Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Игорь Мусский.   100 великих диктаторов

Монтесума II Младший (1466–1520)

Правитель ацтеков с 1502 года. Монтесума II (Моктесума, Мотекусома) обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом. Захвачен в плен испанским конкистадором Кортесом. Призывал покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.

Точное происхождение ацтеков и истоки основания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются неясными Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих иллюстрированных хрониках.

История молодого государства Ацтлан отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства происходил в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном. Лишь при Монтесуме I (1440–1469) этот Тройственный союз сменился гегемонией Теночтитлана. При Ауитсотле (1486–1502) сфера власти ацтеков распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской республики.

Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию, однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Однако, когда в страну пришли испанцы, Монтесума II уже обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом.

Монтесума II был выбран новым правителем ацтеков после смерти Ауитсотля. Хотя тлатоани Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не оставил себе в наследники. Члены совета по избранию тлатоани настаивали на том, чтобы правителем стал человек из жреческой среды. Поэтому предпочтение было отдано Монтесуме, который соответствовал этим требованиям. Борьба, видимо, была как всегда сложной, поскольку претендентами выступали чуть ли не полтора десятка сыновей предыдущих тлатоани, не считая братьев последних. В итоге совет назвал новым ацтекским правителем именно Монтесуму, сына шестого тлатоани Ашайакатля и племянника Ауитсотля. Монтесума II Младший был человеком зрелого возраста (ему было далеко за тридцать), имел один из высших военных титулов (тлакатекатля). В одномиз источников Монтесума II назван самым достойным из всех правителей ацтеков, бывших до него. Сохранились положительные отзывы о его уме. Готовя себя к жреческому поприщу, он много внимания уделял проблемам религии, занимался астрологией, что по тем временам соответствовало представлению о научных занятиях. Он был верховным жрецом бога племени ацтеков Уитсилопочтли. Рассказывают, что когда Монтесума был объявлен тлатоани, он незаметно удалился. Зная Монтесуму как религиозного человека, отправили за ним в храм и действительно обнаружили его там.

При таких обстоятельствах началось правление последнего из доиспанских ацтекских тлатоани. Сложно определить точную дату начала правления называют и года «10 кролик» (1502) и «11 тростник» (1503), и год, когда испанцы овладели островом Куба (1511), и 11-й год после открытия Америки (1492), о чем, впрочем, ацтеки тогда еще не ведали.

Среди первых мероприятий, проведенных Монтесумой II, выделялись законодательные указы и установления, т. е. мероприятия не военного, а мирного плана. Как и его тезка Монтесума I Старший, он провел целую серию системных реформ.

Прежде всего новации коснулись сферы управления страной. Монтесума приказал, сообщают хроники, устранить от управления всех тех, кто служил его предшественнику, покойному тлагоани Ауитсотлю, включая курьеров и посланников, а также старейшин общин и более мелких объединений жителей. Все они были преданы смерти. Официально такая чистка объяснялась тем, что якобы все, попавшие в опалу, были «людьми низкого происхождения», «необразованными», а Монтесума II желал видеть в управленческой структуре «людей благородных». Таковыми оказались его «родственники», «братья», «сыновья вождей» Чистка особенно коснулась Теночтитлана.

Кроме того, правителям и вождям провинциальных центров и городов было приказано каждый год в течение определенного времени находиться в Теночтитлане при особе тлатоани Из среды этой знати была отобрана своеобразная гвардия из 600 воинов (с 3–4 вооруженными слугами каждый), постоянно находившаяся в распоряжении тлатоани.

Многие из них, оторванные от своих городов, становились, по сути, заложниками. По планам Монтесумы II они вольно или невольно должны были стать патриотами Теночтитлана, чем нарушались традиционные родовые узы.

Следуя установившейся традиции, Монтесума II предпринял инаугурационный поход.

Объектом его стал Икпатепек, отказавшийся якобы преподнести дань для планируемого грандиозного праздника по случаю прихода к власти Монтесумы.

На церемонию инаугурации были приглашены представители и недружественных государств — Тлашкалы, Уэшотцинко, Чолулы, тарасков Мичоакана. Когда церемония завершилась, им преподнесли подарки, а ацтекские воины сопровождали их на обратном пути до самых границ их владений. Так довольно своеобразно складывались мирные межгосударственные отношения в древней Мексике. До Монтесумы II столь искусная дипломатическая игра в таких масштабах не практиковалась.

В завоевательной политике Монтесума II стремился в первую очередь к освоению ранее покоренных территорий. Многие из так называемых завоеваний Монтесумы II были в значительной степени просто «умиротворением» тех племен, что были уже подчинены его предшественниками. Особенно упорно и настойчиво эта линия проводилась в отношении южных областей.

Монтесума поначалу столкнулся с открытым выступлением, угрожавшим системе связи Теночтитлана с отдаленным Соконуско, покоренным при Ауит-сотле. Восстал город Икпатепек, располагавшийся в Оахаке, довольно крупный центр в этом районе. Приход к власти нового тлатоани породил там надежду вернуть независимость. Инсургенты перебили бывших в городе ацтеков и их сторонников и начали готовиться к обороне, возведя защитные сооружения. Карательный поход не заставил себя ждать. Его возглавил сам тлатоани. Среди сопровождавших его был и сиуакоатль (главный военный вождь) Тлилпотонки.

В конце первого дня похода Монтесума II отдал ему совершенно чудовищный приказ — возвратиться в Теночтитлан и обезглавить всех опекунов (воспитателей) своих детей, компаньонок его жен и наложниц, а также других дворцовых женщин и заменить их новыми. Вслед Тлилпотонки Монтесума послал соглядатаев, дабы проверить, исполнено ли его повеление. Ему доложили, что все исполнено. Единственное объяснение этой дикой акции, даваемое в источнике, сводится к тому, что Монтесума хотел таким образом проверить, насколько беспрекословно выполняются его приказы. Во всяком случае, этот кровавый сюжет может служить свидетельством растущей власти тлатоани. Сиуакоатль был низведен до роли высокопоставленного исполнителя его приказов.

Подойдя к Икпатепеку, ацтеки ночью сумели незаметно проникнуть в город, после чего с двух сторон обрушились на оборонявшихся. В наказание за бунт город был подвергнут сильному разрушению. Как сообщается в хронике, охватившие Икпатепек пожары сделали его похожим на действующий вулкан. Одержав победу, Монтесума приказал организовать торжественное возвращение его воинов, не уступавшее триумфам Ауитсотля. И действительно, если верить источникам, каждый день на всем пути войска до самого Теночтитлана вожди и знать окрестных городов, сопровождаемые простолюдинами, встречали его богатыми подарками.

Стремясь экономически укрепить свою власть, Монтесума предпринял шаги для сближения с торговцами Тлателолько, которые считались тогда самыми крупными и влиятельными в стране. Не роняя престижа самовластного правителя, он сумел завоевать признательность Тлателолько, которых 40 лет назад его отец, Ашайакатль, лишил многих привилегий, значительной автономии и обложил данью. На юге интерес ацтеков привлекли независимые от Теночтитлана города Тототепек и Кетсальтепек (в Оахаке), известные благодаря добываемым и обрабатываемым там драгоценным камням и металлам. Монтесума отправил туда торговцев с предложением обменять их товары на ацтекские, главным образом ткани. Вожди обоих городов отказались иметь дело с посланниками и заявили, что не подчиняются ему. Затем торговцы были убиты, а их тела выброшены на берег реки Кетсальтепек на съедение стервятникам. Обнаружив трупы убитых, другие ацтекские купцы сообщили о случившемся Монтесуме. В 1503 году он лично возглавил поход в этот район Ацтекская армия, захватив город Асиотла, стоявший на ее пути и связанный с Тототепеком, форсировала Кетсальтепек и, преодолев каменные укрепления, взяла оба города. Только при штурме Тототепека было захвачено 1300 пленников. Благодаря этой экспедиции Теночтитлан мог рассчитывать на поставки какао, бумаги, прекрасных тканей, драгоценных камней, украшений из перьев редких птиц и т. п.

Несомненные военные успехи Монтесумы II сопровождались и неблагоприятными событиями, одним из которых был голод 1505–1507 годов, вызванный неурожаем в Мексиканской долине. Однако, как и во времена Монтесумы I, он не затронул район, населенный тотонаками, откуда в Теночтитлан стали доставляться продукты.

Монтесума II и правитель Тескоко Несауальпилли открыли государственные склады, стараясь спасти население от голодной смерти. Сильная засуха и неурожай повторились в 1513 году.

Пользуясь неблагоприятной для Теночтитлана ситуацией, миштекские города Йануитлан и Сосолан при поддержке строптивого Тототепека попытались поставить предел продвижению ацтеков на юг. Они пошли на убийство ацтекских купцов, чем фактически поставили себя в состояние войны с Теночтитланом. В 1506 году туда была направлена армия Тройственного союза (сам Монтесума, по всей видимости, в данном походе не участвовал), которая захватила Йануитлан, и разрушила его до основания, не пожалев даже деревьев. Затем ацтеки подступили к Сосолану, однако обнаружили город пустым. Оказывается, его жители, боясь, что их постигнет судьба соседей, скрылись в горах, прихватив все самое ценное. Найти их ацтекам не удалось. В Теночтитлане на церемонии жертвоприношения взятых в плен воинов Иануитлана присутствовали в качестве гостей и представители «врагов дома» городов Тлашкалы, Уэшотцинко и Чолулы. В 1507 году во время столкновения с силами Тототепека, помогавшего Йануитлану и Сосолану, погибли два видных ацтекских полководца.

Очередной поход в миштекский район был предпринят в 1511 году. На этот раз его объектом стал город Тлашиако (Тлачкиауко, штат Оахака), лежавший на важных для ацтеков линиях коммуникаций Его жители совершили опрометчивый шаг, захватив дань, собранную в других районах для Теночтитлана. Поняв затем пагубность своих действий, они не стали оказывать серьезного сопротивления посланным Тройственным союзом отрядам и согласились выплачивать дань.

Борясь за укрепление власти тлатоани и превалирующего положения Теночтитлана в Тройственном союзе, Монтесума II осуществил нечто вроде религиозной реформы. Он приказал, чтобы на территории главного храма бога ацтеков Уитсилопочтли было построено особое святилище, известное по источникам как Коатеокалли («Храм всех богов»), поскольку в нем были собраны идолы племенных богов из различных районов, покоренных ацтеками. Для жертвоприношения при освящении этого храма, необычного для времени, когда каждый народ, племя, город и даже селение имели своего сверхъестественного покровителя, требовались военнопленные. Поэтому был предпринят поход против восставшего города Теуктепека (на Тихоокеанском побережье). Удачное расположение и четыре линии укреплений не спасли Теуктепек.

Однако во время решающей битвы произошло, согласно легенде, фантастическое событие: защитники города, оказавшиеся в воде, на глазах победителей превращались в рыб и аллигаторов. Ацтеки были очень встревожены, посчитав это дурным предзнаменованием.

Но как бы то ни было, победоносная ацтекская армия доставила в Теночтитлан богатую добычу и военнопленных, что позволило провести намеченную церемонию. Монтесума II, одетый в одежды верховного жреца, взошел на алтарь «Храма всех богов» и совершил жертвоприношение. Затем он вместе с сиуакоатлем Тлилпотонки направился к камню для жертвоприношений и принял участие в ритуале по случаю победы в Теуктепеке.

Главные же для Тройственного союза события в годы правления Монтесумы II протекали в центре ацтекского государства, в Мексиканской долине и сопредельных территориях. Речь идет о стремлении Теночтитлана наложить руку на небольшие, но отчаянно сопротивлявшиеся независимые города-государства Тлашкала, Уэшотцинко и Чолула, представлявшие собой как бы бомбу замедленного действия в самом центре Тройственного союза, а также о непрерывной борьбе (чаще скрытой и искусной) Монтесумы со своим самым мощным партнером по Тройственному союзу, Несауальпилли, правителем города Тескоко.

Брат Монтесумы, Макуилмалинальтцин, женатый на дочери Несауальпилли, жил в Тескоко, городе, который после прихода к власти нового тлатоани Теночтитлана все более становился центром антиацтекских настроений Монтесума понимал, что его смерть открывает брату дорогу к власти в Теночтитлане. В ход пошло коварство, В 1508 году тлатоани объявил «цветочную войну» «врагам дома» из города Уэщотцинко.

Тескоканцы, а среди них и Макуилмалинальтцин, также были призваны защитить честь Тройственного союза. Возле города Атлишко войска Тройственного союза встретились с превосходящими силами противника. Там и погиб брат Монтесумы, а вместе с ним погибли еще 2800 человек, в большинстве тескоканцы. Ходили слухи, что их смерть — результат секретного соглашения с «врагами дома».

Когда потерпевшие поражение воины Тройственного союза возвратились домой, Монтесума всячески выказывал свою глубочайшую печаль. Уцелевших воинов не встречали с обычной пышностью, только по погибшим был совершен должный траурный ритуал. По случаю этой неудачной битвы правитель Несауальпилли сочинил скорбную песнь, не преминув обвинить Монтесуму в вероломстве. Последний, в свою очередь, дабы продемонстрировать свою непричастность к случившемуся, не понизил в должности ряд военачальников и отдельных местных вождей, которые не приняли участия в битве, хотя должны были это сделать. Словом, Монтесума довольно умело устранил соперника и даже ослабил авторитет Несауальпилли, тем самым сделав серьезный шаг к утверждению единоличной власти в Тройственном союзе Тлакопан, третий член союза, и его глава Тлатлакатцин, полностью подчинились Монтесуме II, и только Тескоко с 15 подконтрольными ему городами и районами продолжал борьбу против претензий на единовластие тлатоани Теночтитлана.

Несауальпилли предпринял ряд шагов для реванша. Через несколько месяцев после трагической битвы у Атлишко, в 1508 году, тесть Монтесумы II, Тесосомок (правитель Аскапотсалько), при обстоятельствах не вполне ясных был публично осужден по обвинению в прелюбодеянии, т. е. в преступлении, за которое полагалась смерть. Однако судьи Теночтитлана ограничились его изгнанием из Аскапотсалько и разрушением его дома. Возмущенные столь неправедным решением суда, жители Аскапотсалько сами наказали Тесосомока в знак позора ему отрезали кончик носа. Несауальпилли также назвал этот судейский вердикт несправедливым.

Воины Несауальпилли схватили преступника, задушили его и затем сожгли. Монтесума, узнав о случившемся, был взбешен, но ничего не мог поделать, поскольку прелюбодеяние в ацтекском обществе каралось только смертью. После этого по приказанию Несауальпилли был убит и один из любимых племянников Монтесумы. Разворачивалась своеобразная древнемексиканская вендетта.

Острота этого момента усиливалась борьбой с «врагами дома», которая переросла в открытую вражду, особенно после голода 1505–1507 годов (точнее — с 1510 года).

Согласно одному из источников, частота столкновений поражала современников, ибо при предыдущих тлатоани ничего похожего не было. Предполагали даже, что Монтесума II сам тайно провоцировал обострение ситуации, «дабы получать пленных для жертвоприношений». Правда, возможно, что и «враги дома» хотели «смирить» гордыню Монтесумы II и его народа; иными словами, к борьбе стремились обе стороны. В источниках сообщается о продолжении ритуальных «цветочных войн», войн-турниров, но фактически эти военные забавы уже переросли в открытое столкновение.

На протяжении 1508–1513 годов у ацтеков было еще несколько столкновений с «врагами дома», в том числе и с уэшотцинками, которые вновь оказались в сфере влияния Тлашкалы. Около 1515 года начинается новая фаза войн с Тлашкалой, поводом для которой послужил очередной переход уэшотцинков на сторону Тройственного союза. В результате ацтеки заняли территорию Уэшотцинко, и многие его жители нашли убежище в Теночтитлане.

На 1515 год («11. кремень») пришлись важнейшие изменения в судьбе города Тескоко: умер Несауальпилли. Шестым правителем Тескоко, несмотря на значительное число претендентов, стал его сын Какаматцин. Дело в том, что он приходился племянником Монтесуме II — был сыном его сестры. Тлатоани Теночтитлана просто оказал давление на Тескоко, продемонстрировав тем самым, кто является истинным хозяином в Тройственном союзе. С таким исходом дела не согласился Иштлильшочитль, один из сыновей Несауальпилли. Он со своими сторонниками перебрался в Отомпан (севернее Тескоко), поклявшись восстановить права Тескоко, попранные Теночтитланом. К 1517 году он утвердился в качестве правителя Отомпана, предыдущий правитель которого погиб в бою. Через некоторое время Иштлильшочитль и Какаматцин пришли к соглашению сохранять сложившийся статус-кво. Таким образом, некогда единая территория, подконтрольная Тескоко, оказалась разделенной на две части. Для Монтесумы это было бы только на руку, не изменись трагически ситуация при появлении испанцев. Из выгодной она стала проигрышной: Иштлильшочитль пополнил ряды союзников конкистадоров, стремясь получить ценой предательства власть в Тескоко.

Однако все это дело будущего, в тот же момент Монтесума II был занят другим. Он, желая якобы проверить истинность предсказания Несауальпилли в отношении Тлашкалы, собрал армию и в 1517 году начал военные действия против нее и присоединившихся к ней Уэшотцинко и, видимо, Чолулы. Битва, произошедшая в местности Ауайокан, не принесла ацтекам большого успеха. Монтесума был страшно разгневан и приказал холодно, без почестей встретить возвратившихся воинов. Но в следующей битве с тлашкальцами было взято в плен много пленников, что было знаком победы, и Монтесума был удовлетворен. Было устроено жертвоприношение пленных воинов (тлашкальцев и уэшотцинков) в честь богини Тонатцин (Тоси). Эти жертвоприношения по жестокости превзошли все, что бывало ранее. Пленных разделилина три группы. Первая была принесена в жертву обычным способом: рассекалась грудь и вырывалось сердце. Вторая прошла через испытание огнем: пленных сначала поджаривали на жаровне и затем уже у полумертвых вырывали из груди сердце. Для третьей группы несчастных у храма богини Тонатцин был построен специальный эшафот со столбами; жертв привязывали к столбу и затем убивали стрелами.

Монтесума остался якобы доволен тем, как прошел ритуал. Однако тлашкальцы и уэшотцинки были потрясены жестокостью, ибо они с пленными ацтеками поступали гуманнее. Принято было, чтобы пленник умирал на жертвенном камне не мучительной смертью (ибо это не казнь), а быстро и легко. В отместку за зверства уэшотцинки направили в Теночтитлан лазутчиков, и те ночью сожгли храм злосчастной богини.

Считая пожар в храме дурным знаком, Монтесума приказал казнить жрецов, не проявивших необходимой бдительности. Позже, узнав об истинных причинах пожара, он пошел новым походом на «врагов дома», который оказался сравнительно успешным. К 1519 году, то есть к приходу испанцев, Монтесума II, не достигнув своих целей в отношении «врагов дома» военными средствами, начал экономическую блокаду окруженной со всех сторон территорией Тройственного союза Тлашкалы. Ее жители лишились возможности обменивать прекрасный маис, выращиваемый ими, на хлопок, соль и другие товары. По сообщению источников, они вынуждены были научиться извлекать соль из почвы. Всем этим можно объяснить, почему оставшаяся фактически в одиночестве Тлашкала (Чолула к 1519 году склонилась на сторону Тройственного союза) приняла сторону конкистадоров.

Территория, подконтрольная Тройственному союзу, простиралась по всей Центральной Мексике — от Тихоокеанского побережья до Гватемалы и Чиапаса, составляя около трети всей территории нынешней Мексики и охватывая почти целиком нынешние штаты Веракрус, Пуэбла, Идальго, Мехико, Морелос, большую часть Герреры и Оахаки, а также побережье Чиапаса. Тройственный союз превосходил по размерам самое крупное из бывших до него государство — тольтекское.

Для укрепления и утверждения власти ацтеков Монтесума II, вслед за его предшественниками, развивал систему гарнизонов в разных частях государства.

В области хозяйственной деятельности Монтесума II продолжил лучшие традиции своих предшественников. Он занимался строительством (возведение водопровода-акведука в Чапультепеке в год «1. кремень»), уделял большое внимание развитию земледелия и особенно торговли.

Эпоха Монтесумы II — время наибольшего усиления Теночтитлана, эпоха, когда созданный для борьбы с предыдущим гегемоном в Мексиканской долине, тепанекским ранним государством Аскапотсалько, в начале XV века Тройственный союз превратился, по сути, в державу, контролировавшую гигантскую, по сравнению со всеми предыдущими государствами Мексики, территорию. Монтесума придал этому государству этнические черты науа. Даже в настоящее время, несмотря на сильное европейское воздействие, влияние науа в Мексике очень значительно.

Идеологической базой ацтекской государственности при Монтесуме II, как и в предыдущие периоды, был активно им распространявшийся ацтекский племенной культ.

Высказывалось мнение, что Монтесума намеревался утвердить его от Теуантепека до Пануко и от Гондураса до реки Лерма, т. е. на всей территории, охваченной влиянием Теночтитлана. В соответствии с этой версией Монтесума II вынашивал идею превратить свое государство, занимавшее Центральное Мексиканское нагорье, из Анауак («Земля науа») в Семанауак («Вся земля науа»), где он как тлатоани был бы владыкой и живым богом.

В 1518 году («13 кролик») Монтесума II впервые получил более или менее определенные сведения о появлении таинственных пришельцев. Преодолев страх и растерянность, он отправил к ним послов, по возвращении которых приказал художникам изобразить со слов последних незнакомцев. Когда рисунки были готовы, его жрецы, роясь в кодексах, долго не могли дать трактовку появлению странных пришельцев. Наконец было решено, что Эрнан Кортес — бог и культурный герой Кетсалькоатль, покинувший Мексику после гибели тольтекской культуры и обещавший вернуться назад в подходящее для этого время. Однако события в дальнейшем развивались столь стремительно, что Кортес довольно скоро потерял в глазах индейцев ореол божественности, с каким вступил на земли Тройственного союза. 8 ноября 1519 года он вошел в Теночтитлан через южную дамбу и южные ворота города.

За время пребывания в городе двух с половиной сотен испанцев дружелюбие и любопытство, с каким сначала их встретили индейцы, сменились гневом и ненавистью к жадным до золота и коварным европейцам. Потеряли они уважение и к своему тлатоани Монтесуме: подвергшийся моральным и физическим истязаниям, он призвал ацтеков смириться, признать власть испанцев. Согласно наиболее распространенной версии, разгневанные жители Теночтитлана забросали его камнями и от полученных ран он умер (в 53-летнем возрасте).

После этого ацтеки, лишившись своего тлатоани, решили напасть на испанцев, превратившихся за несколько месяцев пребывания в Теночтитлане во врагов. Испанцы, узнав об этих планах, решили покинуть город. Кортес раздал солдатам золото, полученное от индейцев за эти несколько месяцев. Ночью 1 июля 1520 года, которую очевидец событий, солдат Б. Диас, не без резона назвал «ночью печали», испанцы покинули Теночтитлан, намереваясь пройти на материк по одной из западных дамб. Однако индейцы разрушили ее в нескольких местах, поэтому испанцам приходилось переправляться вплавь. Под тяжестью груза, а также под градом ацтекских стрел две трети отряда Кортеса погибли. Началась эпоха колониального захвата и христианизации Мексики.

загрузка...
Другие книги по данной тематике

Сабатино Москати.
Древние семитские цивилизации

Надежда Ионина, Михаил Кубеев.
100 великих катастроф

Борис Александрович Гиленсон.
История античной литературы. Книга 2. Древний Рим

Дмитрий Самин.
100 великих архитекторов

Александр Кондратов.
Погибшие цивилизации
e-mail: historylib@yandex.ru