Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Шариат. Проблемы мира и войны

Отличительной чертой Ислама является то, что он не имеет разделения светских и духовных функций и всеми средствами способствует сохранению неразделимости духовной и светской власти, религии и государства, политики, права, поэтому проблемы армии, войны и мира занимают важное место в исламском учении. Ислам и мусульманское духовенство имеют тысячелетний опыт духовного воспитания армии и военнослужащих. Изречение — «Любовь к отчизне от веры» служит основой патриотического воспитания в армии. Приведенные слова мусульманского Пророка могут быть полезными для воспитания военнослужащих мусульманского вероисповедания в Российской армии. Известно, что после распада Советского Союза в составе Российской Федерации остались десятки республик и областей с традиционным мусульманским населением: Татарстан, Башкортостан,

Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Осетия... Численность мусульман в России — около 20 млн.

В Российской армии служат тысячи юношей мусульманского вероисповедания. Правильное и уважительное использование исламских традиций может быть полезным для патриотического воспитания солдат и офицеров в Российской армии.

Вопросы войны и мира, защиты Родины глубоко и детально разработаны в исламском учении. Исторический опыт показывает, что мусульманское население России принимало активное участие во Второй мировой войне, а еще раньше — в Отечественной войне 1812 года. За активное участие мусульман в отражении и изгнании французских солдат из России царским правительством была выделена для строительства мечети в Москве обширная территория. Под названием «Историческая мечеть» этот молитвенный дом и сейчас действует в Москве на улице Землячки. Мусульманское учение не одобряет кровопролитие и войну. Как утверждают мусульманские теологи, слово «Ислам» происходит от «силм», что означает «мир и спокойствие». От этого же слова происходит мусульманское приветствие «салам алейкум», что означает «мир вам». Однако если возникает война, согласно Шариату, армия и воины должны соблюдать следующее правило: не убивать детей, женщин, стариков, пленных, не уничтожать посевы и пастбища, источники воды, в которых кроется общественное и личное благо.

Ислам не отрицает, что народы и люди воюют между собой, покоряют друг друга. Но Пророк говорит: «Покорять словом лучше, чем саблей». Мусульманские историки пишут, что Пророк за всю свою жизнь в борьбе с язычниками и защите Ислама участвовал лишь в девяти битвах: в сражениях при Бадре, Ухуде, Аль-Марр-Ясике, Аль-Хандаке, Курейзе, Хейбаре, в покорении Мекки, Хунейна и Таифа95.

Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо понимать термин «кяфир» (неверный, в его истинном значении). По учению Ислама, христиане и иудеи не являются «неверными», и Коран отличает их от язычников, считая последователями единобожия и имеющими свои священные книги. Попавшим под власть мусульман христианам и иудеям давалось право свободно отправлять свой культ. Имущество и безопасность людей Священного Писания (христиане, иудеи) охраняются законом Ислама.

С точки зрения Ислама, кяфир (неверный) — тот, кто отрицает единого Бога или же не признает пророчества Мухаммада, или же отвергает обряды и ритуалы Ислама96.

В основе трактовки исламского учения о войне и мире особое место уделяется понятию «джихад». Говорить о джихаде, как только о войне, ошибочно. Есть понятия «большой» и «малый» джихад. Большой джихад — это не призыв к войне, а «стремление на пути к Богу, в доброте и искренности, справедливости». В нем «нет места насилию и враждебности в отношении свободы вероисповедания»97.

Мусульманские богословы большое внимание уделяют толкованию большого джихада как формы зашиты и сохранения исламских ценностей, культурного наследия, самобытности народов, исповедующих Ислам. Джихад толкуется ими и как форма проповеднической деятельности, популяризации Ислама, стремления к знанию и науке, воспитания детей.

Что касается малого джихада — священной войны, то богословы дают ему следующее толкование. Они утверждают, что непосредственно в священной войне могут участвовать не все. Можно поддерживать дух джихада имуществом и словом. Это должны делать все мусульмане. Пророк Мухаммад говорил: «Кто снарядил воина на пути Аллаха, то он уже совершил джихад».

Известный сирийский богослов Абдулла Ульван — специалист по теории воспитания молодого поколения в арабских странах — рассматривает различные формы джихада в современных условиях. Это поддержка джихада имуществом, пропаганда джихада, преподавание, обучение джихаду, политический джихад и т. д.

Абдулла Ульван утверждает, что «джихад талими» (преподавание) включает в себя поддержку средствами исламского общества науки и культуры, развития образования, знаний о природе. Ибо Пророк Мухаммад говорил: «Будьте искренними в знании. Предательство в науке хуже предательства имуществом» и «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день».

Говоря об учении Ислама о войне и мире, необходимо несколько слов сказать об отношении мусульманских стран ко Второй мировой войне.

Как известно, к периоду окончания Второй мировой войны, за исключением Турции и Ирана, почти все мусульманские страны находились под властью колониальных держав Запада. Крупными колониальными державами мусульманских стран были Англия, Франция, Россия. Естественно, человеческие силы и материальные ресурсы мусульманских стран, находящихся под властью Англии, Франции и России были направлены против фашистской Германии. В то же время антиимпериалистическая и антиколониальная позиция Советского Союза, антиимпериа-диетическая пропаганда — находили положительные отклики у мусульман. Позиция Советского Союза способствовала после Второй мировой войны освобождению мусульманских стран от колониализма. Однако в арабских странах были отдельные мусульманские богословы, которые считали, что арабские страны могут освободиться от господства Англии и Франции, если гитлеровская Германия победит. Независимо от подобных позиций отдельных богословов мусульманских стран, их усилия способствовали разгрому фашизма.

Отметим, что в последние годы Русская Православная Церковь и некоторые мусульманские организации установили тесные контакты с руководителями Министерства обороны Российской Федерации. В принципе, Министерство обороны РФ не препятствует представителям различных конфессий принимать участие в духовном и патриотическом воспитании военнослужащих Российской армии. Мусульманские организации в своих планах предусматривают посещение воинских подразделений имамами, создание там библиотечек мусульманской литературы, а также условий для совершения молитв и ритуалов Ислама. Мусульманские организации, как и другие религиозные организации, убеждены в том, что духовное воспитание воинов укрепит моральный дух военнослужащих Российской армии.

Говоря об учении Ислама и Шариата о войне и мире, необходимо сказать также о роли Ислама в национально-освободительном движении. Это очень важная и малоизученная тема. Как известно, национально-освободительные движения играют важную роль в ослаблении капиталистического западного мира и расчищают путь мусульманским странам к освобождению их от социально-экономического и политического порабощения. Нередко с помощью исламских ценностей под исламским лозунгом мусульмане добиваются успеха без кровопролития. Мусульманское духовенство учитывает тот факт, что в борьбе против колонизаторов участвуют широкие народные массы — верующие люди, и это дает возможность связать национально-освободительное движение с Исламом и Шариатом. Египетский богослов Мухаммад Абд-аль-Хади в своей работе «Почему некоторым странам удалось избежать колониализма» перечисляет мусульманские страны и области, которые, по его мнению, избежали колонизации. В числе этих стран и областей автор упоминает Хиджаз (область в Саудовской Аравии, где находятся святые города мусульман Мекка и Медина), Йемен, Иран, Афганистан и Турцию.

Поход крестоносцев на Восток под лозунгом «освобождения святых мест христианства» автор считает первой попыткой европейских держав захватить мусульманские страны.

Хиджаз — это ворота к главным святым городам мусульман Мекке и Медине. В Медине находится гробница Пророка Мухаммада и халифов Абу Бакра, Умара и Усмана. Мечеть Пророка (Масджид набави) в Медине занимает второе место после мечети Каабы. В Медине находится также могила дочери Пророка Мухаммада Фатимы и жены Айши, также захоронен имам Шамиль — национальный герой горцев Кавказа и др. знаменитости.

В Мекке находится главная святыня мусульман — Кааба, куда ежегодно совершают паломничество — хаджж — миллионы мусульман. Колониальные державы хорошо понимали значение этих двух городов (Мекка и Медина) для всего мусульманского мира: Хиджаз не был превращен в колонию. По мнению мусульманских идеологов, европейские державы не оккупировали Хиджаз, опасаясь того, что все мусульмане поднялись бы на захватчиков.

Здесь уместно будет отметить, что по законам Шариата, на священной территории алъ-Харамейн (города Мекка и Медина) области Хиджаза могут находиться только мусульмане — это особый статус Хиджаза. Здесь запрещается воевать и даже убивать животных (допускаются только жертвоприношения).

Английские колонизаторы вели гибкую, учитывающую реальные условия политику, старались не противопоставлять себя Исламу и, более того, использовали его в своих колониальных целях: этим прежде всего и объясняется то, что английские колонизаторы воздержались от оккупации святых мест Ислама.

Следует отметить также, что колонизацию нельзя понимать лишь как военное вторжение. Святые места мусульман — Мекка и Медина — находятся в Саудовской Аравии. Богатые нефтяные районы этой страны оказались в подчинении иностранных нефтяных компаний. Вся страна была связана экономическими и политическими путями колониальных держав.

Еще один важный исторический пример о роли Ислама в национально-освободительном движении. В 1891 г. англичане в Иране с согласия иранского шаха организовали табачную концессию. Концессия получила большую привилегию, постепенно открывала свои отделы и филиалы в иранских городах, прибирая к рукам все иранское табачное хозяйство. Концессия самым жестоким образом эксплуатировала поставщиков сырого табака и торговцев. Жаловаться было некому, сам хозяин страны Насреддин шах покровительствовал концессии и защищал ее. Народ Ирана видел, как постепенно английские колонизаторы путем закабаления иранской промышленности, средствами экономического давления фактически совершали оккупацию страны, превращая ее в полуколонию. Опасность становилась все более явной.

Борьба иранского народа против английских империалистов велась под влиянием прогрессивных народных организаций и шиитского духовенства, которые умело использовали религиозность населения, договорились с главой шиитских мусульман Мирзой Мухаммедом Ширази, чтобы он дал фетву (юридическое заключение на основе Шариата), в которой, ссылаясь на мусульманское право, запретил бы куплю и продажу табачных изделий, курение и всякие торговые операции с табаком.

Богословы, торговцы, студенты религиозных школ (медресе) распространяли эту фетву по иранским городам и селам. Фетва сыграла огромную роль: кто прежде выращивал табак, перестал выращивать его, торговцы табачными изделиями закрыли свои лавки. Владельцы известных курительных приборов «наргиле» стали их уничтожать. В результате поставщики перестали обеспечивать концессию табачным сырьем, никто не покупал и не продавал табачные изделия. Спустя некоторое время английская табачная компания «Тальбот» обанкротилась и перестала существовать. 1891-1892 гг. в истории Ирана запомнились «табачными бунтами», и, главное, — была одержана победа мусульман над английскими колонизаторами.

Как видно из приведенного примера, мусульманское духовенство сыграло положительную роль в этой борьбе.

В то же время следует отметить, что борьба иранского народа против английской табачной концессии имела социальные и политические причины. Социальный гнет внутренней и внешней реакции вызвал общенародное возмущение, и политики от религии умело использовали этот момент, чтобы показать, что Ислам и Шариат защищают интересы народа.

Возвращаясь к истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нам хотелось бы рассказать об одной истории, связанной с религией Ислама и Шариатом. Перед началом Великой Отечественной войны в 1941 г. историками и археологами Узбекистана в усыпальнице Гур-Эмир (Самарканд) была вскрыта гробница великого завоевателя Амира Тимура для реконструкции облика полководца. Когда через три дня фашистская Германия напала на СССР, мусульманские богословы объяснили, что по Шариату запрещено вскрывать гробницу мусульманина, и в старинных летописях сказано, что если будет вскрыта усыпальница, то разразится большая война. Этот слух взбудоражил мусульман Центральной и Средней Азии. Правительство Узбекистана по указанию из Москвы решило торжественно возвратить останки Амира Тимура в его усыпальницу, предать земле. Повторное погребение великого завоевателя было произведено 20 декабря 1942 г. при большом стечении народа и представителей СМИ. Именно в эти дни, как сообщали СМИ, разгоралось контрнаступление советских войск на Сталинградском фронте: естественно, мусульманские богословы утверждали, что изменение хода войны также оказалось связано с обстоятельствами вокруг могилы полководца.

Мусульманские солдаты и офицеры, выходцы из среднеазиатских республик — Казахстана, Азербайджана, горного Кавказа, Татарии и Башкирии — участвовали в освобождении городов Восточной Европы, штурмовали Берлин.

Трудящиеся этих регионов Советского Союза в короткий срок на строительство танковых колонн для фронта собрали большие средства. Люди добровольно сдавали свои сбережения, солдатам и офицерам посылали теплую одежду и деньги.

Отмечая высокую доблесть воинов из мусульманских регионов Советского Союза, М. И. Калинин в 1943 г. говорил: «... Фашисты все больше начинают разбираться в том, что представляет Советский Союз. Раньше они всех наших бойцов считали русскими, а теперь увидели, что бойцы, и притом хорошие бойцы, — это не только русские, но и туркмены, и казахи, и узбеки, и азербайджанцы».

В марте 1943 г. И. В. Сталин направил телеграмму председателю Центрального Духовного управления мусульман муфтию Абдуррахману Расулову, где благодарил мусульман за участие в сборе средств на постройку танковой колонны.

В 1943-44 гг. советское правительство дало согласие на создание Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана в Ташкенте, ДУМ в Баку, ДУМ в Буйнакске (Дагестан). С 1944 г. мусульманским организациям было разрешено организовывать выезд мусульман из Советского Союза на паломничество — хаджж в Мекку.

Отмечая большой вклад мусульман Советского Союза в победу в Великой Отечественной войне, к 50-летию Победы на Поклонной горе в Москве построена Мемориальная мечеть.



95Абд Аш-Шаиб. Мухаммад — борец за правое дело// Минбар аль-Ислам. Каир, 1964. № 3.
96Буруджерди. Послание, вопрос 18. Тегеран (б. г.)
97Фатх алъ-БабХасан. Цель революции, которую осуществил Ислам, Мин-бар Аль-Ислам. Каир, 1964. № 1. (3)
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Малькольм Колледж.
Парфяне. Последователи пророка Заратустры

Шинни Питер.
Нубийцы. Могущественная цивилизация древней Африки

Харден Дональд.
Финикийцы. Основатели Карфагена

Джеймс Веллард.
Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес

А. Кравчук.
Закат Птолемеев
e-mail: historylib@yandex.ru