Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Кайрат Бегалин.   Мамлюки

Глава V. Дети Шамбалы

   Подобно метеоритам, появлялись и исчезали кочевые племена, менялись их имена – гиксосы, скифы, саки, гунны, аланы, авары, булгары, хазары, сабиры, половцы, печенеги, кыпчаки и многие другие, но с изменением названий мало менялись быт, образ жизни, этнический характер и культура.

   Кочевые тюрки широко заявили о себе на исторической сцене гораздо раньше арабов и стали известны еще до начала эпохи великих завоеваний. Позже они защищали границы мусульманского мира, оберегая покой и сон мирных граждан.

   Джавахарлал Неру в книге «Взгляд на всемирную историю», отметил, что тюрки не создали свою цивилизацию, подобно китайцам, индусам или иракцам. У них была другая роль – «они олицетворяли военную доблесть Азии».

   Правда, во многовековой истории тюркских племен были случаи возникновения недолговечных, но могущественных империй: держава Аттилы, Великие тюркские каганаты (первый и второй), Хазарский каганат, Золотая Орда, Османская империя, империя Тамерлана и другие. Всего их было шестнадцать.

   Вместе с тем в разные эпохи и в различных уголках Евразии кочевые тюрки поддерживали династии правителей. Именно они создавали ксенократические государства и устанавливали в них династии правителей: Тулуниды (IX в., Египет и Сирия), Ихшидиды (X в., Египет, Сирия), с небольшими разногласиями Аййубиды (Египет, Сирия, Диарбекир, Йемен), мамлюки (1250–1517 гг., Египет, Сирия,), Расулиды (1229–1454 гг., Йемен), династия Ануш-тегина (1077–1231 гг.), Караханиды (992-1211 гг., Маверанахр и Восточный Туркестан), Зингиды (1127–1222 гг., ал-Джазар и Сирия); Ильдегизиды (1137–1225 гг., Азербайджан), Салгуриды (1148–1270 гг., Фарс); Сельджукиды Рума (1077–1307 гг., Анатолия); Данишкимеиды (1071–1178 гг., Восточная Анатолия); Караманиды (1256–1483 гг., Центральная Анатолия); Джалаириды (1336–1432 гг., Ирак, Курдистан, Азербайджан); Сефевиды (1501–1732 гг., Иран); Газневиды (977-1186 гг., Хорасан, Афганистан и Северная Индия); Делийские Султаны (1206–1555 гг.); Туглуикиды, Халджиты, Сейиды, султаны Бенгалии (1336–1576 гг.); султаны Кашмира (1346–1549 гг.); султаны Шарки и Джайпура (1394–1479 гг.); султаны Мальвы (1401–1531 гг.); Бахминиды и их преемники (1347–1527 гг.).

   Иностранные легионы существовали в армиях многих стран с древнейших времен. Как правило, они состояли из наемников, поступавших на военную службу добровольно. В средневековых хрониках мусульманского Востока тюркские военные формирования фигурируют под разными именами: «гулямы», «кулы», «куламы», «капукулари», «турушка», «кулемены» и другие.

   В гвардии династии Аййубидов, правившей в средние века Египтом и Сирией, роль защитников отечества выполняли мамлюки. Принято считать, что само слово «мамлюк» означает – «принадлежащие», то есть – «невольники». Если так, то сегодня уже сложно сказать, почему в той части света, которая известна своими давними рабовладельческими традициями, именно рабам доверили святую миссию – защищать покой и сон мирных граждан.

   У этого феномена, должно быть, существуют свои объяснения, но единого мнения у современных историков нет. По-разному они толкуют события той далекой эпохи, а читая труды некоторых авторов, невольно думаешь, что в экстремальной ситуации обязательно находятся люди, чувствующие себя призванными вести народы из тупика. Они прокладывают путь, увлекая за собой людей твердой уверенностью в себе. И даже рабы в такой ситуации становятся господами. Явление это довольно подробно описано величайшими мыслителями М. Вебером и Л. Гумилевым.

   Вебер первым обосновал так называемую теорию «харизматического руководства», где понятие «харизма» он трактовал как благословение неких непостижимых сил, причем, не обязательно светлых. Согласно его теории, харизматики не только выводили народы из кризиса, но также и заводили их в тупики, что неминуемо приводило к распаду систем.

   Суть мало меняется, если описывать тот же процесс в терминах Л. Гумилева. Движение «этносов» во времени и пространстве создавалось страстно увлеченными вождями, то есть «пассионариями». Победа, однако, приводила движение к фазе «угасания», что Вебер называл «рутинизацией харизмы».

   Правда, мысли эти почему-то не кажутся новыми и проглядывает в них всего лишь современный пересказ той древней формулы, что нашла отражение в фантастической истории о двух братьях Шамбале и Агарти. Каждый из них в трагическое для их народа время выбрал свой путь в жизни, увлекая за собой и разделяя на две ветви некогда единый степной народ, но только одному из них удалось создать сказочную страну Шамбала, что когда-то существовала где-то в глубинах Азии, и рождались в ней маги-водители народов. Вырастая, дети Шамбалы покидали родину, и уходили в мир, чтобы указать верный путь всему Человечеству.

   Было время, когда все сводили к мифу, растворяя добрую часть истории в светлых водах религии. Но вот высохла та река, и на месте том остался лежать только сухой песок. Глядя на него, современная наука пытается понять, насколько чиста была вода в той реке? И только тот, кто не задается этим вопросом, способен разглядеть в мифах самые значимые и умные рассказы, рожденные фантазией древних, и мифического в них для жителей далекой эпохи было не более, чем сегодня мы видим в современных теориях М. Вебера или Л. Гумилева. Просто создавались они в разное время и только в этом, по-моему, их разница.

   Кто знает, быть может, пройдет еще две тысячи лет, и потомки скажут, что наша эпоха была наивна и глупа, поэтому и фантазия людей рождала такие же мифы и легенды, какими сегодня нам кажутся истории подобные рассказам о Шамбале.

   Впрочем, у каждой эпохи свои события, которые в памяти народов со временем становятся мифами и легендами. Немало было рождено их в связи с возвышением династии мамлюков, историю которых следует рассматривать в общем контексте истории происхождения тюркских военных формирований в странах арабского Востока. В целом все это представляет собой значительный интерес в плане изучения одной из пропущенных глав истории тюркских народов.

   Тюрки спасли мусульманскую культуру от насилия крестоносцев и монголов, загнали греков за Босфор, остановили продвижение чингизидов на Ближний Восток, распространили ислам от Египта до берегов Инда.

   Отмечая особую роль касты тюркских воинов в истории ислама, необходимо сказать, что они прошли долгий и мучительный путь к своему светлому мигу. А их яркому появлению на исторической сцене предшествовали события и явления, память о которых постепенно угасает во тьме веков. И уже сегодня события тех лет выглядят так, будто складывались они из случайностей, породивших в итоге мамлюкский феномен. Но объяснение его скрыто в эпохе, которую еще предстоит не столько изучить, сколько понять. Возможно ли это, если сохнет река?…


загрузка...
Другие книги по данной тематике

Чарлз Патрик Фицджералд.
История Китая

Фируз Казем-Заде.
Борьба за влияние в Персии. Дипломатическое противостояние России и Англии

Дэвид Бакстон.
Абиссинцы. Потомки царя Соломона

Николай Скрицкий.
Флагманы Победы. Командующие флотами и флотилиями в годы Великой Отечественной войны 1941–1945

Николо Макиавелли.
Искусство побеждать противника. Изречения и афоризмы Н. Макиавелли
e-mail: historylib@yandex.ru