 3 мау, с земель третьей категории — по 100 тхангов с 4 мау2* были приблизительно равными уровню налогообложения земель свободных общин. Поэтому экономическое положение крестьянина существенно не менялось и развитие пожалований типа тхай ап не вело к закрепощению общинника. Наряду с эксплуатацией общинника хозяин пожалования тхай ап мог содержать известное число рабов (зя но), использовавшихся главным образом на работах в домашнем хозяйстве, в правление Ли продолжали развиваться отношения рабской зависимости (но ти). Власти запрещали лишь продажу в рабство молодых людей в возрасте от 18 до 20 лет (хоанг нам) для того, чтобы обеспечить набор в армию и несение повинностей для государства, в обществе того времени торговля рабами была еще распространенным явлением.

В силу перечисленных условий пожалования тхай ап при Ли не смогли, развиваясь, превратиться в обособленную силу и противостоять верховной власти двора. Но, будучи в известной степени ограничены, хозяева пожалований обладали все же довольно большими правами. Это было право на эксплуатацию крестьянства в своих владениях, право содержать собственные вооруженные отряды для их защиты. Поэтому тхай ап в той или иной мере являлись носителями факторов раздробленности в обществе.

В периоды ослабления власти центрального правителя титулованная знать использовала свои вооруженные силы для организации выступлений против нее или для захвата трона, в правление Ли Тхай То некий Бо, имевший высокий титул родовой знатности — «потомка основателя государства» («кхай куок выонг») и правивший в фу Чыонгиен (пров. Ниньбинь), создав собственное войско, пытался выступить против двора. Впоследствии он выступил и против Ли Тхай То. После смерти Ли Тхай То в 1028 г. три его сына — выонги Зык Тхань, Донг Тинь и By Дык, каждый во главе своего войска, окружили столицу, намереваясь завладеть троном, не считаясь с назначением законного наследника. Это событие получило название «мятеж трех выонгов». Но подобные попытки быстро подавлялись. Центральная власть оставалась прочной.

Помимо земель деревенских общин, земель, пожалованных аристократии, королевский род владел также и землями государственной казны. Они составляли часть земель, находившихся в собственности феодального государства и под его непосредственным управлением. Обработкой казенных земель занимались военнопленные, заключенные, эксплуатировавшиеся как крепостные. Налоги с казенных земель (680 тхангов с 1 мау земли первой категории, 400 тхангов — с земель второй категории, 100 тхангов — с земель третьей категории)3* превосходили ставки налогов с общинных и пожалованных земель.

Во времена правления династии Ли государственная собственность на землю в трех ее видах — общинной, пожалованной и казенной — являлась основной в обществе. Такая поговорка, как «земля королю, а пагода — селу», является отражением в народном сознании того исторического периода, когда собственность феодального государства на землю занимала господствующее положение. Но наряду с этим можно отметить и развитие частной земельной собственности. Частные земли являлись личной собственностью владельцев (помещиков) и части крестьян, обработавших ее своими силами, с развитием частной земельной собственности такие явления, как продажа и залог земель, земельные конфликты, становятся все более распространенными, что находит свое отражение в «Уложении о наказаниях» времен Ли.

Развитие экономики.
в период правления династии Ли экономическая жизнь страны значительно оживилась.

Сельское хозяйство сделало важный шаг в своем развитии. Феодальные власти уделяли ему немало внимания и проводили мероприятия, способствовавшие его росту. Государство принимало меры по охране рабочей силы и тяглового скота. Устанавливалась ежемесячная очередность смены солдат, чтобы обеспечить их участие в сельскохозяйственном производстве. Крестьян, покинувших деревню, ставших бродягами, возвращали в родные места для обработки земли, в неурожайные годы власти снижали, либо отменяли налоговые сборы с населения. Законодательство предусматривало строгие меры по охране буйволов и быков — основной тягловой силы в сельском хозяйстве. Так, закон не только карал тяжелыми наказаниями за их кражу, но и ограничивал право на убой буйволов для употребления в пищу. Власта учредили систему надзора (бао), представлявшего собой объединение из трех дворов, которые должны были следить друг за другом и, связанные круговой порукой, несли ответственность за убой тяглового скота.

В широких масштабах проводились работы по подъему целины, строительству ирригационных сооружений. Вдоль больших рек, текущих по равнинным районам, были построены дамбы, наиболее важное значение среди которых имела дамба Коса на р. Красной в районе Тханглонга. В провинции Тханьхоа и других районах были вырыты новые и углублены старые каналы. Поскольку сельскохозяйственное производство, главной отраслью которого являлось поливное рисосеяние в равнинных районах, находилось под постоянной угрозой наводнений и засухи, то вновь созданные ирригационные сооружения явились важной предпосылкой для его дальнейшего развития.

Значительный прогресс наметился и в развитии ремесел, особенно таких, как ткачество, гончарное дело, выплавка металла, в художественных промыслах: гравировке, резьбе по дереву и камню, литью колоколов.

Искусные вьетнамские ткачи производили в эпоху Ли значительное количество различных видов хлопчатобумажных и шелковых тканей, вплоть до парчи, атласа с многоцветными узорами, выполненными в оригинальной манере, в 1040 г. Ли Тхай Тонг решил использовать для придворных костюмов производимую в стране парчу, а не закупать ее за границей. Это решение свидетельствовало о высоком уровне развития ткацкого ремесла.

Производство глиняной посуды сделало весьма большой шаг вперед и достигло высокой степени совершенства как в технике производства, так и в оригинальности отделки. Строительные работы обеспечивались продукцией таких отраслей ремесла, как выделка кирпича, черепицы. Гончарные печи того времени производили множество сортов кирпича и черепицы, среди них — черепицу из белого фарфора, черепицу с эмалью, большие кирпичи с орнаментами и девизами правления династии Ли. Бытовые изделия из глины, фаянса, фарфора также отличались богатством форм и искусностью исполнения. Обычно эти изделия украшались темно-коричневой, изумрудной и цвета слоновой кости эмалями — лучшими видами эмалей эпохи Ли с изысканным, гармоничным рисунком. Производились и декоративные изделия, украшенные гравировкой и барельефами весьма искусного исполнения.

Разработка богатств земных недр также сделала определенные успехи. Добыча меди, железной руды, золота, серебра и других металлов была достаточной для того, чтобы удовлетворить потребности в выпуске металлических денег, в литье колоколов, производстве сельскохозяйственных орудий и украшений. Ювелирное искусство изготовления изделий из золота и серебра отличалось большой тонкостью и изяществом.

По деревням жило много ремесленников, производивших изделия для населения. Они калили железо, плавили медь, изготовляли плетеные изделия, бумагу и т. д. Возникло книгопечатание с деревянных досок (ксилография). Оно обслуживало главным образом потребности храмов (печатание канонических текстов).

Развитие ремесел способствовало постоянному увеличению численности ремесленников. Стал практиковаться их наем. Определенное число искусных мастеров направлялось властями в государственные работные дома.

Пути сообщения и торговый обмен между различными районами страны продолжали развиваться. Сеть водных, сухопутных путей и почтовая связь постоянно расширялись. Из столичного города Тханглонга по водным путям, рекам и каналам, а также сухопутными дорогами могли поддерживаться торговые связи с различными частями страны: на севере — вплоть до границ с Китаем, на юге — до Тямпы. На главных путях существовали почтовые станции и земляные насыпи с деревянными щитами, указывающими направления. Все это благоприятствовало росту товарообмена и меновой торговли. Во многих пунктах продолжали собираться базары, становившиеся центрами местного рыночного обращения. Тханг-лонг, политический и культурный центр всей страны, постепенно становился и важным экономическим центром, кроме района «запретного города» — резиденции двора и чиновников — в нем были и районы, где жило простое население. Эти районы представляли собой улицы и кварталы, специализировавшиеся на продаже иль производстве каких-либо товаров. Существовали оживленные рынки, такие, как восточный, западный, южный и др.

Расширялись торговые связи с другими государствами, с соседними странами, с которыми имелись общие границы, такими, как Китай, Тямпа, торговля происходила главным образом в приграничной местности. В частности, в районе вьетнамо-китайской границы в эпоху Ли возникли такие большие торговые центры, как Виньбинь, Хоаньшон, Кхамтяу. Это были весьма оживленные пограничные рынки. Население и торговцы обеих стран доставляли сюда товары для обмена. Случалось, что и власти обеих стран посылали туда миссии для закупки необходимых товаров. Вьетнамцы обычно продавали местную продукцию: продукты леса, благовония, рога носорога, бивни слона, продукты морского промысла — рыбу, соль, покупалась же главным образом парча, бумага, кисти и пр.

Торговля с другими странами Юго-Восточной Азии такими, как Сиам государствами Индонезийского архипелага (Явой, княжеством Палембанг, занимавшим западную часть Явы и восточную часть Малайи) и другими осуществлялась морским путем. Торговые суда этих стран заходили в Вандон (пров. Куангнинь). Это был известный в то время порт в заливе Байтылонг (Тонкинском). В то же время вьетнамский двор, не ограничивая торговые связи, осуществлял тщательный контроль над иностранной торговлей, с тем чтобы обезопасить страну от засылки иностранных шпионов.




2*Cао Hùng Trưng. Annam chí nguyên. Hâ Nội, 1932, c. 82.
3*Там же.


71«Тхай ап», «тхык ап», «тхык фонг» — наименования различных категорий пожалований — податных районов при Ли — Чан. Вопросы о формах эксплуатации, степени зависимости общинников и правах на землю феодалов в этих владениях остаются дискуссионными. Согласно наиболее распространенной среди вьетнамских исследователей точке зрения в них преобладала эксплуатация путем взимания ренты-налога в пользу феодала, но не владение самой землей. (См., например, статьи в журнале «Nghiên cứu lịch sử». 1976, № 3.)
72«Xay»— второй по значению титул знатности.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Леонид Васильев.
Древний Китай. Том 2. Период Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.)

Екатерина Гаджиева.
Страна Восходящего Солнца. История и культура Японии

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

А. Ю. Тюрин.
Формирование феодально-зависимого крестьянства в Китае в III—VIII веках

М. В. Воробьев.
Япония в III - VII вв.
e-mail: historylib@yandex.ru