Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Loading...
Герман Алексеевич Федоров-Давыдов.   Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов

Могильники

Погребения кочевников X—XIV вв. встречаются или в виде основных погребений под курганными насыпями, или в виде вводных погребений в более ранних курганах (незначительное количество бескурганных погребений относится к кочевникам, перешедшим к оседлости, и будет рассмотрено особо).

Рассмотрим распределение основных и вводных погребений по периодам (табл. 13).

Легко заметить, что с течением времени уменьшается доля вводных могил. Этому сопутствует увеличение числа кочевнических могильников. В I период известен только один могильник у Саркела. Во II—III периоды кроме Саркельского курганного могильника нам известно еще несколько могильников в Поросье. В IV период кочевнические могильники появляются повсеместно. Особенно характерно Поволжье: в I—III периоды здесь неизвестно ни одного кочевнического могильника, а впускные погребения составляют 73%. В IV период в Поволжье появилось несколько кочевнических могильников и компактных групп кочевнических курганов среди более ранних могильников, а количество впускных погребений сократилось до 20%.

Чаще всего курганы поздних кочевников встречаются среди курганных групп более ранних эпох (бронзового века или скифо-сарматской эпохи). В этих случаях невозможно определить время сооружения всех курганов. Они могли сооружаться на месте древней курганной группы постепенно, в течение многих столетий без определенного порядка, разными кочевыми группами, проходившими через этот район.

Таблица 13



К числу беспорядочно насыпанных среди древнего курганного некрополя (который служил «ориентиром» для разных групп кочевников) относятся такие скопления курганов, как Каменка в Поднестровье, Краснополка, Лучки в Поросье, Кут, Никополь в Нижнем Приднепровье и Приазовье и многие другие группы курганов. В них встречаются погребения I—IV периодов.

Но кочевнические курганы и вводные могилы могли быть сооружены в определенном порядке, могли образовать компактную группу среди более ранних курганов, четко выделяющуюся среди остальных насыпей. В таком случае следует думать, что эти компактно расположенные среди более раннего кладбища курганы насыпаны какой-то одной группой кочевых народностей, систематически из года в год проходившей через этот район и сохранявшей память о том, где они в прошлый раз хоронили покойников (понятно, что если бы такой традиции не существовало, если бы пришли новые племена кочевников, то они соорудили бы новые курганы где-либо в другом месте могильника, и компактность в расположении курганов поздних кочевников не отмечалась бы). Следовательно, хронологический диапазон таких групп курганов не был большим. А если это так, то всю группу можно датировать по тем комплексам, в которых сохранились датирующие вещи. Такими компактными курганными группами среди более раннего курганного кладбища являются позднекочевнические курганы 40—44 (№64—68) в I Бережновском могильнике (Поволжье), где они образуют цепь курганов, курганы 5, 8, 27, 31, 34, 35, 74, <(№ 74, 75, 77, 80, 82— 84,) во II Бережновском могильнике (Поволжье). Характерно, что в ряде случаев кочевнические курганы группируются вокруг какого-ни-будь древнего кургана. Так, например, шесть курганов в I Бережновском могильнике отходят цепочкой от более древнего кургана. Видимо, такого же типа была группа курганов поздних кочевников «Рясные могилы» у д. Вороная (№619); здесь среди большого количества кочевнических могил всех трех периодов имеются курганы скифо-сарматского времени. Аналогичное явление отмечается и в могильнике у с. Варваровки (№600) бывшей Екатеринославской губ., где среди поздних кочевнических вещей, собранных из погребений этого могильника, была найдена скифская стрела и т. п.

Более редки случаи образования отдельных групп позднекочевнических курганов. При этом возможны два вида отдельных курганных групп поздних кочевников. Во-первых, группа погребений может быть кладбищем одного кочевого племени; во-вторых, погребения одной курганной группы могли быть оставлены разными племенами, проходившими через данный район в течение определенного времени.

Некоторые курганные могильники содержат погребения с весьма однообразным обрядом, причем такого типа, который редко встречается в позднекочевнических курганах и составляет ничтожно малую примесь к другим типам погребений. Так обстоит дело с Худайбергенским (№34—35) и Недвиговским (№369—371) могильниками (где сосредоточены насыпи из камня типа VI) и группой кочевнических погребений из Моздокского могильника (№527—530) с погребениями исключительно типа Д I, редкого в других курганных группах. То же относится к могильнику у с. Нижняя Дуванка (№454—456) на Северном Донце (здесь встречены погребения только типа В I, сравнительно редкие среди других погребений поздних кочевников Восточной Европы), могильнику Ново-Григорьевка (№ 656—660) на Днепре (здесь все погребения имеют подбой, что для этих мест не характерно: подбои встречаются обычно в Поволжье) и могильнику у с. Балымеры (№993—997), где все захоронения были типа ДI.

Эти могильники, безусловно, можно рассматривать как памятник одной группы кочевников. Это в свою очередь позволяет считать, что хронологический диапазон таких групп курганов не был особенно большим. В противном случае могильники содержали бы какие-либо более распространенные у кочевников типы могил и насыпей. Следовательно, весь могильник мы вправе приблизительно датировать лишь по некоторым его комплексам, в которых сохранились датирующие вещи.

Иначе обстоит дело с курганными группами, где встречаются общераспространенные типы погребений. Эти могильники могли быть оставлены несколькими проходившими через эту территорию племенами кочевников. Тем более это должно относиться к группам курганов, беспорядочно подсыпанных к более древним могильникам, или группам вводных погребений. Поэтому мы из таких групп должны выбирать только датированные и синхронные погребения (в пределах установленных нами четырех хронологических периодов).

Собрав все датированные погребения и распределив их по периодам и по районам, мы сможем конкретно показать, какие обряды, в какое время и на каких территориях совершались кочевниками при погребении людей.
Loading...
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Евгений Черненко.
Скифские лучники

Р.Ю. Почекаев.
Батый. Хан, который не был ханом

С.А. Плетнёва.
Kочевники южнорусских степей в эпоху средневековья IV—XIII века

Аскольд Иванчик.
Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII-VII вв. до н.э.

Валерий Гуляев.
Скифы: расцвет и падение великого царства
e-mail: historylib@yandex.ru
X