Эта книга находится в разделах

Список книг по данной тематике

Реклама

Гасым Керимов.   Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности

Исламская концепция чистоты и опрятности и методы очищения от нечистоты

В изучении мусульманской религии чрезвычайно важным является изучение исламских понятий «чистого» и «нечистого» в природе и мире живых существ. С этими понятиями связан ряд исламских запретов, порицаний, неодобрений и т. д. Исламское понятие «чистого» и «нечистого» оказывает глубокое влияние на быт и сознание верующих мусульман.

Шариат считает кяфира нечистым наравне с собакой и свиньей. А в Коране говорится: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники — нечистота» (9:28). В быту мусульмане часто отождествляют христиан и иудеев с многобожниками, называя их кяфирами. Как верно отметил французский востоковед А. Массэ, под влиянием приведенной суры Корана мусульмане-шииты тщательно избегают всякого соприкосновения с немусульманами, доходя до того, что разбивают посуду, к которой те прикасались53.

Запрет Ислама принимать в пишу свинину и отказ от алкогольных напитков — не просто следствие вкуса. Хотя ни Коран, ни Шариат не дают какого-либо объяснения, откуда происходят эти запреты, поскольку с точки зрения религии то, что запрещено Богом, само собой очевидно, однако опыт и различные исследования показывают, что ни к чему плохому следование этим запретам не приводит. Напротив, то, что было запрещено 14 веков назад и что казалось при том уровне развития науки необъяснимым, сегодня кажется очень мудрым. Таким образом, Ислам свел в одно, соединил представление о чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого (угодного и неугодного Аллаху). При этом к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек.

В сознании верующего мусульманина откладывается, что если свинина и алкогольные Напитки являются нечистыми, то и те, кто их употребляет в пишу тоже становятся нечистыми. Естественно не зная мусульманского учения о чистом и нечистом, Трудно понять психологию верующего мусульманину Ислам же не только выдвигает концепцию чистого и нечистого, но и разрабатывает способы очищения

Не все, конечно, что касается шариатских понятий чистого и нечистого, как и способов очищения заключает в религиозную оболочку то, что задолго до его появления считалось в народе чистым и нечистым. Шариат предвосхищает достижения и медицинских, и химических наук, поскольку практически все исследования показывают пользу пищевых и гигиенических предписаний Ислама с другой стороны, Ислам свел в одно, соединил представления о материальной чистоте и гигиене с религиозным понятием чистого и нечистого (угодного и неугодного Аллаху). Так, к числу нечистого причислены им как животные отходы, так и неверующий человек по Шариату к нечистому (наджасатп) относятся -

- моча;

- кал;

- сперма;

- мертвечина, труп;

- кровь;

- собака;

- свинья;

- кяфир;

- вино;

- пиво и другие хмельные напитки;

- пот нечистых животных;

- пот животных, которые питаются нечистотами.

Предубеждение Шариата против человеческих и животных отходов не ново, оно было свойственно людям задолго до возникновения Ислама. Правила гигиены в Шариате получают интерпретацию, связанную с их религиозным обоснованием.

Шариат особо предупреждает мусульман, чтобы они опасались крови как одной из главных нечистот. Кровь человека и животных считается нечистой. Ягнята и овцы, которых подкармливали молоком свиней, также считаются нечистыми. Из запретов Шариата известно, что до возникновения Ислама в некоторых странах Ближнего и Среднего Востока лошадей подкармливали жареной свининой, а ягнят — молоком свиней. Этот обычай был запрещен Шариатом.

Если при убое животного кровь попала во внутренности, она остается нечистой, но мясо считается съедобным. Если кровь обнаружена в яйце, употреблять его в пищу запрещено (если кровь находится в желтке и тонкий слой скорлупы не поврежден, белок яйца считается чистым). Если во время дойки молока в нем окажется кровь, молоко считается нечистым, и чистым его не сделает даже кипячение. Шариат предостерегает даже против проглатывания слюны, если в нее попала кровь из десен. Если от удара произошло кровоизлияние под ногтями или под кожей, синяк этот не связывается с кровью, но если на коже образовался порез, то по возможности требуется очиститься от крови.

Если при приготовлении пищи в нее попадает кровь, то вся пища становится нечистой, и ни кипячение, ни огонь не могут сделать ее чистой.

Относя неверного — кяфира — к числу «нечистот», Шариат выдвигает концепцию о том, кого можно считать неверным. Вопрос этот крайне важен, ибо в нашей литературе термин «кяфир» трактуется часто неправильно. Если кратко, то по Шариату кяфиром считается «тот, кто отрицает Бога или дает ему соучастника (ширк), не считает Мухаммада посланником и пророком или же отрицает обряды Ислама».

С точки зрения Корана и Шариата, христиан и иудеев нельзя считать «неверными». Когда в наших энциклопедических и толковых словарях утверждается, что кяфир — это «неверный», то это правильно. Но когда следует добавление, что кяфир — немусульманин, то это неправильно, поскольку христиане и иудеи тоже немусульмане, но их нельзя считать «неверными» с точки зрения Шариата. В первоначальном Исламе, особенно в Коране, отсутствует понятие абсолютного неверия, безбожия, атеизма в нашем понимании. Такое понимание появляется в Исламе лишь после арабских завоеваний и ознакомления му-сульман с древнегреческой, индийской, персидской философией и общественной мыслью других народов. Язычество Коран не считает религией, отсюда и понимание язычников как неверных. Авраам, Моисей и Иисус, по Корану, были ханифами, т. е. признающими единого Бога, поэтому христиан и иудеев нельзя считать кяфирами.

Вопрос, в каких случаях христиан и иудеев можно считать кяфирами, восходит к правовым нормам и проблемам войны и мира в Исламе. Почему же среди некоторых мусульман бытует представление, будто христиане и иудеи также являются кяфирами?

Здесь нужно отметить следующее. Если в мирное время, на основе Корана и канонического Ислама, христиане и евреи, проживающие в мусульманских странах, находятся под защитой закона и имеют право свободного отправления религиозных обрядов, именуясь последователями единого Бога и «людьми Священного Писания», то в том случае, когда народы этих вероисповеданий ведут войну с мусульманами в целях искоренения Ислама и захвата мусульманской территории, мусульманское право приравнивает их к неверным — кяфирам и допускает их истребление.

По закону Шариата, нечистыми считаются все алкогольные и хмельные напитки, как и все жидкости, подверженные брожению. В современных условиях Шариат допускает использование жидкостей, содержащих хмельное, например, лаков, красок для изготовления мебели. Если виноград или виноградный сок находятся в состоянии брожения, они считаются нечистыми и их запрещено употреблять в пишу. Сок доведенных до кипения хурмы, фиников, кишмиша считается чистым и пригодным к употреблению в пишу, но по Шариату лучше остерегаться и его из опасения, что во время кипения хурма, кишмиш, финики могут прийти в состояние брожения. Хмельной напиток, полученный из ячменя и называемый пивом, считается нечистым. Однако напиток, получаемый из ячменя врачом и называемый ячменной водой, по Шариату считается чистым.

За всю историю существования человеку не удалось добиться строгого соблюдения запретов на хмельное. Даже некоторые мусульмане, несмотря на запреты Шариата, употребляли и употребляют алкогольные напитки.

Шариатские методы очищения от нечистоты. Выше мы говорили, что, выдвинув концепцию чистоты и нечистоты, мусульманское учение предлагает формы и методы очищения. Эта проблема является очень важной, поскольку Шариат соединяет известные человечеству правила гигиены и санитарии с методами очищения от религиозного осквернения. Например, согласно Шариату, одежда, упавшая в грязь, и неверующий человек одинаково считаются нечистыми. Способы же очищения по Шариату таковы: чтобы очистить загрязненную одежду, ее необходимо вымыть водой или протереть сухим песком, или сделать влажной, а затем высушить под солнцем (вполне понятные и давно известные человеку методы чистки); что же касается очищения человека, которого Шариат причислил к категории нечистых, потому что он неверующий, то этот человек произносит известную формулу: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха» (т.е. он принимает Ислам) и становится чистым.

Шариат предлагает 11 способов очищения от нечистоты. «Очистителями» (мутахарат, от арабского слова таххара, что означает и «очищение», и «религиозное омовение») могут служить:

- вода;

- земля;

- солнце;

- истихала (превращение, метаморфоза);

- испарение;

- интикал (перемещение);

- Ислам;

- природа;

- исчезновение источника нечистоты.

Десятый способ очищения — это очищение животного, которое питалось нечистотой, и одиннадцатый — исчезновение мусульманина54.



Первым очистителем от нечистоты Шариат называет воду, и это не случайно. Вода является священной, особенно в условиях Аравии, где огромные территории заняты безводными пустынями. В Шариате вода делится на две категории: вода мутлак и вода мудаф. Вода мудаф — это жидкость, являющаяся смесью различных «соков» или с наличием примесей пли взвеси. Вода мутлак не содержит указанных смесей и делится на пять категорий:

- вода обильная;

- скудная;

- проточная;

- дождевая;

- вода из колодца.

Кроме того, Шариат часто ссылается на совесть правоверных. Если они утверждают, что вода чистая, им можно верить. Далее в законах Шариата утверждается, что если возле текущей речки образовалась стоячая вода и она связана с речкой, вся вода считается проточной и чистой.

Для использования воды как одного из главных средств очищения в Шариате разработаны особые методы.

Вода, которая используется для очищения от нечистоты, должна быть мутлак (без примеси), чистой и не должна иметь постороннего запаха, вкуса и цвета. Испачканную посуду необходимо полоскать три раза в обильной воде и один раз в проточной. Посуду, из которой ела или которую облизывала собака, Шариат (согласно джа'фаритскому мазхабу) требует тереть песком и полоскать два раза в стоячей воде и один — в проточной. Посуду, в которой содержалось вино, необходимо полоскать семь раз. Вещь, загрязненную мочой грудного ребенка или молоком безбожной женщины, Шариат требует полоскать в воде и держать под струей.

Если на поверхности земли имеются нечистоты и нет возможности провести по ней проточную воду, стоячая вода не может очистить ее. Если же на это место насыпать щебенки или песка и стоячая вода поднимется вверх — сквозь песок или щебенку, — эта вода считается чистой, а оставшаяся под песком и щебенкой — нечистой.

Использование земли и песка для очищения от нечистоты не является исключительно исламским. Арабы и другие народы жарких районов еще в глубокой древности знали очистительные свойства земли, особенно песка, закаленного под лучами солнца, обладающего свойством убивать микробы. И сейчас на Востоке сохраняется обычай мыть посуду песком и пеплом. Закаленный песок используют также для очищения одежды от пятен. Песок, используемый для этого, должен быть чистым и сухим. Земля и песок являются хорошим средством и для чистки пятен на обуви. Для этого Шариат рекомендует сделать не менее 15 шагов по нему. Использование солнечных лучей — также один из самых древних, существующих на Востоке способов очищения от нечистоты.

Для того чтобы солнечные лучи очистили нечистоту, Шариат требует загрязненную вещь сделать влажной и затем поставить под лучи солнца. По утверждению Шариата, сухая нечистота под лучами солнца не становится чистой.

Истихала — переход вещества из одного состояния в другое — также используется Шариатом как метод очищения от нечистоты. Этот метод Шариата содержит элементы химии и физики. В Шариате утверждается, что путем превращения (истихала) вещь или живое существо становятся чистыми. Например, грязная палка под воздействием огня сгорает и превращается в пепел — становится чистой. Если вино само по себе или после прибавления в него соли превратится в уксус, оно становится чистым.

Выше было сказано, что лучи солнца, высокая температура, воздействие огня способствуют удалению нечистоты. Сюда следует добавить и кипячение. Народы с древнейших времен знали, что для того чтобы сохранить пишу от порчи, необходимо ее прокипятить.

Особое внимание Шариат обращает на процесс кипячения винограда. Пока не испарится 2/3 виноградного сока, посуда, в которой варится сок, и шумовка, с помощью которой помешивают кипящий виноград, и все, что прикасается к кипящему винограду, считается нечистым. Если что-либо съестное попадает в кипящий виноград, оно также становится нечистым.

Шариат предлагает еще один способ очищения от нечистоты, также известный в общечеловеческой практике. Это так называемый табиат (природа). Метод этот вытекает из рассуждения, основанного на причинно-следственной связи. Например, посуда, в которой хранится вино (нечистое), считается также нечистой, но если это вино превращается в уксус, то эта же посуда становится чистой.

В число очистителей Шариат включил религию — Ислам. Так, по Шариату, кяфир (неверный), только что вымывшийся в бане и надевший совершенно чистое белье и верхнее платье, все равно остается нечистым, с духовной точки зрения, потому, что он неверующий. Если же тот же человек принимает Ислам, то он становится чистым.

Правила Шариата об очищении от нечистоты соответствуют тысячелетнему опыту и практике народной медицины и традиции народов мусульманского Востока. Но к этим методам следует подходить так, чтобы не смешивать элементы народной медицины и духовно-исламские представления.



53Массэ А. Указ. соч., 139
54Буруджерди. Указ. соч., вопр. 149.
загрузка...
Другие книги по данной тематике

Уильям Куликан.
Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов

Пьер Монтэ.
Египет Рамсесов: повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов

Сирил Альдред.
Египтяне. Великие строители пирамид

Рафаэла Льюис.
Османская Турция. Быт, религия, культура

В. М. Запорожец.
Сельджуки
e-mail: historylib@yandex.ru