Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Правила и формы принятия присяги, обязательств и клятвенных обещаний

Обет, клятва, присяга не имеют прямого отношения к религии. Прежде всего, они имеют юридическое значение. Освящение этих проблем религией также не может сделать их «религиозными». Каким образом светские правовые проблемы связаны с религией?

Мусульманская юриспруденция отвечает на этот вопрос двояко:

1. Понятия «обет» (назр), «клятва», «присяга» (бай'а) толкуются как религиозные, как связанные с высшим началом, с Богом, с ответственностью перед Ним.

2. Светские проблемы рассматриваются с позиций Корана и Шариата. Например, у родителей тяжелоболен единственный сын — естественно их страстное желание, чтобы он как можно скорее выздоровел. Религиозная традиция призывает родителей дать обет о пожертвовании мечети или милостыне беднякам в случае выздоровления сына.

Шариат требует, чтобы человек давал обет не по принуждению, а добровольно. Давать обет поспешно, необдуманно, в нервозном состоянии запрещается так же, как и допускать расточительство в деле обета. Если человек дал обет раздать часть своего имущества бедным и сам при этом разорился, то такой обет считается недействительным (батил).

В семье не все обладают правом давать обет. Не имеют этого права жена и дети без разрешения мужа и отца. Если же они дали обет против воли мужа и отца, то такой обет считается недействительным. Сын, взявший на себя обязательство об обете без ведома отца, если последний не высказал своего возражения, должен исполнить этот обет. Всякий обет обязательно должен быть по силам давшему его и связан с делами, дозволенными Шариатом. Шариат требует также соблюдения сроков его исполнения.

Родители малолетней дочери могут дать обет выдать ее замуж за определенного человека по достижении ею совершеннолетия, но дочь, достигнув совершеннолетия, имеет право расторгнуть обет родителей.

Условия клятвы или присяги, с точки зрения Шариата, близки к обету. Дающий клятву или присягу должен быть совершеннолетним и в здравом уме. Клятвы детей, умалишенных, нетрезвых, клятвы по принуждению считаются недействительными. Запрещается давать клятву в возбужденном состоянии. Недействительна, с точки зрения Шариата, клятва, связанная с выполнением запретных или порицаемых дел. Нельзя также давать клятву о совершении того, что считается ваджибатом или фардом, т. е. обязательным с точки зрения религии (например, нельзя дать клятву о совершении пятикратной молитвы, и без того обязательной для мусульманина). В тексте клятвы обязательно должно упоминаться имя Божье, поэтому неприемлемым считается клясться не вслух или писать клятву на бумаге. Исключение делается для немых, которые могут дать клятву, выражаясь знаками. Еще один важный момент: клятву можно давать лишь в случае, если ее исполнение под силу дающему ее. Клятву не могут давать женщины и дети, если на это нет разрешения отца или мужа. Если же такая клятва все же дана, муж или отец могут ее расторгнуть.

Шариат не допускает уклонения от исполнения клятвы. В противном случае необходимо искупление; им может стать, например, кормление десяти бедняков или обеспечение их одеждой. Если перечисленное не под силу нарушившему клятву, он должен хотя бы поститься в течение трех дней.

Мусульманская юриспруденция в отдельных случаях допускает ложную клятву, если мусульманин дает ее в целях освобождения себя или своего брата по вере, но при этом он должен сказать про себя правду. Например, если притеснитель требует от человека, чтобы он дал клятву в отношении разыскиваемого, он может клясться, что не видел его, хотя на самом деле это не так.

На эту тему есть рассказ Саади Ширази о некоем хане, отдавшем приказ казнить раба. Приговоренный к смерти раб стал в присутствии двух визирей поносить шаха на языке, непонятном правителю. Шах приказал одному из визирей перевести слова раба. Этот визирь, отличавшийся благородством, обманул шаха, переведя слова приговоренного как благодарность шаху и хвалу его справедливости. Другой же визирь — злой человек — раскрыл обман первого, правильно переведя шаху слова раба. Однако шаху «обман» понравился, поскольку он преследовал благородную цель спасения жизни и, следовательно, был лучше правды, основанной на злобе. Раб был освобожден.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Виолен Вануайек.
Великие загадки Древнего Египта

В. М. Запорожец.
Сельджуки

Пьер Монте.
Эпоха Рамсесов. Быт, религия, культура

Э. Бикерман.
Государство Селевкидов

М.А. Дандамаев.
Политическая история Ахеменидской державы
e-mail: historylib@yandex.ru