Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.   Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Типология и датировка изваяний

В основу классификации каменных изваяний мы кладем иконографический характер позы статуи (тип) и пол изображенного (подтип).

Оба эти признака не зависят от степени мастерства скульптора и улавливаются даже при очень плохой сохранности изваяний (рис. 25— 29). Фрагментированные и незаконченные изваяния, по которым нельзя определить пол и позу, из классификации исключаются.

Тип I


«Стоящие» статуи с соединенными на животе руками. В руках — сосуд. Ноги до половины прикрыты полами одежды.
Подтип а (85 экз.). Женские (рис. 26, 1—6, 8; рис. 27, 1, 2, 4; рис. 28, 4; рис. 29, 1, 2, 5, 8).
Подтип б (42 экз.). Мужские (рис. 25, 1—6; рис. 28, 1).

Тип II


«Сидящие»» статуи с соединенными на животе руками. В руках — сосуд.
Подтип а (27 экз.). Женские (рис. 27, 3; рис. 28, 3; рис. 29, 4).
Подтип б (41 экз.). Мужские (рис. 26, 7).

Тип III


Без изображения рук и ног. Тело трактовано как прямоугольная в сечении стела. Объемно дана только голова. Это статуи особого, сильно упрощенного стиля, в котором скульптор пренебрег даже такими важными деталями, как руки, ограничиваясь передачей объема головы и оставляя туловище в виде прямоугольного в сечении каменного столба.
Подтип а (13 экз.). Женские (рис. 26, 8, рис. 28, 2),
Подтип б (7 экз.). Мужские (рис. 27, 5; рис. 29, 7).
Особый интерес представляют детали одежды, снаряжения, оружия, украшений, изображенные на изваяниях. Даем перечисление этих вещей с классификацией разновидностей их трактовки.

На женских статуях


Шляпы. 1 (на 101 экз.). Широкополые с узкой тульей, с ребром спереди (рис. 26, 3—6, 8, 9, рис. 27, 2;{ рис. 28, 3; рис. 29, 1—6).
2 (на 9 экз.). Конусовидные с валиком (рис. 26,1).
3 (на 1 экз.). В виде шапки, плотно облегающей голову, с выступом наверху и спускающейся углом на лоб.
Козырьки у шляп (на 13 экз.). В виде полукруглой лопасти, спускающейся спереди на лоб (рис. 26, 3—6; рис. 29, 2, 6).
Роговидное украшение у висков (на 42 экз.). Изображались в виде дуговидных валиков с косой насечкой (рис. 26, 1, 3—6, 9; рис. 27,2,3; рис. 28,4; рис. 29,1—6). Видимо, прототипом этой детали на изваяниях были реальные украшения, от которых в кочевнических погребениях остались войлочные валики с нашитыми серебряными изогнутыми дугой пластинами.
Налобная повязка. 1 (на 17 экз.). В виде узких полос под шляпой (рис. 26, 2, 3, 5).
2 (на 6 экз.). В виде широкой полосы, закрывающей весь лоб до бровей с зигзагообразной линией (рис. 26, 9; рис. 27, 2; рис. 28, 3).
Привески (на 10 экз.). В виде двух симметрично расположенных дугообразно спускающихся от лба к ушам линий (рис. 26, 3, 4, 5; рис. 29, 5).

Рис. 25. Каменные изваяния: 1 — ГИМ, 2; 2 — Симферопольский музей, 2; 3 — там же, 3; 4—Благовещенье (зарегистрировано на месте 9); 5 — там же, 8; 5а — предметы справа; 6 — Краснодарский музей, 26
Рис. 25. Каменные изваяния: 1 — ГИМ, 2; 2 — Симферопольский музей, 2; 3 — там же, 3; 4—Благовещенье (зарегистрировано на месте 9); 5 — там же,, 8; 5а — предметы справа; 6 — Краснодарский музей, 26

Рис. 26. Каменные изваяния: 1 — место находки неизвестно, 5; 2—место неизвестно, 6; 3 — Киевский музей, 3; 4 — Днепропетровский музей, 22; 5 — там же, 32; б —там же, 26;7 — там же, 38; 8 — Краснодарский музей, 11; 9 — Днепропетровский музей, !12; 10 — Краснодарский музей, 15
Рис. 26. Каменные изваяния: 1 — место находки неизвестно, 5; 2—место неизвестно, 6; 3 — Киевский музей, 3; 4 — Днепропетровский музей, 22; 5 — там же, 32; б —там же, 26;7 — там же, 38; 8 — Краснодарский музей, 11; 9 — Днепропетровский музей, !12; 10 — Краснодарский музей, 15

Рис, 27. Каменные изваяния: 1 — ГИМ, 16; 2 — там же, 22; 3 — там же, 7 4—там же, 25; 5  —там же, 10; 6 — Краснодарский музей, 23; 7 — Чокрак (зареги стрировано на месте, 1)
Рис, 27. Каменные изваяния: 1 — ГИМ, 16; 2 — там же, 22; 3 — там же, 7 4—там же, 25; 5 —там же, 10; 6 — Краснодарский музей, 23; 7 — Чокрак (зареги стрировано на месте, 1)

Рис. 28. Каменные изваяния: 1 — I ИМ, 1; 2 — Краснодарский музей, 12; 3 — ГИМ, 6; 4 — краснодарский музей, 25
Рис. 28. Каменные изваяния: 1 — I ИМ, 1; 2 — Краснодарский музей, 12; 3 — ГИМ, 6; 4 — краснодарский музей, 25

«П е л е р и н ы». В виде спускающейся от шляпы на затылок и плечи лопасти. 1 (на 8 экз.). Одна лопасть с полукруглым окончанием, с выступом внизу, спускающаяся до плеч (рис. 26,9).
2 (на 8 экз.). Одна лопасть с острым окончанием, спускающаяся до середины спины (рис. 27, 2).
3 (на 1 экз.). Одна лопасть листовидной формы, спускающаяся до середины спины.
4 (на 6 экз.). Две узкие лопасти, доходящие до талии (рис. 28,4).
5 (на 8 экз.). Три лопасти: средняя, более длинная, спускается до середины спины, боковые лопасти лежат на плечах и лопатках.

Серьги. 1 (на 28 экз.). Кольцеобразные (рис. 26,8,9; рис. 28,3).
2 (на 12 экз.). Кольцеобразные с утолщением в нижней части, передающие, очевидно, напускную бусину (рис. 26,5—5; рис. 29,5,6).
3 (на 1 экз.). Кольцеобразные с треугольной лопастью внизу.
4 (на 2 экз.). Кольцевидные с отростком внизу (рис. 27, 5).

Гривны. 1 (на 38 экз.). Одна гривна (рис. 26, 4—5; рис. 27, 4).
2 (на 65 экз.). Две гривны (рис. 26, 1—3; 8—10; рис. 27, 2; рис. 28, 3—4; 29, 1—5).
3 (на 1 экз.). Три гривны (рис. 26, 6).

Ожерелья. Расположены выше гривны. 1 (на 17 экз.). С ромбовидными подвесками (рис. 26,).
2 (на 8 экз.). С палочковидными и ромбовидными чередующимися подвесками. Ромбовидные подвески, видимо, имеют своим прототипом лазуритовые подвески — бусы (тип AI) ромбовидной формы (рис. 26,5; рис. 28, 4; рис. 29, 1, 2).
3 (на 2 экз.). С подвесками, трактованными в виде полукруглых лопастей.
4 (на 4 экз.). В виде зигзагообразной линии (рис. 26, Я 10).
5 (на 2 экз.). В виде цепочки мелких овалов (рис. 26, 4).

«Медальон». Изображается в центре, на груди или на животе.
1 (на 1 экз.). Ромбовидный на двух расходящихся ремнях с насечками (рис. 26,10).
2 (на 5 экз.). Ромбовидный на одном ремне.
3 (на 6 экз.). Прямоугольный на одном ремне (рис. 26, 6; рис. 27, 5; рис. 28, 4; рис. 29, 1).
4 (на 2 экз.). Прямоугольный на двух вертикальных ремнях (рис. 21,4).
5 (на 3 экз.). Круглый на одном ремне (рис. 26, 9).
6 (на 5 экз.). В виде лопасти (рис. 26, 1, 3).
7 (на 1 экз.). В виде сложной фигуры с орнаментом, без ремней (рис. 27,2).

Верхний край рубахи689. 1 (на 5 экз.). В виде зигзагообразной линии.
2 (на 1 экз.). В виде волнистой линии (рис. 28,5).

«Плети». Изображались подвешенными к поясному ремню. 1 (на 2 экз.). В виде многоугольника с отходящими от него вниз вертикальными линиями, обозначающими хвост плети (рис. 26,4).
2 (на 1 экз.). В виде треугольника с отходящими от него вниз двумя полосами с косой насечкой, обозначающими, видимо, хвост плети.

Зеркала. Изображались подвешенными на поясном ремне. 1 (на 1 экз.). В виде окружности.

Рис 29. Каменные изваяния 1 — Краснодарский музей, 25; 2 — Изюмский музей, 2; 3 — там же, 9; 4 — там же, 10; 5 — Новочеркасский городской сад. 3; 6, 8—Ростовский музей, 9, 7  —Ставропольский музей, 7; 8 — там же, 6
Рис 29. Каменные изваяния 1 — Краснодарский музей, 25; 2 — Изюмский музей, 2; 3 — там же, 9; 4 — там же, 10; 5 — Новочеркасский городской сад. 3; 6, 8—Ростовский музей, 9, 7 —Ставропольский музей, 7; 8 — там же, 6

2 (на 5 экз.). В виде окружности с крестовидно пересекающимися линиями (рис. 26, 3, 4; рис. 28, 4). Трактовка этих деталей как зеркал сомнительна, но допустима потому, что во многих кочевнических погребениях, при этом почти только в женских, находят зеркала в ряде случаев в футляре на боку, видимо, подвешенных к поясу.

На мужских статуях


Шлемы. Имеют близкую к полушаровидной форму, слегка вытянуты вверху. 1 (на 81 экз.). Простой с одной или двумя линиями внизу, обозначающими, очевидно, приклепанную к шлему полосу (рис. 25, 3, 5; рис. 26, 7; рис. 21, 6, 7; рис. 28, 1; рис. 29, 7).
2 (на 16 экз.). Такой же, как тип 1, с четырьмя линиями, спускающимися с вершины, обозначающими, видимо, швы, по которым склепан шлем из четырех листов (рис. 25,1 рис. 27, 5).
3 (на 1 экз.). Такой же, как тип 2, с розеткой на вершине. Прототипом такой трактовки шлема являются, видимо, шлемы типа IV из кочевнических погребений (рис. 25, б").

Наплечники (на 1 экз.). В виде двух полос, спускающихся по плечам на ключицы (рис. 28, 1). Эти полосы на плечах показывают, возможно, металлические пластины, защищавшие плечи воина.

Нагрудные и спинные бляхи (на 52 экз.; рис. 25,1,3,6; рис. 26,7; рис. 21,6,7; рис. 28,7; рис. 29,7). Принадлежность мужских изваяний. Держатся на груди и спине системой ремней. На груди всегда имеются две бляхи. На спине только одна. Возможно, эти бляхи и ремни, их держащие, надевались для того, чтобы кольчуга плотно облегала туловище и не скользила при движении. В Херсоне в средневековых слоях была найдена бронзовая фигурка всадника (деталь подсвечника) в кольчуге, с двумя такими же бляхами на груди и одной на спине690. Система ремней, которые держали эти бляхи, в точности повторяла один из видов системы ремней на статуях. Бляхи имеют, видимо, своим прототипом находимые в кочевнических погребениях войлочные диски с металлической обкладкой.

Нагрудные ремни. 1 (на 30 экз.). От блях ремни идут на плечи и подмышки. Обе бляхи соединены горизонтальным ремнем (рис. 25, /; рис. 26, 7; рис. 29, 7).
2 (на 2 экз.). То же, что тип 1, с дополнением двух ремней, отходящих от блях и охватывающих плечи.
3 (на 6 экз.). То же, что тип 1. От центрального ремня спускается вниз ремень с острым концом (рис. 25,6). Такого типа система ремней изображена на херсонской фигурке.
4 (на 1 экз.). От обеих блях ремни идут на плечи. Бляхи соединены двумя изогнутыми под прямым углом ремнями (рис. 28, 1).
5 (на 3 экз.). От обеих блях ремни идут на плечи и подмышки. Бляхи соединены одним изогнутым (углом вверх) ремнем.
6 (на 3 экз.). От обеих блях ремни идут на плечи и подмышки. Бляхи соединены изогнутым под острым углом (углом вниз) ремнем.
7 (на 1 экз.). С плеч спускаются два ремня, соединенные острым углом между бляхами (рис. 27, 7).
8 (на 1 экз.). Ремень спускается с одного плеча и поднимается на другое плечо, образуя спереди дугообразную полосу (рис. 25, 5).

Ремни на спине. 1 (на 2 экз.). С плеч спускаются ремни, доходя до центральной бляхи между лопатками (рис. 25, 3).
2 (на 9 экз.). Ремни спускаются с плеч и уходят под мышки, перекрещиваясь под центральной бляхой (рис. 25, 5; рис. 27,5).
3 (на 2 экз.). Ремень идет от одного плеча к другому, образуя полукруглую полосу.
4 (на 2 экз.). Две бляхи, соединенные горизонтальным ремнем. От блях отходят ремни на плечи и подмышки.

Луки. Изображались подвешенными на ремнях к поясному ремню. 1 (на 1 экз.). В виде сегмента круга с оттянутыми концами (рис. 25,5).
2 (на 3 экз.). Такой же, как тип 1, но прорисована только верхняя часть лука. Возможно, это показывает, что лук находился в налучье (рис. 25,4).

Колчаны. Изображались подвешенными на ремнях к поясному ремню. Г (на 2 экз.). В виде наклонно поставленной удлиненной прямоугольной фигуры с продольными линиями в верхней части, обозначающими, видимо, стрелы.
2 (на 1 экз.). В виде наклонно поставленной удлиненной фигуры с расширяющейся нижней частью и с оканчивающейся дугой верхней частью, в которой продольными линиями показаны, видимо, концы стрел, торчащие из колчана (рис. 25, 5а).

«Сабли». Изображались подвешенными к поясному ремню. 1 (на 4 экз.). В виде изогнутой и заостренной внизу полосы (рис. 25, 3).
2 (на 1 экз.). В виде слабоизогнутой полосы, заостренной внизу, с прямоугольным окончанием вверху, обозначающим, возможно, навер-шие или рукоятку.
3 (на 8 экз.). В виде слабоизогнутой полосы, заостренной внизу, с диском в верхней части (рис. 25, 3, 6).
4 (на 1 экз.). В виде широкой изогнутой заостренной на конце полосы с брусковидным перекрестием.

Трактовка этих деталей как сабель сомнительна, тем более что «сабли» изредка встречаются на женских изваяниях.

«Кресала». Изображались подвешенными на поясном ремне. 1 (на 1 экз.). В виде прямоугольной рамки (прототип — кресала AI).
2 (на 3 экз.). В виде овальной рамки (прототип — кресала All) (рис. 25, 2, 5).

На мужских и женских статуях


Косы. Изображались без насечек или с косыми насечками, которые, возможно, передают плетение косы. 1 (на 7 экз.). Одна коса.
2 (на 5 экз.). Две косы (рис. 26, 9).
3 (на 7 экз.). Две косы, соединенные на спине в узел (рис. 26, 10; рис. 27, 5).
4 (на 24 экз.). Три косы (рис. 25, 5).
5 (на 5 экз.). Три косы, соединенные на спине в узел (рис. 25, 3).
6 (на 1 экз.). Четыре косы (рис. 28, 1).

Рукава. Часто украшены орнаментом, видимо, передающим вышивку. 1 (на 18 экз.). Полоса на предплечье и «манжеты» у запястья (рис. 26, 1, 9; рис. 27, 2, 4; рис. 28, 1, 3, 4; рис. 29, 1).
2 (на 12 экз.). Такая же полоса, как тип 1. От горизонтальной полосы идут по краю рукава вверх к шее и вниз к «манжетам» узкие полосы (рис. 25, 3; рис. 26, 4; рис. 29, 2).
3 (на 1 экз.). Круглая фигура на предплечье и узкая полоса, спускающаяся по краю рукава от плеча к «манжетам».
4 (на 1 экз.). Прямоугольная фигура на предплечье и узкая полоса, спускающаяся по краю рукава от плеча к «манжетам» (рис. 26,5).

Нижняя часть одежды спереди. Трактовка передней части одежды ниже пояса может быть классифицирована следующим образом. 1 (на 17 экз.). Без разделения вертикальными линиями на две части. Возможно, отсутствие таких линий говорит о том, что фигура человека изображена в юбке, а не в кафтане с двумя полами. По нижнему краю одежды орнаментированная горизонтальная линия или полоса (рис. 25,4).
2 (на 1 экз.). То же, что тип 1. В средней части «юбки» горизонтальная орнаментированная полоса (рис. 27,2),
3 (на 6 экз.). В виде «фартука» (рис. 26, 2).
4 (на 54 экз.). Нижняя часть одежды разделена вертикальной линией или полосой. Это обозначает, видимо, что одежда имеет две полы. По нижнему краю одежды горизонтальные линии часто с орнаментом (рис. 25, 3, 5, 6; рис. 26, 1, 3—6, 9; рис. 27, 1, 4; рис. 28, 1, 4; рис. 29, 1, 2).

Нижняя часть одежды сзади (на 6 экз.). Трактована очень условно; в виде квадрата или прямоугольника с двумя диагоналями (рис. 28,1).

Поясной ремень (на 11 экз.). Спереди скрыт руками и сосудом. Сзади показывается в виде простой горизонтальной полосы (рис. 25, 3, 5; рис. 28,1).

Обувь. Трудно сказать, сапоги или какой-либо другой вид обуви изображен на статуях. Возможно, это кожаные чулки. Ноги трактованы в виде резко сужающихся книзу конусов или рюмкообразных фигур. 1 (на 10 экз.). Верхний край «сапог» изображен в виде горизонтальной полосы (рис. 26, 3; рис. 28, 3).
2 (на 22 экз.). Верхний край «сапог» изображен в виде изогнутой дугой полосы (рис. 25, 3, 6; рис. 26, 7; рис. 28, 4).
3 (на 2 экз.). Верхний край «сапог» трактован в виде горизонтальной полосы и спускающейся от нее посредине ноги вертикальной полосы, доходящей до изогнутой под. тупым углом линии в нижней части «сапога» (рис. 26, 5).
4 (на 4 экз.). Верхний край «сапога» показан в виде ломаной линии, изогнутой под острым углом вверх. Внизу другая линия, изогнутая в другом направлении (рис. 27,1).

Ремни для держания «сапог». 1 (на 6 экз.). Ремень в виде узкой полосы отходит от «сапога» вверх до поясного ремня и перехватывается горизонтальным ремнем в верхней части ног (рис. 25, 1).
2 (на 4 экз.). Ремень в виде узкой полосы отходит от «сапога» вверх до горизонтального ремня в верхней части ноги.
3 (на 4 экз.). Ремень в виде узкой полосы идет от «сапога» вверх к поясному ремню.

Пряжки для держания «сапог». 1 (на 5 экз.). Ромбовидные (рис. 25, 1).
2 (на 5 экз.). В виде широкой полосы с острым концом, нижний конец соединен с «сапогом», а верхний конец — с круглой бляхой на горизонтальном ремне в верхней части ноги (рис. 26, 7).
3 (на 1 экз.). Круглые.

Сосуды. 1 (на 17 экз.). Кубический.
2 (на 134 экз.). Цилиндрический, прямоугольный (рис. 25, 1, 3—5; рис. 26, 1—5, 7, 9, 10; рис. 27, 1—3, 7; рис. 28, 1—3; рис. 29, 3, 4, 8).
3 (на 16 экз.). Усеченно-конический.
4 (на 5 экз.). Биконический (рис. 28, 4; рис. 29, 1).
5 (на 4 экз.). Бокалообразный (рис. 26, 6).
6 (на 19 экз.). Сосуд с расширенным туловом и суженным дном и горлом (рис. 25, 2).
7 (на 4 экз.). Горшкообразный.

«Гребни». Изображаются подвешенными к поясному ремню.
1 (на 4 экз.). В виде полукруга с насечкой в нижней части, передающей зубья (рис. 26, 7).
2 (на 4 экз.). В виде трапециевидной фигуры с насечкой в нижней части, показывающей зубья (рис. 27, 3).
3 (на 1 экз.). В виде прямоугольника с насечками по верхнему и нижнему краям, передающими зубья с двух сторон гребня.
4 (на 1 экз.). В виде битрапециевидной фигуры с насечками по верхнему и нижнему краям, пеоедающими зубья с двух сторон гребня (рис. 28, 4).

«Ножи». Изображаются подвешенными на ремнях к поясному ремню. Толкование этих деталей как ножей сомнительно и допускается нами только потому, что нож был, судя по инвентарям погребений, почти обязательной принадлежностью кочевника. 1 (на 7 экз.). В виде вытянутого прямоугольника (рис. 25, 6; рис. 26, 7; рис. 28, У).
2 (на 5 экз.). В виде вытянутого треугольника с отростком, обозначавшим ручку (рис. 27, 1, 3).

Воротник ](на 8 экз.). Изображается в виде полосы на шее, часто с вертикальной насечкой (рис. 25,6; рис. 26,4,6; рис. 28, 1).

Борт кафтана выше пояса (на 20 экз.). Изображается в виде вертикальной двойной или тройной линии или полосы с насечкой (рис. 25, 3; рис. 26, 3, 6, 7; рис. 27,1; рис. 28, 3).

«Мешочки». Изображаются подвешенными на поясном ремне. 1 (на 8 экз.). В виде полукруглой фигуры (рис. 25, 6; рис. 27, 1).
2 (на 6 экз.). В виде квадрата (рис. 25, 5).
3 (на 5 экз.). В виде трапеции.
4 (на 2 экз.). В виде «кисета».
5 (на 1 экз.). В виде прямоугольника с отходящей от него вниз трапециевидной лопастью.

Трактовка этих деталей как мешочков сомнительна и допустима только потому, что в кочевнических погребениях часто находят туалетные принадлежности, огниво и кремень, иногда и зеркало в специальном мешочке, подвешенном к поясу.

Непонятные изображения вещей, подвешенных к поясу. 1 (на 1 экз.). В виде ромба.
2 (на 2 экз.). В виде квадратной рамки с перекрестием.
3 (на 2 экз.). В виде пятиугольника.
4 (на 1 экз.). Сложная фигура, изображающая, по мнению Я. И. Смирнова и Н. И. Веселовского, музыкальный инструмент691 (рис. 26, 5).

Ножницы (на 1 экз.). Изображались на затылке. Это говорит о том, что они не составляли (рис. 26,9) детали изображения, а воспринимались самостоятельно вне связи с фигурой человека692.
Кроме ножниц также изображались и воспринимались, видимо, как самостоятельные объекты фигуры собаки (рис. 25, 3) и птицы с боков или на тыловой стороне статуи и фигура из двух ромбов иа затылке статуи (на 5 экз.). На одном изваянии на плоской задней поверхности была грубо изображена рука, держащая саблю693. На некоторых статуиях на задней стороне или сбоку имеется схематическое изображение человеческих фигур с поднятыми вверх руками694 (рис. 25, 2).

Орнаментальные мотивы. 1 (на 3 экз.). Прямая насечка (рис. 25, 6).
2 (на 3 экз.). Косая насечка (рис. 25, 2, 3).
3 (на 6 экз.). Зигзаг (рис. 25, 3).
4 (на 5 экз.). Косая сетка ((рис. 26, 3).
5 (на 1 экз.). Треугольники (рис. 26,5).
6 (на 1 экз.). Крестики (рис. 25, 5; рис. 26, 3).
7 (на 3 экз.). «В елочку» (рис. 26, 1; рис. 27,4).
8 (на 2 экз.). Спиралевидный (рис. 28,4; рис. 29, 1).
9 (на 5 экз.). Арочковидный (рис. 28,5).
10 (на 1 экз.). В виде цепочки кружков и овалов (рис. 27,2).

Следует отметить, что распределение различных деталей одежды и изображений вещей по половому признаку статуй повторяет во многом распределение инвентаря в мужских и женских кочевнических погребениях. Так, например, кресало, предметы вооружения, защитный доспех встречаются почти исключительно в мужских погребениях, а изображения этих предметов мы находим тоже почти только на мужских статуях. Украшения составляют более частую находку в женских могилах. Украшения изображены, за очень редким исключением, только на женских статуях. В могилах зеркала и ножницы находят почти исключительно в женских погребениях, а изображения этих предметов встречаются только на женских изваяниях.

Рассмотрим теперь распределение вариантов трактовки различных деталей по типам статуй. Применим тот же критерий (k) для определения существенного расхождения между теоретически определенными вероятностями появления того или иного признака на определенном типе каменных «баб» и фактической частости этого признака (сущность и практическое применение этого метода были изложены в главе I).

В табл. 20 даются для каждого признака следующие величины: число статуй с этим признаком (а), число статуй с той категорией признаков, к которым относится данный признак (na), число изваяний каждого типа с данным признаком (ma) и критерий (k). Кроме того, в таблице указано для каждого типа статуй: число статуй данного типа (b) и общее количество определимых по типу статуй (nb) (в скобках знак + означает, что k>=2, знак — означает, что k<=—2, знак 0 означает, что —2<=k<=2).

Табл. 20 показывает, что между различными типами статуй и различными типами трактовки деталей одежды и вещей в некоторых случаях есть существенные связи, отражающие какие-то закономерности в распределении признаков. Ряд связей мы можем объяснить половыми различиями статуй. В этих случаях значения k оказываются выше двух для мужских или женских статуй и I и II типов.

Так, например, обстоит дело со шляпами типа 1, роговидными украшениями, с налобными повязками типа 1, гривнами типа 2, ожерельями типа 1 (признаки, встречающиеся только на женских статуях), шлемами типа 1, нагрудными бляхами, нагрудными ремнями типа 1 (признаки, характерные для мужских изваяний), косами типа 4. Отметим, что соответствующие графы этих типов в табл. 20, предназначенные для изваяний противоположного пола, оказываются заполненными отрицательными показателями. Это свидетельствует о том, что такие типы закономерно не встречаются на статуях данного пола.

Таблица 20






Но некоторые признаки оказываются характерными для статуй определенного типа, а не пола, т. е. для «стоящих», «сидящих» или стело-образных изваяний. Эти признаки дают высокие показатели связи (k>2) с мужскими или женскими статуями одного из трех типов. Есть признаки, которые сопряжены и с мужскими, и с женскими статуями одного из типов. Очевидно, такие признаки связаны с иконографической нозой изваяния, т. е. с типом, а не с полом.

Для «стоящих» статуй типичен следующий набор признаков:

Шляпа типа 2
Козырьки
Налобная повязка типа 2
Привески
Серьги типа 1
Зеркала типа 2
Шлемы типа 3
Наспинные бляхи
Нагрудные ремни типов 4 и 7
Наспинные ремни типов 1, 3, 4
Луки типа 2
Колчаны типа 1
Сабли типов 1 и 3
Кресала типа 2
Рукава типа 1
Нижняя часть одежды спереди типа 4
Нижняя часть одежды сзади
Пояс
Воротник
Ромбы на затылке

Для «сидящих» статуй характерен следующий набор признаков:
Шляпы типа 3 Гривны типа 1
Верхний край рубахи типа 2
Шлемы типа 2
Наспинные ремни типа 2
Нагрудные ремни типов 5 и 6
Сапоги типа 2
Ремни для сапог типов 1, 2 и 3
Пряжки для сапог типов 1 и 2
Сосуды типа 1
Гребни типа 2
Ножи типа 1
Для стелообразных статуй характерны:
Серьги типа 4
Гривны типа 1
Шлем типа 2
Косы типа 1

Маловероятно, что эти различия между I, II и III типами статуй отражают какие-то социальные традиции. Шлем, который встречается в богатых по преимуществу погребениях и является признаком высшего класса воинов, на изваяниях изображается повсюду. Если бы поза статуи была как-то связана с имущественным состоянием изображаемого или передавала социальную принадлежность человека, ставившего статую, то мы имели бы, вероятнее всего, резкое отличие статуй этих двух групп по высоте и набору самих предметов, изображенных на них. В нашем же материале среди и «сидящих» и «стоящих» статуй имеются и роскошные, полные деталей экземпляры, и бедные, сравнительно небольшие статуи, почти без реалий. По всей вероятности, различие статуй заключается в том, что для статуй одного типа характерны набор и иная передача предметов, иная манера их изображения, чем для статуй другого типа. А так как и «сидящие» статуи, и «стоящие» встречаются на одной территории, мы можем сделать вывод о том, что эта разница в манере передачи некоторых деталей отражает хронологическое различие типов статуй.

Нам кажется, что «сидящие» статуи относятся к более позднему времени. Древнейшими образцами изваяний для кыпчаков служили казахстанские и семиреченские «бабы», всегда «стоящие». Следует думать, что и в южнорусских степях первоначально появились «стоящие» статуи, а потом «сидящие». Трудно предположить полную смену одного типа другим. Слишком много общего в облике этих статуй. Скорее всего, более поздние варианты «стоящих» статуй существовали параллельно статуям, передающим человеческую фигуру в сидячем положении.

Таким образом, с известной долей вероятности мы можем отметить постепенную трансформацию статуй типа I в статуи типа II. Этот процесс связан с изменением позы статуй, сопровождался изменением набора и манеры изображения различных деталей одежды, украшений и вещей. Одновременно происходило и изменение соотношения числа мужских и женских статуй (табл. 21).

Таблица 21



С распространением в Восточной Европе тюркских каменных изваяний, до этого почти исключительно мужских, на западе евроазиатских степей быстро создается женский тип статуй. Но постепенно, в более позднее время, в связи с изменением позы статуи господствующими стали опять мужские статуи.

Изваяния типа III связаны со статуями типа I: статуи типа III разделяются на мужской и женский подтипы в той же пропорции, что и статуи типа I. Упрощенная форма III типа может быть объяснена тем, что эти статуи были или ранними вариантами типа I, или поздними упрощенными его вариантами, в которых реалистические черты в передаче объемов были утрачены. Второе предположение подтверждается наблюдением над некоторыми деталями статуй типа III, которые можно . понять только как рудименты (например, изображение сосуда, бессмысленное само по себе без изображений рук (рис. 28,2), медальона без ремня). Обращает внимание то обстоятельство, что статуи III типа являются упрощенными и, очевидно, поздними вариантами статуй именно I, а не II типа. Видимо, тенденция к образованию упрощенного «стелообразного» варианта была и у статуй «сидящего» типа. Но она по каким-то причинам не развилась. Пока известен только один экземпляр «сидящей» стелообразной статуи (Таганрогский музей, № 8).

Вместе с тем у статуй II и III типов есть некоторые общие детали, закономерно встречающиеся именно на этих статуях (гривна 1, шлем 2). Мы полагаем, что манера трактовки деталей изменялась во времени. Поэтому наличие общих, сходных в манере изображений, деталей сближает по времени «сидящие» и стелообразные изваяния.

Схематически эволюцию каменных изваяний в восточноевропейских степях можно представить так:



При этом та ветвь эволюции, которая дала стелообразные упрощенные статуи, сохранила традицию «стоящих» статуй в пропорции мужских и женских подтипов. Другая же ветвь эволюции, которая привела к изменению позы статуй и появлению «сидящих» изваяний, была связана с резким изменением соотношения мужских и женских подтипов.

Нам представляется, что статуи II типа также имели некоторое количество поздних вариантов стелообразного облика. Но эта разновидность статуй не развилась: более поздние статуи «сидящего» типа исчезли, очевидно, не постепенно, как статуи I типа, а сразу, в течение сравнительно короткого времени.

Для датировки статуй695 следует выбрать те детали изваяний, которые передают определенные типы реально бытовавших вещей, например:
шлемы с розеткой наверху, передающие тип IV шлема погребений, который датируется III периодом (конец XII-—начало XIII в.);
роговидные украшения в виде войлочных дуг или венца с металлическими пластинами, найденные в погребениях II и IV периодов (XII— XIV вв.);
ожерелья бус в виде ромбовидных подвесок, передающие ромбовидные подвески из ляпис-лазури, встречающиеся с IX—X до XIII в.

Для датировки каменных изваяний имеют значение два кургана, раскопанные у дер. Торской (№ 484, 485). Курганы были насыпаны в XII в. Следовательно, и установленные на них статуи датируются не раньше этого времени.

Интересно также впускное погребение 2 кургана 4 близ ст. Кремен-ской. В основной яме находилось основание одной из двух статуй, лежащих под восточной полой кургана. Эта яма прорезана впускным ограбленным погребением. Оно может быть датировано примерно золото-, ордынским временем по характерной корчаге с горизонтальной гофрировкой нижней части тулова, типичной для посуды из Нового Сарая, Увека и других золотоордынских городов. Так как это погребение пересекает яму с основным погребением, то очевидно, что и главное погребение не моложе XIII—XIV вв., а следовательно, и статуи, разбитые при сооружении этой могилы, также относятся ко времени не позднее золотоордынской эпохи, а скорее всего — к домонгольской эпохе, поскольку в этот период они были разбиты и использованы при строительстве кургана и устройстве могилы, т. е. утратили свои функции.

Для установления верхней даты изваяний существенны наблюдения, сделанные при исследовании погребения 3 кургана «Акритова могила» близ с. Чермалык (№ 587). Здесь погребение IV периода, т. е. золотоордынского времени, было связано с каменной плитой, которая представляла собой обитую, стесанную каменную статую. Отсюда следует, что эта «баба» старше IV периода, в котором ее использовали вторично, просто как каменную плиту.

Характерно, что на изваяниях почти нет серег VI типа (в виде знака вопроса), столь типичных для IV периода.

Все собранные факты позволяют датировать каменные изваяния II—III периодами, т. е. XII — началом XIII в.

Наша датировка каменных изваяний подтверждается письменными сообщениями. Рубрук, посетивший половецкие степи в середине XIII в., писал, что у команов имеется обычай ставить каменные статуи на курганах696. Низами (XII в.) сообщает, что кыпчаки ставят каменные статуи и поклоняются им697.



689 О сибирских и монгольских изваяниях см. Л. А. Евтюхова. Каменные изваяния Северного Алтая. ТГИМ, 1941, вып. 16; ее же. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. МИА, 1952, № 24; А. Д. Грач. Древнетюркские изваяния Тувы. М., Изд-во АН СССР, 1961. О казахстанских изваяниях см. Л. Ф. Семенов. Материалы к характеристике памятников материальной культуры Акмолинского округа. «Вестник Центрального музея Казахстана», 1930, № 1, стр. 85; С. С. Черников. Отчет о работе Восточно-Казахстанской археологической экспедиции 1947 г. «Изв. АН Каз.ССР», вып. 3. Алма-Ата, 1956, стр. 56. О семиреченских изваяниях см. Я. А. Шер. Памятники алтайско-орхонских тюрок на Тянь-Шане. СА, 1963, № 4; Л. И. Альбаум. Об этнической принадлежности некоторых «балбалов». КСИИМК, 1960, вып. 80.
690 Существует мнение, что грудь у женских статуй обнажена (С. А. Плетнева. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях. МИА, 1958, № 62, стр. 211). Но если считать зигзагообразные линии верхним краем одежды, то следует признать, что грудь была прикрыта рубахой (Н. И. Веселовский. Ук. соч., стр. 435).
691 «Херсонес Таврический». Путеводитель по музею. Симферополь, 1956, стр. 109; Н. В. Пятышева. Железная маска из Херсонеса. М., изд. ГИМ, 1964, стр. 16, рис. 5.
692 Так называемая «кожа» — инструмент в виде двуструнной мандолины (см. Н. И, Веселовский. Ук. соч., стр. 438). С. А. Плетнева (Ук. соч., стр. 212) по этому поводу пишет: «О наличии в половецкой среде музыкантов (гудцев) и певцов сообщает нам русский летописец в знаменитом рассказе о Сырчане и Отроке («оставъшюу Сырчана, единому гудьцу же Орели, посля й в Обезы... пой же ему песни поло-вецкии»)».
693 На изваянии у ст. Сейлерской в Крыму обнаружено в 1898 г. Ю. Кулаковским.
694 Д. И. Эварницкий сообщил о статуе типа I б из с. Котово Ново-Московского у Екатерииославской губ. с изображением на оборотной стороне фигуры с разведенными руками и фалосом (см. Д. И. Эварницкий. Каменные бабы, стр. 188).
695 Мы не можем согласиться с ранней датировкой одной статуи типа III из ГИМ концом I тысячелетия н. э., предложенной А. П. Смирновым (см. А. П. Смирнов. Куйбышевская каменная баба. КСИИМК, 1946, XII). Основанием для этой датировки у А. П. Смирнова служат серьги кольцевые с прямым стержнем, передающие, по мнению автора, тип аланской серьги, и шлем типа «Spangelhelm». Но изображенная на статуе серьга может иметь прототипом и серьгу в виде знака вопроса, а шлем передает обычный шишак.
696 «Путешествия в восточные страны Пиано Карпини и Рубрука». М., Географгиз, 11957, стр. 102. Ю. А. Кулаковский (Ю. А. Кулаковский. К вопросу о каменных бабах. АИЗ, № 7—8. М., 1898) без достаточных оснований считал сообщение Рубрука сомнительным. П. Кеппер, Н. И. Веселовский, С. А. Плетнева и JI. П. Зяблин считали сообщение Рубрука заслуживающим доверия.
697 На свидетельство Низами, имеющееся в поэме «Искандер-намэ», впервые обра тил внимание В. В. Бартольд (В. В. Бартольд. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893—1894. ЗАН, историко-филологический отд., VIII, т. I, № 4. СПб., 1897, стр. 20). Хотя действие происходит, по Низами, при Александре Македонском, имеется в виду современная Низами полозецкая степь XII в. Содержание отрывка Низами следующее: Александр Македонский убеждал кыпчаков ввести у себя обычай, чтобы женщины закрывали лица. Но он не мог добиться их согласия. Тогда одйн из мудрецов Александра сделал каменную статую женщины, покрытой чадрой; пример статуи пристыдил женщин, и желание Александра было исполнено. Поэт прибавляет, что такие истуканы и теперь стоят в степи.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Эдуард Паркер.
Татары. История возникновения великого народа

С. В. Алексеев, А. А. Инков.
Скифы: исчезнувшие владыки степей

Тамара Т. Райс.
Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии

В. Б. Ковалевская.
Конь и всадник (пути и судьбы)

Светлана Плетнева.
Половцы
e-mail: historylib@yandex.ru
X