Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Глава 10. Краткий очерк истории культуры Ислама

Общеизвестно, что на протяжении веков на просторах Евразии, Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Африке взаимодействовали, обогащая друг друга, различные цивилизации. Это был сложный, многоплановый культурно-экономический, социальный процесс. На территории современной России проживают народы, исповедующие разные религии, в том числе Ислам. Естественным образом Россия не отделена от государств Центральной Азии и Закавказья, с которыми ее связывают общность исторических судеб и многовековые культурные контакты. И в то же время российские мусульмане являются неотъемлемой частью мирового мусульманского сообщества — исламской уммы. Об этом говорил Президент РФ Владимир Путин во время своего официального визита в Малайзию в прошлом году. Таким образом, невозможно представить себе евразийскую и всю мировую цивилизацию без учета мусульманской культуры.

В истории мировой цивилизации мусульманская культура занимает одно из важнейших мест. Зародившись в VII в., эта самобытная культура за сравнительно короткий срок распространилась на Ближнем и Среднем Востоке, проникла в Испанию и на Сицилию. Демонстрируя большую жизненную силу, Ислам как религия и культура утвердился на просторах Евразии — в Средней Азии, Казахстане, на Кавказе, в регионах Поволжья и Приуралья. Побеждая в борьбе с местными верованиями, Ислам в то же время показал способность вбирать в себя элементы знаний, обычаев и культурного наследия народов, принявших мусульманство.

В эпоху Возрождения европейцы широко использовали накопленные мусульманами знания. Наука и культура сблизили исламский Восток и христианскую Византию. Приняв Ислам, народы Евразии, в том числе мусульмане нынешнего СНГ, приобщились к культурному наследию Востока и Запада: Греции, Византии, Ирана, арабских стран.

Распространение Ислама сопровождалось бурным ростом городов. Возникнув на Аравийском полуострове, 80% территории которого составляет пустыня, мусульманская культура за короткое время стала великой урбанистической цивилизацией: в крупные центры превратились возрождаемые из руин древние поселения, возникали новые города. Такими центрами стали: Куфа, Басра, Багдад, Каир, Кордова, Севилья, Сарагоса, Самарканд, Бухара, Шираз, Нишапур и др.

В Багдаде (тогда самом большом городе в мире) в X в. проживали более миллиона человек, в Дамаске и Кордове по 300-400 тысяч, в Каире — полмиллиона. Для сравнения укажем, что только в очень немногих городах средневековой Европы насчитывалось по 30-40 тысяч жителей. Численность населения Парижа, самого крупного европейского города, достигла 300 тысяч человек лишь в XIX в.

Градостроительство по праву может быть отнесено к одному из высших достижений мусульманской цивилизации. Цветущие города Ближнего и Среднего Востока привлекали многих путешественников. Арыки, протекающие по улицам, парки, бассейны, бани, оживленные рынки, библиотеки, многоэтажные дома — все это вызывало у них восхищение. Так, посетивший Каир в 1046 г. известный поэт Насири Хосров называет его городом, «равных которому мало». «Я подсчитал, — пишет он, —- что в этом городе Каире должно быть не меньше двадцати тысяч лавок... Караван-сараев, бань и прочих общественных зданий столько, что их пересчитать нет возможности... Большая часть зданий в пять или шесть этажей». Хосров видел в городе и 8-, 10-, и даже 14-этажные здания. Тот, кто смотрит на город издали, думает, что это горы, писал Хосров. Особенно поразили его защищавшие людей от зноя крытые базары и улицы: туда не проникал дневной свет, и они освещались с помощью светильников.

В мусульманских странах, расположенных в основном в зоне жаркого климата, высоко ценили чистую питьевую воду, а также воду, которую использовали для ритуального омовения. Города располагали развитой системой водоснабжения. Историки сообщают, что в XI в. бурдюки с питьевой водой в Каир доставляли 52 тысячи верблюдов. В Багдаде имелись построенные из кирпича закрытые акведуки. В иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженным кранами, были проведены водопроводы.

Средневековый мусульманский историк и географ аль-Истахри, побывавший в Самарканде, рассказывал, что он редко видел постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов. Смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати.

Вызывало удивление у современников транспортное обслуживание в средневековых мусульманских городах. В Багдаде, Каире, Дамаске, Самарканде и других городах к услугам городского населения имелись специальные стоянки для ослов, верблюдов (аналоги современных стоянок такси). В городах, расположенных у рек и озер, перевозки обеспечивались лодками, которые можно было брать внаем. В правление аль-Муваффака (868-892) число таких лодок достигало 30 тысяч, что свидетельствует о большой интенсивности перевозок.

Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели. Строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы Шариата. Пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия.

В городах сосредоточивалась торговля мусульманского мира; ее непременной принадлежностью были красочные базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы — фундуки, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров. Шумные базары, где посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, могли показаться неискушенному человеку беспорядочным хаосом. На самом же деле вся жизнь в этих рыночных центрах подчинялась строгой системе. Творить добро и предотвращать зло — таков высокий принцип мусульманского права. Следуя ему, представители городских властей, надзиратели — мухтасибы — наблюдали за порядком. Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся товарных сделок, проверяли все размеры товара, устанавливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань.

Во времена Османской империи в крупных городах — Каире, Истамбуле (Стамбуле), Тунисе и других — эту функцию выполняли специальные офицеры — янычары. Они имели подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и казначей. В их распоряжении находился и карательный отряд. Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию.

Вот как описывает современник инспекционные обходы, осуществлявшиеся мухтасибами: «Впереди шел счетовод, несший весы со стандартными мерами веса, а сзади шагал карательный отряд, готовый привести в исполнение скорый приговор, и наказание порой было суровым».

Люди, занятые в сфере производства, распределения и обслуживания, объединялись в своего рода профессиональные союзы-гильдии. Наряду с ними существовали так называемые футуввы (от слова «фата», означающего «молодой человек»). Это были «братства молодых людей, поклявшихся быть верными», товарищи, преданные друг другу.

Представляя важный социальный институт мусульманских городов, гильдии способствовали профессиональной сплоченности ремесленников. Их внутренняя жизнь регулировалась строгими уставами (письменными или устными). Церемония посвящения в члены гильдии в некоторых мусульманских странах сопровождалась ритуалами и обрядами. Так, в Египте во время посвящения нового члена гильдии опоясывали кушаком. Этот ритуал связывают с традицией Пророка. Согласно преданию, Пророк Мухаммад опоясал кушаком своего двоюродного брата и зятя Али. В свою очередь сам Пророк Мухаммад точно так же принял посвящение от архангела Джабраила (Гавриила).

Система гильдий охватывала широкие слои населения. К ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, погонщики ослов и верблюдов, лодочники, даже гадальщики и платные плакальщицы, сказители, среди которых было немало мистиков-суфиев. Также объединялись в гильдии художники, трубочисты, водоносы и цирюльники.

Ислам не отделяет религиозную деятельность от мирской жизни. Добрый справедливый поступок священен, как и молитва. Члены гильдии были связаны между собой не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого Бога. У них отсутствовал национализм в нынешнем его понимании. И не случайно, что к системе гильдий принадлежали и христиане, и иудаисты, местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульманин отправлялся в мечеть, христианин в церковь, иудей в синагогу. Такая веротерпимость — поистине выдающееся явление в истории цивилизации.

Основные потребности человека — в пище, одежде и жилье — в мусульманском мире удовлетворялись в соответствии с законами Шариата. В этом комплексе особое место занимает одежда. Мусульманские правила запрещают появляться на людях с открытыми частями тела, требуют обязательно закрывать их одеждой; за этим строго следили. Вследствие этого, везде, где побеждал Ислам, будь то африканский континент, Туркестан, Кавказ или Поволжье, мусульман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам.

Производимые ремесленниками предметы также должны были соответствовать мусульманским нормам и обычаям. Самым престижным ремеслом в мусульманских странах считалось ковроткацкое производство — ведь ковры были неотъемлемой принадлежностью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики, а также стеганые одеяла, круглые восточные подушки — митакка — под спину, под голову — создавали уют и красоту в доме.

Высокого уровня достигла техника обработки волокна, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Востоке и Западе их использовали при изготовлении географических карт. Переливающиеся разными цветами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских халатов и повязок на голову. Исключением было, когда высокие вельможи — эмиры, духовные лица — носили яркие халаты и чалмы (например, в Средней Азии).

Сегодня в мусульманских странах охотно покупается парфюмерная продукция Франции. В прошлом это было немыслимо. Парфюмерные изделия — многообразные сорта душистых масел — изготовляли из фиалок, лотоса, нарциссов, карликовой пальмы, лилий, белого жасмина, мирта, майорана и померанцевого корня. В Средневековье ароматные воды, приготовленные из лепестков розы, цветов пальмы, а также фиалковое и гвоздичное масла, привезенные из мусульманских стран, не имели себе равных.

Мусульмане прославились мастерством приготовления пищи из пшеничной муки и восточных сладостей. В древности для помола пшеницы широко применялись ручные мельницы, но уже в раннем средневековье в мусульманских городах, расположенных у рек, появились плавучие мельницы. А в иракском городе Басре даже взялись за разрешение проблемы, актуальной и для современной гидравлики, — строили мельницу, вращаемую отступающей во время отлива водой.

Развитие культуры, письменности немыслимо без производства бумаги. Китайская бумага, производимая в Китае и в Самарканде, существенно снизила цену на бумагу и практически вытеснила из употребления папирус и пергамент. Однако в заимствованную у Китая технологию изготовления бумаги мусульманские мастера внесли основательное изменение: они свели на нет зависимость производства бумаги от тутового дерева и бамбукового тростника, начав изготовлять ее из тряпья.

Бумажные фабрики имелись в разных городах, но к началу X в. основным центром производства бумаги оставался Самарканд. О культурном значении Самарканда в то время свидетельствует и дошедшая до нас шутка создателя алгебры аль-Хорезми, который извинял своего друга за то, что тот не писал писем, ибо жил далеко от Самарканда и бумага была ему не доступна.

Мусульманские города были центрами науки и культуры средневекового мира; они, как магнит, притягивали к себе ученых. В университеты мусульманской Испании — в Кордову и Севилью — приезжали учиться из Франции и Италии. Среди тех, кто стремился туда, были даже высокопоставленные религиозные деятели из Ватикана.

Согласно учению Ислама, Бог есть высший разум и мудрость, а человек — самое разумное и великое творение Бога. Неверие рассматривается как признак ущербности. Поиск истины, изучение Божественных и светских наук, распространение знаний, с точки зрения Ислама, — священный долг человека. Пророк Мухаммад говорил: «Тот, кто утаил знание от того, кто в нем нуждался, да будет на него адская узда в Судный день».

Умение писать и читать считалось даром Божьим, поэтому большим уважением пользовались переписчики и писцы. Переписчики и каллиграфы, владевшие арабской письменностью, состояли на службе у халифов, эмиров и султанов. На улицах и базарах мусульманских городов можно было встретить многочисленных писцов, которые обслуживали население — писали письма, составляли договоры и заявления. Хороший почерк и умение использовать различные виды письма ценились как высокое искусство. Многие произведения поэтов, философов и ученых древности и мусульманского Средневековья дошли до нас благодаря переписчикам.

Ценным качеством культурного человека признавалась хорошая память, необходимая для приобретения религиозных и научных знаний. Развитию памяти способствовало заучивание наизусть коранических аятов, чему в мусульманских учебных заведениях уделялось самое серьезное внимание.

Мусульманская культура неотделима от единобожия — монотеизма. Аллах — единый и единственный Бог. В соответствие с этим главным догматом Ислама должна быть приведена вся жизнь мусульманина, что предполагает единство ее духовных и материальных аспектов, единство религиозного и мирского.

Соответствующий пример дал сам Пророк Мухаммад. Когда ему строили жилье в Медине, то в соответствии с его пожеланием был создан новый тип постройки, отличительной чертой которого были колонны, поддерживающие потолок. Дом Пророка Мухаммада стал прообразом мечети.

Во времена раннего Ислама глашатаи, чтобы призвать людей к молитве, поднимались на крыши домов или другие высокие места. В дальнейшем для удобства стали строить высокие башни — минареты, которые примыкали к мечетям или же стояли рядом с ними. Таким образом, призыв к молитве как религиозный ритуал подтолкнул строителей и зодчих к созданию уникальных сооружений — минаретов, ставших символом поклонения Богу. В своих творческих поисках мусульмане отказывались от возведения таких молитвенных домов, где бы преобладали гладкие поверхности и прямоугольные формы (что было характерно для греческой архитектуры). Мусульманские строители создавали чудо-купола, арки, лепку, напоминающую пчелиные соты или сталактиты.

Мечеть — это прежде всего место для молитвы, духовного общения человека с Богом, поэтому мечети просторны и в них нет посторонних предметов, которые мешали бы совершению молитвы, поклонов, падению ниц.

Исламское искусство абстрактно отображает красоту и величие этого мира, установив запрет на изображение живых существ во избежание идолопоклонства. Ислам не допускает использование «образа» или «изображения» Бога в материальном воплощении — в виде статуи, портрета, иконы — в качестве украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов. Божественный, сакральный строй мироздания получает свое воплощение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения.

Мусульманские мастера достигли замечательных высот мастерства в искусстве орнамента. Им принадлежит заслуга создания арабески — нового типа узора, состоящего из пересечения и переплетения растительных фигур. Отличительной чертой арабески было и то, что в узор включались надписи арабскими буквами. Созданные таким образом орнаменты, основанные на точном математическом расчете и отличающиеся богатством фантазии, украшали молитвенные дома, административные и жилые здания повсюду, где утверждался Ислам.

В системе мусульманской культуры важное место занимает музыка, изучение которой считалось необходимым элементом образования. Классическая арабская музыка достигла своего расцвета в IX-XIII вв., чему содействовали покровительствовавшие искусству аббасидские халифы — правители Багдада. Мусульмане внесли значительный вклад в создание музыкальной теории и музыкальной терминологии, заложив основу развития арабской, турецкой, персидской музыки (в том числе мусульманских народов СНГ), что прослеживается в развитии музыкального искусства вплоть до наших дней.

В пору проникновения и распространения Ислама в регионы Евразии, в Среднюю Азию, на Кавказ, в Поволжье и Приуралье (VIII-X вв.) мусульманский мир находился на вершине своего подъема, достигнув высокого уровня экономического, научного и культурного развития. Приобщаясь к Исламу, народы СНГ и других регионов стали членами авра-амистической, монотеистической общины (миллат Ибрахим), которая наряду с мусульманством включает в себя иудаизм и христианство. Одновременно с изменением религиозных представлений менялись и их социально-экономическая, культурная жизнь, семейно-брачные и бытовые традиции.

Ислам повлиял и на жилищное строительство. Дома мусульман отличаются тем, что они ограждены стеной, чтобы не была видна со стороны внутренняя часть двора. Мусульманские жилые помещения делятся на две части — харим (от харам — «запрет», от того же слова — «гарем», где находятся женщины и дети и куда запрещено входить посторонним мужчинам) и общая гостиная.

Приняв Ислам, мусульманские народы СНГ и других стран Востока создали уникальные архитектурные сооружения — молитвенные дома, административные и общественные здания. Это новая мусульманская архитектура, которая обогатила культуру Востока и Запада. Народы, имевшие древние культурные традиции (например, населяющие Среднюю Азию), после принятия Ислама достигли такого уровня развития науки и культуры, которого они не знали раньше. Великий математик аль-Хорезми, философы — аль-Фараби, аль-Бируни, великий медик и философ Ибн Сина (Авиценна), известные комментаторы Корана и собиратели хадисов (изречений Пророка Мухаммада) — ат-Тирмизи, имам аль-Бухари, астроном Улугбек — внук великого полководца Тамерлана и другие ученые были представителями Средней Азии и территорий нынешнего СНГ.

Таким образом, культурные и экономические связи Европы и Азии, стран СНГ уходят корнями в глубину веков, а мусульманская культура уже со времен Средневековья является неотъемлемой частью великой цивилизации Евразии. Без знакомства с ней невозможно и понимание сути мировой культуры.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Джон Грей.
Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Е. В. Черезов.
Техника сельского хозяйства Древнего Египта

Самюэль Крамер.
Шумеры. Первая цивилизация на Земле

В. М. Запорожец.
Сельджуки
e-mail: historylib@yandex.ru