Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Коллектив авторов.   История Вьетнама

Вьетнам в период господства династий Суй и Тан

После поражения ранних Ли (Ли Нам-дэ, Ли Фат Ты) страна вновь оказалась под владычеством китайских феодалов. Суйский двор упразднил там административные единицы тяу и восстановил деление на округа — Зяоти (Бакбо), Кыутян (пров. Тхань-хоа), Нятнам (пров. Нгеан-Хатинь), в которых было 56 106 дворов, занесенных в реестровые книги. Еще три округа были образованы на захваченных землях Тямпы (от Пров. Куангбинь до пров. Тхыатхиен), там насчитывалось 4135 дворов. Округ Зяоти включал территорию от Лонгбьена (пров. Хабак) до Тонгбиня (Ханой). С этого времени район современного Ханоя становится центром северной части страны.

Формально округа находились в непосредственном подчинении центральной власти. Но в действительности, как о том свидетельствует признание одного из суйских императоров, округа, входившие в прежнее Зяотяу, были землями, управляющимися по принципу «ослабленного поводка». Во времена смут в конце правления Суйской династии Вьетнам полностью прервал отношения с северным соседом. Китайские правители округов (тайшоу) самостоятельно управляли вьетнамскими землями, правитель Зяоти Цю Хэ даже не знал о смерти императора из суйского дома. Жестоко эксплуатируя народ, взимая поборы с иностранных торговых кораблей, Цю Хэ «богатством сравнялся с императором».

В 618 г. китайский род Ли Юаня, поддержанный группой феодалов из Хэбэя, использовав обстановку раскола в стране, основал Танскую династию. Цю Хэ подчинился ей и был назначен наместником всего края Зяотяу. в то же время правитель Кыутяна Ли Юй, женатый на вьетнамке, став вместе со своими сыновьями во главе армии, выступил против танского двора, но был разбит. Правитель Нятнама Ли Яо подчинился Танам лишь в середине 622 г. После этого китайское господство на вьетнамской земле укрепилось. Оно становилось с каждым годом все более обременительным, а методы управления страной — все более изощренными. При Танах в Китае наступил период экономического и культурного расцвета; могущество его явилось результатом жестокой эксплуатации населения своей страны и угнетения более слабых народов соседних стран.

Китайский император Тайцзун высокомерно заявлял: «Покорение варваров прежде осуществляли император Циней — Хуанди и Ханей — Уди. Теперь же мы подчинили священным мечом двести царств, усмирили четыре моря, варвары далеких стран одни за другими также изъявляют свою покорность». На западе власть танского двора простиралась временами вплоть до Памира. Тан-ская армия вторглась в Тибет, в связи с чем было учреждено наместничество «западных умиротворенных территорий». Наместничество «северных умиротворенных территорий» контролировало племена тюрков, жужаней и Монголию. Наместничество «восточных умиротворенных территорий» осуществляло контроль над северо-восточными районами Китая и Корейским полуостровом. Сильное влияние танской культуры сказывалось в этот период на Японии.

Танская династия расширяла внешнюю торговлю, особенно с южными и западными странами.

В танской столице Чанане жило множество иноземцев (торговцев, проповедников) — сирийцев, персов, арабов, прибывавших с Запада. Там можно было встретить и тибетцев, и японцев, и корейцев. Морским торговым портом танского Китая был Гуанчжоу, где проживало немало купцов арабов и евреев. На о-ве Хайнань имелись торговые лавки персов, в книге «Юян цза цзу», рассказывающей о танских временах, содержится упоминание об уже известном китайцам побережье Сомали в Африке.

Вьетнам имел выгодное географическое положение: торговые корабли по пути в Китай заходили во вьетнамские порты, посланцы и проповедники из южных и западных стран, направляясь в Китай, обычно проходили через Вьетнам. Поэтому в глазах танских правителей он приобрел особую важность.

Политико-административное устройство. Танский двор упразднил округа и восстановил деление на мелкие тяу периода Южных династий. В 622 г. было учреждено наместничество Зяотяу, которое в 679 г. было переименовано в Аннам. Наименование страны «Аннам»55 ведет свое происхождение с этого времени. Наместничества осуществляли управление зависимыми окружающими странами, т. е. так называемыми «внешними землями». После восстания Ли Би китайские власти не могли уже вернуться к откровенно жестоким формам и методам управления, применявшимся в ханьскую эпоху. Установление режима наместничества может быть расценено как проявление большей политической «искусности» китайского правительства, но одновременно оно свидетельствовало и о провале попыток иноземных угнетателей осуществить прямую ассимиляцию вьетнамского народа и включить страну в состав «внутренних земель», т. е. собственно китайской территории. Новый режим изменил и методы достижения поставленной захватчиками цели — погасить либо ослабить в сознании вьетнамского народа мечту о достижении полной независимости.

При Танской династии Вьетнам был разделен на 12 административных единиц — тяу, состоявших, в свою очередь, из 59 уездов. Уезды объединяли различные поселения — хыонги и са. Малые хыонги насчитывали от 70 до 150 дворов, большие — от 160 до 540 дворов. Малые са насчитывали 10—30 дворов, большие — 40—60.

В горных районах был установлен так называемый режим «цзи ми»56, где управление осуществлялось племенными вождями. В Аннамское наместничество входила 41 такая административная единица, они были расположены в основном в районе современного Вьетбака. в 711 г. Таны создали военное губернаторство в тяу Фонг (пров. Шонтэй-Хынгхоа), в ведении которого находилась территория бассейна верхнего течения р. красной (место обитания народностей тхай-тайской и тибето-бирманской языковых семей), и военное губернаторство в тяу Хоан (пров. Нгеан-Хатинь), куда вошли горные районы Северного Чыонгшона близ Лаоса (тогдашняя территория государства Ченла), также управлявшихся по принципу «цзи ми».

Во главе китайской администрации стоял наместник, находившийся первое время в непосредственном подчинении центрального правительства, а с 757 г. подчинявшийся цзедуши Линнаня (пров. Гуандун-Гуанси)57. с середины IX в. Таны установили отдельную должность правителя-цзедуши для Аннама. Цзедуши представляли власть танского императора в пограничных районах и обладали большими полномочиями; позднее цзедуши обрели еще большую самостоятельность.

На всем протяжении танского господства власти протектората возводили укрепления, строили крепости, усиливали гарнизоны в столице наместничества Тонгбине, в тяу Хоан, в тяу Ай (пров. Тханьхоа) с тем, чтобы противодействовать повстанческому движению вьетнамского народа и предупредить набеги из соседних стран.

Таким образом, по сравнению с предыдущим периодом господство Танской династии осуществлялось на вьетнамской земле более жесткими средствами. Вместе с тем завоеватели порой прибегали и к «тонким» методам: осуществлению политики «ослабленного поводка», подкупу верхушки общества с целью заручиться ее сотрудничеством в борьбе с народными движениями, привлечь на свою сторону и добиться полной покорности населения.

Многие местные «именитые люди» (хао чыонг) продолжали занимать посты правителей (тхы ши) в различных тяу (так, До Тон Тхань был правителем в тяу Ай, Зыонг Тхань — правителем в тяу Хоан и т. д.). Они могли иной раз становиться даже помощниками наместника, как, например, До Ань Шать. Многие из них нередко занимали должность в среднем и низшем звене бюрократического аппарата (чыонг лай), командные посты в армии1*.

Но народные восстания постепенно разгорались. «Умиротворенный юг» почти никогда не был спокойным. Класс вьетнамских феодалов становился все сильнее. Увеличивалось число патриотически настроенных «именитых людей», пользовавшихся авторитетом, имевших в своем распоряжении военные силы, росло сознание необходимости всенародного подъема для достижения самостоятельности, что стало важным политическим фактором, способствовавшим дальнейшему мощному развитию освободительного движения во время танского владычества.

Экономическое положение. Танский двор стремился к усилению экономической эксплуатации зависимых стран, малых народов, равно как и к развитию своей внешней торговли. Аннамское наместничество считалось в этом отношении одним из важнейших.

Таны продолжали практиковать традиционные способы эксплуатации, установленные при прежних династиях, а именно даннические отношения.

Каждый год тяу и уезды Аннама должны были отправлять китайскому двору в качестве дани множество местной ценной продукции (слоновьи бивни, рога носорога, черепаховые панцири, перья зимородка, желчь удава, рыбью кожу, алоэ, золото, серебро), большое количество ремесленных изделий (шелковую пряжу, креп, газовые ткани, тростниковые изделия, белый воск). Дань каждого тяу приравнивалась к стоимости 50 кусков шелка.

В начале правления Танской династии Аннам каждый год должен был поставлять 10 кусков ткани из бананового волокна, 2 тыс. плодов арековой пальмы, 20 канов58 рыбьей кожи, желчь 20 удавов, 200 связок перьев зимородка. Округ Нятнам поставлял два слоновых бивня, 4 рога косорога, 20 канов алоэ, 4 связки золота в пластинах2*.

Кроме дани было введено много новых налогов. Историки тайского времени вынуждены были признать, что налоги, установленные чиновниками Аннама, были очень тяжелы. Только ежегодная сумма поступлений с соляного и железоделательного промыслов, посылаемая в Линнань, достигала суммы 400 тыс. куанов59. Кроме этого существовал налог на добычу драгоценностей (семья, занимавшаяся ловлей жемчуга, платила налог в 100 хоков60 риса ежегодно), налог на производство джута, рами, хлопка и т. п. Это были налоги, относившиеся к категории «внешних». Главными же формами эксплуатации были натуральные подати и повинности — то, зунг, диеу3*. Позже все они были переведены в разряд налогов, собирались каждые полгода и именовались «двухразовым налогом». Кроме того, существовал подушный налог. Налогоплательщики, в зависимости от состоятельности, делились на три категории: принадлежащие к наивысшей категории платили по

1 тхать 2 дау риса, к средней — по 8 дау, к низшей — по 6 дау. Дворы горных племен («зи лао») облагались половиной налога. Однако танскне власти обычно понуждали их вносить налог по полным ставкам.

Танский двор вел чрезвычайно пышную жизнь. Кладовые его столицы Чанана ломились от золота. Танские власти, стремясь дочиста обобрать все южные районы, постановили, что налоги из Янчжоу должны вноситься деньгами, из Цзяннани — хлопчатобумажными тканями, а из Аннама — шелком.

Вьетнамское население подвергалось грабежам, вымогательствам и со стороны местной китайской администрации. Танские историки вынуждены были признать, что большая часть чиновников в Аннаме были «людьми алчными». Аннам считался богатой страной, и тот, кто хотел там служить, должен был дать большую взятку. Чиновники, «за рис и деньги продвигаясь по службе», прибегали к неограниченным поборам, чтобы как можно быстрее возместить суммы, затраченные на покупку должности, а затем и нажиться; налогообложение постоянно увеличивалось.

И если допускались известные послабления относительно части местных верхов, с тем чтобы приобрести в их лице опору наместничества (практиковалось наделение чиновников так называемой «служебной землей», податными крестьянами, назначение на должности), то крестьянство угнеталось все сильнее, испытывая двойной гнет — иноземной администрации и местных землевладельцев.

Очень многие «именитые люди» из числа вьетнамцев стали наследственными феодальными владетелями, управляли относительно большими районами, на территории которых находилось от нескольких сотен до нескольких тысяч крестьянских дворов. Так, род До Тон Тханя правил четырьмя хыонгами «с дедовских времен», «податных у него было и налогов собиралось столько же, как в целом округе» (по сведениям «Истории Танской династии» — «Тан шу»). Ли Зо Док занимал должность правителя (дай тху линь) в тяу Ламтэй (пров. Хынгхоа) (по сведениям из «Мань шу»). Все они принадлежали к «большим родам», «богатым домам», владевшим сотнями кладовых с зерном, громадным количеством земель, что позволяло им строить большие усадьбы, возводить пышные пагоды, в их домах обычно находились тысячи «пришлых», «приемных детей», т. е. крепостных, рабов и зависимых людей (по сведениям из «Собрания высказываний выдающихся святых из сада дхьяны» — «Тхиен уйен тап ань нгы люк»).

Владетельные лица (лань тюа) обладали не только большим количеством земель и крестьян, т. е. сильными экономическими позициями, но и имели свои вооруженные отряды. Такие отряды, называвшиеся в танских исторических книгах «местными отрядами», «семейными дружинами» (тхо куан, зя бинь), состояли из рабов и зависимых людей того или иного хозяина.

Социальная жизнь. Грабительская политика китайских властей, двойной гнет и эксплуатация при танском господстве вызвали быстрое и все возрастающее обнищание народа. Со второй половины VIII в. участились наводнения и засухи. Общее положение в стране ухудшилось из-за продолжительных войн, наносивших серьезный ущерб производительным силам, в танских хрониках содержатся указания на то, что Аннам в течение многих лет терпел стихийные бедствия, голодал, не присылал ежегодной дани; распространялось такое явление, как похищение людей для продажи в рабство, работорговля. Все более явным становился процесс классового расслоения общества.

Класс феодалов состоял из местных «именитых людей» и некоторого числа китайских шифу62, помещиков, чиновников, прибывших, чтобы «поднимать целину, создавать деревни» на территории Аннама.

Крестьянство делилось на несколько категорий. По сведениям, содержащимся в «Новой истории Танской династии» («Синь Тан шу»), на аннамской земле под управлением танской администрации находилось 56 878 дворов. Это были большей частью семьи крестьян, обрабатывавших землю. Они состояли в ведении наместнического аппарата и по имущественному положению подразделялись на три категории налогоплательщиков. По сравнению с периодом ханьского господства численность податного населения, находившегося в ведении китайских властей, заметно уменьшилась. Это было вызвано тем, что часть крестьян разорялась, покидала свои селения, попадала в зависимость к местным феодалам и храмам, где была на положении рабов, и исключалась из реестровых списков аппарата китайского наместничества, процесс этот приобретал все более широкий характер [...]

Сельское хозяйство. в период воин, охвативших конец VI — начало VII вв., хозяйственная жизнь Вьетнама переживала тяжелый кризис. Однако в начале танского правления сельское хозяйство было восстановлено. Расширились земли, где производился двукратный (в год) сбор урожая риса, увеличились площади под бататом и некоторыми другими продовольственными культурами. Крестьяне выращивали несколько видов растений, дающих сырьевое волокно: джут, рами, хлопок. Особенное распространение получили посадки тутовника и разведение тутового шелкопряда в районах от тяу Фонг (север пров. Хатэй, Пров. Виньфу) до тяу Ай (пров. Тханьхоа). Развивалось садоводство; разводились различные породы свиней, собак, кур, уток, голубей, многие семьи держали павлинов, перья которых шли на изготовление вееров. Из Юннани и Сычуани была завезена во Вьетнам порода лошадей тхук (шу).

Ремесло. Неуклонно развивалась обработка металла. Об этом свидетельствовало большое количество металлических денег, получаемых властями протектората в качестве налога.

В одной из могил периода танского господства, обнаруженной в Иенбае, найдены молот, наковальня и много наконечников стрел, сделанных из железа. Раскопки других могил показывают, что использование железных гвоздей, ножей и других предметов было весьма распространенным явлением. Орудия труда и оружие делались целиком из железа. Медь широко использовалась в изготовлении предметов домашнего обихода (подносов, тазов и т. п.) и при чеканке монет.

Материалы раскопок захоронений этого периода в провинции Хабак, в городах Ханое, Тханьхоа и других обнаруживают широкое распространение фарфоровых и фаянсовых изделий. Много печей для обжига глиняной, фарфоровой посуды, кирпича, черепицы, относящихся к той эпохе, найдено в Тханьхоа, Хабаке и других местах.

В деревне наиболее важное место после земледелия и разведения шелкопряда занимало ткацкое ремесло. Существовало производство различных сортов тканей: помимо традиционных тканей из джута, рами, бананового волокна, хлопка во Вьетнаме выделывались также шелковые ткани, креп, газ, парча, атлас, качество которых заслужило похвалы танских летописцев. Улучшалась техника ткачества и крашения. Розовая и пурпурная парча, воздушная кисея считались тканями высшего сорта и поставлялись танскому двору в качестве дани. Изделия из тростника, золота, серебра принадлежали к числу широко популярных товаров. Горнорудные промыслы, в частности добыча золота, серебра, железа, меди, достигли значительного уровня развития.

Искусные ремесленники принудительно, в порядке трудовой повинности, отправлялись властями на строительство общественных учреждений, храмов и пагод (возводившихся из кирпича и крытых черепицей), в оружейные мастерские, на строительство военных судов, в 808 г. Чжан Чжоу собрал ремесленников для постройки более 400 судов «с медной обшивкой», каждое из которых имело 32 гребца и 25 бойцов. Это было казенное ремесленное производство. В делом же ремесло не отделилось еще от сельского хозяйства.

Транспорт и торговля. К VII—VIII вв. во Вьетнаме появилась целая сеть водных и сухопутных путей сообщения, связывавших административные центры между собой и со столицей Тонгбинем.

Существовал путь из Тонгбиня в тяу Фонг вдоль верхнего течения р. Красной, к району расселения народностей таи, лоло> хани на северо-западе, и доходящий до Цзиньнина (пров. Юн-нань), откуда дороги расходились в государство Шу (пров. Сычуань), в Бирму, Индию, Центральную Азию. Это были старинные пути, соединяющие Вьетнам с юго-западными районами Китая, Центральной Азии, Индией.

Сухопутная дорога из тяу Хоан проходила по горам Хоань-шон в Тямпу (район Центрального Чунгбо), существовал путь через перевал Вуон (пров. Хатинь), через территорию Ченла до Вьентьяна (в танской историографии он именовался «Вандан», позднее — «Вантыонг»).

Развивалась оживленная морская торговля; между Вьетнамом II Гуанчжоу, самым крупным внешнеторговым центром тайского государства, постоянно курсировали торговые суда.

Археологические раскопки обнаружили на территории Вьетнама множество медных монет танской эпохи, например монеты времен царствования императоров Кайюаня (713—741), Цяньюаня (758—760) и др. К концу правления Танской династии кроме медных денег, выпускаемых двором, получили хождение монеты, нелегально выпускавшиеся на местах. Найдены образцы монет периода царствования Кайюаня, сделанные из камня (район горы Вой близ Тхайнгуена).

Между равнинными и горными районами поддерживались постоянные экономические связи, в горной местности тяу Хоан существовал регулярный рынок, собиравшийся раз в 10 дней, у северных границ действовали многие центры торговли и обмена. По торговому пути вдоль р. Красной направлялись во Вьетнам лошади, закупленные в государстве Шу (Тхук). Много торговцев из стран Центральной Азии (именуемых в старинных книгах «хитрыми купцами») прибывало во Вьетнам, в том числе согдийские торговцы из междуречья Сырдарьи и Амударьи. Жители Ченла, переходя через хребет Чыонгшон, прибывали во Вьетнам для закупки коней и оружия.

Парусные суда из Конлона (Малайя), Явы, Индии, Персии, арабских стран, груженные благовониями, приправами, медикаментами, изделиями из стекла, железа, олова, заходили в портовые города Зяотяу, в Гуанчжоу; здесь же велась и торговля рабами.

Торговцы из внутренних районов Китая привозили во Вьетнам фарфоровые изделия, чай, лекарства.

Из Вьетнама вывозилась продукция лесного и охотничьего промыслов, шелкоткацких и ювелирных ремесел.

Внешняя торговля Вьетнама подвергалась строгому контролю со стороны танских чиновников, обычно запрещавших населению торговать с иноземными купцами. Торговые суда других стран они облагали высокой пошлиной, заставляли устраивать обильные угощения при досмотре товаров, принуждали дешево продавать дорогие изделия и т. п.

Для горных районов власти старались установить такие же налоги, как и для равнинного населения. Больше всего они наживались на продаже соли жителям этих районов (за один дау соли требовали буйвола). Усиление эксплуатации горных племен и быстрое обнищание народных масс в целом явились отличительной чертой социально-экономической жизни Вьетнама в эпоху тайского господства. Это объясняет, почему в это время борьба за достижение независимости стала носить широкий характер, охватив как равнинные, так и горные районы. Очаги ее вспыхивали всюду, в нее вовлекались все более широкие слои трудового населения.

Танская династия не только эксплуатировала различные народности, населявшие Вьетнам, но и использовала Аннам как плацдарм и орудие для захвата и порабощения других народов южных стран. В течение VIII—IX вв. власть танских феодалов в Аннаме заметно слабела, аппарат наместничества разлагался. Население, испытывавшее и без того большие лишения под гнетом танского двора, стало также нести немалый ущерб в результате участившихся нападений Явы, малайского княжества Конлон, Тямпы, Наньчжао.

Между вьетами и народами стран Южных морей с давних пор существовали культурные и торговые связи. Посланцы и торговые суда из Явы и других южных стран часто посещали портовые города Аннама. в танскую эпоху многие вьетнамские бонзы, хорошо владевшие языками (малайским, санскритом и др.)» направляясь в Индию изучать буддизм, посещали страны Южных морей.

В середине VIII в. на о-ве Ява существовало могущественное государство Шайлендра («Горное королевство»). Правители Шайлендры совершали частые набеги на страны Индокитайского полуострова, опустошали прибрежные районы Нячанга (Фанранга, Пандуранга), входившие в состав Тямпы. в 767 г. войска яванского государства и малайского княжества Конлон, совершив нападение на прибрежные районы Зяотяу, продвинулись до Тонгбиня и осадили город. Наместник Аннама Чан Бои вынужден был обратиться за помощью к Гао Чжэнпину в тяу Вудинь (район Вьетбака), и военные силы последнего разбили яванско-малайские войска в Тюзиене (район нижнего течения р. Красной).

После того как Тямпа была разбита в 605 г. Лю Фаном63, правители ее формально подчинились Суйской династии, но в действительности направили все усилия на воссоздание своего государства и возвращение земель Нятнама.

Танские наместники не контролировали тяу, расположенные к югу от Хоаньшона. Все учреждения, ведавшие этими районами, находились в южных областях тяу Хоан, в 803 г. тямские войска напали на район севернее Хоаньшона, захватили тяу Хоан и Ай (провинции Нгеан, Хатинь, Тханьхоа), где установили свою власть. Представители танской администрации не смогли оказать тямам никакого сопротивления. Лишь в 809 г. Чжан Чжоу изгнал тямские войска из этих районов, в тот момент, когда Кхук Тхыа Зу64 добился независимости северной части Вьетнама, граница с Тямпой проходила уже по Хоаньшону.

Земли, прилегающие к правому и левому берегу р. Красной,-расположенные к северу от тяу Фонг, издавна были районом расселения малых народностей, в китайской «Истории диких народностей» («Мань шу») земли от тяу Фонг до тяу Камдыонг (пров. Лаокай) назывались местом обитания «непокоренных лао» («шинь лао»). Начиная с VII в. танский двор учредил здесь несколько тяу «цзи ми», подчиненных Аннамскому наместничеству, главами местной администрации были племенные вожди, носившие титулы правителей округов (тайшоу).

Территории от тяу Камдыонг до тяу Луну (нынешний район Линьань в пров. Юннань) были местом расселения народностей, говорящих на языках тибето-бирманской группы, или «варваров мань-цюан»65, как они именуются в «Истории диких народностей» («Мань шу») и в «Истории династии Тан» («Тан шу>>). в этом районе танские власти учредили округ Танцюань и тяу Тан (район Мэнцзы в пров. Юннань), один из 12 тяу, входивших в Аннамское наместничество, в 791 г. танские власти учредили 18 округов «цзи ми», находившихся в непосредственном подчинении военного губернаторства тяу Фонг, с тем чтобы усилить режим эксплуатации малых народностей северо-западных районов.

Обитавшие там племена оманов занимались разведением. крупного рогатого скота, лошадей и обязаны были вносить налоги администрации наместничества. Каждый год жители этих районов пригоняли скот в тяу Ламтэй (пров. Хынгхоа) для обмена на соль и другие необходимые товары. Китайские власти разместили там 6 тыс. солдат «для защиты урожая» и установили военные посты на границах тяу Ламтзй, Тян, Данг (пров. Хынгхоа).

В 854 г. наместник Аннама Ли Чжо, известный своей алчностью, послал своих людей с соляным грузом в район Ламтэя для обмена на скот племен о-манов, причем приказал за каждое животное давать лишь 1 дау соли. Это вызвало резкое недовольство со стороны этих племен, которые с тех пор перестали пригонять скот и открыли дорогу войскам Наньчжао для набегов на Вьетнам.

Наньчжао занимало западную и северо-западную часть провинции Юннань, центром ее был Дали (Куньмин). «Чжао» — общее наименование племен местных народностей. Всего насчитывалось шесть чжао, т. е. шесть больших племен. Чжао Мэншэ, занимавшее южный район, получило поэтому название «Нань-чжао», т. е. «Южного чжао». в первой половине VIII в. Нань-чжао в результате захвата земель других пяти чжао сумело создать обширное государство, постепенно подчинило себе Бирму, его территория расширилась вплоть до Индии (на западе), Тибета (на северо-западе), а на юге — до северо-западных пределов Вьетнама.

Во второй половине VIII в., когда танское государство уже ослабевало, войска Наньчжао неоднократно совершали нападения на пограничные вьетнамские территории. Набеги на Аннам совершались в 816, 832, 846 гг. и в последующие десятилетия, в 853, 858, 861, 862 гг. войска Наньчжао продвигались вплоть до Тонг-биня. В феврале 863 г. военные силы Наньчжао захватили Тонг-бинь. Во время этого нашествия десятки тысяч людей были ограблены, истреблены, угнаны в рабство. Танские войска и военачальники вместе с уцелевшими гражданскими чиновниками бежали в Китай. Но население Вьетнама начало повсеместно подниматься на защиту своих родных мест, оказывая упорное сопротивление захватчикам. Лишь в конце 865 г., когда генерал Гао Пин привел в Аннам китайские войска, изгнал армию Наньчжао и обратил свои силы на подавление сопротивления местного населения и знати, там было восстановлено танское господство, с этого времени танский дом переименовал Аннамское наместничество в «Правление областями спокойного моря» («Тиньхай куан тиет чан»), во главе которого стоял цзедуши. Гао Пин построил крепость Дайла в Ханое, увеличил численность войска, восстановил реестровые книги, упорядочил налоги, разделил селения на 159 хыонгов.

Культура. Китайская культура при Танах переживала период расцвета. Влияние китайской литературы, искусства, религии в это время распространилось на все страны Дальнего Востока.

Танская эпоха была золотым веком китайской поэзии. Развивалась конфуцианская культура. Была упорядочена система просвещения и конкурсных экзаменов, создана академия «Хань-линь», зародилась ксилография. После возвращения бонзы Сюань Цзана из «путешествия на запад» буддизм восстановил свои позиции и получил дальнейшее развитие. Особую роль стал играть даосизм, явившись источником вдохновения в поэзии и живописи. Многие танские военачальники были даосскими служителями культа.

Власти танского протектората использовали утонченную культуру своего времени для того, чтобы углубить влияние на вьетнамский народ, насаждая в большей, чем прежде, степени конфуцианство, буддизм, даосизм.

Для этого было несколько расширено обучение представителей высших слоев вьетнамского общества китайскому языку. Последние участвовали в конкурсных экзаменах в самом Китае, некоторые получили назначение на административные посты в протекторате.

И все же это время еще нельзя считать периодом расцвета конфуцианства во Вьетнаме, хотя оно гораздо глубже, чем прежде, распространилось среди высших слоев общества. Так, глава рода Кхыонг, Кхыонг Тхан Зык, правитель тяу Тхы, видя успехи в учебе своих сыновей (Кхыонг Конг фу и Кхыонг Конг фука), послал их для дальнейшего обучения в столицу танского Китая Чанан. Кхыонг Конг фу получил степень «цзиньши»66, достиг одной из высших придворных должностей (наставника). Позволив себе некоторые откровенные высказывания перед императором, он вызвал недовольство последнего и был уволен. Кхыонг Конг Фук служил младшим чиновником в ведомстве ритуалов.

Однако и обучение, и прохождение конкурсов были в Аннаме по-прежнему ограниченны: танское законодательство 845 г. предусматривало, что аннамские ученые допускаются на экзамен для получения степени «цзиныди» в количестве не более восьми человек, а на экзамен по «классическим» книгам — не более десяти4*.

Буддизм также получил широкое распространение в северной част» Вьетнама.

В суйскую и танскую эпохи во Вьетнам из Китая было занесено два направления буддийского учения ветви тхиен67. Первое, проповедуемое бонзой Винитаручи, распространилось в конце VI в., иситрсм его стал храм Фапван (пров. Хабак). Второе направление, возглавлявшееся бонзой Во Нгон Тхонгом, распространилось в начале IX в., центром его стал храм Киеншо близ Ханоя.

В то время уже насчитывалось немало больших храмов (88 в Зяотяу), в том числе и такие, где жили сотни монахов. Появилось много буддийских бонз-вьетнамцев. Храмы, будучи одной из категорий феодальных землевладельцев, распоряжались большим количеством земель, зависимых крестьян (диен но). Таким образом, во Вьетнаме возник слой духовенства, ставшего в ту эпоху и основным слоем феодальной интеллигенции. Многие бонзы совершали паломничества в Индию для изучения буддийских канонов, направлялись в Чанан, где проповедовали буддийские доктрины при танском дворе.

Наряду с буддизмом процветал даосизм. Танский двор направлял множество даосских монахов и гадателей-геомантов во Вьетнам. Таковым был, например, и сам наместник Гао Пин, ставший там главой даосского культа. Особая миссия лежала на геомантах, посылавшихся, чтобы «скрыть сосуды дракона» [...]68.

По данным книги «Записи о восьми уездах Зяотяу» («Цзяо-чжоу ба сянь цзи»), кроме 88 буддийских храмов в Зяотяу был известен еще 21 центр даосского культа. Многие из них процветали и позже, например Тхонгтхань (Вьетчи), построенный в 650—655 гг., просуществовал до XIV в. в центре Тхонгтхань осуществлялось поклонение духам р. Тамзянг — духам-покровителям района Батьхак. Это свидетельствовало о том, что уже в то время произошло сближение даосизма и древнего вьетнамского культа поклонения духам рек и гор.

Буддизм, даосизм сочетались с древними народными верованиями вьетов.

Процветал культ духов горы Танвьен. Вьетнамские села и деревни сохранили обычай почитания духов-хранителей тех предков, имена которых связывались с историей образования государства, основанием данного поселения, с героическими деяниями. В районе Тонгбиня, центре Аннама, почитались Ли Онг Чонг, То Лить. Власти вынуждены были признать последнего как «царя духов-покровителей столицы». Иноземные религии так и не смогли вытеснить древних верований вьетнамского народа. Даосские монахи и маги из Китая, практикуя геомантические ритуалы, связанные с «сокрытием сосудов дракона», пытались изгнать вьетнамские божества. Но народ творил легенды о То Лите, который посредством волшебства сломал тысячу железных секир Гао Пина и заставил священную гору Танвьен извергнуть воду на его алтарь, тем самым осквернив его. После чего Гао Пин в испуге воскликнул: «Чудесные силы Южного края нельзя обмануть. Увы, благоприятные духи отвернулись от меня. Долго уже живу в страхе, нужно быстрее возвращаться на север» («Дивные повествования земли Линьнам» — «Линь нам тить куай»).

Таким образом, во времена тайского господства все три религии — конфуцианство, буддизм, даосизм — имели во Вьетнаме довольно широкое распространение, а впоследствии укоренились еще больше, в определенной степени они смешались между собой, переплелись с традиционными народными верованиями.

В течение более чем 300-летнего танского владычества вьетнамский народ сумел воспринять и переработать в соответствии со своими традициями заимствования из Китая, Индии и других стран как в области материального производства, так и в области духовной жизни, культуры, искусства, сумел создать основу самобытной культуры, которая после X в. приобрела подлинно народный характер.




1*Tư Mã Quang. Tư tr| thông giám. Кн. 250.
2*Đỗ Hựu. Thông điền. Кн. 6.
3*То — взнос налогоплательщика, обрабатывающего общинную землю, в размере 2 тхатей риса. Зунг — отработка налогоплательщиком на общественных работах 20—50 дней в году. Диеу — уплата податей ремесленными изделиями, обычно хлопчатобумажными тканями (по 2 чыонга 5 тхыоков), шелком (по 2 чыон-га) и т. п.61.
4*Lê Trẵc. An Nam chi lưоc... Кн. 10.


55Аннам — В переводе — «Умиротворенный юг»
56«Цзи ми» (вьетн. «ки ми») — термин традиционной китайской историографии, характеризующий принципы отношений центральной власти с соседними народами или окраинными областями с некитайским населением: предоставление пожалований и даров местным правителям с целью удержать их в орбите овоего влияния.
57В это время Аннам был формально включен в состав крупной административной единицы Линнань.
58Кан — мера веса, 604,5 г.
59Куан — основная денежная единица
60Хок, тхать, дау — меры объема сыпучих тел. Величина их применительно к тому времени неизвестна, в XVII—XVIII вв. исходной единицей объема был 1 тхыок (1200 зерен риса), 10 тхыоков составляли 1 хоп, 10 хоп составляли 1 тханг, 10 тхангов составляли 1 дау, 10 дау составляли 1 хок, или тхать. в XIX в. после унификации мер 1 тхыок соответствовал 0,029 л, 1 хок—0,29 л, 1 тханг — 2,93 л, 1 хок —76,2 л. «Nghiên cứu kinh tể»..., 1978, № б, с. 39—48
61Меры длины: 1 тхыок—40 см, 1 чыонг равнялся 10 тхыокам или 4 м.
Ланг — мера веса, 37,3 г
62Шифу — лицо, прошедшее конфуцианские конкурсные экзамены и получив¬шее право на занятие должности чиновника.
63Лю Фан — китайский военачальник.
64Кхук Тхыа Зу — вьетнамский феодал, добившийся в начале X в. признания танским двором своего фактически независимого самостоятельного управления Вьетнаом.
65«Мань» («варвары») —обозначение в китайской традиционной историографии некитайских народностей на южных окраинах Китая или за его пределами.
66Цзиньши (вьетн. тиен ши) —лицо, прошедшее конкурсные экзамены в столице
67Тхиен (кит. чань) — одно из направлений индийской буддийской школы Созерцания (дхьяна).
68Представления о благоприятных (голубой дракон) и неблагоприятных (бе¬лый тигр) воздушных стихиях, использовавшиеся геомантами в качестве магических средств овладения скрытыми «жизненными силами» местности, страны, народа
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Л.C. Васильев.
Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)

Под редакцией А. Н. Мещерякова.
Политическая культура древней Японии

Дж. Э. Киддер.
Япония до буддизма. Острова, заселенные богами

Коллектив авторов.
История Вьетнама

М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров.
Древние китайцы: проблемы этногенеза
e-mail: historylib@yandex.ru