Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Г. А. Порхунов, Е. Е. Воложанина, К. Ю. Воложанин.   История Сибири: Хрестоматия

Учитель любви к Родине

Омск – родной город Николая Михайловича Ядринцева. В очерке «Детство» он пишет: «Я родился в городе Омске, в Западной Сибири, в 1842 г. и был сыном купца, приехавшего из Перми в Сибирь на частную службу и управляющего частными делами и золотопромышленностью Базилевского, Рюмина и др.».

В Государственном архиве Омской области хранится «Опись и Алфавит секретным делам Канцелярии Ст. Ген. Губернатора». В одном из томов, в графе «Счет родившихся» под № 7 за октябрь 1842 г. читаем: «18 октября у Тюкалинского 3-й гильдии купца Михаила Яковлевича Ядринцева и его законной жены Февронии Васильевны родился сын Николай. Крещен 22 октября дьячком Федором Пономаревым; восприемниками были мещанин города Арзамаса Нижегородской губернии Иван Иванович Анисьев и жена поручика Степанида Васильевна Шулпенкова».

Мальчик рос в благоприятных условиях, содействовавших его умственному, духовному и нравственному развитию. Отец, Михаил Яковлевич, был в своей среде человеком незаурядным, отличался большим природным умом, высокой нравственностью, чувством долга, а также интересом к литературе. В библиотеке отца Николай рано познакомился с произведениями Державина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с новейшими журналами того времени. На всю жизнь запомнились и рассказы отца о его дружбе с сосланными декабристами – И. А. Анненковым, П. Н. Свистуновым, особенно с В. И. Штейнгелем, образы которых остались примером мужества, верности убеждениям. Любящая мать, Феврония Васильевна, заботилась о воспитании сына. Свое детство Николай Михайлович называл «золотым», «беспечным». Детские и отроческие годы его прошли в Омске, Тобольске, Тюмени. В 1851 г. семья переехала в Томск. Юность Николая Ядринцева счастливо совпала с подъемом общественной жизни в Сибири, связанным с началом «великих реформ». В эти годы и сибирскому обществу стали известны имена В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, журнал «Современник». Сложными путями проникал в Сибирь и «Колокол» А. И. Герцена.

В томской гимназии, вопреки косной системе обучения, Николай Ядринцев и его товарищи зачитывались журналами «Отечественные записки», «Современник», новейшей литературой, увлекались общественными вопросами. Это было время пробуждения умственных, духовных исканий, особенно обострившихся после приезда в Томск политических ссыльных Ф. Г. Толля, М. А. Бакунина, а затем петербургского студента, товарища Н. А. Добролюбова – Н. С. Щукина. Знакомство с ними еще больше всколыхнуло умы восприимчивых к веяниям времени молодых людей, определило жизненный выбор: в августе 1860 г., не окончив 6-ти классов гимназии, Ядринцев едет в Петербург и поступает вольнослушателем на естественный факультет университета. Вскоре за ним последовали Н. И. Наумов и другие томские гимназисты. Начался решающий период формирования мировоззрения, личности Ядринцева.

Острая общественно-политическая и литературная борьба предреформенного периода всецело захватила юного провинциала; он страстно увлекается статьями Герцена, собирает «Колокол», «Полярную звезду», сочинения Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Знакомится с редактором сатирического журнала революционной демократии «Искра» В. С. Курочкиным, публикует там свои первые фельетоны; знакомится также с публицистом «Современника» Г. 3. Елисеевым, известным в те годы историком-демократом А. П. Щаповым. Все формировало Ядринцева как «шестидесятника», как просветите – ля-демократа: протест против самодержавия и крепостничества, острая критика созданных ими учреждений, глубокое сочувствие народу, защита его свободы, просвещения, гражданских прав. Идеалы равенства, прогресса, вера в науку, в культуру составят основу мировоззрения Ядринцева на многие годы. 60-е гг. навсегда останутся для него «…заветным временем надежд и желаний, когда творился идеал будущего», этим «наследством» он будет выверять себя и своих современников.

Исключительное значение в жизни Ядринцева имело его знакомство с Г. Н. Потаниным – студентом естественного факультета университета, бывшим омским казачьим офицером. Вокруг Потанина сплотилось «землячество» учащейся сибирской молодежи, одним из самых деятельных участников которого стал Николай Ядринцев. Это была «молодая Сибирь», юноши-энтузиасты, которые горячо мечтали о возрождении своей родины, называли ее «страною будущего». «Акт нашего самосознания совпал с великим актом пробуждения русской жизни», – скажет позже Ядринцев.

Многие участники «сибирского землячества» достойно послужили Сибири, да и всей России: Г. Н. Потанин стал крупным ученым, путешественником, С. С. Шашков – историком, общественным деятелем, И. А. Худяков – этнографом, фольклористом, Н. И. Наумов – писателем, И. В. Федоров-Омулевский – поэтом.

Среди своих земляков-товарищей Николай Ядринцев выделялся горячим общественным темпераментом, литературным даром, острым интересом к событиям времени. Г. Н. Потанин первым понял жизненное предназначение Ядринцева: «Я почувствовал, – вспоминал Потанин, – что он пойдет во главе сибирского движения, которым уже веяло в воздухе».

Программа возрождения родины у молодых сибирских патриотов не была еще четкой, определенной, но в ней содержались многие идеи, которые будут затем ими разрабатываться: освобождение Сибири от колониальной зависимости, отмена ссылки, свобода народных переселений, защита прав демократических слоев русского и «инородческого» населения края, их просвещение, а также открытие университета, издание журналов, газет, развитие искусства, литературы, поэзии… Передовая молодежь Сибири, в том числе и Ядринцев, наследовали свою любовь к родине, веру в ее будущность от своих выдающихся земляков, славных деятелей прошлого – историков С. У. Ремезова, П. А. Словцова, а также А. Н. Радищева, предвосхищавших исключительную роль Сибири в истории государства Российского. Однако непосредственное влияние ни них оказывали исторические теории А. П. Щапова и А. И. Герцена, призывавших к пробуждению окраин России, в том числе и Сибири.

Осенью 1863 г. Ядринцев возвращается в Омск. Ему едва исполнился 21 год. Молодой, полный деятельных сил, в Омске он рождается вторично, уже как общественный деятель, публицист, как «сибирский Герцен». Так позже назовут его современники.

В 1863–1865 гг. в Омске и Томске Ядринцев выступает с публичными речами, со статьями «По поводу сибирского университета», «Общественная жизнь в Сибири», «Сибирь на 1-е января 1865 г.», «Сибирь перед судом русской литературы», в которых смело и широко ставит важнейшие проблемы тогдашней сибирской действительности, обозревая судьбу Сибири и ее народа в прошлом, настоящем и будущем.

Патриотизм, гражданственность, широта историко-философского мышления, а также высота общественных идеалов молодого публициста выразились прежде в том, что он вскрыл трагические противоречия между колониальной политикой и интересами царизма в Сибири, с одной стороны, и неотложными нуждами края каторги и ссылки – с другой. Он сделал это с поразительным для 20-летнего юноши мастерством трибуна, яркостью и убедительностью. Пафос публицистики Ядринцева начала 60-х гг. – безоговорочное отрицание прошлого Сибири как «мартирологию», печальной, безмолвно страдальческой судьбы народа, обреченного на бесправие и невежество. «Пусть оно умирает, и мы воскликнем: Vive la mort (да здравствует смерть, – А. К.) – и да водрузится будущее!» Со всей энергией молодости, страстностью выражена незыблемая вера в будущность родины. Исторический оптимизм Ядринцева опирался на великие силы народа, освоившего в кратчайшие сроки громадные пространства края. Он восхищенно говорил о подвиге народа-землепроходца, достойного другой жизни на необъятной, богатейшей земле – континенте будущего.

Острую борьбу мнений вызвала программная речь Ядринцева «Об общественной жизни в Сибири», произнесенная им в ноябре 1864 г. в Омске, в которой обличалась антинародная политика царизма в Сибири, хищническая, аморальная буржуазия. Эта речь встретила горячую поддержку передовой интеллигенции, кадетов, учащейся молодежи, ссыльных поляков, с одной стороны, а с другой – резкую оппозицию местного чиновничества, купечества. В письме к Г. Н. Потанину от 23 ноября 1864 г. Ядринцев сообщал, что содержание речи было поставлено в прямую связь с его пребыванием в Петербурге, что его называли «прогрессистом», «другом Чернышевского». «По городу разнеслись слухи, что я написал клевету и пасквиль на капиталистов». «Одна половина Омска клеймит меня не на живот, а на смерть, другая бьется за меня на всех перекрестках». Некоторые части речи «Об общественной жизни в Сибири» были изъяты главным инспектором училищ Западной Сибири А. Г. Поповым, которому она была представлена на предварительную цензуру, а именно: о невежестве чиновников, препятствующих открытию университета в Сибири, и о влиянии политических ссыльных на общественную и культурную жизнь края. Изъяты слова: «…и, говорят, даже находятся тупоумные обскуранты, утверждающие, что в Сибири учреждать университет еще рано». Рукой А. Г. Попова против этих слов написано: «Это утверждало главное начальство Западной Сибири и некоторые государственные люди, насколько они правы – это решит правительство и потому автору советую об этом умолчать». Полностью была изъята цензором часть речи о роли политических ссыльных в Сибири: «Нельзя не упомянуть о роли, которую играют в деле цивилизации нашей страны образованные ссыльные. Первая школа Сибири была основана шведами, и в продолжение всей истории Сибири мы не раз встречаем ссыльных, вносящих научные знания и образование в наше общество. Эти поступки представляют самый высокий пример человечности; эти люди, оторванные от мест своей родины, люди, удаленные обществом на изгнание, обреченные на страдания в дальней стороне, эти люди за свои печали и мучения платят человечеству не ожесточением, не гневом, не местью, а самым высоким даром, каким только может платить человек, именно даром цивилизации и передачей своих умственных сокровищ». Против этих слов А. Г. Попов написал: «В этих словах слышится укор правительству, публично читать не дозволяется».

Эпический размах программы возрождения родины в ранней публицистике Ядринцева выразился в том, что с самого начала он связал ее судьбу с судьбами всего человечества, судьбу ее народов – с судьбами народов всего мира, которые он мечтал видеть гармоничными, братскими. «День ото дня мы ждем, что мир должен связаться братской любовью, взамен прежней исторической вражды; ибо, как принципом древнего мира и государств были война, завоевания и рабство, так принципом нового мира будет мир, цивилизация и свобода! Может быть скоро настанет век,



Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.



И в этой семье народ Сибири будет таким же цивилизованным народом и Сибирь такою же богато развитой экономически, как и все прочие. Будущая счастливая судьба народов мира доступна и нашей стране». Остановим внимание на этих словах: свою неизменную преданность великим идеалам общечеловеческой солидарности Ядринцев пронес через всю жизнь. И какие бы вопросы сибирской жизни он не ставил, всегда будет видеть высоты, намеченные еще в начале пути. Ранняя публицистика Ядринцева имела большой общественный отклик, активизировала сознание, пробуждала интерес к жизни края, его «злобам дня», требующим решения. В ней содержатся многие идеи, те «золотые зерна», из которых вырастут труды Ядринцева в последующие годы.

(Патриотизм – великая сила // Слово о Ядринцева. Изд. 2-е. Омск, 2001. С. 7–12)

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Елена Жадько.
100 великих династий

Вячеслав Маркин, Рудольф Баландин.
100 великих географических открытий

Эрик Шредер.
Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации

Игорь Мусский.
100 великих дипломатов

Александр Мячин.
100 великих битв
e-mail: historylib@yandex.ru